Самеба

Самеба (სამება) — это кафедральный собор Святой Троицы, который построен в Авлабаре на холме Св. Илии. Сейчас это самый большой собор в Грузии вообще и в Тбилиси в частности. Он виден с любой точки в центре города. Это своего рода символ современной Грузии, при этом его существование вызывает гораздо меньше дискуссий, чем могло бы. Собор часто посещается туристами, отчасти из-за хороших видов с территории собора. Он интересен как очень большое исключение из всей грузинской архитектуры всех эпох. Это некая вещь в себе, которая не имеет аналогов в Закавказье.

 

Самеба
История

Историй тут две: есть история собора, а есть история места, на котором он стоит. Место когда-то было знаменито, как Холм Святого Илии и главное армянское кладбище Тбилиси. В середине XVII века этот участок приобрёл Аслан-Мелик-Бебут, начальник тбилисских чеканщиков монет. В 1654 или 1655 году он построил на этом месте храм Богородицы (Сурб-Аствацацин, он же Ходжи-Ванк). Пространство вокруг храма стало фамильным кладбищем Бебутовых, но вскоре увеличилось в размерах и стало вообще армянским кладбищем. Здесь было захоронено огромное количество известных тбилисских армян.

 

В 1934 году по инициативе Берии это кладбище стали постепенно уничтожать. Сначала снесли храм, потом унесли надгробные плиты. Говорят, что куски храма и плит ещё можно видеть в каменных перилах у Сухого моста и у Цирка. От кладбища остался совсем небольшой кусочек, куда в 1962 году перенесли часть надгробных плит. Но только плит. Это место известно до сих пор как Армянский Пантеон. На территории же самого кладбища тогда образовался Парк Дружбы. 

 

Идея строительства собора появилась в 1989 году, ввиду того, что ожидалось 2000-летие христианства и 1500-летие автокефалии грузинской церкви. Конспирологи могут увязать этот факт с разрушением собора Аветаран, хотя скорее всего такой связи не было. На проектирование ушло несколько лет. Немного помешал распад Союза и гражданская война 1992 года. В итоге собор был заложен только 23 ноября 1995 года. Под собор была выделена высокая часть квартала Авлабар — собственно, Парк Дружбы. Поэтому по сей день говорят, что собор построен «на армянских костях». В каком-то смысле это верно. Возможно, имело смысл собрать все кости на территории парка и вывезти их куда-нибудь, но этим заниматься никто не стал.

 

Сейчас считается, что он строился на пожертвования. Учитывая специфику эпохи стоило бы ожидать вливания бюджетных средств с последующим их распилом, однако складывается ощущение, что этого не произошло. Есть слухи, что он строился на средства одного единственного человека — олигарха Бидзины Иванишвили. Иванишвили действительно долгое время (до своего премьерства) финансировал строительство храмов, так что теория звучит убедительно. Таким образом олигархия работала на государство, а не государство на олигархию. Ррусский человек привык ходить по таким местам с мыслями «сколько же тут было украдено», хотя украдено, вроде бы, ничего не было, при том, что времена были довольно бандитские.

 

Троицкий собор

 

Оценивая размеры собора необходимо принимать во внимание сейсмоопасность этих мест. Трясет в Тбилиси часто. Так что проектировалось ещё и с поправкой на неспокойную геологию. Теоритически, собор должен перенести довольно сильную встряску. Мелкие ежегодные тбилисские землетрясения пока на него не действуют.

 

Первая служба состоялась 25 декабря 2002 года, когда собор ещё достраивался. Завершилось строительство в 2004 году, уже при Саакашвили. 

Современность

Сейчас на холме Св. Илии находится целый комплекс: собственно собор, несколько храмов поменьше, надвратный комплекс, парк и ресторан "воды Лагидзе". 

