XVII век
XVII век в Восточной Грузии был трагичным, запутанным, кризисным периодом, когда всё происходило не так, как надо. События этого века трудно привести в систему, поэтому в большинстве современных книг они излагаются фрагментарно, а в одной книжке этот век вообще выкинули, потому что слишком сложно. Надо признать, что и на этой странице события изложены пока не идеально.
 
XVII век в Грузии (в Картлийском царстве) начался с приходом к власти царя Георгия X. Главную опасность на тот момент представляла Турция, которая ещё надеялась удержать за собой Грузию. Опасность была настолько велика, что Грузия даже попыталась подружиться с Ираном, хотя и из этого ничего не вышло, и весь век грузинские цари будут пытаться балансировать между турками и персами. Границы Картлийского царства того времени обозначены на такой вот интересной карте:
 

 Грузия в XVII веке

 

И вот, царём Картли в 1600 году стал Гиоргий, сын Свимона I и Нестан-Дареджан Кахетинской. Он стал царём на поле битвы при Нахидури, где попал в плен его отец, после чего знаменитый в будущем князь Георгий Саакадзе отправился вместе с пленным царём в Турцию. Попытки освободить отца ни к чему не привели, поэтому царь Георгий перешёл к монотонной партизанской войне. На тот момент турки были везде — они занимали и Грузию, и Азербайджан, и даже части Ирана. Иранцы боялись турков, которых ещё ни разу не сумели победить в бою. Гиоргий сумел добиться некоторых успехов, и даже в 1601 году отбил у турков Лори. Возможно, в это время Саакадзе вернулсяв Грузию и помогал царю воевать с турками.

 

В 1602 году персы, наконец, осмелились на решительный шаг. Шах Аббас I повёл армию на город Тебриз, и, впервые правильно применив артиллерию, выбил из города турков. Оттуда шах повернул на Ереван. Он призвал царя Гиоргия на помощь, и тот прибыл поучаствовать в осаде Еревана. 9 июня 1604 года Ереван пал. Под Ереваном отличился Гиоргий Саакадзе, которому царь за это присвоил титул дидебула. Самому царю за ереванскую войну пожаловали кое-что в Иране, но взамен попросили земли около Лори на реке Дебед. Персы поселили там туркменское племя Борчалу, которое со временем дало название этому региону. Так начинается история борчалинских мусульман.

Сражение при Суфийане

1605 год очень многое изменил в Закавказье. Шах Аббас взял Ереван, но это мог быть временный успех. Турки, несмотря на проблемы в Австрии, собрали огромную армию, около 100 000 человек, и направили её на восток. Армию вёл Синан-паша, этнический итальянец. У города Ван произошло первое удачное для персов столкновение, в котором отличился иранский полководец Алаверди-хан Ундиладзе. Отступая далее, персы заманили турков почти к Тебризу, где 6 ноября 1605 года произошло крупнейшее сражение XVII века — сражение при Суфийане. Персидский авангард под командованием армянина Карачагай-хана спровоцировал противника на наступление, а отряд Ундиладзе изобразил ложную атаку с фланга. Турки дезориентировались, попали под фронтальную атаку кызылбашской кавалерии и были разгромлены.

 

Это была эпическая катастрофа. Туркам потребовалось около 10 лет на то, чтобы оправиться от этого поражения. Ундиладзе и Карачагай-хан стали героями Ирана. Вместе с Ундиладзе наверняка как-то отличились и другие исфаханские грузины. Так Аббас отомстил туркам за разгром при Чалдыране в 1514 году (и устроил символический парад на Чалдыранском поле) и вернул иранцам самооценку. 

 

Разбив турков, шах Аббас пришёл с армией в Закавказье и вернул себе некоторые крепости, в их числе Лори и Тбилиси.

 

В эти годы Османская империя как раз вступала в полосу упадка. Он начался при Мехмеде III и усилился при Ахмеде I (1603—1617). Ахмеду было всего 13 лет, он проигрывал все воины и еле подавил Анатолийское восстание. Чтобы подправить имидж империи он начал строить в Стамбуле знаменитую Голубую Мечеть, которая стала памятником этого переломного момента в истории Турции. Мечеть достроят в 1616 году.

 

В остальном мире в эти годы произошло много всего интересного: родился король Людовик XIII и был написан «Гамлет» (1601), был написан «Дон Кихот» (1604), умер Борис Годунов (1605), появилась трагедия «Король Лир» (1606), родился Д'Артаньян (1613) и умерли Шекспир с Сервантесом (1616), а самое главное, 14 мая 1607 года первые английские колонисты высадились на американский берег и основали Колонию Джеймстаун, с которого началась история США. 

Луарсаб II

Между тем в Грузии 7 сентября 1606 года неожиданно умер царь Гиоргий Х. Шах Аббас в это время находился где-то около Гянджи. Грузинская делегация сообщила шаху о смерти царя, и шах утвердил новым царём Луарсаба, сына Гиоргия, которого персы звани Луарсаб-хан. Он вручил Луарсабу и его окружению много разных подарков.

 

Луарсабу было в тот момент 14 лет, поэтому фактическим правителем страны стал Шадиман Бараташвили, который, однако ж, делил власть с князем Гиоргием Саакадзе. Князь Саакадзе уже был мэром Тбилиси, уверенно «шёл к успеху», и в этом ему помогло нашествие татарского отряда.

 

В те годы турки перешли в глухую оборону, стараясь хоть как-нибудь удержать свой восточный фронт. В 1607 году им удалось отбить Багдад, захваченный восставшими курдами. В захвате Багдада участвовал отряд крымских татар, который после завершения кампании решил вернуться в Крым через Грузию. 

