Базилика
Базилика (ბაზილიკა) — архитектурное сооружение, которое в античные времена использовалось для светских целей, а в христианскую эпоху — для религиозных. Применительно к Грузии это вид христианского храма простой прямоугольной формы с двумя рядами колонн внутри. Их очень много построили в V веке, затем пришла мода на купольные храмы, но время от времени базилики строили и впоследствии.
 
 базилика Долочопи
Классическая схема базилики на примере храма Долочопи
Этимология
Слово происходит от греческого "басилевс" (царь). Правила русского языка допускают ударение и на первом "И" и на втором. Иногда это слово используется как своего рода почётное звание. Существует ещё одно почётное звание — "малая базилика", которое вообще не имеет отношения к архитектуре. Пусть вас это не запутает.
Что это такое
Базилика — простое прямоугольное в плане здание, которое разделено на три продольные части (нефа). Если её разделяют колонны или столбы, то это трёхнефная базилика. Если стены, то трёхцерковная базилика. Если разделения нет, а имеется один большой зал, то это вообще не базилика, а зальная церковь. Зальную церковь очень легко спутать с базиликой. Настолько легко, что даже на этом сайте они иногда путаются. Что поделаешь. 
 
В Европе базилики обычно делятся на нефы круглыми колоннами. Когда-то Собор Парижской Богоматери был классической базиликой,  и именно с тех давних времен сохранились его колонны. В Грузии колонны не прижились. Здесь предпочитали квадратные или крестообразные столбы. Круглые колонны в Анчисхати — позднее дополнение. Возможно, влияние Европы.
 
Кроме того, базилика обязана иметь окна на втором ярусе. Без них она превращается в псевдобазилику.
Как они появились
Считается, что первую базилику построил Марк Порций Катон Старший на римском форуме в 184 году до нашей эры. Потом их строили много и разных, и использовали для официальных мероприятий. Никто и никогда не использовал их как храм — это принципиально важный момент.
 
Судьба базилик круто изменилась, когда их решили сделать храмами. Этот момент истории сам по себе очень важен. Дело в том что до своей легализации в 313 году христианские общины существовали подпольно, собирались в частных домах и пещерах и храмов не строили. Тогда вообще было не очевидно, что общинам нужен храм: например, еврейские общины жили без храмов, обходясь синагогами. Почти ничего в христианской догматике не вынуждает христиан строить специальные сооружения для богослужений.
 
И вот наступил 313 год, христиане вышли из подполья, и было решено, что им всё же нужен какой-то храм. Но какой именно? Надо ли строить "как язычники" или же следует строить как угодно, но "не как они". Интересно, что оба вопроса уже решились в Армении (если она действительно была крещена в 301, а не в 314): армяне раньше римлян решили,  что храм таки нужен и построили его, тот самый Эчмиадзин — к сожаланию, в неизвестном нам виде.
 
В IV веке христианские общины следовали принципу, который впоследствии сформулирует Александр Мень: "Христианство — не религия, а кризис всех религий". То есть, христианство не просто ещё один культ, а нечто совсем другое. Поэтому христианский храм должен быть ничем не похож на языческие храмы. И было решено строить храмы в виде базилик.
 
Это было революционное решение и оно наверняка оскорбляло эстетические чувства язычников того времени. Это примерно то же самое, что сейчас проводить службы в конференц-залах. Это вроде как очень бездуховно и несакрально. Таков был замысел: вероятно, в базилике новообращённым было сложнее впадать в медитации, ощущать "святые вибрации" и вообще тащить а собой из язычества всю его эзотерику.
 
Первым храмом такого рода стала Латеранская базилика при резиденции папы римского (Латеранском дворце). Её возвели к 324 году. В 326 достроили базилику над могилой Святого Петра — знаменитый сейчас собор Святого Петра в Ватикане.  В 330 году была построена базилика 12-ти апостолов в Константинополе.
 
