На главную О Грузии Храмовая архитектура Грузии
Храмовая архитектура Грузии
Этот текст - пособие по ориентации и систематизации. Здесь рассказано про архитектуру Грузии  - что и где и когда было построено. Построено было много, поэтому текст получился большой. Да еще и с картинками.
 
 
* * *
История грузинской храмовой архитектуры насчитывает примерно 1500 лет, а точнее 1539 лет (на настоящий момент). Эта эпоха делится на отдельные периоды со своими особенностями. При этом, в отличие от российской, грузинская была более консервативна, почти не вдавалась в эксперименты, и храм VI века не всякий отличит от храма XVIII века. Грузия не знала готики (хотя и приблизилась к ней), барокко, да и модернизм особенно не прижился.
 
Можно условно разделить историю архитектуры на несколько фаз: 1. Ранняя эпоха (до Х века), 2. Переходная (Х век) 3. Классическая и 4. Поздняя.  
 
Из сохранившихся храмов самый ранний был построен в 477 году, хотя есть претенденты на более раннюю хронологию. Храмов языческой эпохи не сохранилось, хотя есть что-то, претендующее на принадлежность к зороастризму. От языческих храмов кое-где остались только фундаменты, по которым сложно что-то определить. Крупнейший - это, наверное, фундамент зороастрийского храма около монастыря Некреси.

Зороастрийский храм в Некреси
Остатки зороастрийского храма в Некреси
Христианские храмы в Грузии стоились двух типов – базилика и купольный храм. Базилика, если кто не в курсе, это такое четырехугольное здание с двускатной крышей. Пространство базилики можно разделить колоннами на три или две части и получится трехнефная или двухнефная базилика. Если разделить пространство на три части стенами, то получится так называемая трехцерковная базилика.
 
Базилика - исторически самая ранняя форма храма. Существовала ещё форма ротонды, но такие встречаются только на территории Кавказской Албании и в Болгарии. В Грузии ротонд не строили никогда. В VI веке в мире появляются храмы крестового типа, которые обычно имеют купол, то есть, являются купольными. Со временем доминирующим станет крестово-купольный храм, по грузински - ჯვარულ-გუმბათოვანი (джварул-гумбатовани).
 
Есть и гибриды: например, храм Рождества в монастыре Шио-Мгвиме был построен как купольный, потом купол разрушился и храм достроили как базилику. Успенский собор в Хобском монастыре - редкий случай крестового храма: здесь нет купола, но все же он не базилика.
IV - V века
Крещение Грузии произошло в 327 году и первый храм построил царь Мириан – непосредствено на территории своего сада в  Мцхете. Это был знаменитый Светицховели, от которого не осталось совсем ничего и даже трудно предположить, на что он был похож. Вторым храмом стал храм Самтавро в Мцхете – он тоже не сохранился. В конце V века царь Вахтанг Горгосал перестроил Светицховели, и в итоге появился новый храм, причем вроде бы чуть южнее первоначального. От того древнего храма уцелели некоторые колонны и даже целые арки, которые до сих пор видны в этом храме.
 
Счиатется, что царь Вахтанг возвёл несколько храмов в центральной Грузии - собор в Никози, собор в Руиси, храм в метехи и что-то ещё. Все эти храмы были потом перестроены.  
 
От тех далеких веков полностью сохранился всего один храм – Болнисский Сион 477 года. Определенно строились и другие храмы. Например, есть версия, что одно из сооружений в монастыре Некреси построено в IV веке. Выглядит оно вот так:

Как видите, храм очень маленький. Говорят, что все храмы той эпохи были именно такие – туда помещался священник, еще 1-2 человека и все. То есть, храм выполнял функцию крыши над престолом. Есть еще один храм, претендующий на IV век – это небольшая часовня около села Зегаани (район Гурджаани).
Он тоже маленький. Храмы того времени были явно немногочисленны и многие потом были перестроены. Например, примерно в 390 году был построен храм в Цилкани, позже перестроенный. В 472 году предположительно был построен храм в селе Самтависи. От него остались только отдельные фрагменты под современным самтависским собором.