 

Искандер Мунши рассказывает эту историю несколько иначе. По его словам, крымские татары в том году стояли в Ахалцихе. Царь Луарсаб совершил набег на окрестности Ахалцихе, и тогда Джил-Паша отправил отряд в 2000 татар на разорение Картли.

 

В результате в 1609 году эти татары вошли в Триалети, разграбили Манглиси, перешли Триалетский хребет и попытались захватить царя Луарсаба в крепости Цхирети, но манглисский местный священник увёл их в сторону от крепости в Тедзамское ущелье. Татары сожгли село Эртацминда и село Ахалкалаки. Войти в Гори им не удалось, поскольку некий армянский священник успел разобрать мост через Куру.

В 2009 году один грузинский историк вычислил, что фамилия этого священника была Саакашвили - грузинифицрованное армянское Саакян. С той, наверное, поры, пошла мода в среде оппозиции называть президента Саакяном. 

Луарсаб собрал все войска, какие смог. К нему присоединился Саакадзе, земли которого находились ближе всего к замку Цхирети. Началось преследование татарского отряда, и у села Ташискари, у начала Боржомского ущелья, их настигли. В Ташискарском сражении 16 июня 1609 года татары были разбиты. Судя по воспоминаниям участников, татары были вооружены только луками и ничем другим, так что справиться с ними было нетрудно.

 

Мунши пишет, что татары были атакованы с двух сторон кызылбашами и грузинскими отрядами Луарсаба и истреблены. Командиры татарского отряда были отправлены в Иран и казнены, кроме одного, который был грузином и за которого заступилась грузинская стороны.

 

За такие успехи персы передали Луарсабу тбилисскую крепость, откуда недавно ушли турки и где теперь находился персидский гарнизон. Шах Аббас женился на сестре царя Тинатин, а сам царь женился на сестре Саакадзе. Последнее было откровенным вызовом всему грузинскому обществу и вызвало негодование почти всей грузинской аристократии. Саакадзе обладал огромными возможностями (через своих родственников при шахском дворе), но по грузинским понятиям он оставался мелким дворянином из триалетского ущелья.

 

В советское время этот конфликт будут изображать как конфликт аристократии с народным вождём. Но не вся аристократия была против. На стороне Саакадзе были князья Мухранские и эриставы Арагвские. Складывается ощущение, что в грузинском обществе произошёл некий партийный раскол, причём этот раскол растянулся на полвека. Мы не знаем причин этого раскола и мотивы сторон. Даже нет точной уверенности, что раскол связан со свадьбой Луарсаба.

 

В 1610 году снова разгорелась иранско-турецкая война. Грузинским царям требовалось явно показать свою лояльность, поэтому Луарсаб отправился в лагерь шаха Аббаса в Тебриз. Кахетинский царь Теймураз I сделал то же самое. В том году оба царя ещё не боялись посещать шаха, но уже тогда они жаловались Аббасу на плохое отношение подданных. Как раз в 1609 году у кахетинского царя умерла его первая жена и шах посоветовал ему жениться на сестре Луарсаба. Говорят, что ранее её предполагалось выдать за Нукзара, эристава арагвского, который теперь разозлился и перешёл в ряды оппозиции.

 

В 1612 году одна из партий решилась нанести врагу удар: она уговорила царя развестись с сестрой Саакадзе, а самого Саакадзе незаметно устранить.

 

Но что-то пошло не так. Саакадзе был приглашён на царскую охоту в Коджори, и предполагалось ночью его убить, но свои люди при дворе предупредили Саакадзе, и он успел ускользнуть. Добравшись до своего замка в Носте, он  забрал семью и, горами и через Мцхету, незаметно пробраться к своему союзнику, тому самому Нукзару, эриставу Арагвскому. Затем они вместе отправились к своим — в Иран.

Нашествие шаха Аббаса

Основная статья: Нашествия шаха Аббаса

 

То, что произошло потом, очень важно для грузинской истории, но почему-то плохо изучено. Между тем, бегство Саакадзе завершило собой целую фазу грузинской истории и стало началом новой неприятной фазы. 

 

А случилось вот что: через пару лет, осенью 1613 года, шах Аббас собрал армию, где-то в начале 1614 года вошёл в Азербайджан и встал лагерем в Гяндже, объявив, что идёт походом на Турцию. В Грузии поняли, что начинаются неприятности. Царя Луарсаба предупредили, что Саакадзе собирается его уничтожить. Никто не понимал, что происходит и как с этим бороться. Кахетинский царь отправил свою мать, царицу Кетеван, на переговоры в Гянджу. Он надеялся решить проблему дипломатически.

 

Одновременно к шаху ушли ксанский и арагвский эриставы и Андукапар Амилахвари, то есть трое из шести князей верхнего уровня. Это уже была не война Грузии с Ираном, а война одной грузинской партии с другой, при этом армия Ирана воевала на стороне «партии Саакадзе».

 

Царь Теймураз Кахетинский возвёл укреплённую линию не то около села Мукузани, но кахетинцы отказались воевать, и Теймуразу пришлось бежать в Картли к Луарсабу.

 

Самое удивительное, что до сего дня не удалось наверняка выяснить, зачем Аббасу потребовался этот поход. Складывается ощущение, что образовался всеобщий заговор против царей. В советское время возникла художественная версия в исполнении Анны Антоновской: в её романе «Великий Моурави» Гиоргий Саакадзе ведёт персидскую армию в Грузию, чтобы совершить там социальную революцию. И Саакадзе действительно участвовал в этом. (...явился к нему моурави и известил шаха, что поход в Картли лучше зимой, так как беглецы не смогут уйти в горы и можно захватить всех). Но не стоит взваливать на Саакадзе всю ответственность за поход Аббаса. У царей Теймураза и Луарсаба было много врагов, хотя мы и не знаем их по имени. Им было зачем-то надо поссорить шаха с обеими царями. Грузинская «Парижская хроника» говорит совсем странные вещи: шах собирался вернуться из Гянджи в Иран, но «картлийцы и кахетинцы, все, кто был при шахском дворе» уговорили его продолжить поход. 

