Монастырь Дирби

Дирби (დირბი), или женский Успенский монастырь в Дирби — небольшой монастырь в Карельском районе Грузии, в черте села Дирби, практически на самой границе с территорией Южной Осетии. Сейчас это действующий монастырь, знаменитый в узких кругах храмом Х века с фресками XIV века. Относится к Руисско-Урбнисской епархии.

 

История

История этого монастыря не до конца известна, но тем не менее интересна. В документах он упоминается с XVI века, но центральный Успенский храм собора имеет на фасаде строительные надписи, где упоминается абхазский царь Леон III и эристав Картли Иоанн. Имя Леона означает, что храм построен между 957 и 967 годом. Иоанн жил примерно в это же время. Леон известен как последний царь Абхазского царства, после смерти которого Абхазию накрыла анархия. Но за свой краткий срок правления он успел вписать немаленькую главу в историю грузинской архитектуры, построив храм Кумурдо, храм в Мокве и еще несколько. Но Успенский храм в Дирби - единственное его творение на территории Картли.

 

Примерно в XIV веке храм был расписан фресками в византийском стиле. Сейчас фрески такого типа называются "палеологовскими" и аналогичные можно видеть в монастыре Убиси. Примерно в ту же эпоху храм административно подчиняют Крестовому монастырю в Иерусалиме и одновременно Храму Гроба Господня. До самого начала ХХ века монастырь в Дирби будет перечислять деньги в иерусалимский храм.

 

Уже позже, предположительно в XVI веке монастырская территория была обнесена стеной, а к храму была пристроена кирпичная башня. 

 

В 2008 году село Дирби и его моанстырь оказался едва ли не в самом центре боевых действий осетинской войны. Где-то мимо села шла на север грузинская IV бригада, примерно здесь же она потом отступала, а затем где-то к востоку прошла российская армия, но на село ни одна бомба не упала. Хотя от села Авневи в 6 километрах к северу остались одни руины.  

Современность

Сейчас монастырь находится в очень редко посещемом районе Грузии — в северной части Карельского района, примерно в 2500 метрах от гарницы с Осетией (которая в последние годы нестабильна). В монастыре нет ничего яркого и общеизвестного, так что экскурсии появляются тут лишь изредка.

 

Самое интересное на территории монастыря — это Успенский храм, имеющий вид трехнефной базилики. Но он был таковым не всегда. Сначала он был однонефным, с полукруглой апсидой внутри и плоской восточной стеной снаружи. Так он простоял лет 500, и после XV века к нему пристроили северный неф, а в XVII веке пристроился южный неф (со стороны колокольни). С северного и южного нефов в центральный пробили арочные проемы.

 

  Монастырь Дирби

Координаты: 42°6'43"N   43°52'46"E

Монастырь ДирбиМонастырь ДирбиМонастырь Дирби
 южная стена
восточная стена
цветы
западная стена
 

 

Вход в храм был сделан с южной стороны, через стену южного придела. Считается, что при постройке этого придела были взяты каменные плиты от первого храма и вставлены над входом, под арку. Пишут, что там можно увидеть рельефную композицию, которая изображает абхазского царя Леона III и его сына Дмитрия, и что это единственное сохранившеееся изображение царя Леона. Но если это о камне над аркой над входом, то там ничего такого нет.

 

Сюда же в стену вмуровали хачкар, привезенный из Армении.

 

Фрески Успенского собора - весьма нечастый пример византийского "палеологовского стиля". Их сравнивают с фресками мартвильского собора, храма в Лыхны и храма Тирского монастыря. Не встречал сравнений с фресками Убиси, хотя вроде быт ананалогичный стиль. Все фрески расположены в центральном нефе.

 

Основная тематика фресок - сцены из жизни Девы Марии, которые не библейские, а основаны на апокрифическом "Евангелии от Иакова". Например, на западной стене есть длинная композиция "Введение Богородицы во Храм", где в частности изображена Дева Мария, которая работает в иерусалимском храме, а ангел приносит ей еду. Это апокрифический сюжет, который не вошёл в Библию, но попал в Коран.

 

Искусствоведы выявили в этих фресках работу 4-х отдельных мастеров. Об этом пишут так:

 

Основному мастеру, обнаруживающему близость к столичной византийской живописи начала XIV века, принадлежат, вероятно, композиции «Отказ от жертвы», «Благая весть Иоакиму и Анне», «Благословение Марии первосвященниками» и «Рождество Христово». Для него характерна мягкая, многослойная, отчетливая манера письма, цветовая палитра состоит из фиолетового, розового, синего, серебряно-оливкового и светло-охряных оттенков. Архитектурный фон пронизан антикизирующими реминисценциями. Тенденция к передаче внутренней тревоги, беспокойства и драматического напряжения, выраженная резкой и энергичной проработкой одежд, и сине-серый свет глаз святых, как бы наполненных духовным горением и излучающих Фаворский свет, свидетельствуют о знакомстве изографа с богословскими вопросами 40-50-х гг. XIV века. 2-й мастер, автор «Рождества Богородицы», более консервативен. Живопись лишена внутреннего духовного напряжения, она исполнена в стиле художественной школы Византии, предпочитающей классическую уравновешенность античных форм. Мастер «Успения» схож с мастером «Рождества» в трактовке объемов фигур, где подчеркнута их телесность. Однако его живопись более развита: реалистично выписанный кубический объем гробницы он поместил в горный ландшафт согласно законам перспективы, что можно объяснить влиянием на него западноевропейского проторенессанса. Художественные направления обоих авторов не получили развития в груз. живописи. Роспись 4-го мастера характеризуется аскетической суровостью и эмоциональной сдержанностью. В передаче образов видна попытка систематизации условных художественных методов (короткие параллельные белые движки вокруг глаз и др.), особое значение придается линии


 

Так же в храме есть каменная алтарная преграда (которая в грузинских храмах заменяет иконостас), которая тоже была расписана. Эти росписи датируют XVII веком. Но они плохо сохранились.

 

Кроме Успенского храма, на территории монастыря находится кирпичная колокольня начала XVII века, развалины архиетейского дома той же эпохи и современный жилой монастырский корпус. Все это стоит на краю зеленой низины реки Проне, и если подняться к башням монастыря на верхней части склона, то оттуда хорошо видна вся долина реки и сухие равнины вокруг. Однако, все, кроме храма - закрытая монастырская территория.

Как добраться

Современный батумский автобан пересекает реку Проне восточнее Руиси. Здесь у моста нужно свернуть на север к селу Брети, где находится монастырь Пироса Бретского. Если проехать еще 3 километра за Брети, то слева будет видна зеленая низина реки Проне, а за ней на краю плато - село Дирби. Монастырь расположен прямо на скате. Часть построек монастыря находится на горе, а Успенский храм - под горой. С юга к монастырю ведет очень плохая гравийка. Удобнее заезжать с севера, со стороны дороги на Двани.

 

Координаты: 42°6'43"N   43°52'46"E

 

Само село Дирби одно время было неспокойным местом. Помимо общего напряжения, связанного с близостью границы, тут имели место набеги осетин, которые еще в 2010 году пытались воровать в селе комбайны. В те годы случались перестрелки осетин с полицией, но в последнее время вроде все поутихло.

 

ХРАМЫ и МОНАСТЫРИ ШИДА-КАРТЛИ
АтениДваниДирбиКватахевиКинцвисиКозифаМетехиНикози
РкониРуисиСамтависиСамцериси
УрбнисиХцисиЦромиЭртацминда
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.040110111236572 сек.