На главную Мцхета-Мтианети Мцхета Шио-Мгвимский монастырь
Шио-Мгвимский монастырь

Шио-Мгвимский монастырь (შიომღვიმე) — старинный монастырь в 9 километрах от города Мцхета по тупиковой дороге. Высота от уровня моря — около 750 метров. Основан где-то после 560 года святым Шио, одним из ассирийских отцов, известным как Шио Мгвимский (შიო მღვიმელი). Более трехсот лет находился под покровительством князей Амилахвари и являлся их фамильной усыпальницей. Сейчас это самый известный монастырь в окрестностях Мцхеты и Тбилиси.

 

История

История монастыря началась в тот момент, когда ассирийские отцы разбрелись с Зедазенской горы по всем концам восточной Грузии, и сюда, в ущелье за Мцхетой, пришел Святой Шио и поселился в пещере на склоне горы. Вскоре у него появились последователи, которые вырыли себе пещеры в песчанниковом обрыве. Эти пещеры можно видеть по сей день, хотя датировать их сложно.

 

Одним из первых последователей был Евагрий, который владел крепостью Цихедиди неподалеку к югу за Курой. Однажды он отправился в горы на охоту и увидел там Шио. Он решил остаться вместе с ним, продал все своё имущество, раздал нищим и стал монахом.

 

Первое сооружение — храм Иоанна Крестителя — было построено между 560 и 580 годами, ещё при жизни Святого Шио. Считается, что Шио сам выбрал место для закладки храма. Для этого он положил на руку горящий ладан и пошёл туда, куда указывал дым. Поэтому часто на иконах Шио изображают с дымящиймся на руке ладаном.

 

Шио Мгвимский

Святой Шио с дымящимся ладаном

При освящении храма присутствовал католикос Макарий (553—569), Иоанн Задазенский и с ним ещё некоторые ассирийские отцы. Про перестройки история ничего не говорит, так что, похоже, храм дошёл до нас в своём почти изначальном виде. Возле храма Шио вырыл колодец и ушёл туда жить в формате затворничества. Старшим после себя он оставил Евагрия. Вколодце Шио прожил 15 лет, питаясь водой и просфирами.

 

Шио умер здесь же, и был похоронен прямо в колодце, который превратился в склеп. Мощи его хранились в монастыре до 1924 года. Небольшая часть уцелела и сейчас находится в храме Самтавро в Мцхете.

 

Евагрий в конце жизни так же ушёл затворником в колодец. Этот колодец сохранися, и недавно его верхняя часть была отремонтирована. Сейчас он хорошо виден у дороги, если идти снизу и обходить храм Иоанна справа по мостовой. Евагрий вошёл в историю как Святой Евагрий Шио-Мгвимский.

 

Около 1100 года царь Давид Строитель построил второй храм. Впоследствии монастырь много раз страдал от иностранных нашествий и оказался на грани уничтожения, и только при царе Георгии VIII его передали князьям Амилахвари для благоустройства.

 

Утверждается, что в 1614 или в 1616 году, во время нашествий шаха Аббаса, монастырь пострадал, и рухнул купол храма Богоматери. Это был явно не 1616 год, когда шах разорил только Кахетию. Но и в 1614 году он мало что рушил в Картли. Возможно, нашествие и обрушение — не связанные между собой события.

 

В 1678 году этот храм восстановили без купола, превратив в базилику. Не исключено, что к реставрации приложил руку католикос Доментий, который в те годы много чего восстановил.

 

В хронике Сехнии Чхеидзе говорится, что монастырь пострадал в октября 1735 года, при шахе Надире: «...разорили, сожгли, пленили [земли] от Седгери до Скра, сожгли, обесчестили церкви, разгромили Мгвимскую обитель с иконами и украшениями...».

 

В 1924 году монастырь стал штабом антисоветского восстания. Восстание было подавлено, монастырь захвачен, и вроде бы именно тогда были сожжены мощи Святого Шио.

Что там есть

Монастырь располагается на склоне хребта уступами, и здания стоят как бы одно над другим.

 

На территории монастыря находится несколько строений, из которых самое древнее — храм Иоанна Крестителя. Это хронологически самое первое сооружение. Архитектурно оно очень сложное, входить надо через колокольню, и внутри будет несколько темных залов. Про запрет фотографировать ничего не написано. Пишут, что когда-то там была красивая алтарная перегородка (или иконостас?), но однажды его вывезли в столичный музей.

