Замок в селе Квемо-Чала не имеет своего личного имени и обычно упоминается как замок
князей Амилахвари, хотя недалеко на горе стоит другой замок Амилахвари, постарше (
Схвило). Этот замок был построен примерно в конце XVII века или в начале XVIII века и использовался князьями Амилахвари ещё в XIX веке. Хорошо сохранились три башни, церковь и немного стен. Прилегающая территория тоже ранее относилась к усадьбе, но в советское время была перестроена.
Замок Квемо-Чала и замок Схвило вдалеке на горе
История
О прошлом этого сооружения мы знаем очень мало. Князья Амилахвари как феодальный род появились в конце
XV века и в какой-то момент построили себе
замок Схвило недалеко на горе. Этот замок действовал ещё в 1642 году, когда его разрушил
царь Ростом. Где-то вскоре после этого князья переселились в замок, который в истории упоминается как Чала. В 1691 году царь
Гиоргий XI сбежал из плена в
Ахалцихе, вернулся в Картли и первым делом навестил князя Гиви Амилахвари (Старшего) в замке Чала. Это вроде бы первое упоминание этого замка в истории.
Мемуарист Сехния Чхеидзе под 1731 годом упоминает лезгинский набег, который коснулся этого замка:
Месяца сентября 24 напали лезгины на Сурами, разорили окрестности, сожгли Осиаури, Ахалсопели, Сативе, Лубрмацедани, Одзиси, забрали добычу, пленных, скот, вышли к Крисисхеви, прошли Цроми, разрушили ограду [церкви], ворвались, перебили всех в самой церкви, перешли реку, напали на Чала. Во дворце Амилахора укрепились [грузины], там же находился Эраста, двоюродный брат Амилахора, палили с утра до сумерков, убили сто шестьдесят лезгин, под конец убили Эрасти, захватили крепостную стену, разорили, забрали пленных и скот.
Можно предположить, что князь
Гиви Амилахвари тоже родился и жил какое-то время в этом замке. Гиви умер в 1754 году и его род перестал быть фактором грузинской политики. Его сын Давид умер в юности, и замок достался Бардзиму (1781—1861), сыну Давида, который жил в нём на положении помещика. В юности замок отобрали какие-то его родственности, но в 18 лет, в 1799 году, он потребовал свою собственность обратно. «Отважный и пылкий, он сам поехал в Чалы, но встретил у ворот замка стражу, которая его не пустила. Произошла ссора; вооруженная толпа схватила Бардзима и в горячей схватке нанесла ему девять кинжальных и сабельных ран. К счастью, крестьянин, сопровождавший его, бросился на выручку и выстрелом из ружья положил на месте предводителя буйной толпы. На выстрел сбежались другие крестьяне и вырвали Бардзима из рук освирепевшей стражи. Толпа, отстреливаясь, отступила к башне и в ней заперлась. Вспыхнула междоусобица, и Бог знает, чем бы окончилась вся эта сумятица, если бы из Тифлиса не подоспело царское войско и своим вмешательством не положило конец кровопролитию. Чалы остались за Бардзимом, и князь основал в них свою резиденцию, поселившись в большом двух этажном замке, который был выстроен ещё знаменитым Гиви, вместе с домовою церковью, сохранившею свою старинную архитектуру и до настоящего времени».
Это цитата из книги конца XIX века, и в ней могут быть неточности, но интересно, что автор считает Гиви Амилахвари строителем замка Чала.
«Старший сын Бардзима, князь Гиви, жил в тех же Чалах, вместе со своим отцом, и здесь же, 6-го января 1829 года от брака его с дочерью эристава ксанского, княжной Анастасией, родился князь Иван Гивич, которому судьба отвела крупное место в ряду русских вождей». Это говорится про знаменитого российского генерала, который командовал много чем в русско-турецкую войну 1877 года. Детство его прошло в этом замке в 1830-е годы:
«Детство князя Ивана Гивича протекло в патриархальной грузинской семье, жившей еще по старине самой глубокой. В замке, кажется, не было ни одной европейской вещи. Дед и отец его принадлежали к тем старозаветным типам, которые, состарившись в своей прародительской чухе, умели носить ее с гордостью, как дорогое наследие предков. Много видели они на своем веку кровавых событий и бурь, проносившихся над их родиной, много выдержали битв с лезгинами и турками; ... оба, как истые карталинские тавады, сохранили до глубокой старости богатырское сложение, крепость сил и военную доблесть. Бардзиму было уже за девяносто лет, когда он садился на коня и состязался в скачке с молодыми князьями. Оба они любили рассказывать о давних временах, о грозных битвах с неверными, об усобицах князей, о скорбных днях Иверии и знамениях Божьего покровительства над нею...».
Современность
Складывается ощущение, что крепость несколько раз перестраивалась под разные нужды. Сейчас там есть угловая круглая башня, храм, и большая квадратная башня, пристроенная к храму странным образом. К востоку от храма есть ещё и третья башня. Все башни имеют каменные перекрытия, и по лестницам можно подняться на самый верх.
