Светицховели

Светицховели (სვეტიცხოვლი) - первый и главный храм в Грузии, название которого традиционно переводят как "животворящий столб". Свети (სვეტი) - это столб, а Цховели (ცხოველი) - живой или чудотворный. Близкий по значению глагол "цховелеба" означает оживлять или давать жизнь. Храм в современном виде существует с 1010 года. Кажется, это место, куда туристы отправляются из Тбилиси в первую очередь.

 

 

 собор Светицховели

История

История это места следующая. Считается, что в этом месте была зарыт в землю хитон Иисуса Христа, и впоследствии тут вырос кедр, который стал священным деревом для местных жителей. В IV веке рядом стоял царский дворец, а кедр рос в саду этого дворца. Когда Святая Нина пришла в Грузию, она 9 месяцев прожила в доме садовника возле этого сада. Там же ее посетили некоторые видения, которые ей истолковали так: "Видение твоё означает, что этот сад превратится через тебя в сад возвеличения Бога, которому принадлежит слава и ныне и присно и во веки веков".

 

Когда царь Мириан принял решение креститься, то возник вопрос о месте постройки первого храма. Видимо, выбирали между местом, где сейчас Светицховели и тем, где сейчас Самтавро:

 

До приезда священников из Греции, после того как царь и весь народ с усердием встали на путь христианства, царь имел разговор с Нино о постройке церкви. Верующий царь спросил святую Нино: «Где мне построить дом богу»? А блаженная та ответила: «Где угодно будет разуму царей». А царь сказал: «Я люблю сию твою кущу ежевики и желаю там по разумению своему. Но нет, я не пощажу царский сад и высоту кедров, плодообилие листвы и благоухание цветов, в нем построю храм моления для себя, который будет стоять вечно»

 

Кедр срубили, сделали из него столб, но установить его на место руками не смогли. Чуть позже он установился сам, неким чудесным образом. Этот сюжет иногда отображается в иконографии нашего времени. Изображение грузинских святых и сам столб по центру можно обнаружить почти в каждом храме. 

 

 

Храм (имени Двенадцати Апостолов), видимо, был совсем небольшой, как это было принято в те времена. В V веке Вахтанг Горгосал построил тут базилику. Если заметите в храме каменные бычьи головы - это остатки той самой базилики V-го века.Возможно, что таких фрагментов в храме гораздо больше, но по этому вопросу у археологов нет пока единого мнения.

 

Базилика со временем очень сильно пострадала и в начале XI века католикос Грузии Мелхеседек решил построить новый большой храм. По этому поводу он даже ездил в Константинополь и зачем-то запрашивал разрешения у византийского императора. Долгое время считалось, что Мелхеседек был первым католикосом объединённой Грузии с того самого 1010 года и, таким образом, Светицховели стал символом нового формата грузинской церкви. Но, увы, недавно выяснилось, что он был не первым, а третьим, так что Светицховели утратил свой эпичный симпволизм.

 

Только-только начинался Золотой Век, Грузия уже несколько лет как была объединена Багратом III, возможности были, и храм Баграта в Кутаиси уже семь лет как был построен. Светицховели строили с 1010 по 1029 годы, и таким образом он почти современник Софийского Собора в Новгороде. Архитектором собора стал Арсукисдзе, о чем есть надпись на фасаде. Строить тогда было принято монументально - Светицховели довольно велик, но все же уступает размерами и храму Баграта и собору в Алаверди.

 

 

В Светицховели долгое время короновали и хоронили царей, тут же проходила интронизация католикоса. 

 

Тимур Тамерлан примерно в 1400 году основательно повредил храм. Царь Александр Великий, вступив на престол в 1412 году, приложил некие усилия к восстановлению храма. Купол был перестроен полностью. Преложены некоторые своды. Очень многое в соборе сейчас - последстия того ремонта.

Внутри

Храм Светицховели станен. Он очень хаотичный, несемметричный и неровный. Его южный фасад не похож на западный. Внутри он тоже беспорядочен: даже его опорные колонны имеют разную форму и стоят не в линию. Здесь криво всё.