 

Поэтому шах занял Грузию без боя: никто кроме двух царей не сделал ничего для сопротивления.


Шах вошёл в Кахетию в январе 1614 года. Иранский Новый год пришёлся на пятницу 22 марта. К этому моменту, по словам Искандера Мунши, шах перешёл реку Qanoq и встал лагерем в местности Qeseq. Река — это явно Алазани, которую азербайджанцы сейчас называют Qanıx, а второе явно Кизики. Если шах шёл из Гянджи, то он неизбежно должен был перейти Куру, но мунши этого не упоминает. Возможно, шах начал марш не из Гянджи, а откуда-то около Шеки.
 
В Кизики на новогоднем празднике шах назначил царём Кахетии человека по имени Иессей, внука кахетинского царя Алесандра.
 
Из лагеря в Кизики шах пошёл к городу Греми, оттуда в монастырь Алаверди, а там узнал про  крепость Торгва и приказал её захватить. Гарнизон оставил крепость после недолгого сопротивления. Пока брали Торгву, шах приказал возвести укрепения вокруг собора Алаверди. Эта работа заняла три недели.
 
Из Алаверди шах отправился в Картли, за четыре дня перейдя Гомборский хребет. Видимо, иранцы шли через Ахмету, мимо Кветера (верховья Илто) на Тианети (верховья Иори) идалее в долину Арагви около Жинвали. С берегов Арагви он отправил гонца в Имеретию с требованием вернуть беглых царей, и одновременно совершил рейд на Руиси.
 
Луарсаб и кахетинский царь Теймураз бежали в Имеретию. Шах прошёл до современного района Хашури и встал лагерем между поселками Али и Набатхеви. Пишут так же, что он остановился в Никози, откуда совершил рейд на север, перевалил главный кавказский хребет и дошёл до Зарамага в Двалетии, но идти дальше не решился. Легенда о том, что Аббаса остановила зарамагская скала, долгое время жила среди осетин.  Мунши ничего не пишет про это.
 
Царь Луарсаб, который ранее бежал в Имеретию, теперь вернулся и сдался шаху. Его отвезли в Астрабад, потребовали принять ислам, но он отказался, и по приказу шаха в 1622 году Луарсаб был задушен тетивой от лука. Впоследствии Луарсаб был канонизирован. Некоторые современники утверждали, что низложение Луарсаба — инициатива Саакадзе.
 
Из Гори шах пошёл в Мцхету, и собирался разрушить город, но свои люди отговорили его. Шах в формате тура обошёл мцхетские храмы, а в Светицховели даже совершил намаз (...заставил разложить свой ковер перед патриаршим престолом и помолился...).  
 
В августе 1614 шах ушёл. На следующий 1615 год внезапно осложнились отношения Ирана с Турцией, стало вероятно турецкое вторжение, и это дестабилизировало обстановку. Против персов восстал Ширван. Кахетинцы тоже изгнали Иессея и позвали назад Теймураза. Аббас отправил армию, которая встала у реки Арагви, чтобы не дать Теймуразу пробраться в Кахетию. Но Теймураз собрал армию, напал на персов и разбил их.
 
Это вызвало сильный гнев шаха Абаса. Он стал готовить новый поход, гораздо более серьёзный чем первый. 20 марта 1616 года должен был праздноваться Новый Год, но праздник отменили ввиду серьёзности похода. Шах в это время находился около Гянджи. Оттуда он вошёл в Тбилиси, где назначил царём Картли Баграта, сына царя Давида XI,  известного сейчас как Баграт VII. Оттуда он вступил в Кахетию с запада, а армия Юсуф-Хана, ширванского беглербега, вторглась в неё с востока. Мунши пишет, что шах приказал убивать всех мужчин, а женщин и детей брать в плен.
 
Кахетинцы бежали на левый берег Алазани и уничтожили все лодки. Иранской армии удалось переправиться через реку, хотя они и потеряли при этом много лошадей. Это позволяет представить, какой большой и быстрой была тогда Алазани. Мунши рассказывает, что кахетинцы соорудили в лесу большое укрепление, которое иранцам удалось взять только со второго штурма. В это время Юсуф-Хан анступал с востока. Кахетинцы атаковали его под Загемом, но были разбиты. Бейлербег разрушил Загем.
 
Аббас прекратил рейд примерно 22 июня 1616 года. За три месяца в Кахетии было убито около 60000 человек и уведено в плен 100 000.
 
Шах вернулся в Тбилиси, а через несколько дней ушёл из Тбилиси на озеро Севан, поскольку ожидалось турецкое вторжение. там он простоял три месяца, до конца сентября. Турки действительно пришли в августе и 26 августа осадили Ереван. Шах не стал ввязываться в открытый бой, а только наблюдал издалека и совершал мелкие диверсии. В итоге 5 ноября 1616 года турки сняли осаду.
 

Нашествия 1614 и 1616 года стали одними из самых страшных в истории Грузии, особенно второе. Был разрушен город Мачи. Затем дотла сожжён большой город Греми, столица Кахетии тех лет. Аббас разорил монастырь Икалто и монастырь Алаверди, а в Картли сжёг монастырь Шио-Мгвиме.

