На главную История Грузии Иберия в дохристианский период
Иберия в дохристианский период
Иберия – это территория к востоку от Колхиды, центром которой была Горийская долина, Мухранская долина и долина Арагви. Но в её истории много неясного. Если Закавказье было окраиной цивилизации того времени, то Иберия была окраиной Закавказья и окраиной мира картвелоязычных народов.

Существует не вполне доказанная версия, которая звучит следующим образом. Некогда на востоке Малой Азии обитало картвелоязычное племя мушков. Они успели соприкоснуться с хеттской культурой и позаимствовали у них кое-какие представления. Затем они мигрировали на восток и поселились на территории современной области Самцхе-Джавахети. Там они постепенно превратились в народ, известный сейчас как месхи. Продолжая расселяться далее на восток, они через Боржомское ущелье проникли на горийскую равнину и расселились по берегам реки Куры. Там они основали поселения, впоследствии превратившиеся в города Мцхета, Уплисцихе и Урбниси.
 
Считается, что их мифология была близка хеттской и главным божеством был Армази, имя которого считается производным от хеттско-лувийского слова «Арма» (Луна).

Иберы должны были как-то пострадать от нашествия скифов в 650-е годы, но следов этих нашествий не видно в археологии. При Ахеменидах Иберия попадает или в границы этой иранской империи, или просто оказывается под её влиянием.
Ахеменидский период
Ахеменидская эпоха в Грузии — это примерно V век и основная часть IV века. Этот период исключительно важен для всего хода грузинской истории. Народы Закавказья впервые познакомились с бюрократической системой, с налоговой системой, с деловой перепиской, с правилами, законами, приказами и отчётами. Так должно было быть, и наверняка было, но подробностей мы не знаем.
 
Археологи накопали кое-что от тог времени. К нему относятся, например, курганы в Цалкинском районе. В 50-е годы их раскопал профессор Куфтин. Он же изучил городище Бешташени около одноимённого села. Сейчас там ничего уже не видно кроме симпатичного Бешташенского каньона.
 
Бешташенский могильник
Остатки кургана ахеменидской эпохи
В 2007 году был раскопан объект Граклиани-Гора, в котором нашлось множество слоёв разных эпох, из которых самый интересный — ахеменидский. В этом слое нашли зороастрийские святилища, множество всяких предметов и, в частности, привозные предметы, даже каменного египетского скарабея. Это доказало, что торговля в ту эпоху цвела всеми цветами, и жители горийской равнины были знакомы с предметами всего Ближнего востока.
Легенда об Александре
В 329 — 326 годах Александр Македонский совершил свой знаменитый поход в Персию. В Закавказье он не заходил, а сразу повернул в Египет, откуда пошёл в Иран и далее в Афганистан. Горы Гиндукуш греки приняли за Кавказ и основали там город Александрия Кавказская. Наверное так возник миф, что Македонский бывал на Кавказе.
 
Из народного сознания Закавказья эта фаза история выпала полностью, и заполнилась мифологией. В III веке в Византии был написал «Роман об Александре», который уже в V веке перевели на армянский. В X веке это фантастическое произведение попало в хронику «Обращение Картли», а затем в хронику летописца Леонтия Мровели. Так возникла легенда о походе Александра на Закавказье. Она существует в грузинской и армянской версии. Звучит примерно так:

После этого усилился Александр и покорил все земли и явился в страну Картлийскую. И нашел он в Картли сильными сии города-крепости: Цунда, Хертвиси на Куре; Одзрхе, воздвигнутую на скале Гадо; Тухариси над рекой Спери, которую называют Чорохи, Урбниси, Каспи и Уплисцихе; город великий Мцхета и окрестности его; Саркине — крепость большую и Занави — местность евреев; Рустави, Матерь-крепость и Самшвилде; Мтверскую крепость, которая есть Хунани, и города кахетские. Во всех этих крепостях и городах нашел воителей жестоких. Расчленил он войско свое и обложил все эти города и крепости, сам же стал во Мцхете. Приставил он войска с той и этой стороны, снизу и сверху, сам же стал на Ксани, в местечке, которое именуется Настакиси.

В Грузии в этот миф иногда верят, тем более, что он красиво звучит. В 2017 году инфа про осаду Александром крепости Хертвиси попала даже на инфостенд при крепости.