Основной вход находится на западной стороне, северная и южная двери часто закрыты. Вы попадаете в собор через большой портик, под сводом которого обычно стоит корзинка с тряпочками для женщин. Дресскод тут строгий. Женщины в штанах и мужчины в шортах не приветствуются. Сами двери сейчас деревяные, с фигурами 12-ти апостолов и изображением ангелов, устанавливающих Столб.

Войдя в храм, вы видите впереди его центральный громадный неф и ряды колонн справа и слева. Если сразу поднять голову вверх, то там чуть слева можно расмотреть дыру - это тайник, куда в сложные моменты истории прятали церковные ценности. Сразу справа видна купель для крещения: предполагается, что это то самое место, где Нина крестила царя Мириана и Нану. Рядом на стене висит икона, где изображены Мириан, Нана, и Нина по центру между ними. Кстати, непонятно, крестила ли Нина царя лично или только подвела его к этой мысли. По тем временам женщины могли и не иметь права крестить людей.

 

Далее иеет смысл присмотреться к опорным стобам.

Столбы храма

Сейчас в храме 8 опорных столбов, из низ 4 - подкупольные. Храм - продукт перестройки базилики эпохи Горгасала, которая могла быть идентична Болнисскому Сиону. В болнисском храме 10 столбов. Легко заметить, что и в Светицховели когда-то было 10, но два из них отсутствуют: один заменен на каменный саркофаг Животворящего Столба, а симметричный ему убрали, вероятнее, для красоты. А вот когда исчезли два эти столба? Было ли их отсутствие заложено в проекте? Похоже, что нет. Складывается ощущение, что столбы исчезли уже после постройки собора, поэтому все своды над ними споектированы так, как будто столбы стоят на своем месте - например, арка свода от южной стены идет к этому виртуальному столбу, но реально упирается в другую арку.

 

Сами опорные столбы достойны отдельного внимания. Они все разной формы и ориентированы кто куда. Певый столб слева  наименее интересен. А вот первый столб справа необычен: археологи проделали в нем несколько глубоких дыр, чтобы выяснить, что же там внутри. Второй столб по левой стороне частично разобран снизу, так что виден кусок базы столба V века. То же самое у двух третьих столбов. Древнее основание лучше всего видно у третьго правого столба. Хорошо видно, что оно имело форму креста - кстати, как и в Болнисском Сионе, что намекает на то, что это были однотипные храмы.  

 

К третьему правому столбу пристроен каменный трон патриарха - он появился в XVII веке и в то же время расписан фесками в персидском стиле. Сейчас он как трон не используется.

Животворящий Столб

Главное внутри - это  сам Животворящий Столп. Он находится примерно в центре храма, на месте третьей левой колонны. Над Столпом построена каменная сень, то есть как бы четыре каменные стены, которые расписаны поздними фресками. Фрески иллюстрируют историю Хитона  и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия  мира, истекавшего из Столпа.  (Миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I)

 

Вокруг столба сейчас выложен невысокий мраморный бортик, покрытый надписями шифтом асомтаврули.

 

Фрески столпа заслуживают отдельного разговора. Это XVII век, период упадка грузинской живописи. Это намного. намного хуже, чем палеологовские фрески. Кроме того, на них сказались мусульманские нашествия. Во многих местах лица соскоблены или хотя бы расцарапаны. Все фрески на столбе - про исорию этого самого столба.

 

Вокруг этих фресок существует некоторый ажиотаж, связанный с тем, что назападной стене столба изображено нечто, напоминающее летающую тарелку. Выглядит вот так:

 

Фрески Светицховели

 

Действительно очень похоже на летающих медуз, хотя на самом деле это визуализация библейской фразы "Солнце обратится во тьму и луна в кровь, когда настанет день Господень, великий и славный". Так что красная медуза - это кровавая луна.

Фрески

Помимо фресок на Столбе, есть еще фрески на стенах и столбах. Когда-то их было гораздо больше. Но в 1830-е годы, когда ожидался визит императора Николая II, эти фрески забелили, чтобы собор принял более чистый и официальный вид. Сейчаслучше всего сохранилась композиция на южной стене, где нарисован зодиакальный круг с апостолами.