 

Первое нашествия было очень слабо мотивированым, но относительно безвредным. Оно нанесло Кахетии ущерб, но не было сознательным актом геноцида. Но второе нашествие, 1616 года, было конкретной, осознанной  местью за бунт. Именно оно превратило Кахетию почти в пустыню. 

 

Со смертью Луасаба впервые за многие века прервалась прямая линия наследования грузинских царей. Некоторое время будут править его родственники-мусульмане, после чего придётся выбирать нового царя из дальних родственников Луарсаба. Долгое время после Луарсаба грузинские цари не решаться быть открытыми христианами. Им придётся около ста лет формально принимать ислам. Кахетии повезло ещё меньше: после века стабильности она провалилась в век хаоса. Теперь ею будут править то христианские цари, то мусульманские, то иранские наместники, то вообще никто.

 

С 1615 по 1619 год Грузией правил Баграт VII, он же Баграт-Хан. Мусульманин и ставленник шаха, он символически правил страной из Болниси, где и умер на четвёртом году правления.

Симон II

Персы назначили царем Симона II, сына Баграта. Он так же был мусульманин и фигура номинальная. Его власть распространялась на оккупированные персами территории Квемо-Картли и Тбилиси. С 1619 по 1624 год в восточной Грузии почти ничего не происходило. Саакадз воевал в Месопотамии и Афганистане. События начались в 1624 году, когда кахетинский царь Теймураз I разбил иранский отряд около села Сагурамо. Эта акция неповиновения требовала жёстких ответных мер. Саакадзе только что вернулся в Грузию из Багдада, но его тут же выдернули в Иран, поручили навести террор на Кахетию и выдали ему армию, которой непосредственно командовал человек по имени Карачагай-хан, более известный в литературе как Корчи-хан (тот самый герой сражения при Суфийане 1605 года). Семья Саакадзе осталась в Иране и для шаха это было в некоторой степени гарантией его верности.

 

Иранская армия подошла к Тбилиси и приступила к карательным мерам в отношении кахетинцев. Саакадзе вроде бы не очень протестовал, но ему в руки попало письмо, в котором шах Аббас приказывал физически его, Саакадзе, устранить. Саакадзе решил пожертвовать семьёй (которая в данной ситуации была обречена) и перейти на сторону царя Теймураза. С собой он перетянул и эристава Зураба.

 

Утром 25 марта 1625 года кахетинская армия напала на лагерь. Саакадзе лично убил Карачагай-хана. Погиб сын хана и несколько персидских командиров. Персидская армия обратилась в бегство. Потери были страшны — только 3000 персов избежали гибели. Так удачно завершилось знаменитое Марткопское сражение. Сын Саакадзе был казнен в Иране. Его тело было впоследствии доставлено в Грузию и захоронено в храме Эртацминда.

 

маркер могилы Пааты в Эртацминда

 

Власть в восточной Грузии после сражения оказалась в руках коалиции Теймураза-Саакадзе-Зураба. Царь Свимон оказался никем. Он переселился куда-то в район Болниси и ему подчинялись только иранские гарнизоны в тех краях. Саакадзе приступил к физической ликвидации своих оппонентов: напал на замок Церетели, захватил усадьбу Бараташвили, напал на князей города Лори, выслал в Аршу князя Андукапара Амилахвари.  

 

Шаху Аббасу надо было как-то мстить за Марткопский разгром. Он собрал армию и поручил её Иса-хану, который занимал должность командира шахской гвардии. Отдельным контингентом командовал Шахбенде-бег, губерантор Азербайджана. Среди участников похода числился и Хосро-Мирза (будущий картлийски царь Ростом) и Ростом-хан Саакадзе. Эта армия насчитывала или 40 или 60 тысяч человек. 

 

Царь Теймураз собрал кахетинскую и картлийскую армии. Среди её военачальников числились Зураб Эристави, Теймураз Кахетинский, Кайхосро Мухранбатони и Гиоргий Саакадзе. Князья Амилахвари в деле не замечены. Факт сбора этой армии интересен тем, что это был первый раз после 1522 года, когда картлийская армия собралась практически в полном составе. 

 

Теймураз разместил эту армию на Соганлугском хребте, где-то около Коджорской крепости и села Табахмера. Персы появились в июне и встели на левом берегу реки Алгери, севернее современного Марнеули. Вероятно, их правый фланг упирался в хребет Яглуджа, а левый находился где-то около современного села Марабда. Неизвестно, где находился контингент Шахбенде-бега, но появится он левее левого персидского фланга у села Цинцкаро.

 

Грузинское руководство решило спуститься с гор на равнину и атаковать персов на их оборонительной позиции. Потом было много споров о том, кто это предложил и чем это было плохо. Друзья Саакадзе говорили, что он был против, а враги говорили, что это была как раз его идея.

 

Так 1 июля началось Марабдинское сражение. Персидская армия была растянута длинным фронтом, а в первой линии стояли 12 000 мушкетёров. Грузинская армия шла, вероятно, со стороны сёл Кумиси и Кода. Она атаковала центр, прорвала его и пробилась к лагерю. Правый персидский фланг бежал через территорию современного Марнеули в сторону Красного моста. Это была почти победа, но грузинскую армию погубила недисциплинированность. Левый персидский фланг устоял и к нему на помощь пришёл со стороны Цинцкаро Шахбенде-бег. Во второй фазе сражения был ранен Зураб эристави и убит Теймураз Мухранбатони. Грузинская армия была разбита. Персидская сторона потеряла 14000 человек только убитыми, грузинская сторона 9 000.

