Джвари
Джвари (ჯვარი, "крест") - знаменитый храм VII века на горе около города Мцхета, пункт №1 в программе всех экскурсий и любимый храм у искусствоведов. Он интересен и с исторической, и с ландшафтной точки зрения, и с архитектурной тоже. Джвари совершенно невозможно не заметить, его видно со всех окрестностей Мцхеты, что вообще-то не свойствено грузинским храмам. Джвари - символ грузинской храмовой архитектуры и важнейший этап в её непростой истории. 
 
Джвари
История
Место, на котором стоит храм - это гора над Мцхетой, и как всякая гора она была священной в языческую эпоху и вроде бы тут стоял храм. После крещения Грузии Святая Нина установила в Иберии три поклонных креста:  на горе Тхоти и в Уджарме, а затем и на этом месте. Подробности этого события, в том числе и чудеса, связанные с третьим крестом, излагаются в житии Святой Нины во фрагменте "Установление трёх крестов".
 
Джвари занимает в истории грузинской архитектуры особое место. Храмы бывают штучные и серийные, а Джвари стал основателем серии. Дело было так: в середине VI века в Грузии появился новый тип храма, известный как тетраконх. Первым (возможно) стал храм Дзвели Гавази в Кахетии, затем был построен собор Ниноцминда и только после этого был возведён Джвари.  Он начал сооружаться примерно в 590 году (или позже?) и был достроен около 604. Уже после Джвари по той же схеме будет построен Атенский Сион и чуть позже - храм в монастыре Чкондиди, малый храм в монастыре Старая Шуамта, храм в Мартвили и еще несколько.
 
Обычно упускается из внимания тот факт, что Грузия в тот период не являлась православным государством, переживая временный уклон в монофизитство. И вот тут начинаются странности.
 
Дело в том, что в 591 году Иран передал Византии большой кусок Армении и западную половину Иберии. На этой территории греки основали православный аванский католикосат и построили в Аване Аванский кафедральный собор. Это было экспериментальное сооружение, и его с некоторыми усовершенствованиями скопировали, когда строили храм Святой Рипсиме в Армении и Джвари в Грузии. Собор Ниноцминда, хоть и является тетраконхом, но по планировке немного отличается и едва ли был прямым предком Джвари. Но главное не это. Аванский собор был халкидонским (православным), а не «армяно-григорианским». Есть предположение, что это именно халкидонский тип храма, принципиально противопоставлявшийся монофизитским базиликам. И вот если Мцхета с 591 по 602 годы подчинялась Аванскому католикосату (что возможно, но не вполне прояснено), то это значит, что и Аванский собор и Джвари - часть единого византийского проекта. Некоторым доказательством тому служит купол Джвари, который не пирамидальный (иранского типа), а плоский (греческого типа).
 
В Армении принято думать, что Джвари строили армяне, и такой вариант исключать нельзя. Но похоже на то, что это были православные армяне, которые в те времена армянами не считались. Ситуация запутанная, как и всё, связанное с армянами-халкидонитами. (Общий исторический фон см. в статье V - VI века)
 
Через полвека придут арабы, а вскоре после здесь образуется Тбилисский эмират, и можно только гадать, стал ли храм мечетью или был заброшен, или каким-то образом действовал. Известно только, что во время одного из нашествий около 960 года мусульмане сожгли храм и увезли деревянный крест.
 
В дальнейшем здесь не происходило никаких исторических событий. Пушкин в 1829 году не обратил на него внимания. Вскоре после тут побывал Лермонтов и внёс смущение в сознание людей, создав поэму «Мцыри», где упомянул монастырь у слияния Арагви и Куры. Причем, у Лермонтова написано, что «нынче видит пешеход  Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод; Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым, Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас». Но Джвари действовал в 30-е годы, так что велико подозрение, что Лермонтов имел в виду монастырь Светицховели, который до 1924 года стоял именно на слиянии дух рек.
 

Храм Джвари

координаты:41°50'17"N 44°44'0"E




Вход
Окно
Крест внутри
 Одна из башен
Что есть сейчас
От всего монастырского комплекса сейчас остался только храм и развалины башен. Монастырь считается действующим, но его хозяйственные помещения совершенно незаметны. По этой причине запоминается в основном сам храм.
 
Храм этот довольно сложен по конструкции. Это несколько нестандартный тетраконх - с квадратными помещениями в углах креста. В плане он выглядит так:
 
Джвари
 
Атенский Сион построен по точно такому же плану, а вот Цромский собор скопировал только восточную часть, а все остальное переделано до неузнаваемости. Стоит так же иметь в виду, что армянский храм Святой Рипсиме, построенный в 618 году - практически точная копия.
 