 

Фрексками расписан и каменный трон патриарха. Это хороший пример поздней грузинской росписи: вместо виноградных листьев (как было принято до XV века), мы тут видим абстрактные золотые линии, явно заимствованные из персидской живописи. Отличная иллюстрация грузинской живописи эпохи упадка.

Захоронения

В режние эпохи храм был некрополем и тут были захорнены почти все грузинские цари, начиная с XII века, но от царских захорнений сохранилось очень мало. Сейчас тут можно видеть могилы царя Ираклия II (черная плита со щитом и мечем), царя Вахтанга Горгасала (западнее Ираклия), царя Георгия ХII (севернее Ираклия), царевны Текле (рядом с Ираклием II), и Ираклия (внука Ираклия II). Тут же множество могил князей Багратион-Мухранских.

 

После смерти царицы Тамары ее тело некоторое время находилось в Светицховели, потом было захоронено в Гелати. Согласно хроникам, тут было похорнено еще очень много царей, но их захоронения не сохранились.

 

Захоронения

Надгробие ТеклеНадгробие Ираклия Алекс-ча.Надгробие Ираклия II 
 царевна Текле
 Ираклий Ал-вич
 Ираклий II
  Багатион-Мухранские

 

Надгробная плита Ираклия II косвено упомянута Лермонтовым в поэме "Мцыри", где есть такой пассаж: "...Сметает пыль с могильных плит, Которых надпись говорит ... Как, удручен своим венцом, Такой-то царь, в такой-то год, Вручал России свой народ". Биографические даные из жизни Ираклия II могли быть написаны только в одном месте - на его собственной плите. Традиция многословных надписей на плитах в то время действительно существовала - такого рода плиты есть в соборе. Сейчас плита на могиле Ираклия уже другая - видимо, её заменили в советское время. Упоминание могильной плиты - еще один аргумент в пользу той версии, что в поэме Лермонтова описывется именно монастырь Светицховели.

Реликвии

.....

Так же в соборе можно увидеть список с древней иконы "Божья матерь Цилканская".

 

В южный неф в XIII или XIV веке встроили часовню. Может возникнуть иллюзия, что это нечто древнее, но на самом деле это скорее подражание Храму Воскресения в Иерусалиме.

 

Следы базилики Горгасала

Как уже говоилось, храм XI века построен на фундаменте храма V века, при этом старые колонны оказались внутри новых. Можно редположить, что и старые стены спрятаны внутри новых.

 

Кое-что от V века исчезло. Если допустить, что первый храм был копией Болнисского Сиона, то это значит, что его удлиннили. Вероятнее всего - на восток, разобрав до осноания атлерную апсиду. Поэтому Светицховели в полтора раза длиннее Болнисского храма и восточная его часть совсем другая.

 

От прежней базилики остались даже некоторые арки. Их сильно переделали, ширину пролёта увеличили вдвое, но старые арки еще кое-где остались. Можно сказать, что храм переделывался весьма небрежно и грубо. Это отличает Светицховели от других "Великих Кафедралов", которые строились почти на пустом месте, но аккуратнее.


Арки Светицховели
Старые арки
Попадание

Из Тбилиси в Мцхету ходят маршрутки за 1 лари. Маршрутка делает пару остановок неподалеку от храма. Найти его легко, он виден почти отовсюду. 

 

Перед основными воротами ограды размещается инфоцентр, вокруг массово торгуют сувенирами.

 

Церковное празднование Животворящего Столпа приходится на праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1/14 октября.

Светицховели в альтернативной науке

Вокруг собора успели возникнуть некоторые мистическо-эзотерические теории. Было замечено, что какая-то линия планировки отклоняется от чего-то там на 22 градуса (градус наклона земной оси), была теория, что комплекс храма неким образом моделирует строение солнечной системы, и в целом мы имеем некоторое зашифованное послание от предков. В окрестностях даже искали могилу царицы Тамары.  

Дамы и господа!

Благодарю за посещение этого сайта. Если Вы сочли его полезным и хотите поддержать проект, то можете сделать это очень легко. Бронируя отель в любой точке планеты, просто перейдите на сайт BOOKING.COM через баннер справа. Автор сможет выпить лишнюю чашку кофе, и его мозг будет работать чуть эффективнее.

© travelgeorgia.ru 2010-2017
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.020546913146973 сек.