V -VI века

V-й век начался с деятельности Масропа Маштоца, который около 405-406 года создал армянский алфавит, а около 415 - 420  - агванский, по сей день не дешифрованый. Есть версия,  что он создал и грузинский шрифт асомтаврули, хотя эта версия вызывает много вопросов. Первая надпись на грузинском появится очень скоро, в 430 году (в Вифлееме).

 

В 407 в Сухуми умирает Иоанн Златоуст.

 

В 409 году германцы прорвутся в империю, а в Грузии в этот год персы захватят в плен царя Мирдата. Начнется неторопливое персидское наступление. Персы в 428 ликвидируют независимую Армению, а затем подчинят Иберию. Иберские цари останутся, но об их деятельности неизвестно почти ничего. Начнутся попытки изживания христианства, вследствие чего в 458 году крест святой Нины унесут в Армению и спрячут в Тароне.  

 

А между тем в мире  происходило кое-что важное. В Византии зародилось несторианство, а вскоре после – монофизитство. Последнее начало стремительно расползаться по империи и окрестностям. В 451 году состоялся Халкидонский собор, который осудил монофизитство. Но оно все равно стремительно распространялось, главным образом среди негреческих народностей. Видимо, Грузию первое время оно тоже не миновало. Во всяком случае, общекавказский Вагаршапатский собор 491-го года выскажется за монофизитство. Христианство на востоке окажется в серьезной опасности, ибо монофизитство будет мутировать все дальше и дальше от православия, пока не сольется с исламом.  

 

В 440 году царем Грузии станет легендарный Вахтанг Горгасал.

Эпоха Вахтанга Горгасала

Популярность этого царя не вполне соответствует его реальной деятельности, ибо сделал он не так много. Первой его акцией был поход на север, против алан. В 460 он участвовал в иранском походе на буддийскую империю эфталитов (в хрониках пишут: «на Индию»)  Потом, в 472 году, была война с Византией, которая случилась потому, что Иберия была как бы частью Ирана, и ей по статусу полагалось враждовать с Византией. Эти войны привели к тому, что к Иберии были присоединены земли, известные потом как Тао и Кларджети. Считается, что именно Вахтанг основал в Кларджети город Артануджи, развалины цитадели которого существуют в Турции по сей день, хотя и не всем известны.

 

Он же основал Тбилиси, обнаружив во время охоты теплый источник, в котором случилось что-то чудесное, не то олень исцелился, не то птица ожила. Это случилось приблизительно в 458 году, хотя есть предположение, что город уже существовал с середина IV века, а Вахтанг его только расширил и усовершенствовал.

Вахтанг Горгасал

 Памятник Вахтангу Горгасалу у предполагаемого места основания города.

 

Резиденцией же царя в то время была крепость Уджарма, которую тоже расширили и укрепили.

 

Эти годы известны историей Святого Раждена. Этнический перс, он переселился в Грузию (в Мцхету), принял христианство и вскоре стал полководцем при царе Вахтанге. Во время войны с персами он попал в плен и вроде бы царь Пероз (Фируз) лично уговаривал его вернуться в зороастризм, но Ражден отказался и его распяли на кресте. Это произошло в Цроми в 457 году. (Хотя исторический Пероз стал царем только в 459) Он был похоронен в том месте, где сейчас находится алтарная ниша Цромского собора. Чуть позже тело было перенесено в Никозский собор. Ражден стал первым грузинским мучеником и одним из первых грузинских святых.

 

Именно при Вахтанге Грузинская православная церковь добилась от Византии разрешения на независимость (автокефалию) и был учрежден католикосат. Однако, в это самое время Вахтанг начинает уклоняться от православия в монофизитство за что мцхетский еписком Микаел даже предал его проклятию. Так как Микаел был епископом до  467 года, то получается, что монофизитский уклон произошел где-то в эти годы.  

 

В 475 году некий Варскен, в рамках борьбы с христианством и продвижения зороастризма, убил собственную жену Шушаник, дочь армянского царя Вахтанга Мамиконяна. Эта история интересна тем, что житие Шунаник на данный момент является самым ранним сохранившимся памятником грузинской письменности.

 

К размышлению. Если грузинский алфавит создал Маштоц, то получается, что «Мученичество Шушаник» написано через 70 лет от появления алфавита. Это странно, ибо обычно на освоение алфавита уходит лет 200. 

 

В 482 Вахтанг схватил Варскена и казнил. С этого антиперсидского шага началось иберийское восстание. На помощь пришли армяне, но это не помогло: персы совершили нашествия в 483 и 484, и Вахтанг был вынужден бежать в Эгриси. В 484 обстановка нормализовалась, но вскоре (неясно когда) персы попытались привлечь Вахтанга к войне с греками. Тот отказался и вынужден был остаток жизни прятаться от персов и изредка воевать с ними. Он умер вроде бы в 502 году от ранения в битве на Самгорском поле. Смерть настигла его в Уджарма, тело было перевезено в Мцхету и захоронено в Светицховели.

 

При Вахтанге, 478 году начали строить Болнисский Сион, и закончили в 493. Это здание сейчас – самый древний храм в Грузии.

 

В целом же при Вахтанге Иберия практически заканчивает свое существование. Причем заканчивает почти одновременно с Западной Римской Империей (475 год)

VI  век 

Начало VI века невнятно и неопределенно. Видимо, все это время шли незначительные и неудачные войны с Персией. В итоге в 514 или в 523 году персы ликвидировали в стране царскую власть и стали назначать марзпанов. Еще раньше, в 510, персами была ликвидирована царская власть в Албании.