Если войти внутрь, то первое, что бросается в глаза - это некое вызвышение в центре храма, на котором стоит крест. Очень нестандартное явление, но совершенно логичное, если учесть, где и почему храм построен. Есть мнения, что это каменное возвышение существенно древнее самого храма и сохранилось еще ли не с времен Святой Нины. Про это крест есть интересное упоминание в хронике Леонтия Мровели: "В эту же пору вторглись сарацины, коих именовали Саджами. Полонили Кахети, спалили Джвари во Мцхете и удалились; ушли и захватили с собой крест пречистый и разрушили его. Но обуял их недуг живота и порешили они, что пострадали от (того) креста. Собрали его части и вернули в Джвари, водрузили на место прежнее, уложив его в собственное же гнездо" (это примерно в 960 году).
 
Далее приведу большую цитату от специалистов:
Основой здания является центральный квадрат, перекрытый сферическим куполом, опирающимся на восьмигранный широкий барабан. Купол является венцом, который подчиняет себе все остальные элементы интерьера: конхи апсид — словно отголоски полусферы купола; внутреннее пространство храма уравновешенно, спокойно, величественно; соотношение частей, пропорции гармоничны. Зодчий, имя которого, к сожалению, неизвестно, глубоко продумали целое, и детали. Глубоко продумана и система освещения: четыре окна в барабане купола, три — в алтарной, т.е. в главной апсиде, дверь и одно окно в южной апсиде, одно окно в западной и только дверной проем в северной. Боковые ниши для прохода в угловые комнаты, не имеющие самостоятельного значения, вовсе лишены окон. Таким образом, создается вполне логичная градация освещения отдельных частей в соответствии с их функцией и значением.

Внешний вид здания отражает внутреннее членение. Если в Дзвели-Гавази и Ниноцминда зодчий только пассивно повторяет то, что ему диктовали внутренние формы, то в Джвари мастер художественно решает соответствие внутренних и внешних объемов. Впервые на протяжении развития средневековой грузинской архитектуры фасад в Джвари приобретает самостоятельное значение, так как он тщательно проработан в художественном отношении.

Ядром внешнего построения также является подкупольный квадрат. Он как бы собирает вокруг себя все остальные компоненты здания: его венчает восьмигранный барабан, перекрытый широкой пологой кровлей; рукава креста, тоже с пологими кровлями, «исходят» из него; их кровли раскрываются в виде зонта и как бы вторят очертаниям купола. Рукава креста выше боковых крыльев фасадов, которые соответствуют угловым комнатам.

Глубоко продумана композиция фасадов. Разработка каждого из них соответствует их функциям и значению. Особенно интересен восточный фасад. На трехгранном выступе алтарной апсиды три окна, по одному на каждой грани, над каждым окном рельефные арочные навершия, связывающие оконные проемы. Кроме того, над тремя центральными окнами помещены рельефные изображения эрисмтаваров: Стефаноза, Деметре и Адарнасе. Выделяя важнейшую часть здания — алтарную апсиду, они вместе с окнами и надоконными навершнями связывают в единое целое весь фасад.

Внешний вид Мцхетского Джвари, так же как и внутреннее пространство, поражает зрителя художественной цельностью и гармоничностью пропорции. Облик храма строг, спокоен и производит величественное впечатление. Уровень технического исполнения очень высок. Стены облицованы прекрасно отесанными плитами песчаника. В заключение следует отметить органическую связь храма с окружающей природой. Безошибочно найдены соотношения высоты храма и горы, которую он венчает, чем достигается впечатление их неразрывного единства, они представляют как бы части единого организма.
Могу добавить только то, что храм очень информативен - тут много каких-то кусков резьбы, остатков украшений, непонятных пристроек. Это все можно долго рассматривать и строить версии. 
И кое-что про тромпы
Очень старые храмы интересны тем, что в них нет некоторых классических, привычных нам элементов. Их ещё не придумали. Например, обратите внимание, как подкупольный квадрат переходит в восьмигранник купола. От арки одной ниши до арки другой построена арка, и купол опирается на эту арку. В науке такая арка называется тромп. В Византии в это время уже изобрели другой способ (паруса) и применили его в Софийском Соборе, но до Грузии эта новая технология еще не дошла. Лет через 100 - 200 тромпы исчезнут. В России их, кажется, нет вовсе.

