Храм Баграта
Храм Баграта — правильнее Собор Баграта (ბაგრატის ტაძარი), иногда просто «Баграти». Формально — храм Успения Богородицы. Один из самых больших храмов в Грузии и один из важнейших по своей исторической роли. Он триста лет простоял в полуразрушенном состоянии, и только в августе 2012 года был восстановлен, несмотря на протесты патриарха и недовольство частных лиц. Основная достопримечательность города Кутаиси, даже после реставрации.
 
Храм Баграта
История
Храм начали строить в самом начале грузинского Золотого Века и тем самым открыли целую эпоху в истории храмовой архитектуры Грузии. Однако, на этом месте и ранее, что-то было построено. Археологи нашли следы базилики VI века, и была теория, что её разрушили персы во время Эгрисской войны.
 
Строительство было окончено в 1003 году, а начато где-то в X веке, возможно в 970-е годы. При этом общая идея была скопирована с храма Иоанна Крестителя в Ошки. При реставрации это было учтено, и купол Баграти сделали такой же, как в Ошки.
 
Можно рискнуть предположить, что идея принадлежала не юному ещё царю Баграту III, а правителю Тао Давиду III Великому, который, по одной из теорий, и был инициатором объединения всех грузинских княжеств и царств. Может быть, он задумывался и о идеологической стороне своего объединительного проекта, и для этого построил громадный Ошкинский храм, а затем посодействовал и строительству Баграти.
 
В названии собора есть одна странность. Известно, что Дева Мария умерла в частном доме на Сионской горе в Иерусалиме и там появился первый Успенский храм, который по месту расположения назывался так же "Сионским". Поэтому впоследствии почти все Успенские храмы Грузии были как бы его копией и так же назывались Сионскими (например, Сионский собор в Тбилиси). По этой логике и храм Баграти должен был получить название "Сионский собор". Но этого почему-то не произошло.
 
Так как Баграт III, основатель храма, стал царём южной и восточной Грузии только в 1008 году, то получается, что он начал строительство ещё будучи царём Абхазского царства, на ресурсы только Абхазии и Имеретии.
 
Храм простоял более полутысячи лет. С момента постройки и до 1120 года он был главным столичным храмом Грузинского царства. В 1089 году здесь был коронован Давид Строитель. Потом столица переехала в Тбилиси, а храм оказался в провинции. В 1463 году Имеретинское царство отделилось от общегрузинского, и храм снова стал столичным, но теперь уже в немного другом государстве.
 
В 1660-е года в Имеретинском царстве начался период хаоса и анархии, который здесь для удобства назовём «Междуцарствием». Рядом с собором, чуть восточнее, находилась Кутаисская крепость, развалины которой видны по сей день. В 1668 году князь Сехния Чхеидзе отдал её туркам. С этого момента и почти на 100 лет в крепости стоял турецкий гарнизон, а собор стоял тут же сбоку. Когда в 1691 году имеретинский царь Арчил осадил кутаисскую крепость, осаждающие пытались использовать собор в качестве осадной башни. Они стреляли по туркам с его крыши, поэтому, когда Арчил отступил, турки вышли из крепости, заложили под собор порох и попытались его взорвать. Собор устоял, но его купол рухнул.
 
Обрушение Баграти стало символом имеретинского Междуцарствия. Оно закончилось в 1720-х годах, но полностью восстановиться от него Имеретия не сумела. И собор тоже не был восстановлен. 
 
6 августа 1770 года Кутаиси был взят войсками российского генерала Тоттлебена, и при этом вроде бы храм пострадал ещё раз. До сих пор не вполне ясно, кто несёт основную ответственность за разрушение — не то турки, не то Тотлебен, не то оба. 
Баграти на картине художника Илюшина, 1915 год
 
Осенью того года храм посещал капитан Семёновского полка, Николай Языков. Он ещё застал в соборе остатки фресок: «В главном городе Кутаисе, рассматривая остатки развалин соборной церкви, которая уже более ста лет турками разорена, и в которой большие фиговые деревья уже выросли, видел я также стенную живопись и можно было ещё распознать, что изображала она образ знамения Богородицы, по развалинам же заключить должно, что было у них преогромное здание, и что прежде сего церкви гораздо в лучшем состоянии были».
 
В полуразрушеном виде храм простоял весь XIX век — то есть, когда российская армия захватила Кутаиси в 1810 году, Баграти уже был руинами. В таком же виде храм пережил всё советское и постсоветское время.  В 1952 году началась кое-какая реставрация. В 1968 году в храме сняли несколько сцен фильма Шенгелая «Необыкновенная выставка».
 
В 1974 году его внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2001 году храм вернули церкви, и в нём время от времени проводились богослужения.
 
Когда автор этой статьи приехал в Кутаиси в 2010 году, храм был зашит в леса и затянут зеленой сеткой. Оказалось, что его решили восстановить в изначальном виде. Но в том же году ЮНЕСКО потребовало прекратить это безобразие, и ремонт был остановлен.