Что важно: этот сюжет в грузинских хрониках завершает мифологическую фазу истории. Все, что следует непосредственно за описанеим похода, уже относится к реальности.
 
Есть ещё теория, что Александр всё же заслал в Закавказье кого-то из полководцев, и тот разрушил несколько поселений. Например, выше упомянутое Граклиани-Гора, где археологи зафиксировали следы пожаров.
Первый грузинский царь
Согласно мифологии, около 300 года до нашей эры Иберией правил некий Азо, ставленник не то иранцев, не то понтийцев. Против него взбунтовался некий местный клан, и после довольно жестокой войны к власти пришёл человек по имени Фарнаваз. Это произошло в 299 году. Фарнаваз таким образом становится первым, хотя и полумифическим царём Грузии и основателем династии Фарнавазидов. Считается, что он сразу сделал очень много чего. Разделил страну на административные единицы, создал систему управления, расширил её территорию, присоединив части Аргвети и Колхиды, а так же создал письменность — шрифт асомтаврули.

царь Фарнаваз
Иногда Фарнаваза изображают вот так
 
Всё это вполне могло быть. У Фарнаваза был хороший пример для подражания – Иран. Что же касается письменности, то воспрос этот весьма сложен. В Иберии вполне могли использовать арамейский язык и арамейский алфавит — это был канцелярский язык империи Ахеменидов. Есть версия, что Фарнаваз слегка оптимизировал арамейский алфавит под нужды грузинского языка. По другой версии, было создано некое сакральное письмо для культовых потребностей. Доказать все эти предположения пока нечем.
 
Фарнавазу так же приписывается сооружение города и крепости Армази. В хрониках об этом сказано одной строкой:
И после него царём стал Фарнаваз. Он воздвиг большой идол на выступе [горы?] и дал ему имя Армаз, и обвел идол стеной со стороны реки, и называется это место Армаз. 
От той эпохи до нас дошёл археологический объект Цихиа-Гора. Судя по датировкам, это поселение существовало ещё при персах и могло быть административным центром внутри XVIII сатрапии, потом персы ушли, и ещё лет 100 оно существовало внутри независимой Иберии. Фарнаваз мог там бывать.

Руины храма в Цихиа-Гора

 
Около ста лет существовала Иберия в таком виде, поддерживая хорошие отношения с греческой империей Селевкидов. Фарнаваз умер в 234 или 237 году, ему наследовал сын Саурмаг I, который был царем предположительно в 234—159 годах. В этот период произошли некоторые геополитические сдвиги. В 190 году римляне разгромили Селевкидов. С этого момента обособилась Армения и начала стремительно расширяться. Началась та самая золотая для Армении эпоха, по которой многие армяне ностальгируют по сей день и иногда отказываются принять факт, что она уже прошла. Армения в те годы завоевала огромные территории от Сирии до южных областей Грузии. Пространства к югу от Триалетского хребта стали армянской провинцией Гугарк. Около 100 года Митридат Понтийский завоевывает Колхиду.

В такой обстановке правили цари  Мириан и Фарнаджом. Последний вроде бы основал город Некреси в Кахетии. Из чего следует, что тогда Некреси относился именно к Кахетии, а не к Кавказской Албании.
 
В эти годы Парфянское царство стало большим и сильным и захватило территории от Индии до Евфрата. В 105 году парфяне разбили армянскую армию и в какой-то степени подчинили себе Армению. На некоторых картах Армению с Иберией рисуют в границах парфянского царства. Парфия была несколько экзотическим образованием с греческим языком и культурой, зороастрийской религией и старалась быть продолжением империи Ахеменидов. На территории Грузии не осталось следов присутствия парфян, и не факт, что оно физически было.
 
Фарнаджом был царём примерно со 109-го года, и ему приписывается построение храма Задена на Зедазенской горе. Но он затеял непопулярные религиозные реформы, и был свергнут иберийцами. Восставшие обратились к армянским царям, и те прислали им в виде правителя Аршака, сына одного из армянских царей династии Арташесидов. В это время, с 95 года, в Армении уже правил Тигран II Великий, и есть мнение, что приход к власти Аршака случился по причине завоевания Иберии армянским царством.
Поход Помпея в Закавказье
При царе Артаге, сыне Аршака, Иберия Иберия ввязалась в  третью Митридатову войну на стороне Митридата. Когда римская армия разбила армянскую армию и армию Митридата, римский полководец Помпей совершил первый в истории Рима поход в Закавказье. Это исключительно интересный момент истории, который, к сожалению, можно реконструировать только с некоторыми допущениями.
 