В монастыре Старая Шуамта сейчас находится базилика, тоже претендующая на V век.
VI-VII века
Это интересная эпоха. Во-первых, это эпоха персидской оккупации. Храмы в то время строились в глухих труднодоступных местах, особенно это касается VII века. По сей день их найти довольно сложно. Все храмы этого времени засунуты куда-нибудь вглубь ущелья. Их почти никогда не видно издалека.
 
В это время на далекой западной окраине, в царстве Абазгия, в 534 году была построена Цандрипшская базилика. Но это событие новой эпохи не открыло.
 
В те же годы, где-то после 532, в Тбилиси царь Дачи строить базилику Анчисхати. Как и предшествующая ей Цандрипшская, она тоже не открыла новой эпохи.
 
Одновременно это время пришествия ассирийских отцов и, как следствие, распространения монашества. Куполные храмы этой эпохи легко узнаваемы: они обычно приземистые, с небольшим куполом, и купол этот или сферический или имеет форму очень плоской пирамиды. Класическая грузинская высокая пирамида (шатер) еще не появилась. И хотя в Византии это была эпическая эпоха Юстиниана, особого влияния на архитектуру Грузии она не оказала, разве что на западе страны. Грузинские храмы все же не похожи на византийские.
 
Кроме купольных храмов, которые сложны и единичны, в Грузии строили множество маленьких базилик. Они очень просты по конструкции и их очень трудно датировать. Считается, что сама древняя трехцерковная базилика - это храм в селе Квемо-Болниси. 
Храм в Квемо-Болниси
Трехцерковная базилика в Квемо-Болниси
Самым ранним купольным зданием считается храм Иоанна Крестителя в Шио-Мгвимском монастыре. Это здание было построено между 560 и 580 годами. Претендентом на более ранний срок может быть храм в кахетинском селе Карданахи. Сейчас он полуразрушен. Считается, что это VI век, но точных датировок нет. Шиомгвимский храм интересен исторически, но хитро встроен в другие постройки, так что его трудно оценить визуально.
храм  Иоанна Крестителя
Где-то в то же время был построен храм Дзвели Гавази в кахетинском селе Ахалсопели. Он считается первым в истории грузинской архитектуры тетраконхом, то есть представляет в плане крест с закругленными апсидами. Сейчас этот храм - редкий пример храма на восточной стороне алазанской долины. Через несколько лет около современного Сагареджо, в селе Ниноцминда, будет построен кафедральный собор в форме все того же тетраконха. Он не сохранился целиком до нашего времени, но кусок стены сейчас можно увидеть.
Собор в Ниноцминда
Собор в Ниноцминде 
Мы не знаем, кто был предшественником этих храмов. Такого типа круглых тетраконхов больше не строили и в истории грузинской архитектуры они стоят особняком. Ниноцминду показывают всем туристам, едущим в Сигнахи, но почти ничего не говорят о её странном месте в истории грузинской культуры.
 
В это самое время Византия создает в Армении Аванский католикосат - православный, оппозиционный армянской церкви (монофизитам). Так как в монофизитской среде существовала мода на базилики, то аванский католикос построил принципиально новый тип храма - прямоугольный тетраконх - сейчас он находится на окраине Еревана и называется Аванский собор. Определённо, уже с него скопировали два храма: вагаршапатский храм Св. Рипсиме и знаменитый храм Джвари около Мцхеты.
 
Джвари построен в те годы, когда Грузия еще была монофизитской, хотя и дрейфовала плавно обратно в православие (халкидонство). В 610 году отказ от монофизитства станет полным и Двинский собор армянской церкви постановит прекратить общение с грузинскими христианами. Культурно-идеологические пути Армении и Грузии с этого момента разойдутся. Возникает вопрос - был ли Джвари принципиально халкидонским типом храма, был ли он своего рода символом возвращения в православие, или это никак не связанные вещи?
 
Именно в эти годы в Грузии оживится храмовое строительство.

Около 630 года строится Атенский Сион, почти полностью копирующий Джвари. У него такой же восьмигранный барабан купола, как у Джвари, и он тоже тетраконх с угловыми квадратными камерами. 
Атенский Сион
В Кахетии в эту эпоху был построен храм в монастыре Старая Шуамта. Точных датировок нет, но VII век в нем узнается сразу. Другой кахетинский храм того времени - храм Святой Троицы в монастыре Икалто. Интересно, что храм Джвари имеtт купол почти круглой формы, в византийском стиле того времени. Купол Атенского Сиона - уже пирамидальный. А храм в Шуамте в советское время имел купол-пирамиду, а сейчас он выглядит как в Джвари. 
 