Так же внутри стен можно найти остатки хозяйственных сооружений. Вокруг крепости уже в поздние эпохи появились дополнительные постройки в большом количестве, какие-то сараи и амбары. В Грузии осталось очень мало мест, где вот так хорошо сохранилась хозяйственная архитектура. Хотя и сильно запущено.
Западнее главной башни есть что-то вроде разрушенного зала, откуда есть вход в Западную башню.
Там местами остались каминые ниши и некоторые иные следы присутствия человека.
Главная башня замка квадратная в плане и сложена из гладко обтесанных камней, кирпича и гальки одновременно. Она вплотную пристроена к храму, так что сперва ее можно принять за колокольню. Первый её этаж проходной, его превратили в подобие храмового крыльца. Очень странное решение. Башня — явно часть храма, потому что в пол вмурована могильная плита.
На углу имеется вход на лестницу, там можно подняться на второй этаж, и на третий, и только на самый верх не получится, нужна лестница. Зато с верхнего этажа есть выход на балкон — он сохранился, но сильно прогнил. У башни сложная планировка. Некоторые её этажи разделены на две комнаты. Лестница идёт по спирали в толще стены.
На первом этаже башни, перед входом в церковь, видна могильная плита без датировки. Это могила прапорщика Вахтанга Симоновича Амилахвари. Про него известно только то, что он родился в 1891 году, участвовал в I Мировой войне и погиб на фронте в 1916 году.
Западная башня немного попроще Главной, но она тоже была обитаема. На неё можно подняться до самого верха.
К востоку от храма есть ещё одна, Восточная, башня.
Ранее существовала и ещё одна башня, или большой каменный дом, но от неё осталась только одна стена:
Про замок пишут ещё такое: «В Чалах же находилось подворье Шиомгвинского монастыря, основанного здесь еще знаменитым дедом Бардзима, Шах-Кули-ханом (то есть, Гиви Амилахвари), который, в дни бедствия и разорения обители, перенес сюда все замечательные иконы в ризах, кованных из чистого золота и еще более драгоценные по своей почтенной древности, как памятники XI века, эпохи грузинского царя Давида Возобновителя. Когда упразднено подворье, и куда перенесены иконы, сведений не имеется, но еще в 1848 году их видел в Чалах известный путешественник по святым местам Грузии и Армении, Андрей Николаевич Муравьев».
Церковь при башне когда-то содержала странную реликвию. Судя по описаниям, это крест из Джвари. Биограф генерала Ивана Амилахвари пишет так:
«В самых Чалах стоит небольшая церковь, хранящая в своих стенах и поныне одну из древнейших святынь, христианской Иверии. Так, по крайней мере, говорят об этом народные легенды. Эта святыня — простой деревянный, потемневший от времени, крест, современник царя Мариама и Нины, просветительницы Грузии. ... Иверия вслед за ним (Мирианом) приняла святое крещение, а крест водружен был на высокой горе, где впоследствии возник монастырь (Джвари?), и теперь еще пленяющий взор путешественника своими живописными развалинами. Прошли после того целые века, и в Грузии из-за этого креста началась жестокая война между двумя сильнейшими княжескими фамилиями Амилахвари и Гурамовыми. Первые основывали свое право на этот крест, так как он был срублен среди их лесов, а Гурамовы, — потому что он водружен был на земле, принадлежавшей их предкам. Спор этот, как все средневековые споры, разрешился кровавой битвой, и так как Гурамовы понесли жестокое поражение, то Амилахвари завладели крестом и перенесли его в Чалы». Если автор точен в детялях, то этот крест хранился в замковой церкви еще в конце XIX века.
Замое приятное в этом замке то, что про него забыли и люди и государство. С тех пор, как Амилахвари покинули его, тут почти ничего не тронули, разве что советская власть перестроила часть зданий под свои нужды. Замок медленно разрушался, но оставался в стороне от туристической индустрии.
Что есть вокруг
От замка 2300 метров до
храма Самтависи, так что логично совместить. В самом селе есть еще две круглые башни не очень понятного назначения. Архитектурно они не очень гармонируют с замком. От замка 3000 метров до замка Схвило, причем идти придется вверх. В селе есть указатель, на котором отчего-то написано "1,5 км". Севернее Квемо-Чала находятся посёлки Гораки и Ахалшени, ходить туда не стоит во избежание контактов с полицией и российскими солдатами. Эти сёла приграничные и почти наверняка закрыты для посещения иностранцами.
Как добраться
В Квемо-Чала ходят автобусы из Каспи. Про транспорт из
Тбилиси не слышал. Можно просто доехать любым автобусом до Игоети, до того места, где начинается дорога на Самтависи. Там большое заметное стеклянное здание полиции. От полиции до замка — 3400 метров, но по пути
храм Самтависи, куда тоже стоит зайти.
Координаты: 42°1'23"N 44°23'36"E