 

Собор громаден. Существуют самые разные данные о его высоте. По документации 101 метр, но иногда называют 84, 98 или 105.5 метров. Второй в стране по высоте — собор монастыря Алаверди имеет 50 метров. Высочайшим храмом Тбилиси до 1989 года был Аветаран — 40 метров. (Кто не в курсе, Московский ХХС — 103 метра, Исаакиевский — 101)

 

Почему-то в списках православных храмов он указан с высотой 86 метров, и является 6-м по высоте. Когда достроят Вознесенский храм в Бухаресте, он станет 7-м. 

 

Но 101 метр — это от пола храма до его купола. Фактически же он уходит еще на 40 метров под землю. Из соображений сейсмоопасности решено было не строить собор на грунте, а прокопаться вглубь до скалы. Рыть пришлось эти самые 40 метров. Но зато теперь храм фактически стоит на скальном грунте, а треть его высоты скрыта под землей.Сейчас ниже пола храма существует большой этаж, который никак не используется, а уже под ним — этаж Нижнего Храма.


Храм Самеба
Минус первый этаж

Авлабар в этом месте — район совершенно деревенский, поэтому храм сильно контрастирует с окружением. Есть мнения, что это хорошо и сделано специально — чтобы немного подтолкнуть район к модернизации  поднять престиж места. Как бы не собор подгоняли под среду, а среде было велено подтянуться до уровня собора.

 

Классический грузинский храм трудно сделать очень большим. Грузинская архитектура не предполагает множества столбов, или множества куполов. Единственный способ сделать храм большим — это вытянуть его вверх. По такому принципу когда-то пошли строители храмов Светицховели и Алаверди. Самеба в каком-то смысле вдвое увеличенная версия Алаверди. Чтобы храм не казался неестественно узким, его расширили пристройками.

 

Золотой купол, наверное, выглядит слишком амбициозно и не весьма традиционно. Интересно, что это так называемый "зонтичный купол", который в истории грузинской храмовой архитектуры не встречается никогда. Зато он весьма част в архитектуре армянской. Сейчас армяне часто переживают б уничтоженном Берией кладбище, но никто не обращает внимание, что над Тбилиси сверкает совершенно армянский золотой купол. 

 

По цвету и форме Самеба чем-то напоминает одноимённый храм в Батуми. Один туристический сайт даже вставил фото батумского храма в статью о тбилисском. 

 

план собора

 

А теперь про интерьер.

 
  Цминда Самеба
Самеба, интерьерСамеба, внутриСамеба, интерьер

 

Собор построен, как вы понимаете, как главный, центральный, и официальный, поэтому заочно от него ожидаешь официозной атмосферы, которая так радует чиновников, и редко радует кого-то ещё. Но личные наблюдения показали, что тут гораздо интереснее, чем можно было ожидать. Интерьер собора во многом напоминает музей. Возле икон предусмотрены небольшие бумажки с названием данной иконы и кратким описанием. Есть тут и Сергий Радонежский (Саргис Радонежели) и Серафим Саровский. В целом атмосфера именно музейная. Около алтаря стоит современная рукописная Библия громадного размера, рядом — камень с надписью, которая считается первым примерном употребления шрифта Мргловани (современного грузинского). Прямо перед алтарем — деревянный крест, который примерно с VI или VII века стоял в храме Джвари над Мцхетой. 

 

Алтарная перегородка собора представляет собой достаточно типовую стилизацию под перегородку Золотого века (то есть, XI—XII веков).

 

Фотографии интерьера, которые чуть выше, были сделаны в 2010 году. Видно, что тогда алтарная ниша ещё не была расписана. К 2022 году её уже расписали. Вероятно, в последующее десятилетие будут расписаны и остальные внутренние поверхности.

Нижний Храм

Нижний Храм собора — это довольно большая церковь, где обычно никого нет. Туда можно спуститься по лестнице, которая начинается в юго-западном углу верхнего храма. Или с нижнего этажа, куда можно попасть просто с улицы. В нижнем храме находится небольшая сувенирная лавка и, что самое интересное — кенотафы Теймураза II и Вахтанга VI. Кенотаф, если кто не  курсе, это могила без тела. Оба царя похоронены в Астрахани, но предполагается, что когда-нибудь их перезахоронят в этот собор.