Тромп
Тромп
 
Тромпы - редкая штука в архитектуре. Даже в Грузии их мало. Хотя они присутстуют неподалёку в храме Иоанна Крестителя при монастыре Шио-Мгвиме.
Надписи на храме
За полторы тысячи лет истории храма на нем много кто что нацарапал, хотя по необъяснимой причине не осталось ни одной арабской надписи. Кроме того, существуют надписи, сделаные непосредственно строителями. Их четыре и все они условно пронумерованы слева направо. Первой считается надпись над южным входом. На восточной апсиде находятся надписи 2,3 и 4. Тексты этих надписей такие:
 
  1. Крест Спасителя, помилуй Стефаноза, патрикоса Картли. (Под Стефанозом обычно понимается царь Стефан I)
  2. Святой Михаил Архангел, помилуй Деметре ипатоса
  3. Святой Григорий Архангел помилуй Адарнасе ипатоса
  4. Святой Стефан, помилуй Стефаноза
Надписи 1, 2 и 3
Барельеф №1Барельеф №2Барельеф №3
№1
№2
№3

Вот так выглядит надпись №4 крупным планом:
 
mt2.jpg
 
Надпись №1 написанная внятным шрифтом асомтаврули выглядит так:
 
надпись на Джвари
Храм с пейзажной точки зрения
Храм интересно фотографировать - как сам по себе, так и окружающие его пейзажи. Самый брендовый, самый узнаваемый кадр в Грузии - это фото Мцхеты от смотровой площадки Джвари. Действительно, отсюда хорошо видно сам город, и ущелье Куры, и долину Арагви, и гору Багинети и городище Армази на склоне Багинети. Если желаете получить такой кадр, то постарайтесь попасть на Джвари утром. Ближе к вечеру Мцхета оказывается против солнца, и основной фасад храма - восточный - тоже будет в тени. 
Арагви
Вид на долину Арагви
 
Обратите внимание, что вы стоите на горе, которая тянется дальше на восток, превращаясь в Сагурамский хребет. А за рекой - гора Багинети, которая продолжается дальше на запад, переходя в Триалетский хребет. Низина со стороны Мцхеты в прошлом была, возможно, отдельным озером (это гипотеза, а двумя отдельными озерами была точно). Это озеро потом вытекло через тот самый узкий каньон, на краю которого вы стоите. Может быть, это произошло постепенно. А может быть, в виде катаклизма. Геологи еще не внесли ясность в этот вопрос.
Как попасть
При всей своей популярности Джвари неудобен для посещения. Прямой рейсовый транспорт сюда не ходит, трасса находится немного в стороне и она скоростная. Мцхетские маршрутки проходят ещё дальше. Приходится или брать такси, или автобусом выбраться на трассу, выходить под горой и потом лезть вверх по крутому склону. Это сложный путь, но именно так ходили во все исторические эпохи.
 
Что касается такси, то в Мцхете их великое множество и они будут осаждать вас со всех сторон.
 
Если вы упрямый, и решили забраться в Джвари самостоятельно, то для вас есть секретный автобус №11. Его первая остановка находится на улице Церетели у парка и Стадиона. Этот автобус вывозит вас прямо к гидростанции ЗАГЭС. Сразу за остановкой вправо уходит дорога - пройдя по ней 5 километров вы попадаете к храму Джвари. Если пойти прямо полями, то выйдет 2 километра. Бонусом можо осмотреть Земо-Авчальскую гидростанцию, которая  тоже неделака от остановки. Но возвращаться придётся снова автобусом.

 


 храмовая архитектура Грузии
АветаранАтенский Сион Баграти Болнисский СионБаракониБочормаДжвари
Дзвели ГавазиСобор КацхиКветера КумурдоЛихаури
МанглисиНикорцминда
НиноцминдаРуисиСамтависи Самеба (Гергети)Самеба (Тбилиси)Сионский СоборСветицховели
ХирсаЦаишиЦаленджихаЦилкани
 ЦромиЦугругашениЭртацминда

Дамы и господа!

Благодарю за посещение этого сайта. Если Вы сочли его полезным и хотите поддержать проект, то можете сделать это очень легко. Бронируя отель в любой точке планеты, просто перейдите на сайт BOOKING.COM через баннер справа. Автор сможет выпить лишнюю чашку кофе, и его мозг будет работать чуть эффективнее.

© travelgeorgia.ru 2010-2017
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.018144130706787 сек.