Интересно, что заброшенные языческие храмы можно было бы использовать как христианские, ничего не меняя, но этого почти не происходило. Их перестраивали в базилики. Например, в Сиракузах стоял обычный греческий "периптер". Его внешние колонны заложили кладкой, а в стенах пробили арки. Где-то в Малой Азии был храм Афродиты в виде периптера. Там разобрали стены и сложили их снова так, чтобы колонны оказались внутри здания.Это говорит о том, насколько тогда было важно, чтобы христианский храм не был похож на языческий.
 
Купольных храмов сначала не строили вообще — они слишком явно ассоциировались с язычеством. Римский Пантеон остался языческим храмом еще несколько столетий, пока язычники не вымерли как явление. Однако, уже в самом конце IV века в Милане построили храм Сан-Лоренцо в виде купольного тетраконха. Уже сложно сказать, чем руководствовались авторы.
 
Вскоре после 459 года (смерти Симеона Столпника) случилось ещё одно важное событие: около сирийского Алеппо был построен храм Симеона Столпника. Над его каменным "столпом" возвели круглое здание с куполом, а с 4-х сторон пристроили 4 базилики. Так появилось сооружение, которое считается прообразом будущих крестово-купольных храмов. С начала VI века эти храмы начинают стремительно размножаться, вытесняя базилики. В этом веке языческая культура почти вымерла и купольный храм утратил все аллюзии на язычество.
 
Купольные храмы — восточное изобретение. В Европе (даже в Болгарии) базилики доминируют до сих пор, хотя и немного изменились внешне. В Грузии сейчас их примерно четверть от всех храмов. В России базилики не прижились вообще. То есть никак. На всю страну существует одна единственная базилика в Волгограде, которая вроде бы ещё в стадии строительства. По публикациям видно, что строительство базилики — это такой смелый эксперимент, который вполне может вызвать непонимание.
Базилики в  Грузии

Грузия была крещена в 323 году. Первый храм  (Светицховели) начали строить почти сразу, хотя существуют различные датировки этого события. Вероятно, это происходило почти одновременно со строительством Латеранского собора и Собора Святого Петра в Риме. Был ли храм базиликой? Отвеа на этот вопрос нет, зато есть подробное его рассмотрение

 

Множество базилик было построено при царе Вахтанге Горгасале во второй половине V века. Сохранилась только одна: Болнисский Сион 477 года. Около 2012 года в Кварельском районе раскопали фундамент базилики Долочопи, которая датирована первой половиной V века. Примерно в туже эпоху неподалёку появилась базилика Чабукаури с загадочными иранскими элементами в конструкции.

 

В том же веке, в неизвестные точно годы была построена маленькая базилика в монастыре Старая Шуамта. Так же Вахтанг перестроил храм Светицховели, превратив его в базилику — вероятно, очень похожую на Болнисский Сион. Впоследствии её перестроили в купольный храм, но кое-какие признаки базилики можно наблюдать по сей день.

 

Где-то около 500 года была построена базилика у села Хашми, известная как Хашмийская Троица. Она неплохо сохранилась.

 

Около 530 года в Тбилиси появилась базилика Анчисхати, а чуть позже, в 543, была построена Цандрипшская базилика в Абхазии

 

Между 500 и 560 годами была построена базилика в городе (сейчас селе) Урбниси. Пройдёт еще лет 40 и в Грузию придёт мода на крестово-купольные храмы. Базилики станут редкостью.

 

В конце Х века в Южной Грузии появилась базилика Отхта, а на западе, в Абхазии — храм Мюссера. Одна поздняя базилика сейчас находится в городе Сигнахи.

 

Для российского-белорусского-украинского туриста православные базилики интересны постольку, поскольку в Грузии они всё же есть, а на территории остальной Российской Империи их нет вообще ни одной. Это такой же нероссийский феномен, как и тетраконхи. Жаль, что туристы обычно проходят мимо этих редких построек, не осознавая их исторической ценности.

 

Грузинские базилики


 Анчисхати Отхта Цандрипш  Св. Гиоргий в Сигнахи

 

Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.03920578956604 сек.