 

 Нижний храм
Храм СамебаСаркофаг Теймураза IIСаркофаг Теймураза IIСаркофаг Вахтанга VIСаркофаг Вахтанга VI
 Нижний храм
 Теймураз II
 Теймураз II Вахтанг VI
 Вахтанг VI

 

Нижний храм хорош для того, чтобы побыть тут одному без посторонних.

Надвратный комплекс

У собора очень большая территория, которая с запада оформлена стеной и воротами. Это главный, парадный вход в собор. (При том, что южный вход на территорию оформлен старенткой калиткой) Он невообразимо монументален. Никогда в Грузии не стоили ничего подобного, это в чистом виде фантазия архитектора. Что-то подсказывает, что строители медитировали на образ Золотых ворот Константинополя. Жаль, что эта феерическая стена достроена только с западной стороны. Со всех остальных сторон уже 20 лет ничего не построили.


Врата Самебы
Врата Самебы

Как и положено константинопольским Золотым воротам, здесьприсутствует надвратная церковь. К сожалению, она обычно закрыта, а лестница к ней выглядит весьма запущено.


Троицкий собор
Надвратная церковь

Внутри всего комплекса находится магазин, ресторан, и ещё что-то заброшенное. Здесь пригодился бы общественный туалет, но за 20 лет руки до него не дошли. Функционирует только аварийного вида хибарка справа от входа, в зарослях.

Внутренняя территория

Помимо ворот, вокруг собора построено ещё много всего. Например, колокольня. Подобно собору, она продукт фантазии архитектора и не имеет исторических аналогов в грузинской истории (хотя похожа на некоторые колокольни России). В грузинской архитектуре не было колоколен (за исключением короткого периода увлечения таковыми в конце XIII века), и вообще не очень модно звонить в колокола. Но здесь зачем-то потребовалось.


Троицкий собор
Колокольня

 

Между воротами и самим собором находится что-то вроде очень парадной дороги. Она украшена малиновыми полосочками, кустами и каменными столбами. Полосочки могут быть отсылкой к цветам грузинского флага, который в 2002 году ещё был малиновым (вернее кизиловым).


Троицкий собор

Столбы же украшены изображением царей и патриархов. Все фигуры подписаны, но не современным шрифтом, а асомтаврули, чтобы было загадочно, как на иконах. Из-за этого прочесть их могут только школьники, которые изучают этот шрифт в школе и какое-то время его помнят. Вот на первом же соборе слева видим изображения царей Баграта VI, Симона II, Давида XI и Гиоргия X. Странное сочетание трёх царей-мусульман и одного христианина.


Троицкий собор

 

Вокруг основного храма есть еще несколько более скромных. Один построен в скучноватом неовизантийском стиле, а один — в очень странном псевдогрузинском. В плане это тетраконх, но с двумя опорными колоннами. Исторические тетраконхи никогда колонн не имели, но тут архитектор, видимо, решил бросить выхов традиции.

Воды Лагидзе

Многе слышали про знаменитые грузинские лимонады «Воды Лагидзе». Так вот, самая главная их точка — на территории Троицкого собора, около ворот. Если входите в эти ворота извне, то поверните налево и вы увидите этот небольшой ресторан, где продают лимонад и хачапури. Раньше эти лимонады продавали в городе, но потом у них начались проблемы с арендой и патриарх приютил их у себя, что б хорошее дело не зачахло. Этим и объясняется такая локация.

 

Эти лимонады можно найти и в других частях города — например, где-то на Мтацминде. Но лучшие почему-то именно тут.

 
 храмовая архитектура Грузии
АветаранАтенский Сион Акура
Баграти Болнисский СионБаракониБочормаВардисубани
ДжвариДзвели ГавазиДолочопи
Собор КацхиКветераКумурдоЛихауриМанглиси
НикозиНикорцминдаНиноцминда РуисиСамтависиСамеба (Гергети)Самеба (Тбилиси)
Сионский Собор
СветицховелиХирсаЦаишиЦаленджихаЦилканиЦромиЦугругашени
Эртацминда
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2022
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.035856008529663 сек.