Та эпоха породила еще несколько тетраконхов, которые дошли до нашего времени в сильно переделанном виде и дата постройки которых точно не известна: это  Успенский собор в монастыре Чкондиди и Манглисский Сион.
 
Почти одновременно с атенским храмом, ориентировочно в 626 - 635 годах строится собор в селе (или городе) Цроми. Цромский собор - это новая фаза грузинской архитектуры. Впервые купол стал опираться на столбы. Впервые появились высокие ниши на восточном фасаде. А главное - он очень большой, что странно для той нестабильной и переходной эпохи.
 
Цромский собор
Других храмов тех же лет в Грузии нет, зато их немало в Армении. Почти одновременно с Цромским собором строился армянский храм Святой Гаянэ в Вагаршапате, а чуть позже - собор Эчмиадзин, оба с подкупольными столбами, как и Цроми. Можно только гадать, откуда взялось такое внезапное увлечение подкупольными столбами и кто же первый придумал такое новшество.
 
Примерно через 20 лет случится одно важное событие, хотя и не в Грузии - в армянском Вагаршапате усилиями католикоса Нерсее (халкидонита) будет построен храм Звартноц. Он построен как тетраконх с галереей вокруг. Храм станет весьма знаменит и впоследствии породит много подражаний, в том числе и в Грузии.
 
А в самой же Грузии в этом же веке будут построены еще две базилики: в монастыре Ркони и в городе Дманиси.
Дманисский Сион
Базилика в Дманиси
В этот же период, не очень понятно, когда именно, был построен храм Анчисхати в Тбилиси. Он тоже имеет вид базилики. 

В западной Грузии в эту эпоху был построен собор Дранда, который очень похож на тетраконх, но всё же не является таковым в строгом смысле слова.
 
Что интересно. Храмы Грузии того времени имеют купол в форме шатра (пирамиды). В Византии такого не было. Есть версия, что это  влияние персидской зороастрийской архитектуры. Пирамида считалась священным символом огня – сейчас этот элемент можно видеть на храме Атешга в Баку. Видимо, до хрисианизации в Закавказье было построено много зороастрийских храмов с такими куполами. Ни один из них не сохранился.
VIII - IX века
Это своего рода «темный век» грузинской архитектуры. В 735 году арабский полководец Мерван прошелся по стране, разрушая все подряд. Эффект был подобен монгольскому нашествию на Россию – строительство прекратилось надолго. В центральной Грузии образовался Тбилисский Эмират, который просуществовал 400 лет. Странно, что от того периода не сохранилось ни одной мечети.

Храмов той эпохи совсем мало и они находятся на окраинах Грузии. Некоторое  оживление произошло в Кахетии, которая осталась в стороне от нашествия. Чуть позже началось строительство в Тао-Кларджети – но все эти храмы сейчас находятся в Турции. В X веке началось строительство в Абхазском царстве.

Странное исключение из общего правила: в 777 году в центральной Грузии был построен большой Сионский Собор в Самшвилде. Это был ну очень большой купольный храм, который сохранился в виду руин. Складывается ощущение, что это самый первый из крупных грузинских храмов.
Самшвилдский Сион
К кахетинским храмам того времени относится странный двухкупольный храм Квелацминда (Всех Святых) около Гурджаани.
Квелацминда
Интересно, что к этой эпохе относят сооружение храма Святого Духа в монастыре Икалто. Если датировка верна, то это первый (или почти первый) храм с классическом грузинском стиле. То есть, с высоким барабаном и высоким шатром.

В VIII веке появляется несколько храмов, точно не датированных: храм Святой Девы в монастыре Некресихрам Кветера на месте несуществующего сейчас города, Руисский собор и небольшой храм в монастыре Убиса в Имеретии. Впрочем, Кветера обычно датируется первой половиной X века. Этот храм заметно отличается от всех современных ему храмов. Он изящнее всего, что строилось в ту эпоху. Он очень близок по типу к собору Ниноцминда.
 