 

Это было очень странное сражение, в котором друг с другом воевали бывшие и будущие союзники и даже родственники (Гиоргий Саакадзе против Ростома Саакадзе). Особенно интересна будущая судьба командиров этих армий: Теймураз устранит Гиоргия Саакадзе, Зураба и князей Мухранских, Ростом Саакадзе прогонит царя Теймураза и приведёт к власти в Грузии Ростом-хана, который вернёт из опалы потомков Гиоргия Саакадзе и потомков Теймураза Мухранского. А Иса-хан будет казнён по приказу шаха Сефи, за которым будет стоять всё тот же Ростом-хан. 

 

 Мерабдинское поле

 

Марабдинское поле и вид на Соганлугский хребет

 

В 1969 году на Марабдинском поле воздвигли громадный мемориал в честь братьев Херхеулидзе. (архитекторы Ш.Кавлашвили, Л.Квелидзе, Г. Готуа)

 

Царь Теймураз ушёл через Тбилиси за Куру, Саакадзе ушёл в район села Ховле. Не вполне понятно, что происходило в Тбилиси, но так как в крепости Нарикала стоял персидский гарнизон, то весьма вероятно, что персы вошли в город без боя. Тбилиси не был целью похода, он был лишь одной из персидских баз.

Спасение Амилахвари

Как уже было сказано выше, Саакадзе до сражения арестовал Андукапара Амилахвари и отправил его в земли Зураба эристава, в замок Арша. Это общепринятая версия событий. По этой же версии персы попросили Зураба вернуть Амилахвари, но тот предложил им забрать его самим. И персы, армией в 10 000 человек, вошли в арагвское ущелье, перешли Крестовый перевал, дошли до крепости Арша и забрали Андукапара. Обратно они пошли по Ксанскому ущелью, но их там атаковала грузинская армия и почти всех уничтожила.

 

Это классическая версия, которая вошла во все книги, и даже в роман Анны Антоновской. Казалось бы, совершенно невероятно, чтобы персы ушли так далеко в горы, за три перевала всей своей армией. И так же подозрительно, что уцелели и Андукапар Амилахвари, и Хосро-мирза, который тоже там присутствовал. Между тем существует ещё одна версия этой истории, которую записал Искандер Мунши, современник событий. Он утверждает, что Амилахвари был заключён не в Аршу, а в замок Ананури. И персы прошли по Арагви до замка, забрали его, но узнали, что на обратном пути им готовят засаду, поэтому ушли через душетское нагорье в Ксанское ущелье. Этот манёвр был замечен, грузинская армия бросилась в погоню, но успела только атаковать хвост колонны где-то в Ксанском ущелье. В этом арьергардном бою погиб Шахбенде-хан, беглербег Азербайджана. Казак-хан, беглербег Ширвана, попал в плен, но Саакадзе по старой дружбе обошёлся с ним мягко и тот вскоре сбежал.

 

Эта версия гораздо логичнее общепринятой, но малоизвестна, потому что Мунши почти не переводился на русский язык, а американское издание вышло давно и про него все уже забыли.

 

Этот поход немного не совпал по датам с отъездом Д'Артаньяна в Лондон за подвесками, что случилось 20 сентября.

Теймураз I

Победа в Мерабдинской битве не дала персам больших стратегических преимуществ, поскольку восстание Саакадзе породило ещё несколько восстаний по всему Ирану, а турецкая армия выступила в поход на Багдад. Грузию на некоторое время оставили без внимания.

 

Саакадзе стал почти царём, но у Теймураа были свои планы на Картлийское царство. Это  вскоре породило раскол среди восставших. Часть князей во главе с Саакадзе не желала видеть Теймураза царём Картли и хотела призвать имеретинского принца Александра. Другая партия, во главе с Зурабом Арагвским, поддерживала царя Теймураза. Противостояние вылилось в сражение у озера Базалети в 1626 году. Саакадзе был разбит и бежал в Турцию, часть его сторонников ушла сместе с ним. Например, ушёл Кайхосро, князь Мухранский. Теймураз конфисковал Мухранское княжество и передал его своему сыну Давиду. 

 

Саакадзе выбыл из большой политики навсегда. Он некоторое время служил у султана, но в 1629 году был обвинён в измене и 3 октября казнён в Алеппо.

 

В 1626 или 1627 году Теймураз попробовал договориться с шахом и наладил отношения, но шах простил его только условно, до явных доказательств верности.

 

Шах Аббас умер почти одновременно с Саакадзе, в 1629 году. Мэр Исфахана, Хосро-мирза, был им назначен ВРИО с задачей обеспечить передачу власти. Его наделили чрезвычайными полномочиями и переименовали в Ростом-хана, в честь мифологического Рустама.

 

Все сыновья Аббаса были убиты им же самим по разным подозрениям, и наследником остался Сефи, сын его старшего сына от брака с грузинкой. 28 января 1629 года при содействии Ростом-хана он стал шахом Сефи II-м. Ему тоже пришлось некоторое время бороться за власть и душить конкурентов. Ростом и клан Саакадзе стали его союзниками, а клан Ундиладзе — врагами. То есть, раскол произошёл в самой грузинской элите Ирана. Ундиладзе проиграли, и в 1632 был казнён Имам-Кули-хан, сын Алаверди-хана. Его брат, Дауд-хан Ундиладзе, бежал в Грузию к Теймуразу I. Он предложил ему взбунтоваться. Исфахан потребовал выдачи беглого Дауда. Теймураз отказал.

 

Это привело к ещё одному вторжению. Сефи решил прекратить практику переговоров с грузинскими царями и просто поставить царём проверенного человека — собственно, Ростома. В 1633 году мощная персидская армия пошла на Грузию. Её вели Ростом-хан и Ростом Саакадзе. Теймураз понимал, что шансов на сопротивление у него нет, и сразу отступил в Имеретию. Но не сдался. Уже через год, в 1634-м, он вернулся. Последовали 4 года вялотекущей войны, после которой Ростом предложил Теймуразу возглавить Кахетию. Тот согласился и в итоге в 1638 году объединённое Картло-Кахетинское царство перестало существовать. Теймураз ещё лет 20 оставался царём Кахетии. 

