Урбнисский собор (ურბნისის ტაძარი), он же
Собор Стефана Первомученика в Урбниси или
Урбнисский Сион — храм в виде
базилики, построенный в V—X веках на территории города (потом села)
Урбниси. Входит в десятку самых старых сохранившихся храмов Грузии, хотя и подвергался ремонтам. Это собор легко найти, но из-за своей невзрачности он мало популярен у туристов и посещают его редко.
История
Обстоятельства появления и существования этого храма известны нам лишь очень примерно. Он наверняка занимал какое-то очень важное место в истории грузинской архитектуры, но упоминаний о нём почти не сохранилось. Город Урбниси был большим и серьёзным поселением уже в начале IV века, когда его посещала Святая Нина. Здесь даже была своя еврейская община. Если бы Нина по мере движения через Иберийское царство создавала на своём пути христианские общины (как поступал апостол Павел), то она создала бы и урбнисскую общину, и у общины был бы свой небольшой храм. В этом случае урбнисскую церковную общину можно было бы уверенно назвать самой древней в Грузии. Но Нина или не занималась прововедью по пути, или об этом просто не сохранилось сведений.
Примерно в 470-е годы царь
Вахтанг Горгасал переформатировал Мцхетское архиепископство в католикосат и создал первые 12 епархий. Урбнисской епархии среди этих 12-ти не было, но, вероятно, она появилась немного позже. Урбнисский епископ упоминается в 506 году, из чего следует, что епархия возникла где-то в конце
V века. Создание епархии подразумевало строительство собора и так, вероятно, в Урбниси появился храм.
Крупные каменные блоки, выпиленные из песчаника хорошо видны сейчас в нижней половине собора. Это как раз та первая кладка примерно 500 года. Тот первый собор простоял до 735 года, когда пришла арабская армия Мевана Глухого и разрушила Урбниси. Можно предположить, что тогда и рухнула верхняя часть храма. В таком виде собор простоял лет 200, и в X веке его восстановили. Возможно, темно-коричневые блоки на фасаде — это следы того ремонта.
Потом собор снова кто-то разрушил. В 1668 году (при царе
Вахтанге V) собор восстановили. Это случилось после того как в 1660 году царь разрешил католикосу Доментию III немного реанимировать христианскую жизнь, которая до этого момента существовала на полуподпольном положении. Лет через семь в рамках этой программы реанимации был восстановлен
храм Анчисхати. Над входом Урбнисского собора с южной стороны сейчас видны три надписи: одна шрифтом асамтаврули, а вторая современным шрифтом. Последние три буквы ტნვ — это 1668 год по
грузинскому летоисчислению.
Вся кирпичная верхняя часть собора — это последствия реконструкции 1668 года.
В 1706 году царь (вернее, И.О. царя) Вахтанг VI построил с запада колокольню. Над её входом тоже есть надпись с датировкой. Арка в персидском стиле отражает моду на всё персидское в те годы.
Неофит Урбинсский
С собором напрямую связана история святого Неофита, епископа Урбнисского. К сожалению, житие его очень невнятное и подозрительно напоминает житие Евстафия Мцхетского. Оба персы, оба перешли в христианство, обоих крестил католикос Самуил, оба умерли одновременно (587 и 589). Про Неофита пишут: «бывший персидский военачальник Омар, участвовал в походе султана Ахмета, вторгшегося в Грузию». Но в VI веке в Закавказье не было ни Омаров, ни Ахметов, ни султанов. Иногда события жизни Неофита переносят в середину VII века, привязывая к первому арабскому вторжению.
Так или иначе, он был или язычник или мусульманин, перешёл в христианство под влиянием увиденного в
монастыре Шио-Мгвиме видения, был рукоположен в епископы Урбнисские, а в 587 году убит зороастрийцами. Зная, что он мечтает о судьбе Стефана Первомученика, его забили камнями. Сейчас в Урбнисском соборе лежат камни, которые или те самые, или их символизируют. Считаются реликвией. 28 октября отмечается день святого Неофита Урбнисского.
Название
Собор освящёнкак храм Святого Стефана, но на его стенах есть надписи не то V, не то X века, в которых он назван Сионом. Этим словом в Грузии обычно называли Успенские храмы (потому что первый Успенский храм был Сионским по месту нахождения), и это может значить, что в прошлом это был Успенский собор.
Современность
Урбнисский собор это прямоуголное в плане строение размерами 32 на 22 метра, что уже говорит о многом. Такие размеры имеют почти все храмы той эпохи:
Болнисский Сион,
Светицховели,
Руисский собор и некоторые другие. Мелкое отличие только в том, что при общей с Болнисским ширине этот собор немного длиннее.
