Монастырь Алаверди

Алаверди (ალავერდი) — монастырь и собор, официально собор Святого Гиоргия в Ахметском районе Кахетии. Собор является вторым по высоте в Грузии, первым среди сохранившихся средневековых соборов и самым высоким из четырех "Великих Кафедралов" (хотя храм Баграта после реконструкции стал выше Алаверди на 2 метра). Это главный и самый почитаемый храм в Кахетии, центр Алавердской епархии.

 

В список ЮНЕСКО не входит, но находится на рассмотрении.

 

Собор Алаверди

 Этимология

Происхождение слова «Алаверди» несколько гипотетично. Иногда его неверно переводят как «Аллах дал» (Alla + Verdi — прошедшее завершённое время тюркского глагола vermek — «давать»). Но едва ли кому могло придти в голову присваивать христианскому храму тюркское название. Именно так произошло название армянского города Алаверди, который основали тюрки-кочевники. По наиболее убедительной версии название монастыря — это искаженное Алва-Хварди, то есть «Алванская равнина». Он построен именно на Алванской равнине, так что все логично. Попытки выявить этимологию замечены ещё в начале ХХ века. Некий С. Уманец в 1904 году писал: «...очень многие (даже в Грузии) принимают название Алавердского монастыря в Кахетии за восточное слово, которым оно и кажется действительно с первого раза. При этом обыкновенно рассказывается пресловутая легенда о владетельном хане, в эпоху владычества мусульман над Грузией, выстроившем церковь и принявшем христианство с радости от возвращенного ему Аллой пропадавшего в соседних горах охотничьего сокола, откуда, будто, и пошло название местности и построенного там монастыря — Алаверды, т. е. “Бог дал” по-турецки. Эта детская сказка, конечно, меня не удовлетворила, и я предпочитаю видеть в названии знаменитого собора и соседней деревни “Аляверди” сочетание чисто грузинских слов Альванис гверды, т. е. граница Альвана».

 

В головах некоторых людей бывает путаница, связанная с тем, что в Северной Армении есть одноименный город и рядом монастырь Санаин, который иногда ошибочно называют «монастырём Алаверди». По этой же причине к грузинскому храму часто прилагают название «Алаверды», которое представляет собой устаревшее название вышеупомянутого армянского города. Застольное слово «алаверды» тут тоже не при чём.

 

Иногда пишут, что грузинское И после Д более похоже на Ы, но это не совсем так. В грузинском языке именно Д не смягчается перед И, а само И остается собой.

История

Монастырь Алаверди — творение ассирийских отцов, а именно Иосифа Алавердского, который пришёл сюда в середине VI века, построил храм и умер в 570 году, и был похоронен в этом храме, причём могила существует по сей день.

 

Иосиф Алавердийский
Иосиф Алавердийский работы Церетели

Алавердский собор в современном виде построил кахетинский царь Квирике III Великий, который унаследовал Кахетинское царство в 1010 году, то есть, в год начала строительства собора Светицховели, через 7 лет после постройки собора Баграти и через 50 лет после возведения собора в Ошки.

 

Кахетию почти сразу же завоевал Баграт III, но он умер в 1014, и Кахетия снова добилась независимости. С 1014 года по 1037 Квирике правил Кахетией, и это были лучшие года этого края. Именно в этот период и был построен собор Алаверди.

 

Это была эпоха, когда Кахетия была переферийным государством грузинского мира, зажатым между Тбилисским эмиратом и горцами-аварами, и удивительно, что оно позволило себе проект «Великий кафедрал», на который решались только крупные царства вроде Тао-Кларджетского или Абхазского.

 

Дальнейшая история монастыря известна плохо. Он почти сразу стал центром Алавердской епархии, которую возглавлял сперва епископ, а затем архиепископ. В эту епархию входили, помимо прочего, горные области Пшави и Тушети.

 

Алавердийский храм неоднократно страдал от нашествий и землетрясений. В XV веке царь Александр I восстановил его, но в 1530 собор снова пострадал от землетрясения и несколько позже царь Леван снова его восстановил.

 

Летом 1614 года иранская армия шаха Абабса пришла в Алаверди со стороны Греми. Шах простоял здесь некоторое время. Один отряд был отправлен на захват крепости Торгва. По словам историка Искандера Мунши, шах решил превратить монастырь в крепость и приказал построить каменную стену. В окрестностях не было известняка, но его привезли октуда-то издалека и завершили всю стройку за три месяца. Из этого следует, что до 1614 года у монастыря не было стен. Это так же может означать, что современая внешняя стена  — это или та самая стена шаха Аббаса, или её поздняя реставрация. Во вском случае фундамент наверняка тот, 1614 года.

 

В 1640 году в Кахетию прибыло московское посольство князя Волконского, и царь Теймураз I принимал их в Алавердском монастыре (Егорьевском монастыре в Лаверды, как записано в отчёте). Послы посетили собор и оставили его описание. «А церковь мерою с Архангела, что на Москвина площади, — написано в отчёте, — об одном верху, высока, зделана ни четыре угла по-руски; а креста на церкви нет. А в церкви три предела: в церковь вшед, на правой стороне предел, а перед дверьми с приходу в паперти по обе стороны церковных дверей зделаны два предела. Подписана с стенным письмом; избито и исколото; а образов местных и деисусов и пророков и праотцов нет». Затем он обращает внимание на отсутствие иконостаса: «А олтарь с церковью не розгорожен; вместо переграды и вместо образов местных завешены кизылбашскими камочками и выбойками, а вместо царских дверей завес, отлас золотной по  червчетой земле».