Кветера
VIII век стал "темным веком" грузинской архитектуры. Центр региона занимал Тифлисский эмират, на западе Кахетия еще не накопила ресурсов, так что строили в основном на западе, в Абхазском царстве. Примерно в 819 году, всего через 10 лет после переноса столицы в Кутаиси, царь Феодосий II строит в Хони собор Святого Георгия в виде базилики. Он сохранился по сей день, хотя и забыт почти всеми.
 
Хонский собор
Хонский собор
X век
В X веке началась новая эпоха. Тбилисский эмират уменьшился в размерах, образовались новые армянские и грузинские государства, и сразу же стали появляться храмы. Технологии, похоже, заимствовались у армян, которые к тому времени накопили побольше опыта в этом деле. Около 915 года кахетинцы завоевывают царство Эрети (еще монофизитское) и превращают Кахетию в мегаимперию, которая тянулась от Дарьяльского ущелья до Шеки. Примерно между 915 и 918 годами кахетинский царь Квирике строит весьма большой по тем временам храм в монастыре Хирса. Этот храм дожил до неших дней в сильно перестроенном виде.
 
Период Х века нежно любим исследователями архитектуры. Это была эпоха экспериментов и поисков. Каноны ещё не устоялись, поэтому почти каждый храм той эпохи уникален. Все необычные храмы построены именно в эту эпоху. 
 
Первым архитектурным экспериментом стала перестройка храма в монастыре Ишхан, который построили армяне в VII веке, но он сильно пострадал в арабскую эпоху. Вслед за этим был восстановлен собор Бана - вроде бы тоже построенный армянами.  Уже после этого начинается бурное строительство. Причём сразу везде, включая Абхазию.

Почти все храмы в Тао-Кларджети относятся именно к этому периоду. После 950 года строится монументальный собор в Ошки, первый из четырех "Великих Кафедралов". До 978 года появляется храм в Пархали, в то же время - монастырь Хахули. В середине века был построен храм Долискана и в неопределенный момент века - храм Отхта в виде базилики. Сейчас все эти храмы находятся на территории Турции. 
 

Храмы Тао-Кларджети

Собор Бана
Собор в ОшкиХрам Долискана
Церковь Отхта
Бана
Ошки
Долискана
Отхта

В это же время началось строительство в Абхазском царстве, которое присоединило к себе Эгриси и Имеретию и теперь имело достаточно ресурсов для любых проектов. Вплоть до того, что абхазские цари засылали миссионеров на Северный Кавказ и строили там храмы. Если кто слышал про Зеленчукский храм (Св. Георгия) в Карачаево-Черкесии, то это один из них.
 
В середине века перестраивается Успенский Собор в монастыре Чкондиди, в 950-е годы - Успенский Собор в селе Моква (сейчас район Очамчира). Чуть позже, в 964 году абхазский царь строит храм Кумурдо (район Ахалкалаки). Это один из примеров сохранившейся юго-западной грузинской архитектуры. В том же веке, или в начала или в конце, был построен и храм в селе Лыхны. Это были лучшие годы абхазской архитектуры - такого количества храмов в этом регионе не строили никогда после. Царство Картли находилось в то время в подчинении  Абхазского царства, и в 960-е годы в селе Дирби был построен небольшой однонефный храм, который превратился со временем в монастырь Дирби. Кризис 970-х годов сильно тряхнул Абхазское царство и привёл к смене династии с абхазской на грузинскую, но традиции не угасли - первый царь новой династии построил Успенский Собор в абхазском селе Бедия.
 
Эта эпоха породила так же несколько странных исключений из общей схемы. В Кахетии, на территории не существующего ныне города Бочорма был построен храм Святого Георгия в виде шестиапсидного здания. Примерно в те же годы построен еще более странный восьмиапсидный Собор в Кацхи.
Тромпы и паруса
Х век стал в архитектуре важным пограничным веком. В это время вымерла такая архитектурная деталь, как тромп. Это такая маленькая арочка, которая превращает четырехгранник храма в восьмигранник и позволяет построить купол. Например, купол храма Теловани (VIII или IX век) стоит на классических тромпах. В Х веке постепенно появляются паруса. В храмах Х века тромпы остаются просто в силу привычки. Они едва заметны и не функциональны. Примеры таких храмов - Долискана, Кацхи, и Бочорма.
 
