Тбилисский эмират
Тбилисский эмират (თბილისის საამირო) - несколько необычный период в истории Грузии, когда на ее территории образовалось и некоторое время просуществовало мусульманское государство. От той эпохи практически не осталось материальных следов, и письменных тоже исчезающе мало.
 
 Тбилисский эмират
Тбилисский эмират в Х - XI веках 
 
Арабы пришли в Закавказье в 645 году, заключили договор с грузинскими городами и мирно удалились. Это была толерантная эпоха первых «праведных халифов», когда арабы просто заключали со всеми догоора о дружбе и особенного насилия не применяли.
 
Лет за сто халифат сильно изменился и в 735 году мусульмане прошлись по Грузии жестокой карательной экспедицией, уничтожая все на своем пути. Где-то после этого здесь был сформирован отдельный эмират с центром в Тбилиси, хотя нам неизвестно точное время и имена первых эмиров – что несколько странно. Вроде бы первыми правителями были Шуабиды, а эмир Исмаил ибн Шуаб стал первым известным науке эмиром. Он умер в 813 года, а вот когда он начал править – этого мы не знаем. Так что первые десятилетия истории эмирата покрыты непроницаемой мглой. В 777 году в Самшвилде, на территории эмирата, был построен большой собор Самшвилдский Сион, и совершенно непонятно, как мусульмане допустили такой немусульманский проект. Можно списать на толерантность, однако это было единственное ее проявление: за всю историю халифата больше не было построено ни одно христианской церкви. В истории храмовой архитектуры центральной Грузии с VIII по XI век зияет огромная дыра.
 
В 786 году в Тбилиси убили Або Тбилисского – багдадского теолога, перешедшего в христианство. Его тело сожгли на метехской скале в Тбилиси.
 
Эпоха Шуабидов – это золотая эпоха для Тбилисского эмирата. Город Тбилиси (Аль-Тифлис) превратился в большой торговый город с мельницами, банями и мечетями, у него появились мощные укрепления, и все путешественники удивлялись его размерам и величию. Можно предполагать, что город занимал всю территорию современного Старого Города и района Авлабар. Предположительно, крепость Нарикала возникла тогда же. Дела шли прекрасно. Исмаила сменил Мухаммад Ибн Атаб (813 - 829), который начал совершать поползновения к сепаратизму – это привело к тому, что халиф признал грузинского царя Ашота за легитимного правителя – чтобы тот помог против мятежного Мухаммада в 818 году.
 
Затем правил Али ибн Шуаб (829 - 833), а после него Исхак ибн Исмаил ибн Шуаб (833 - 853), которого в Грузии звали Сохак. Он был настолько уверен в своих силах, что отказался платить дань в Багдад и попытался создать независимое государство. Момент был не вполне удачный – гражданская война в халифате уже завершилась, Аббасиды устояли, и на что надеялся Исхак - нам неведомо. Произошло и еще нечто удивительное – Исхак перешёл в христианство.
 
Но завоевать независимость не получилось. В 853 году халиф послал на Тифлис армию полководца Буги. Армия халифата была разбита, Тифлис захвачен и сожжен дотла. Сохака распяли на кресте. Его дети бежали в Картлийское царство, спрятались в ущельях Триалетского хребта и вроде бы от них произошёл род Саакадзе.
 
В этом походе на стороне халифа участвовал Баграт, царь Тао-Кларджети.
 
Шуабиды были истреблены, новым эмиром стал Мухаммад ибн Халиль из династии Шайбанидов. Его правление хронологически совпадает с временами  князя Рюрика в Новгороде.


Эмират Шайбанидов просуществовал лет тридцать. Его лучшие годы были позади – эмират сократился в размерах, а Тифлис так и стоял в руинах. Шайбанидов было всего четверо:


•    Мухаммад ибн Халиль (853–870)
•    Иса ибн аш-Шейх аш-Шайбан (870–876)
•    Ибрагим (876–878)
•    Габулок (878–880)


В 880 году к сласти пришла последняя династия тбилисских эмиров – Джаффариды.


•    Джаффар I ибн Али (880–914)
•    Минсур ибн Джаффар (914–952)
•    Джаффар II ибн Мансур (952–981)
•    Али ибн Джаффар (981–1032)
•    Джаффар III ибн Али (1032–1046)
•    Мансур ибн Джаффар (1046–1054)
•    Абул-Хайджа ибн Джаффар (1054–1062)
•    Фалдун из Ганджи (1068–1080)

 

тбилисский дирхам

Дирхам эмира Али ибн Джаффара

При Джаффаридах эмират сократился до размеров города Тбилиси и прилегающих крепостей – таковыми были Коджорская крепость и Задазенская крепость (чуть к северу от храма Джвари; не сохранилась).


Власть эмиров слабела с каждым днем. Эмир Фалдун был поставлен на эту должность сельджуками, а после его смерти эмиры исчезли как явление – их заменил совет старейшин.


В 1112 году в Тбилиси будет построен Сионский собор – событие загадочное и трудно объяснимое. Через 10 лет в город вступит армия Давида Строителя, и эмират прекратит свое существование.

Наследие
Удивительно, но эмират исчез почти бесследно. Не осталось ни одной мечети, ни одного дворца, ни одной крепости. Не осталось даже арабских надписей на храмах тех лет - в Джвари, Цроми или Анчисхати. Несколько монет – вот и все, что мы имеем от той эпохи. Храм Анчисхати видел начало эмирата и конец эмирата и стоит до сих пор. Название квартала Сололаки вроде бы косвенно пришло их тех арабских времен. По странной иронии истории, единственным наследием эмирата стал Сионский собор – хотя и он тогда выглядел иначе,  не имея облицовки из туфа.
 
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.039149045944214 сек.