Урбниси выделяется только одним нюансом: у него 4 пары колонн, а не 5. Всё вместе в плане выглядит вот так:
Подковообразность апсиды тоже считается признаком древности. Наблюдается в соседнем Руисском соборе.
Плоские фасады без украшений — тоже признак той эпохи. Сейчас собор почти наполовину восстановлен кирпичом и к нему по бокам пристроена кирпичные контрфорсы. Это всё последствия усилий католикоса Доментия III в 1668 году.
Сейчас собор имеет вид типичной базилики, то есть, центральная часть высокая, а боковые пониже. Кто-то из знаменитых археологов предположил, что прежде у собора была одна общая крыша на все три нефа, примерно как у Болнисского Сиона. Из всего вышесказанного можно понять, что этот собор вполне мог быть клоном Болнисского.
.....
Внутри собор выглядит довольно скромно. Он явно перенёс косметический ремонт в какие-то позние эпохи, поэтому его стены местами ровно заштукатерены, а фресок нет. Некоторые колонны кирпичные, и, стало быть, восстановлены в 1668 году, а некоторые каменные, вероятно ещё совсем старые.
Северная стена выглядит так:
Алтарная перегородка на вид совсем новая, стилизованная под эпоху Золотого века, но легкомысленная по цветовой гамме. Для такого архаичного сооружения, как Урбнисский собор можно было бы продумать дизайн и разумнее.
Интересных захоронений в соборе не замечено.
Надписи
На соборе довольно много резных каменных надписей. Они сделаны на каменных плитах, которые вмурованы в стены. Три плиты вмурованы в колокольню, ещё три в южную стену, и есть ещё несколько плит.
Надпись на колокольне имеет 7 строк и датировку 1706.
На одной из стен собора есть надпись в три строки, которую одни историки датируют V веком, а другие Х веком. Выглядит она так:
Переведя асомтаврули в современный шрифт получаем такое:
ოო იჳ ქე
კტი მმ მქლ შწყლნ
ას სნა მშბლნი
Без сокращений читалось бы так:
უფალო ეისუ ქრისტე (Господь Эису Кристе)
კონსტანტი, მარიამ, მიქაელ შეიწყალენ, (Константина, Мариам, Микаэла помилуй)
ამის სიონისა მაშჱნებელნი (Сего Сиона строителей)
На южном фасаде три доски с надписями. Правая имеет 7 строк и датировку 1668. Левая и центральная имеют по 6 стро шрифтом
асомтаврули. Их датируют X или IX-X веками.
Три надписи на южной стене
Левая расшифровывается на современный шрифт так:
ოო ღო შე თე ებსკი ძჲლსკი მშბლი
ას საჲ ოდს ღნ ღსმყო ას სა ებსკი
იყო ესე სნი დძბლ ოფს ზმსა ოთხნი
კთხ[ნ]ი და კქი გპლ იყს იტნი ქტცი დპლ
იყს და მდლა ღნ ას ყისაჲ აღშბაჲ ყთა გკ
[თჲ] ძალა სა მხთს ღა ყი გთავთა მქა
Без сокращений:
უფალო ღმერთო, შეიწყალე თეოდორე ებისკოპოსი, ძეჲ ლუკაჲსი, მაშენებელი
ამის სიონისაჲ. ოდეს ღმერთმან ღირს-მყო ამის სიონისა ებისკოპოსად,
იყო ესე სიონი დაძუელებულ უფროჲს ზომისა. ოთხნი
კუთხნი და კონქი განპებულ იყვნეს, სუეტნი ქარტოცისანი(?) დამპალ
იყვნეს. და მომმადლა ღმერთმან ამის ყოვლისაჲ აღშენებაჲ, ყოველთა გკ
თჲ(?) ძალითა სიონისაჲთა. მეოხებითა ღმრთისაჲთა ყოველი გათავებითა მიქმნია
Первая строчка переводится так: Господи Боже, помилуй Теодоре епископа, сына Луки, строителя [сего Сиона]. Далее идут более общие рассуждения.
Есть ещё одна надпись в 4 строки шрифтом асомтаврули.
Если эти надписи действительно относятся к V веку (хотя бы одна), то это значит, что это одни из первых в истории надписей на грузинском языке, наравне с надписями на Болнисском Сионе.
Как найти
Храм находится в 12-ти километрах от
города Гори, и его хорошо видно с батумского автобана. Он стоит в 920-ти метрах от автобана, и если свернуть на развязке к Урбниси и въехать в посёлок, то дорога упрётся прямо в храм. Ничего сложного.
Кординаты: 42°0'39"N 43°58'47"E