Кашвети
Храм Кашвети или Кашветский собор Святого Георгия (ქაშვეთის წმინდა გიორგის სახელობის ტაძარი) — средних размеров храм на проспекте Руставели в Тбилиси. Это один из самых известных храмов страны просто потому, что находится у всех на виду. Приезжим он кажется очень грузинским, очень старинным и очень традиционным, но это иллюзия: этот храм — новодел ХХ века, и представляет собой стилизацию под средневековый храм. Вернее, это очень точная копия собора Самтависи. Интересен так же фресками Ладо Гудиашвили 1946 года.
 
 Церковь Кашвети
История
Появление храма связывают со знаменитейшей историей середины VI века. Это то место, где тбилисские зороастрийцы устроили суд над ассирийский отцом Давидом, впоследствии известным, как Давид Гареджийский. Его обвинили в сожительстве с монахиней, и была найдена беременная женщина, которая дала показания против Давида. Согласно неканонической, народной версии тех событий, Давид проклял эту женщину и она родила камень, что стало доказательством его невиновности. Так образовалось место "где был рождён камень" (ква+швети). Название места прицепилось к храму, который был тут построен в неведомые поздние эпохи. На что он был похож, мы уже не знаем.
 
В старогрузинском языке слог ВЭ часто передавался через УЭ, поэтому существует архаичная форма Кашуэти. (Иногда даже Кашуэты)
 
В 1723 году тут существовал какой-то храм; когда кахетинская армия взяла штурмом Тбилиси, царь Вахтанг VI покинул город и остановился здесь, около храма. Горожане здесь просили его вернуться, но у него не было возможности. Картлийские цари в тот день лишились власти навсегда, Вахтанг ушёл в Россию.  
 
В 1753 году по инициативе князя Гиви Амилахвари был построен новый храм. Судя по фотографиям, он был тетраконхом, что вообще-то не характерно для того времени. Но эпоха была кризисная, строили тогда плохо, так что храм едва протянул 50 лет. На плане 1802 года видно, что храм был обнесён квадратом стен с башнями, и подписан он как храм Святого Гиоргия «в замке Кашвети называемом». Мимо проходила Дигомская дорога, между дорогой и храмом протекал ручей. Севернее храма обозначено грузинское кладбище.
 
На храме в то время была надпись:
 
«Мы, Гиви Амилахор, сын Андукапара Амилахора и супруга наша, Бангуа, дочь Орбелиани, построили эту церковь великомученика Георгия с оградою, бастионами и домом. Да будет она молитвенником нашим в день кончины нашей. От посещающих ее просим о прощении прегрешений наших. Создалась она в царствование благоверного венценосного царя Теймураза и сына его благоверного царя Ираклия, в патриаршество Антония, потомка Давида, в лето 1754 от воплощения Бога Слова».
 
К началу ХХ века он уже был в аварийном состоянии. Вот как он выглядел:
 
Кашвети
 
В 1904 году было решено построить новый храм. Это была эпоха, когда в Грузии при помощи Ильи Чавчавадзе начали осознавать, что грузинская архитектура — это нечто большее, чем вымирающий провинциальный стиль. На уровне администрации всё еще полагали, что славянская архитектура на планете самая совершенная, но этот храм построен не по госзаказу. Заказчиками была грузинская аристократия и промышленники: Анна Амилахвари, Николоз Туманишвили, Антон Арджеванидзе и, что важно — Давид Сараджишвили, основатель закавказской коньячной промышленности. Они заказали проект ганноверскому архитектору Леопольду Бильфельду, но поставили ему условие: храм обязательно должен быть в грузинском стиле. Лучшие годы грузинской архитектуры — это Золотой век, а образцовый храм Золотого века — Самтависи, так что решили копировать Самтависи. Тем более, что он не такой громадный, как Баграти или Алаверди.
 
Непосредственно строительством заведовал итальянский мастер Леонардо Лоренцетти. Вся внешняя каменная резьба выполнялась рачинцами, братьями Агладзе: Неофитом, Ладо, Иакинте и Нико. Эти братья потом основали завод по резке камня и школу. Их последователи потом оформляли все советские стройки в Грузии. 
 
Можно сказать, что с этого храма началась эпоха неогрузинского стиля. Чуть позже было построено новое здание Кавказского музея в том же стиле и здание дворянского банка на соседней улице. Сам же Давид Сараджишвили умер в 1911 году и был похоронен около этого храма. Его могилу можно видеть у южной стены, перед церковной лавкой.
 
Могила Сараджишвили
Могила Давида Сараджишвили
 
Первое время Кашвети стоял напротив собора Александра Невского. В советское время собор снесли и построили здание Дома Правительства. Кашвети тоже предполагалось сносить, тем более, что он поздний и особой исторической ценности не имел. Но его отстояли и даже без жертв.
 