 

Мухранское княжество зависло в неопределённости: оно всё ещё принадлежало Давиду, сыну Теймураза, и то ли не подчинялось Ростому, то ли делало это очень условно. 

Потеря Самцхе
Между тем на западе Грузия потеряла область Самцхе
 
Турки захватили Самцхе в 1775 году, но месхетинцы при помощи царя Симона отбились в 1588. Какое-то время Самцхе дружило с шахом Аббасом, который в 1607 году даже утвердил очередного князя. Последним христианским правителем Самцхе стал атабаг Манучар III Джакели, который правил с 1614 по 1625 год. Он поддерживал Аббаса, потом поробовал договориться с турками, а потом даже поддержал Саакадзе и вроде бы участствовал в Марабдинском сражении.
 
В 1625 году дядя атабага, Бека, отравил Манучара, после чего отправился в Стамбул, принял там ислам и имя Сафар-паша. Именно он начал османизацию юго-западной Грузии, ввёл турецкие порядки и обложил данью христианское население. У монастырей начали отбирать земли, поэтому монастыри постепенно пришли в упадок. Монахи уносили иконы и мощи на север, в христианские районы. Так в 1664 году унесли в Тбилиси икону Спаса из монастыря Анчи и поместили её в храм, известный сейчас как Анчисхати.

Сафар-паша умер в 1635 году. После него исчез из употребления титул «атабаг». Правители Самцхе стали называться «ахалцихский паша». Теперь их власть утверждал султан. Граница Самцхе и Грузии начала постепенно правращаться в грузинско-турецкую границу.
Царь Ростом

Итак, в 1633 году царём Картлийского царства стал Ростом-хан. Это было эпохальное событие в истории этого века: к власти в Грузии впервые пришли «исфаханские грузины». То есть, к власти в Тбилиси пришёл человек, который в масштабах Иранской империи был вторым человеком после шаха (который тоже был грузин наполовину, по матери). С его приходом кончилась активная фаза конфликта между грузинской  «тбилисской» элитой и грузинской  «исфаханской» элитой. Началась эпоха мирная, но несколько унизительная. Христианский в целом народ оказался в мусульманском государстве со всеми неприятными последствиями этого.  

 

В первый же год по прибытии в Картли Ростом женился на Мариам Дадиани, дочери мегрельского княза Манучара Дадиани.

 

При Ростоме начнутся обширные восстановительные работы по всей стране. Именно он построил город Ахалкалаки, который сейчас существует в виде деревни Ахалкалаки в каспском районе. Именно при Ростоме появилась крепость Нарикала в том виде, что мы наблюдаем в настоящее время. С Ростомом в Грузию пришла иранская мода, иранская одежда и иранский образ жизни. Тбилисские серные бани обрели тот персидский дизайн, что сохранился по сей день. Можно сказать, что современный Тбилиси — это в основном Тбилиси эпохи Ростома. Мариам Дадиани в свою очередь, организовала создание нового списка хроники "Картлис Цховреба". За 90 мирных лет было восстановлено огромное количество храмов и крепостей. До сих пор каждый второй храм в Грузии — это творение XVII века.

 

Не доказано, но весьма верояно, что Ростом принёс в Грузию табак. Курение табака стало модно в Турции и Иране в начале века. В 1633 году турецкий султан запретил курение, а чуть ранее его запретил в Иране шах Аббас. Но запреты не помогли. В 1637 году табак выращивался в Иране в очень многих местах. Ростом почти наверняка был знаком с ним. 

 

Для нового формата жизни уже не подходил Метехский замок, поэтому Ростом возвёл новый царский дворец, рядом с которым построил царскую баню. Дворец не сохранился, а баня уцелела.

 

В своё время у Ростома были хорошие отношения с Гиоргием Саакадзе, а Ростом Саакадзе помогал ему победить Теймураза. Когда Ростом узнал, что в Эрзуруме ещё жив Иорам, сын Гиоргия, он пригласил его в Тбилиси, вернул все владения около Носте и передал в его распоряжения крепость Цхирети. Чуть позже были реабилитированы и князья Мухранские, союзники Саакадзе.

 

В области религии у Ростома было гладко не всё. Царица Мариам много делала для церкви, и сам Ростом даже отремонтировал храм Светицховели, но с католикосом Эвдемосом его отношения не сложились. Эвдемос, бывший епископ Бодбийский, стал католикосом в 1632 году, ещё при Теймуразе, поэтому исламизация Грузии ему совершенно не нравилась. В 1642 году он присоединился к заговору эристава Заала, который замышлял свергнуть Ростома и призвать Теймураза, но заговор раскрылся, Эвдемоса арестовали, заточили в крепость Нарикала, а потом сбросили с башни (Гянджийских ворот?), как полагалось политическим преступникам. Его захоронили в храме Анчисхати, где сейчас можно видеть его могилу. Впоследствии он был канонизирован.


Надгробие Евдемоса

Эта история испортила отношения Ростома с Теймуразом I. В 1643 году Ростом пошёл с армией в Кахетию, но был разбит у крепости Магаро (рядом с Сигнахи). Тогда он подготовился получше и в 1648 году вошёл в Кахетию двумя армиями: армия Вахтанга Мухранского вошла в Тианети и разбила там армию Теймураза, а отряд кызылбашей разбил армию Давида, сына Теймураза, около Магаро. Давид погиб в этом сражении. Так как он всё ещё был князем Мухранским, то теперь Ростом передал Самухрано Вахтангу, сыну Теймураза Мухранского. 