Храм Баграта (2010)
Храм в 2010 году
 
Весь 2011 год храм оставался частично в лесах, но присутствовали только охранники. Внезапно летом 2012 реставрация возобновилась и стремительно завершилась 17 августа воздвижением креста на куполе. Для Имеретии это было эпохальное событие в масштабах тысячелетия.
 
 
Идея реконструкции храма не всем понравилась. Многих раздражает стекляный лифт, пристроенный к храму с северной стороны. Лифт, пожалуй, действительно лишний, хотя с северной стороны к этому храму мало кто подходит. Но всё же в этом восстановлении был какой-то символический смысл. Храм был обрушен в самую мрачную эпоху истории Имеретии, и хотя про ту эпоху давно все забыли, он оставался её следствием и символом. Символизма в восстановлении было больше, чем практического смысла, но для Грузии это важно. Следы кризисов — это всегда плохо.
Что там есть
Храм Баграти необычен. Это единственный крупный храм Грузии, построенный на горе. Например, храм монастыря Алаверди или Самтависский собор стоят всё же на равнине. А такая громадина да ещё и на горе — это впечатляет. Кроме того, впечатляет и сам архитектурный стиль. Храм ну очень монументален. Он очень сильно вытянут вверх, а два его портика необыкновенно велики. В грузинской архитектуре редко использовались портики, тем более такие большие.
 
В виде развалин храм казался куском неизвестной древней цивилизации. Воображение достраивало нечто такое же громадное там, наверху, где купол. А реальный купол был невелик, и реставрация его воспроизвела, и получилось скромнее, чем рисовалось в воображении. 
 
В плане храм является триконхом, то есть, у него три апсиды по трём сторонам света, и удлиннённый западный рукав. Он очень похож на собор Алаверди (который младше на 30 лет), с той лишь разницей, что его западный рукав немного длиннее, а северная и южная апсиды вынесены за линию стены. Они очень близки и по высоте. 
 
У собора с трёх сторон сделаны портики. Восточная сторона без портика, довольно плоская, без украшений, и даже без резного креста по центру, что немного странно для того времени.
 
Храм Баграта
 
Из трёх портиков особенно велики южный и западный. Они так велики, что их пришлось усложнять дополнительными колоннами. В наше время эти портики стали чем-то вроде элемента кутаисской самоидентификации, и на некоторых современных кутаисских храмах есть портики, явно срисованные с Баграти.
 
Храм Баграта

 

Осматривая собор стоит помнить, что перед нами продукт многочисленных реставраций. Наверное, лишь десятая часть его облицовки уцелела от XI века. Некоторые участки храма буквально собраны по кусочкам. Например, вот уцелел явно очень старый кусок на углу:
 
Храм Баграта

 

Или вот фрагмент портика. Здесь хорошо видно, что реставраторы не воссоздавали резьбу на блоках, а вставляли их пустыми, чтобы было хорошо видно оригинальную резьбу:

 

Храм Баграта

 

Ну и если вам интересно как выглядит тот знаменитый, всеми ненавидимый лифт, то вот он, с северной стороны:

 

Храм Баграта
Лифт

 

А теперь про интерьер. Это новодел на 99%. Фресок здесь нет, вся облицовка поздняя. Более того, некоторые участки  храма оказались невоспроизводимы, поскольку мы вообще ничего о них не знаем, поэтому реконструкторы не стали заниматься самодеятельностью, а заменили эти участки железными конструкциями, чтобы сразу было видно, где исторические стены, а где условные.

 

Интерьер Баграти

 

Такое решение очень верно с этической точки зрения, но не всем понравится с эстетической. От древнего храма многие ожидают особой ауры и атмосферы, благородной патины, дыхания веков, или хоть каких-то эстетических переживаний. Здесь ничего этого нет.

 ...
 
Ну и наконец, от храма открываются замечательные виды на весь Кутаиси, на реку Риони и даже на Рачинский хребет, причем весной даже ледники видно. 
Кутаисская крепость
К югу от храма можно рассмотреть участки крепостной стены. В XIX веке такие же были к северу и западу от храма, но они не сохранились. И отдельный периметр стен находится к востоку от храма: это то самое укрепление, которое в XVII веке называли Кутаисской крепостью. Здесь жили цари, здесь проходили государственные перевороты, и именно здесь с 1668 года размещался турецкий гарнизон. Сам собор в то время  стоял как бы сбоку от крепости, и с его кровли можно было обстреливать пространство за стенами. 

вид на собор из крепости
Это и стало причиной того, что турки попытались взорвать собор.

Кутаисская крепость
Как найти
Храм Баграта искать вообще не надо, его видно почти из любой точки центра. После реставрации он стал ещё выше и ещё заметнее. Можно пройти напрямую из центра вверх по лестнице, можно подъехать на машине, сделав некоторый крюк до улицы Казбеги.
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.041523933410645 сек.