В 1945 году потребовался художник для росписи интерьеров. На эту работу рискнул вызваться Ладо Гудиашвили. В то время за такое уже не расстреливали, но ещё увольняли. Но Гудиашвили пошёл по пути художника Нестерова, который расписывал Новую Зарзму в Абастумани, выходя за рамки канонов иконографии. Он (Гудиашвили) или не смог уложиться в канон, или решил, что он выше канона, но в итоге его фрески получились недостаточно одухотворенные. Настоятель храма остался очень недоволен. Партийное руководство тоже озлобилось: Гудиашвили вычистили из партии и уволили из академии художеств.  Об этих событиях можно написать отличный роман на сюжет "Мастера и Маргариты". Вот только живой Гудиашвили не попал в сумасшедший дом, а сумел понемногу реабилитироваться.
Храм Кашвети
Интерьер хама и фрески Гудиашвили
9 апреля 1989 года прямо перед собором проходил антисоветский митинг, а потом его знаменитый разгон. В храм заносили раненых. В декабре 1991 года он попал в зону боёв за парламент. Говорят, что гаубицы стояли перед собором и били по парламенту прямой наводкой. Удивительно, что храм не был уничтожен до основания. И все же, следы пуль, замазанные штукатуркой, еще хорошо видно на его стенах.
 
Проспект Руставели — очень политизированная улица, так что наверняка в будущем у храма ещё произойдут какие-то исторические события.
Современность
Сейчас храм имеет одну особенность: он плохо фотографируется. Со стороны парка мешают деревья. С юга раньше стояла гостиница "Ориант", потом стройка, а сейчас там новый дом. С Руставели тоже мешают деревья. Поэтому его получается запечатлеть только кусками.
 
храм Кашвети
храм Кашветихрам КашветимРоспись Кашвети
Роспись Кашвети

 

Экстерьер собора — это своего рода манифест. Это творение эпохи развития идей национализма и показывает, как именно представляли себе умозрительную идеальную грузинскую архитектуру в то время. За основу авторы взяли собор Самтависи и воспроизвели его, кое-что подправив. При этом восточный фасад скопировали без изменений.

 

Если вам придётся оказаться около Кашвети, обязательно посмотрите на его восточный фасад. Вы увидите вертикальные ниши, резной крест, окно и два ромба. Это довольно редкое для Грузии сочетание и в прошлом встречалось только на четырёх храмах: Кватахеви, Самтависи, Икорте и Ахтальском соборе. Найти оригинальный набор элементов сейчас нелегко, для этого надо ехать в Каспский район или в Армению, а тут вы имеете наглядную копию прямо под рукой.

 

Если зайдёте в храм, то обратите внимание на росписи в его портике. Они новые, но симпатичные. Под куполом изображена сцена схождения Святого Духа на апостолов. Она изображена по раннехристианскому канону: именно в куполе, без фигуры царя. В средние века эту композицию было принято рисовать на стенах в плоской проекции.
 
На стенах портика изображена упомянутая выше сцена с Давидом Гареджийским. 
 
Внутри можно найти те самые фрески Гудиашвили. Он успел расписать только алтарную нишу: фигуру Богоматери  верхнем ярусе алтарной ниши, сцену Тайной Вечери в нижнем, ангела на правой стороне и женскую фигуру на левой. Вышло интересно, художественно, но не вполне канонично, ибо слишком чувственно.
 
Росписи Гудиашвили
Фрески ГудиашвилиФрески КашветиФрески в Кашвети
Фрески Кашвети

 

В 1958 году Евгений Евтушенко написал по поводу этих фресок показательное стихотворение:
 
Не умещаясь в жестких догмах,
передо мной вознесена
в неблагонравных, неудобных,
святых и ангелах стена.
Но понимаю, пряча робость,
я, неразбуженный дикарь,
не часть огромной церкви — роспись, 
а церковь — росписи деталь.
Рука Ладо Гудиашвили
изобразила на стене
людей, которые грешили,
а не витали в вышине.
Он не хулитель, не насмешник,
Он сам такой же теркой терт.
Он то ли бог, и то ли грешник,
и то ли ангел, то ли черт!
И мы, художники, поэты,
творцы подспудных перемен,
как эту церковь Кошуэты,
размалевали столько стен!
Мы, лицедеи-богомазы,
дурили головы господ.
Мы ухитрялись брать заказы,
а делать все наоборот.
И как собой ни рисковали,
как ни страдали от врагов,
богов людьми мы рисовали
И в людях видели богов!

 
Это стихотворение Евтушенко — или банальный прогиб под линию партии, либо попытка отмазать Гудиашвили от преследования, выдав его творчество за осознанный акт "дуренья головы господ". Теперь уже не угадаешь.
 
Возможно, именно с учетом этой его работы, Гудиашвили был увековечен статуей, которая сейчас стоит к юго-востоку от храма.
Что есть рядом
Рядом — практически всё. За собором — Александровский парк. Слева — Голубая галерея, напротив — 1-я гимназия, парламент и бывший Дом Связи. Это самый центр проспекта Руставели, и знаменитых мест тут великое множество.

Дамы и господа!

Благодарю за посещение этого сайта. Если Вы сочли его полезным и хотите поддержать проект, то можете сделать это очень легко. Бронируя отель в любой точке планеты, просто перейдите на сайт BOOKING.COM через баннер справа. Автор сможет выпить лишнюю чашку кофе, и его мозг будет работать чуть эффективнее.

© travelgeorgia.ru 2010-2020
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.028974056243896 сек.