 

Теймураз ушёл в изгнание в Имеретию, а Кахетинское царство досталось Ростому. 

 

Ростом был мусульманин, который готов был казнить патриарха, но в то же время он был способен делать пожертвования христианским храмам. Например, в 1654 году он выдал монастырю Бодбе грамоту, которая начиналась так: «Волею и с помощию Божиею мы, Боговенчанный держатель обоих владений, царь царей государь владетель Ростом и супруга наша, царица цариц владетельница Мария сие подлежащее исполнению на века, во все времена и на всякий час, твердое и неизменное письмо и жертвенную грамоту дерзнули представить вам, всестрашной, славной, честной и святой Нине».

 

Удивительно в этом тексте слово «боговенчанный». Или его употребили для красоты, или же мусульманин действительно как-то был коронован по христианским правилам. 

 

Правление Ростома было своего рода эпохой торжества исфаханских грузин над всеми остальными. Интересы исфаханцев (и шаха тоже) требовали, чтобы его преемник был человеком из той же среды, в идеале сыном Ростома, или хотя бы сыном другого исфаханского грузина. Но детей у Ростома не было. Он нашёл подходящего преемника: в Исфахане жил Луарсаб, внук царя Свимона I (сын царевича Вахтанга). Ростом вызвал его в Тбилиси, усыновил, и готовил в цари, но неожиданно в Луарсаба попала пуля на охоте в роще Карайа. Так погиб последний (кроме Ростома) потомок Луарсаба I. Если бы не эта случайная пуля на охоте, история Грузии могла бы пойти в немного ином направлении.

 

Запрашивать преемника в Исфахане Ростом не стал. Он поступил иначе: в 1654 году усыновил Вахтанга, одного из князей Мухранских. Вахтанг был сыном Теймураза Мухранбатони, погибшего в Мерабдинской битве. Мухранские князья были союзниками Саакадзе и врагами Теймураза Кахетинского, а Вахтанг был проверенным сторонником Ростома, что делало его своим человеком для этого царя. Ростом сделал так, чтобы Вахтанг казался так же «исфаханцем»: его отправили в Иран, он перешёл в ислам, он сделал вид, что он такой же, как и Ростом и другие иранские грузины, но всё же где-то на каком-то уровне сознания он оставался человеком, выросшим и воспитанным в Грузии. 

 

Шах утвердил усыновление, но потребовал, чтобы Вахтанг женился на Мариам Дадиани, вдове Ростома. Наверное, для обеспечения преемственности политического курса.

 

В 1658 году Ростом умер, и как высокоранговый иранский чиновник, был похоронен в иранском Куме, рядом с мавзолеями шахов. Ростом был первым царём новой эпохи — эпохи отказа от государственной самостоятельности. История не любит таких людей. В Грузии в день его смерти никто не плакал.

 

 

цари Грузии в XVII веке
  

 

Вахтанг V

Вахтангу было 40 лет, когда он стал царём. Он формально носил персидское имя Шахнаваз и был мусульманин, хотя мы и не знаем, принял он ислам осознанно или для вида. Он был близок по культуре к иранским грузинам, но всё же не настолько, как прежний царь Ростом. Эпоха его правления была относительно спокойной. С Ираном был мир и дружба, а у соседей творился хаос: Кахетию оккупировали иранцы, а Имеретия на второй год правления Вахтанга начала погружаться в кризис Междуцарствия. В Картлийском царстве всё было так хорошо, что возник бледный шанс объединить грузинские государства в одно большое. 

 

В Имертии в 1660 умер царь Александр, и царём стал его сын Баграт V, который кое-кого не устроил и эти люди позвали в цари Вахтанга. И тот уже отправился в Имеретию, как пришлось возвращаться: в Кахетии арагвский эристав Заал поднял Бахтрионское восстание против персов, и, соответственно, против Вахтанга. Эту проблему надо было решать. Нашли желающих убить Заала, и 9 мая в городе Душети Заала зарубили саблями его же родственники. Эриставом Арагви стал некий Отар. 

 

На западе Вахтанг договорился с мегрельским князем Вамеком, и они разделили Имеретию на зоны влияния. При этом Имеретию оставили отдельным царством, только царём Вахтанг назначил своего сына Арчила. Фактически Вахтангу подчинялись и Картли, и Кахети и Имерети. И всё шло хорошо, но начались династические конфликты. Вахтанг решил женить сына Арчила на дочери мегрельского князя, и тот согласился, но потом передумал, и дело дошло до конфликта. Мегрельская армия пришла в Сачхере, а картлийская в Али (около Хашури). Вахтанг начал наступление на Сачхере. Вамек понял, что силы неравны и отступил. Вахтанг осадил крепость Сканда, где прятался кахетинский царь Теймураз. Тот сдался на условии, что его отправят в Иран к шаху. Так и поступили.

 

Потом Вахтанг вступил с армией в Мегрелию и загнал Вамека в Сванетию, где того убили лечхумцы. Вахтанг захватил крепость Чаквити (вероятно современное Чаквинджи), где скрывалась семья Вамека. Среди семейных сокровищь Вахтанг нашёл икону Богородицы Оконской — ту самую, что сейчас хранится в России в Лысково. Вахтанга признали и князья Абхазии и князья Гурии.

 

Но вмешались турки. Имеретия считалась их зоной ответственности и они обратились к шаху с просьбой не доводить дело до войны. Шах очень не хотел войны с Турцией, поэтому приказал Вахтангу вернуть всё, как было. В качестве компенсации Арчила вызвали в Иран и подарили ему хорошие земельные владения. Это был 1663 год. 