 

В 1648 году картлийский царь Ростом изгнал царя Теймураза из Кахетии. В 1650 он совершил больше путешествие по Кахетии через Сагареджо и Магаро до Алаверди. «Алавердская церковь, обрушившаяся при царе Теймураз из-за смуты не была им восстановлена, — пишет Пасардан Горгиджанидзе, — Царь Ростом её восстановил. Десять дней стояли там, оттуда перешли в Алони. По покойникам, погребенным в Алаверди, царица отслужила службу, устроила поминзди и всех в отдельности оплакивала. Пока оставались там, служили обедни и устраивали поминки». Иногда этот ремонт собора относят к 1653 году.

 

В 1657 году персы переселили на Алванскую равнину племена туркменов, которые превратили монастырь в коровник и тюрьму. В 1659 году произошло Бахтрионское восстание против персов и туркменов, и говорится, что восставшие захватили крепости Бахтриони и Алаверди. 

 

Около 1700 года храм повредили лезгины. В 1742 произошло еще одно землетрясение и его пришлось снова ремонтировать. В итоге часть собора ранняя каменная, а часть поздняя кирпичная. Это не очень хорошо видно на соборе, но хорошо видно на его макете в Парке миниатюр


Алаверди
Алаверди в парке миниатюр

 

Это может быть след ремонта 1650 года, а может быть следствием ремонта 1742 года.

 

После присоединения Грузии к России и отмены автокефалии грузинской церкви епархию в 1828 году ликвидировали, потом несколько раз восстанавливали в разных формах, в 1917 её восстановили снова, а в 1929 советская власть её вновь ликвидировала. Так что статус собора в эту эпоху менялся весьма часто.

Что есть сейчас

Сейчас монастырь стоит прямо у трассы и представляет собой периметр стен, внутри которого находится собор Святого Георгия, жилые постройки и винохранилище. В настоящее время (2022) основная територия закрыта для посещения, а подойти можно только к собору с западной стороны и немного с южной.

 

Алавердский собор
Алавердский собор с юга

Облицовочным материалом при строительстве был выбран белый кахетинский туф, материал, лёгкий в обработке и чем-то похожий на газобетон, но хрупкий и относительно недолговечный. Вероятно именно по этой причине внешняя поверхность собора дошла до нас в очень плохом состоянии. Исчезла почти вся фасадная резьба.


Собор Алаверди
Южная стена

 

Несмотря на все катаклизмы собор сохранил свою первоначальную форму. Пропала только галерея, которая окружала его с трех сторон — остался только западный её фрагмент. Наверное именно поэтому сейчас не видны могилы кахетинских царей (Александра I, Александра II или Теймураза I) — они могли находиться в этой пропавшей галерее. Восточный и западный фасады довольно просты и даже примитивны — ничего общего с собором Светицховели, построенном чуть ранее.

 

Кроме того, северная и южная апсиды закруглены (это называется "триконх"), чего нет у Светицховели, зато вполне себе есть у собора Иоана Крестителя в Ошки. Мной найден вот такой вот удобный план собора (без галерей):

 

Алаверди, план

 

Внутри сохранились некоторые фрески. Они разных эпох и сохранились в нескольких слоях, некоторые закрывались штукатуркой или забеливались. То, что видно, производит впечатление поздних.

 

  Собор Алаверди, внутренний вид

Северная апсидаКуполИнтерьерСтена алаверди
 

Хоры собора сейчас имеют вид узкого балкона, но похоже, что раньше они были деревянными и занимали весь западный неф. Внутри у северной стены видна лестница, но подниматься по ней посетителям не разрешают.

 

Сейчас собор очень порадует архитекторов и искусствоведов: здесь стены ничем не закрыты и видны все особенности архитектуры. Здесь весьма долго можно ходить и думать.

 

Собор окружает высокая стена, почти столь же серьезная, как у Светицховели. У других крупных соборов стен такого рода не сохранилось, хотя они явно были у Баграти и могли быть у Самтависи.

 

Вход в Алаверди
Стена и ворота

 

Как добраться

Собор находится в 20 километрах от центра Телави и в 17 от Ахметы. При этом он находитсяв стороне от основных трасс — например, в 9 километрах от трассы Телави—Ахмета. Это несколько усложняет попадание. Автостопом добраться легко, на машине тоже, а вот автобусами несколько сложнее.

Что вокруг

Алавердский собор находится внутри весьма плотного скопления интересных мест. Отсюда 13 километров до монастыря Икалто, 12 километров до виртуальной крепости Бахтриони, 33 до замка Греми, 26 до города и храма Кветера, 20 километров до Ахали-Шуамта и Дзвели-Шуамта и 20 километров до курорта Лопота.

 

Совсем рядом, в 2-х километрах строго на юг, в полях стоит небольшая базилика, известная как Троицкий храм в Ожио. Её датируют второй половиной VII века, хотя никаких интересных архитектурных элементов в ней не сохранилось.

 

В 5-ти километрах на север, за рекой, находится Алванский храм Иоанна Крестителя, построенный в VIII веке или чуть позже. Тоже базилика.

  

ХРАМЫ КАХЕТИИ
Акура
АлавердиАлваниАреши
Бодбе
ВачнадзианиВеджини
ГавазиГурджаани
ДолочопиИкалтоКацарети
КветераНиноцминда
Озаани
Сабацминда
Санагире
Сачини
Тетри ГиоргиУриатубани Хирса ЦхракариЧабукауриШихиани
Н. Шуамта
С.ШуамтаЭрелаант
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.039179086685181 сек.