 

 Храм Иоанна Крестителя
храм Иоанна Крестителя в Шио-Мгвиме

Храм Иоанна Крестителя

 

Это одно из первых сооружений купольного типа в Грузии, и это же первый крестовый храм. Через полвека будет построен уже более сложный храм Джвари, а затем и Атенский Сион. Все эти храмы конструктивно похожи друг на друга.   

 

Шио-Мгвиме план
 

 

Странно то, что храм такого типа был построен первым, и в каком-то смысле последним. Впоследствии крестовые храмы строили в виде тетраконхов, затем, с 630 года, в виде крестовых храмов с опорой купола на столбы, а этот так и остался редким случаем храма с опорой купола на угловые выступы стен. Это своего рода храм-эксперимент, который не породил серии себе подобных. 

 

Видимо, первоначально храм был просто крестовым, без всяких пристроек. Колодец Святого Шио находился немного западнее. Позже к храму был пристроен большой западный притвор и еще несколько пристроек, так что колодец оказался фактически внутри храма. Там его видно и сейчас.

 

Колодец Святого Евагрия находится немного ниже храма, у дороги:


Колодец Евагрия (справа)

 

Колокольня перед храмом выглядит очень архаично, однако её построил Гиви Амилахвари в 1733 году — в том же году, когда за хребтом в Мухрани построили Мухранскую крепость. 

 

Колодец святого Шио сейчас превратился в отдельную достопримечательность. Когда-то туда вёл пыльный вход с западной стороны храма, но около 2019 года прошёл ремонт с перепланировкой. С южной стороны храма образовалась трапезная. Сейчас надо с южной стороны входить в трапезную, а уже из неё в туннель к колодцу.


Шио-Мгвиме
Фреска в трапезной

 

В колодце святого Шио раньше была каменная могильная плита, но уже лет пять там стоит каменный резной саркафаг.

 

Храм Богоматери построен около 1100 года по инициативе Давида Строителя. Сейчас это центральный храм монастыря. Первоначально у храма был купол, но во время нашествия шаха Аббаса в 1614 году храм был разрушен и восстановлен только через полвека, в 1678 году. Восстановили его уже в упрощенном виде, как базилику.

 

Сейчас храм снаружи не впечатляет — он прост, не имеет никаких украшений и архитектурных излишеств. Всё очень минималистично. Однако, внутри довольно красиво, там сохранились поздние фрески и росписи. На стенах местами кто-то повесил иконы-фотообои. Непонятно, для чего. Фотографировать в храме нельзя.

 

Одно время князья Амилахвари использовали этот храм как усыпальницу. Утверждается, что князь Гиви Амилахвари похоронен где-то здесь. Могилы его не видно, однако есть могилы двух его детей: Андукапара и Вахушти. На них датировка 1732.


Могила Вахушти Амилахвари

 

Кроме двух этих храмов здесь есть еще несколько хозяйственных построек и небольшая церковь высоко на скале. Добираться до неё трудно. Родников в свободном доступе нет. Монастырь вполне себе действующий, тут все строго, так что для чаепитий лучше отойти на юг, за ворота.

 

Вокруг в обрывах много пещер. Породы здесь осадочные, известняки и песчанники, поэтому пещеры роются легко. 

 

Как добраться к пещерам от монастыря, непонятно. Возможно, такое не поощряется. 

Как найти

Попасть в монастырь можно из Мцхеты — на центральной площади города стоит указатель на монастырь. Дорога одна, причем тупиковая и не имеющая рейсового транспорта. Эта дорога всегда была скверная и медленная, но к началу 2015 года ее заасфальтировали, так что до монастыря можно доехать быстро и легко.

 

Ногами можно дойти от села Дзегви на трассе Мцхета-Кавтисхеви. Там есть мост через Куру и дальше вверх начинается дорога к Шиомгвиме. От Дзегви 4 километра. Можно попасть из Ксани. Можно добраться по бездорожью с севера через хребет, от села Чардахи в Мухранской долине через село Схалтба. Тоже получается 4 километра. При движении с севера вы попадаете прямо на край обрыва, откуда потрясающие виды на монастырь и окрестности, однако спуститься оттуда вниз сложно — придется полазать по лесу.

 

Вид с обрыва
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.037621021270752 сек.