Болнисский Сион
Болнисский Сион (ბოლნისის სიონი) – один из четырех или пяти построенных в Грузии Сионских храмов, при этом болнисский – хронологически самый первый и с него начинается история храмовой архитектуры Грузии. Это вообще первое сохранившееся архитектурное сооружение в Грузии, самый первый храм, на стене которого находится самая первая надпись на грузинском языке. Храм довольно прост, почти примитивен, но с него все началось, тем он и ценен.

 

 

  Болниский Сион

 История

Его строили в 478-493 годах. Начали строить почти сразу после того, как грузинская церковь обрела независимость (автокефалию). И в то же самое время она начала уклоняться в монофизитство, так что первые 100 лет своего существования она пребывала как бы вне православной Церкви.

 

Время для постройки выбрано было не самое удачное: как раз испортились отношения с персами, царь Вахтанг Горгасал прятался от них в горах, страна скатывалась в пропасть и была на грани исчезновения. Собор начали строить через несколько лет после убийства Святой Шушаник. Он стоял в лесах, когда началось иберийское восстание, и когда оно закончилось.

 

Болниский Сион - памятник эпохе, которая называется "начало грузинской культуры" (V-VI века). Это первая архитектура, первая надпись, через несколько лет - первый литературный текст. Если что-то было и раньше, то оно не сохранилось и для науки как бы не существует. 

 

 Орнаменты Болнисского Сиона

Координаты: 41°23'20"N   44°30'45"E 

Болнисский крест
Болнисский Сион, фрагмент

 

Крест на первой фотографии вошел в культуру Грузии под названием "Болнисский крест". Сейчас его можно видеть на гербе болнисского района, и изредка - на флаге Грузии.

Что там есть

Болнисский Сион - базилика. Других храмовых конструкций на тот момент не существовало, а крестово-купольные храмы появятся лет через сто. В плане он выглядит так: 

 

Болнисский сион, план

 

Техническое описание Болниского Сиона привожу ниже. Возможно, специалистов и культурологов заинтересует.

Это трехнефная базилика; в интерьере пять пар столбов; алтарная апсида выступает полукругом за пределы прямоугольного плана здания; в свое время вдоль северного фасада тянулась открытая арочная галерея, но она почти полностью разрушена; с южной стороны — небольшая входная галерея с двумя арочными пролетами, которые занимают половину длины фасада. Рядом с ней закрытая снаружи крещальня, сообщающаяся только с интерьером здания. Таким образом, входы в базилику были устроены с юга и севера, тогда как обычно в базиликах вход делается с запада; входящий сразу же воспринимает удлиненное, именно базиликальное пространство с подчеркнутой продольной осью. Грузинский же мастер, воспитанный в духе «центральных» зданий, как бы нарочно пересек продольную ось: вошедший в храм одновременно воспринимает равномерные отрезки пространства слева и справа. Главным акцентом внутри является, конечно, глубокая полукруглая алтарная апсида, к которой направлены два ряда параллельно расположенных столбов. (Интересно, в каком таком духе центральных зданий был воспитан мастер?)

Снаружи здание Сиона предельно просто. Для этого времени характерным являются массивные, приземистые пропорции: три нефа перекрыты общей двускатной кровлей, что усиливает впечатление малой дифференцированности широко распростертого по земле здания (высказано предположение, что первоначально средний неф все же выделялся и храм имел обычный базиликальный профиль). Перед взором зрителя, прежде всего, предстает огромная, почти не расчлененная плоскость западного фасада. В открытых входах виднеется толщина мощных стен (около 1,5 м). Эта первозданная архаическая мощь и массивность смягчается цветом стен: фасады облицованы изумительной красоты туфом изумрудного цвета, интенсивность которого усиливается благодаря цельности, нерасчленности фасада. Раньше, когда северная галерея еще не была разрушена, ее открытые арки, видимо, неообычайно оживляли общее впечатление.

Для зодчества этой эпохи характерно то, что основной художественной задачей является организация внутреннего пространства, решение же фасадов не привлекает особого внимания. И в самом деле, интерьер Болнисского Сиона своими простыми формами и гармоничными пропорциями создает впечатление силы и величия, хотя абсолютные размеры храма не очень значительны.