 

В это время в Тушетии объявился Ираклий, внук кахетинского царя Теймураза. Он собрал армию тушинцев и спустился в Алазанскую долину, но Вахтанг выслал навстречу армию, и Ираклий был разбит у села Уриатубани (сейчас Вазисубани) и ушёл в крепость Торгва. Крепость осадили, но Ираклий попросил незаметно отпустить его из соображений грузинской солидарности, и его отпустили. Это был 1664 год.

 

Примерно в те же годы случилось восстание в Двалетии. Вахтанг пришёл с армией в Цхинвали, вступил в переговоры с двалами и те обещали вести себя хорошо и регулярно выплачивать дань. 

 

Он умер в 1675 году на пути в Иран и был похоронен в городе Кум.

 

При Вахтанге религиозная жизнь в стране приобрела необычные формы. После казни Евдемоса католикосом стал Христофор II, который усвоил урок и не проявлял себя никак, из-за чего христианская культура стремительно деградировала и даже ходить в церковь на причастие стало неприлично (по свидетельству Вахушти Багратиони). В 1660 году католикосом стал Доментий III. Вероятно, Вахтанг негласно дал понять, что не будет создавать ему проблем, и Доментий приступил к восстановлению христианской культуры. В частности, именно он восстановил храм Анчисхати и пристроил к нему колокольню. Он умер в сентябре 1676 года и его похоронили в портике храма Светицховели, где и сейчас есть надпись об этом событии. Таким образом, царь Вахтанг если и не боролся за христианские ценности, то хотя бы не мешал делать это другим.

 

Как и Ростом, Вахтанг делал пожертвования храмам. Есть жертвенная грамота 1666 года храму Эртацминда, которая начинается так: «Волею и с помощию Божиею мы Иессеевы, Давидовы, Соломоновы, Багратонианы, царь царей государь и владетель Шах-Наваз, первородный и любезный сын наш владетель Георгий, владетель Леван, владетель Луарсаб и владетель Сулейман усердствовали и с охотою дерзнули поднести сию твердую и безусловную, на веки во все времена исполнимую грамоту — вам, доблестному и святому, седмерицею непобедимому и славному из мучеников чудотворцу, целителю всех недугов и великому стратигу Евстафию».

Визит Шардена

В 1672—1673 годах через Грузию по пути в Иран проехал французский путешественник Жан Жарден. Он проплыл из Крыма мимо Абхазии, посетил Мегрелию, затем проследовал через Аджарию в Ахалцихе, оттуда в Тбилиси, уже оттуда завернул в Кутаиси, вернулся в Тбилиси и в марте 1673 года уехал через Ереван в Иран. Он оставил подробное описание всего, что видел, с многочисленными отступлениями в историю. Он лично общался с Тамарой Мегрельской, Багратом V Имеретинским и Вахтангом V Картлийским, и оставил их характеристики. Его книга стала самым подробным источником по истории Грузии той эпохи.

Георгий XI
Царём стал Георгий XI, сын Вахтанга и Родам Капланишвили-Орбелиани. Его разу же вызвали в Иран, где ему пришлось формально принять ислам и получить имя Шахнаваз II. В 1676 году он вернулся в Тбилиси и приступил к исполнению своих царских обязанностей. Первые 8 лет он занимался тем, что прикрывал своего брата Арчила, у которого не сложились отношения с шахом, и шах регулярно требовал от Георгия обезвредить Арчила. Георгию приходилось изображать преследование Арчила, а тот прятался то в Имеретии, то в Осетии, и в итоге уехал в Россию. 
 
Пока все это происходило, в 1682 году умерла царица Мариам (Дадиани). Её с большим почётом похоронили в Светицховели и там до сих пор на колонне виден её портрет. Через год или два (1683—1684) умерла Тамара, жена царя Гиоргия, и её тоже похоронили в Светицховели. Сохранилась её надгробная мраморная плита с надписью на грузинском и арабском. 
 
В 1688 Георгий женился на Хорешан, дочери Георгия Микеладзе, который был князем области Самикелао на юге Имерети, и одно время — союзником Арчила.
 
После эмиграции Арчила иранские интриги не прекратились и Георгию в какой-то момент пришлось бежать в Цхинвали, затем в Рачу, Мегрелию и Самцхе. Там турки его арестовали и поместили в тюрьму в Ахалцихе. 
 
В 1691 году Георгий бежал из тюрьмы в Ахалцихе, собрал сторонников и вступил в Картли. Через Руиси и Душети он подошел к Тбилиси и осадил город. До 1694 года происходили столкновения с войсками проирански настроенного кахетинского царя Ираклия (внука Теймураза I). Политическая ситуация начала непроходимо запутываться. Выход предложил ереванский хан Фарзали-хан. Он посоветовал Георгию отправиться в Иран. Шахом с 1694 года стал Хусейн, известный своим безволием и общей слабостью характера. С ним был шанс договориться о чём угодно.
 
В 1697 году Георгий отправился в Иран и на этом фактически закончился для Грузии страшный XVII век. По его итогам Картлийское царство превратилось в своего рода автономную область Ирана, а имеретинское сохранило больше самостоятельности, но пребывало в хаосе Междуцарствия.   

 

 

Первобытная эпоха Картвельские племена Первые государства Дохристианская Иберия  Крещение Грузии  V век VI век  VII-VIII века Тао-Кларджети Золотой Век Монгольское нашествие Период объединения XVI век XVII век XVIII век Присоединение к России XIX век  Независимость Советский период Гамсахурдия Шеварнадзе Эпоха Саакашвили 

Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.039505004882812 сек.