 

Все столетие Иберия оставалась пассивным наблюдателем происходящих вокруг событий. Зато  кое-что происходило в религиозной жизни. Монофизитство продолжало распространяться. Объединенный церковный собор (1-й Двинский) стран Закавказья в 506 году признал  монофизитство единственным истинным учением.  При этом существует странное свидетельство Прокопия Кесарийского (-565), который написал, что иберы  «соблюдают правила христианской церкви лучше всех, кого мы знаем». Иверия останется монофизитской почти на 100 лет - до 610 года.  

 

Непосредственно после Вахтанга царем стал Дачи, или Арчил. Годы его правления неизвестны – что само по себе характеризует невнятность этого периода истории. Дачи выполнил волю отца и перенес столицу из Мцхеты в Тбилиси. Видимо, именно он построил стены вокруг города. Хроника «Обращение Грузии» сообщает такое:

 

И после него царствовал Дачи Уджармели, и католикосом был Самовел. При нем люди начали селиться в Тбилиси и выстроили [церковь] Святой Марии, и католикосом был Петр.

 

Церковь Святой Марии – это существующий до сего дня храм Анчисхати, самый древний храм в Тбилиси.

 

 Анчисхати

Координаты: 41°41'43"N   44°48'24"E 



А персы продолжали наступление на Запад. Заняв Иберию, они нацелились на Эгриси. Византия спешно начала укреплять эту область. В 532 году на морском берегу была построена крепость Петра (сейчас Цихисдзири), где разместился византийский гарнизон и штаб управления войсками в Эгриси. В 542 году персы вторглись в Эгриси и захватили Петру. Последовало несколько войн и кратких перемирий, столица Эгриси, город Археополис, выдержала две осады и после третьей, в 554 году пала. Эта война известна как Большая Эгрисская Война (ეგრისის დიდი ომი, Эгрисис Диди Оми).

 

Где-то к этому же периоду иногда относят возведение загадочной Келасурской стены в Абхазии.

 

В итоге в 562 году Иран заключил с Византией 50-тилетний мир.

Ассирийские отцы

См. Ассирийские отцы

 

В период условного правления царя Фарсмана VI (542-557) в Грузию из Антиохии прибыла группа монахов, которые вошли в историю под именем Ассирийских отцов. Иногда их называют «сирийскими отцами». Это были Иоанн (Известный как Иоанн Задазенский) и его ученики. Они поселились на Задазенской горе и основали там монастырь. Иоанн Задазенский  похоронен в этом же монастыре, в храме Иоанна Крестителя. Его ученик Шио (-559) основал Шио-Мгвимский монастырь западнее Мцхеты. Первый храм монастыря возвели уже после его смерти, в 560 - 580 годах.

 

Другой ученик, Давид, сперва жил в Тбилиси на горе Мтацминда, где сейчас находится Пантеон.  Потом ушел в Гареджи и основал там знаменитый Давид-Гареджийский монастырь.

 

Ученик Иессей пишел в Цилкани (в Мухранской долине), основал там монастырь и был рукоположен в епископы. Так Цилкани стало одним из центров христианства в регионе.

 

Антоний Марткопский ушел в восточную часть страны, поселился там в горах и позже основал Марткопский монастырь, где сейчас и похоронен.

 

Это все происходило фактически под иранской оккупацией, на фоне постоянных конфликтов с зороастрийцами. Например, Або, основатель монастыря Некреси, в результате был уведен в Мцхету и там казнен. Тело его увезли в Самтависи, а затем перезахоронили в Мцхете, в соборе Самтавро.

 

Фаддей Стефанцминдский построил храм в Урбниси. Другие ученики (Иосиф Алавердский, Пир Бретельский, Стефан Хирсовский, Исидор Самтавнельский, Микаэль Улумбалельский и Зенон Икалтойский) основали монастыри в других местах Грузии. Так началось грузинское монастырское движение.

Ликвидация грузинского царства

В 570-е годы имели место некоторые боевые действия, в результате которых персы ушли из Западной Грузии.  В 575 году византийцы вторглись в Сванети и захватили местного проиранского князя. В 582 году шах Ормизд IV совершил поход в Эгриси и Сванети.

 

В  580 году в Иберии умирает Бакур III, и персы решают ликвидировать даже видимость царской власти. Потомки царя попрятались – кто в Кахети, кто на юге, в Джавахети. Среди них был человек, который вошел в историю, как Гурген I. Он был родственником Ваханга Горгасала и владел кое-чем в Кларджети. В 572 году он попробовал восстать против персов, но вынужден был бежать в Византию.

 

В 582 году императором Византии становится Маврикий, и за персов принимаются всерьез. В 586 году персов разбивают в сражении при Салахоне, а в 591 заключается Ктесифонский мир, который оговоривает новую границу между Ираном и Византией в Закавказье. Византии достается вся Армения к западу от Еревана. Появляется аванский католикосат (православный). На иранской территории остается двинский католикосат (монофизитский). В эти годы строится Аванский собор, который породит целую эпоху в архитектуре Закавказья.

 

Персы теряли позиции. В 588 они ушли из Иберии, и грузинское население попросило императора Маврикия прислать им царя. Маврикий прислал Гургена, присвоив ему административное звание «куропалат» (κουροπαλάτη). В Грузии его называли эрисмтаваром. В итоге появилось то, что по-русски называют Картлийское Эрисмтаварство, а на английский это обычно переводят как Principate of Iberia.

 

Так установилась новая династия, которую некоторый причисляют к Багратионам, а некоторые – нет. Гургениды (Гуарамиды) правили страной до ее распада в 786 году. Именно Гурген построил около Мцхеты храм Джвари, во многом напоминающий Аванский собор.

 

Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2014
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.013647079467773 сек.