 

Болниси
 Главный вход. Совершенно невыразителен.

Если присмотреться изнутри, то видно, что своды храма кирпичные - это реставрация XVII века. Интересно, что реставраторы уже знали чуть больше о технологиях, поэтому сложили не циркулярную арку - как было в V веке - а более совершенную стрельчатую.

 

Сейчас храм является обычным сельским храмом, народа там всегда мало, в него можно спокойно зайти без билетов или иных ограничений.

Надпись на фасаде

Болнисский Сион имеет одну важную и исторически ценную деталь - надписи. Их три. Две находятся над двумя северными входами, а третья - над окном апсиды.

 

Итак, первая, которая над восточной дверью на северной стороне. Сложно сказать, что ценнее для истории - сам собор или эта надпись. Кстати, это копия. Оригинал вывезен в Тбилиси и хранится там в музее. Итак, алфавит асомтаврули, прошу любить:

 

Надпись Болнисского Сиона

Вот расшифровка этого текста в виде нормального шрифта асомтаврули:

 

bolnisi1.gif

 

На современном грузинском:

ისასამების აჲთაოც წლისაპეროზმეფ
ამისეკ ლესიაჲსაჲ დაათხოჳთმეტწლის
ნაქაშინათაჳყანისხცესღნშეიწყალენდავინა
პისკოპოსსახოჳლოცოსიგიცაღნშეიწყალენ

Вторая надпись (над окном апсиды) немного побольше:

 

Болнисская надпись

 

Расшифровка на асомтаврули:

 

Болнисская надпись

Расшифровка современным:

ქედთეპისკოპოსიკრებო
ჳლითოჳრთდაამასეკ
ლესიასა         შინაშენდ
ამიმა                  რთთაჳ
ყანისმ               ცემელ
ნიშეიწყ         ალენდა
მშრომელთაამასეკლე
სიასაშინაშეხეწიე   იი

Третья надпись короткая, и расшифровок у меня нет.

 

Существует надпись немного подревнее - в Вифлееме. Болнисскую надпись постоянно упоминают в различных дискуссиях, но, что странно, я нигде не нашел ее перевода. Хотя вроде бы ничего сложного. 

Как найти
Может показаться, что Болнисский Сион находится в городе Болниси. Но это не так. Это город назван в честь храма, а не наоборот. Болниси – немецкий новострой XIX века. Храм южнее, в селе Бониси. Так что надо сперва приехать в город Болниси, добраться до центральной площади, и с нее повернуть на юг. Переезжаем мост, огибаем гору Элдаг (846 м.) и через 5 километров попадаем в село Квемо-Болниси.  Но село Болниси еще дальше, в километре на юг.  Храм сразу при въезде, слева. Вход свободен, неохраняемо.  
 
Что есть рядом
Если вы заехали в Болниси, то имеет смысл найти храм Цугругашени, что километром восточнее. В 7 километрах на северо-запад находится крепость Квеши в одноименном поселке. Все остальное весьма далеко. Например, городище Дманиси находится в 15 километрах по прямой, но по дороге надо делать большой крюк.
 
В Грузии есть еще несколько храмов, внешне похожих на этот. Это Анчисхати в Тбилиси, Дманисский Сион в городище Дманиси и Сион в мохэвском поселке Сиони.

 

 

 храмовая архитектура Грузии
АветаранАтенский Сион Баграти Болнисский СионБаракониБочормаДжвари
Дзвели ГавазиСобор КацхиКветера КумурдоЛихаури
МанглисиНикорцминда
НиноцминдаРуисиСамтависи Самеба (Гергети)Самеба (Тбилиси)Сионский СоборСветицховели
ХирсаЦаишиЦаленджихаЦилкани
 ЦромиЦугругашениЭртацминда

Дамы и господа!

Благодарю за посещение этого сайта. Если Вы сочли его полезным и хотите поддержать проект, то можете сделать это очень легко. Бронируя отель в любой точке планеты, просто перейдите на сайт BOOKING.COM через баннер справа. Автор сможет выпить лишнюю чашку кофе, и его мозг будет работать чуть эффективнее.

© travelgeorgia.ru 2010-2017
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.019134998321533 сек.