Ованаванк
Ованаванк (Հովհաննավանք) — небольшой монастырский комплекс, из трёх строений и внешней стены, который находится примерно в 5 километрах к северу от города Аштарак на высоком берегу реки Касах. Большой храм построен в начале XIII века, маленький примерно в V веке. Монастырь расположен примерно в 25 километрах от Еревана, близко от основных трасс, поэтому посещается часто.
 Монастырь Ованаванк
История
Первым сооружением на территории монастыря стала небольшая прямоугольная церковь, которую иногда называют базиликой, но она не имеет столбов и стоило бы назвать её зальной церковью. Она датирована V веком. Основной храм (Святого Карапета) начали строить в 1216 году, когда царём Грузии был Гиоргий Лаши, князем Армении Иване Мхаргрдзели, а областью Арагацотн распоряжался его вассал Ваче I Вачутян. Эта стройка началась в тот же самой год, когда на юге Армении начали строить собор монастыря Гандзасар. Ованаванк и Гандзасар — близнецы-братья, но оба, похоже, копируют монастырь Аричаванк, который точно такой же, но построен был раньше, в 1201 году. Годом ранее (1215) Ваче начал строить храм в монастыре Сагмосаванк, такой же по форме, но без зонтичного купола.
 
В 1250 году, то есть уже при монголах, к собору был пристроен гавит. Тот купол на колоннах, что мы видим сейчас, появился ещё позже, в 1274 году.
 
К началу ХХ века храм выглядел несколько запущено и совсем утратил зонтичный купол. Выглядел он так:
 
Ованаванк до 1918 года
 
В 1918 году сильное землетрясение повредило купол и южную стену храма. Всю советскую эпоху он простоял в руинах. В 1978 году он выглядет вот так:

Ованаванк в 1978 году
 
 И только около 1990 года прошла реставрация. Ещ1 до обрушения было сделано несколько фотографий, что очень помогло восстановлению. И храм принял современный вид.
Современность
Ованаванк во многом напоминает соседний Сагмосаванк, но он сложнее и интереснее. Лучше всего он смотрится с солнечной южной стороны, хотя эта сторона сильнее всего пострадала от землетрясения.
 
Ованаванк
Ованаванк с юга
 
Южный фасад храма Святого Карапета чем-то напоминает оформение восточных фасадов, поэтому есть случаи, когда люди принимают эту сторону за восточную. Мы видим, что некоторые блоки побитые: это оригинальные блоки XIII века. Ближе к центру и наверх блоки равнее, это вставки советского времени. Интересно, как восстановили оформление окна, из оригинальных камней, или из новых. 
 
Самое интересное во внешнем оформлении Ованаванка, это восточная сторона его главного храма. К сожалению, храм придвинут к самому краю скалы, что не позволяет рассмотреть фасад с расстояния. И фотографировать его тоже сложно. На фотографии ниже, сделанной в неудачное время, можно кое-что рассмотреть:

Ованаванк
Ованаванк
Мы видим здесь то, что инога называют «Самтависским фасадом»: набор из двух ниш, креста, окна и двух ромбов. Такой набор впервые появился на грузинском соборе Самтависи, потом попал на другие грузинские храмы, потом появился на соборе монастыря Ахтала в северной Армении, и уже совершенно непонятным и загадочным образом попал на Ованаванк. Возможно, князья Вачутяны часто посещали Грузию. Сложно сказать, как возникали такие заимствования.
 
 
 
 
Ованаванк
 
 
 
 
 Притча о десяти девах
Притча о десяти девах (арм. таси куйсери аррак) — это история из 25-й главы Евангелия от Матфея. Там ученики спрашивают Христа, как будет выглядеть конец света. Он предлагает аналогию: однажды десять дев пришли с лампами на свадьбу и стали ждать, когад придёт сам жених. Пять из них имели запас масла, а пять не имели. жених задерживался, и все заснули. Когда жених пришёл, то оказалось, что у пяти дев масло уже заканивается, а первые пять своим маслом делиться не стали. Пять ушли искать масло, а когда вернулись, двери дома уже были заперты.
 
 Ованаванк
 
Эта притча имеет очень много толкований. Жених — это явно Христос, а его приход — это Второе пришествие. Пока девы его ждали, они заснули, то есть, умерли. С его приходом они воскресли, но оказалось, что для встречи с Богом некоторым из них чего-то не хватает. Например, праведности, чистоты, или какого-то другого ресурса. И это что-то такое, что нельзя взять в долг. Но после Второго пришествия уже не будет времени на подготовку, поэтому в Царство Небесное их не пустили.
 
Это притча о том, что к встрече с Богом можно оказаться не готовым. Тут недостаточно веры, нужен ещё какой-то ресурс. И вполне можно оказаться у закрытой двери. 
 
Во Франции и Германии очень любили этот сюжет, и часто размещали его на фасадах соборов. Он есть даже на Соборе Парижской Богоматери. Тем самым прямо давалось понять, что вход в собор  — это некая аллюзия на вход к Богу. На барельефах девы с маслом изображаются слева, а девы без масла справа, при этом между девами и Христом изображается дверь. На барельефе Ованаванка тоже есть какая-то линия, отделяющая Христа от дев без масла.
 
Сюжет явно пришёл сюда из Европы, вероятно, через армянское Киликийское царство. Лет за 20 до постройки Ованаванка через Киликию проходили армии немецких крестоносцев, а в 1198 году Левон II, киликийский царь, признал себя вассалом Папы римского и германского императора. Вероятно, именно из Германии пришла идея с девами, и через Киликию как-то проникла на территорию Грузинского царства, где о ней узнали Вачутяны.
 
Часто упоминается, что девы на Ованаванке изображены с бородами. Этому приводится несколько объяснений, но все довольно сомнительные. В любом случае, это мелкая деталь, за которой едва ли стоит что-то стоящее.
Как найти

Ованаванк расположен на восточной окраине села Оганаван, в 1600 метрах севернее храма в селе Карби и примерно в 5 километрах от центра города Аштарак. Сюда можно придти как из Аштарака, так и от монастыря Сагмосаванк. В село ходят автобусы из Еревана, но редко. Проще доехать маршруткой из Аштарака. В 2600 метрах на запад, за селом Уши, находятся руины монастыря Святого Саркиса.
 
Координаты:  40°20'21"N   44°23'18"E
 
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.039891004562378 сек.