Разбив Митридата осенью 66 года до н. э., Помпей отправился в столицу Армении, город Арташат. Заставив царя Тиграна подчиниться и выплатить дань, Помпей договорился с иберийским царём Артагом (Артоком) и свободном проходе через Иберию в Колхиду, после чего отправился строить зимний лагерь. Он пошёл на север, через Аштарак (Stran­gi­ra),  по Джавахетскому плато до селения Cas­piae, которое отождествляется с современным селом Хоспио около Ахалкалаки. Но здесь в конце декабря на него внезапно напали албанцы царя Оройза и иберы Артага. Нападение было отбито и Помпей преследовал врага вниз по Куре примерно до современного Ахалцихе.
 
Около Ахалцихе Помпей, вероятно, простоял до весны 65 года, а затем пошёл наказывать Артага: предположительно он прошёл через Боржомское ущелье и потом вниз по Куре до города Армази. Здесь Помпей разбил иберийскую армию и заключил с Иберией мирный договор. Считается, что в это время он построил на Куре каменный мост, который сейчас известен как мост Помпея, хотя едва ли там осталось что-то от Помпея.
 
Теперь можно было идти добивать Митридата. Помпей пошёл на запад, перешёл Рикотский перевал, прошёл Шорапани и вдоль Риони вышел к городу Фасис. Тут выяснилось, что Митридат сбежал в Крым, а идти туда за ним через всю Абхазию Помпей не решился. Он решил вместо этого наказать албанского царя Оройза.
 
Всё в том же 65 году Помпей пошёл обратно вверх по Риони до окрестностей Багдати, там повернул на юг, перешёл месхетинский хребет по Зекарскому перевалу, снова вышел к Ахалцихе, внова перешёл Куру, пошёл вверх до Хоспии, оттуда на юг до окрестностей Гюмри, затем повернул на восток и через Дилижан спустился в район современного азербайджанского Газаха. Перейдя Куру, он запасся водой и пошёл через безводные степи, которые сейчас хорошо видны с хребта над Давид-Гареджийским монастырём, прошёл где-то недалеко от пещер Саберееби, перешёл реку Иори, которая тогда называлась Камбисес (Καμ­βύ­σης) и дошёл до второй крупной реки. Это вероятнее всего была Алазани, которую тогда называли Абас, Абант или Алазоний.
 
За рекой, где-то около современного города Закаталы он встретил албанскую армию Оройза и разбил её примерно в начале осени 65 года. Оройз подчинился и признал зависимость от Рима. Помпей имел мысли дойти до Каспийского моря, но передумал, и повернул назад. Точный маршрут его неизвестен, но так как он снова встал лагерем на Куре около Ахалцихе, то похоже, что он шёл вверх по Куре мимо Армази. Получается, что в том году он два раза прошёл мимо Уплисцихе и не обратил на него особого внимания.
 
Иногда пишут, что он зимовал в «Аспиде», что подозрительно напоминает Аспиндзу. Весной 64 года армия возобновила марш, в третий раз прошла через Хоспию, потом пришла в Арташат, и оттуда ушла в долину Евфрата. Таким образом Помпей четыре раза прошёл Закавказье почти из конца в конец.  
 
В 36 году Антоний Красс совершит еще один поход на иберов и снова ограничиться договором.
Почему грузины не буддисты
Примерно в 265 году ДНЭ произошло знаменитое: небольшой индийский культ Будды стал государственой религией империи Маурьев. Примерно через 100 лет он стал религией соседнего греческого Бактрийского царства. Бактрийские греки в отдельные моменты контролировали даже южный берег Каспия, а их миссионеры доходили до Греции. Наверное, только слабая эллинизация Иберии — и, как следствие, слабо развитое богословское мышление - привела к тому, что буддийские проповедники около 150 года ДНЭ сюда не завернули и ничего исторического не сделали. Но история могла вполне повернуться иначе, греко-буддизм мог бы пробраться в Закавказье и оставить после себя статуи Зевсо-Будды, или даже превратиться в иберо-буддизм, и мы бы сейчас могли ездить на экскурсии к статуям Армазо-Будды куда-нибудь в Гори.
Третья династия Фарнавазидов