Это довольно важный архитектурный элемент, и вот вам схемка для визуализации. Справа - купол на тромпах (сквинчах), а слева - на парусах (пендативах). Могу ошибаться, но складывается ощущение, что паруса - технология весьма близкая к готике.
 
pendentiv2.jpg
 
Если вы видите храм VIII века и ранее, то он всегда будет на тромпах, если XI и далее, то всегда на парусах, а если храм IX - X веков, то ту всё непредсказуемо.
XI - XII - XIII
В Грузии это был «Золотой Век», что проявилось и в архитектуре тоже. В это период построено всё великое и знаменитое.  В 978 году царь Картли получает по наследству Абхазское царство, затем Тао-Кларджети, затем подчиняет Кахетию и завершает объединение Грузии. Сразу же начинаются стройки. Про собор в Бедия мы уже говорили. Через несколько лет, в 1003 году возводят грандиозный храм Баграта в Кутаиси. В 1010-1014 годах строится храм Никорцминда, не очень большой, но все же эффектный и весьма знаменитый своей резьбой по камню. У этого собора уникальная для Грузии планировка - он имеет пять апсид. Примерно как Кумурдо, но в несколько иной композиции.
 
Никорцминда
Никорцминда
Примерно тогда же сооружается храм Марии в монастыре Кинцвиси, который сейчас сильно порушен.

В 1029 году был закончен храм Светицховели в том виде, который мы можем наблюдать сегодня. Через год будет построен собор Самтависи – он очень похож на предыдущий, но более интересно украшен. Этот собор стал своего рода эталоном и символом эпохи. В то же время сооружается собор в Алаверди. Все эти три собора велики размерами, но Алавердийский велик особенно. Долгое время это был самый высокий собор в Грузии. Алавердийский собор стал четвертым и последним "Великим Кафедралом", причем он построен в форме "триконха", как и первый из кафедралов - в Ошки.
В XII веке строительство продолжается. Около 1100 года строится храм Богоматери (тогда еще купольный) в Шио-Мгвимском монастыре, через  12 лет освобождается Тбилиси и возводится Сионский Собор в современном виде. В 1125 году в Имеретии строится монастырь Гелати и его собор Рождества Богородицы.

К этому же периоду времени относят сооружение Тирского монастыря около Цхинвали. Он очень похож на Гударехи, хотя и предшествует ему хронологически.  Сейчас это территория Южной Осетии.
 
Вроде бы именно в это время возводится Метехский собор Рождества Богородицы в центре Тбилиси. Почему-то обстоятельства появления этого заметного храма, как и точно время его постройки, уже утратились.
 
В XIII веке пришли монголы, но до их появления успели построить довольно много. Причем мода на грандиозное прошла. В эти годы строят в основном небольшие храмы в провинции: монастырь Бетания, храм в Церакви, храм Николая Чудотворца в Гелати, храм Святого Николая в монастыре Кинцвиси, храм Богородицы в Метехи,  монастырь Тимотесубани в Боржомском ущелье, монастырь Питарети и собор Эртацминда в одноимёном посёлке. И под самый конец эпохи последние два творения: монастырь Гударехи и монастырь Цугругашени (оба в 1222 году). Первый больше знаменит своей колокольней (1278 года), второй - резьбой. Странно, что храм монастыря Гударехи представляет собой относительно несложную базилику, вопреки устоявшейся моде на купольные храмы. 
 
В 1184 - 1185 году был перестроен и расширен Успенский храм, который в тоге превратился в знаменитый монастырь Вардзия. В истории грузинской архитектуры он стоит несколько особняком - это пещерный монастырь, без фасадов и куполов, инженерных решений там практически нет ни одного, разве что хитрая система водоснабжения.
 
Грузинский Золотой Век стимулировал строительство не только в Грузии. С 1118 года в состав Грузинского царства входит Северная Армения, а чуть позже и вся остальная Армения, и там тоже начинается массовое строительство храмов. Создаются храмы и целые храмовые комплексы Ахтала, Ахпат, Санаин, Гошаванк и многие другие. Причем с появлением монголов армянское строительство не затихает.
XIV - XV - XVI - XVII
 
В 1236 году пришли монголы и разрушили в Тбилиси Метехский храм. Это событие разделило историю грузинской архитектуры на "до" и "после". С этого момента строили очень мало, зато много всего восстанавливали. Например, Метехский храм восстановили только в 1278-1279. И все же строительные технологии не погибли совсем, как это случилось в России. Кое-что строили. Мало, редко, но строили. Заказчиками как правило были частные лица. Так, тбилисские армяне построили храм Сурб Геворк в 1251 году. Возможно, армяне же построили в Тбилиси храм Верхняя Бетания.

 

архитектура монгольской эпохи



Хобский монастырь
Сурб Геворк
Верхняя Бетания
храм Метехи
 Хобский монастырь

 

Кое-что строилось там, куда не дошли монголы, туркмены и тимуровцы. Около 1300 года Бека Джакели строит  церковь Св. Саба в монастыре Сапара около Ахалцихе. В то же время был построен Успенский собор в Хобском монастыре (в Мегрелии) - как уже говорилось, это редкий случай крестового некупольного храма.
 
Эпоха конца XIII века отметилась интересной серией построек - в эти годы внезапно возникла мода на отдельно стоящие колокольни. Их построили разу несколько: при ремонте Вардзии (частично порушена), в Гударехи, в Тири, в Самтавро, в монастыре Гелати, в Сапаре, Зеленом монастыре и вроде бы в Хоби. Если видите такую колокольню - смело датируйте её концом XIII века.
 

Чуть позже в горах около Казбека будет построен Троицкий храм, еще известный как Гергети. Это самый высокогорный из крупных грузинских храмов. На другом, западном, краю Грузии примерно в эту эпоху будет построен крупный Спасский собор в городке Цаленджиха.
 
В XV веке был восстановлен Руисский собор.
 
В XVI  веке строили совсем мало. После 1520 году кахетинская царица Тинатин построила храм в монастыре Новая Шуамта, и в 1565 году её муж, царь Леван, построил в Греми кирпичный храм Архангелов, существующий по сей день. 
Замок  Греми
XVII-й век стал веком катастроф для грузинской архитектуры. В этот период почти ничего не строили, и даже более того – многое было разрушено. В 1625 году приняло ислам княжество Самцхе, что привело в упадок все храмы и монастыри юго-запада (в их числе и монастырь Зарзма). В этом же веке был взорван храм Багарта в Кутаиси и Самшвилдский Сион. В 1614 персы разрушили храм Богоматери в Шио-Мгвиме, в 1615 – разрушили Давид-Гареджи, в 1616 перестал действовать монастырь Икалто.  В 1615 году был сровнен с землей кахетинский город Греми вместе со всей его архитектурой. 
 
В этот период культурный кризис накрыл и Абхазию. Она избежала нашествия персов, туркмен и турков (турки заходили сюда лишь изредка), но её культурно завоевала Черкесия. Христианство вымерло, храмы опустели и начали рушиться. Епикопства закрылись, митрополит Абхазский уехал в Гелати.
 
За все столетие в Грузии было построено всего несколько храмов. Два из них в замке Ананури: храм Девы Марии, построенный в начале века и Успенский храм, построенный в 1674 году. Третий - практически никому не известный храм в селе Мчадисджвари, что характерно - находящийся на земле Арагвских эриставов, как и ананурские храмы.
Ананури
Успенский храм в Ананури 
Зато огромное количество храмов было отреставрировано. До сих пор даже на стариных храмах можно видеть кирпичные вставки - это именно следы ремонта XVII века. Самый известный храм, восстановленный в те годы, это, наверное, Анчисхати (ремонт 1664 года).
XVIII - XIX
В XVIII веке уже почти ничего не строили на средства государства. Не до того было. Но именно в этот период начинается массовое строительство храмов частными лицами и общинами. Деньги тогда имелись у купцов, а купцами были армяне. Поэтому храмы того века построены армянами и расположены в основном в Тбилиси.

Особенно плотно шло строительство до турецкой оккупации 1722 года. В 1720 закончили строить храм Сурб Ншан, в том же году заново построили Ванкский Собор. Где-то в те же годы появился храм Зркинянц Сурб Геворг (Мтацминда, улица Грибоедова). В 1727 году построили храм Сурб Геворк Камоянц на проспекте Руставели (снесён).
 
В это время на западе, в Раче, куда турки не сумели дойти, был построен храм Баракони, который стал одним из последних храмов, построенных в классическом грузинском стиле. Таким образом, если с Джвари началась самостоятельная грузинская архитектура, то на Баракони она фактически закончилась.
Храм Баракони
Баракони
В конце века строительство снова оживляется. В 1780 опять перестроили Ванк. Примерно в то же время армянами был отстроен грандиозный собор Кармир Аветаран, который надолго стал самым высоким храмом в Грузии. 
 
После присоединения к России собственно грузинской архитектуры строилось немного, в основном восстанавливали старое - например, реанимировали монастырь Зарзма. После отмены автокефалии грузинской церкви эти вопросы финансировались уже государством. В 1863 году в Тбилиси, в района Мтацминда,  был построен Троицкий Храм. Этот храм считается последним образцом грузинской церковной архитектуры. Все после него - уже  или негрузинское или псевдогрузинское.
Троицкий храм в Тбилиси
В это время на территории Грузии начинает распространяться, так сказать, архитектурный плюрализм. Храмов в классическом грузинском стиле строилось мало. Зато появилась русская архитектура. Были построены довольно интересные храмы в Тбилиси, Гори и Кутаиси. Зато в провинции русская архитектура иногда выглядела довольно дико. В пример можно привести Казанский Храм в Лагодехи или русскую церковь в Шаумяни. Аналогично в районах, отвоеванных у Турции, строили типовые однообразные храмы - классическим примером можно считать храм Александра Невского в Олту.
 
Храм в Олту
Храм в Олту
 
Интересный прецедент той эпохи - строительство в 1910 году храма Кашвети в Тбилиси. Заказчиками были частные лица, которые уже прониклись идеями национального возрождения. Они пожелали храм в именно грузинском стиле и попросили скопировать Самтависский собор. Разве что в исходнике вход не с запада. Можно сказать, что с этого храма началась грузинская неоклассическая архитектура.
 
Кашвети
Появляется такое явление, как католические и протестантские храмы. Позже, в советское время, их пытались перестраивать, но они до сих пор узнаваемы. 
 
Немецкий храм
 Немецкий храм в Асурети
 
В окрестностях Цалки начали селиться понтийские греки, которые привнесли свою архитектуру. Греческие храмы обычно просты по дизайну, но построены из громадных каменных блоков, чем и выделяются
 
Храм  в Сарване

Советский и постсоветский период
В советское время храмовое строительство отсутствовало вообще. Курьезным исключением является небольшой храм, построенный одним из жителей Тбилиси у себя во дворе. Зато снесено было много. Снесли Ванкский Собор, Собор Александра Невского, Кутаисский собор, покушались и на Метехский храм. Свою долю дестроя внесло и землетрясение 1940 года. Отзвуки землетрясения 1988 года привели к обрушению Аветарана.
 
В эпоху Гамсахурдии построить ничего не успели, в эпоху Шеварнадзе на строительство не было денег, зато с 2003 года начался период массового восстановления. Символом эпохи стал, конечно же, Троицкий Храм в Тбилиси.
 
Архитектура новой эпохи как правило маловыразительна. С другой стороны, и модернизм ее не испортил. Современные храмы в большинстве своем купольные, с классическими пирамидальными крышами, как правило без изысков в виде резьбы или барельефов. 

 

архитектура XXI века
Озургетский храм
Собор
Храм  в Сенаки
храм  св. Николая
храм в Озургети
собор в Рустави
храм в Сенаки
храм в Душети

 

 
Небольшое примечание. Автор не является искусствоведом, поэтому профессиональный анализ оставляет специалистам. Тут - краткий обзор для ориентировки и всё. Других архитектурных тем мы тут не касаемся, но если кому интересно, может почитать про сванские башни. 
 
Примечание второе: этот текст постепенно растаскивается по интернетам, но обновляемый и дополняемый исходник - здесь.

Дамы и господа!

Благодарю за посещение этого сайта. Если Вы сочли его полезным и хотите поддержать проект, то можете сделать это очень легко. Бронируя отель в любой точке планеты, просто перейдите на сайт BOOKING.COM через баннер справа. Автор сможет выпить лишнюю чашку кофе, и его мозг будет работать чуть эффективнее.

© travelgeorgia.ru 2010-2017
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.017895936965942 сек.