В мире началась христианская эпоха, а в Грузии — эпоха третьей династии Фарнавазидов, хотя иногда её почему-то считают Аршакидами. Царь Фарсман I правил с 1 по 58 годы новой эры. Известно, что он участвовал в совместном с римлянами походе на Армению и приложил руку к разрушению города Артаксата — его руины ещё видны около современного монастыря Хор-Вирап. После этого Фарсман назначил своего сына Митридата царём в Армении, но у Митридата возник конфликт с императором Калигулой, который арестовал Митридата. В 41 году Кулигула был убит, к власти пришел Клавдий, который отпустил Митридата. Но на этот раз испортились отношения Митридата с самим Фарсманом, который отправил своего сына Родамистуса с армией в Армению. Митридат отступил в Гарни, где сдался в 51 году. Последующая его судьба неизвестна. То ли он стал потом царём, то ли царём стал его брат с тем же именем.

 

Считается, что жена Фарсмана была из рода Арташесидов, и у них было три сына: Митридат, Родамистус и Амазасп. Предполагается, что имено при Фарсмане в Мцхете возникла первая христианская община и именно  тогда в Мцхету был принесён Хитон Христа.

 

В 1940 году в Армази была найдена стела с надписью на греческом и арамейском языках, известная теперь как «Армазская билингва». Арамейский шрифт на этой стелле очень необычен и иногда его считают отдельным «армазским письмом».

 

Текст в переводе выглядит так:

Я, Серафита, дочь Зеваха, младшего питиахша царя Фарсмана, жена Иодмангана-победоносца (военачальника) и много побед одержавшего(сделавшего) двороуправителя царя Хсефарнуга — сына Агриппы, двороуправителя царя Фарсмана. Горе тебе, которая была молодая. И столь хорошая и красивая была, что никто не был ей подобен по красоте. И умерла 21 году.

Армазская билингва

 Фрагмент той стеллы

 Сейчас считается, что упомянутый на стеле Фарасман — это именно царь Фарасман I.

 

После Фарасмана царём стал его сын Митридат, который правил Иберией предположительно с 58 по 106 год. Его не упоминают средневековые грузинские хроники, зато его имя фигурирует на двух каменных плитах: одну такую нашли в Мцхете, вторую в Риме. Митридат имел какие-то близкие отношения с императором Веспасианом, который предпринял некоторые меры по укреплению города Армази. У Митридата был брат Амазасп, который сопровождал императора Траяна в парфянском походе и умер в городе Нисибис.

 

К этой эпохе относится полумифическое путешествие Андрея Первозванного в Аджарию, затем через перевал Годердзи в Самцхе и оттуда через Боржомское ущелье куда-то на север. Он посетил город Сосангети (современный Ацкури) и оставил там икону Богоматери, известную впоследствии как Нерукотворная Икона Ацкурской Богоматери. Возможно, именно тогда появился первый храм. Отзвуком того события стал маршрут №2 боржомского национального парка, который называется «Тропа Святого Андрея». Известно, что Андрей умер в Греции в 70 году, из чего можно заключить, что его путешествие — это 60-е года первого века.

 

В 106 году царём стал сын Митридата, Амазасп I, который продержался у власти всего 10 лет.

 

В 116 году царём стал Фарасман II Доблестный, сын Амазаспа. Известно, что он имел связи с императором-путешественником Адрианом, и сам посетил Рим, где принёс жертву на Капитолии и где его конную статую установили в храме Беллоны (сейчас фундамент этого храма ещё видно к северу от театра Марцелла). Женой Фарсмана была Гадана, дочь армянского царя Вологеза.

 

В 132 году Фарасмана отравили парфяне, и три года царём был его сын Гадам, имя которого иногда считают сокращением от Радамистус.

 

В 138 году Гадам умер, и его сын Фарасман III в детском возрасте стал царём при регентстве матери. Иногда предполагается, что путешествие в Рим совершил именно он, а не его дед.

 

В 185 году Фарасман умер, царём стал его сын Амазасп II; при нём аланы прошли Двалетию и напали на Иберию. Согласно хроникам, Амазасп разбил их у Сапурцле и сам совершил поход за Кавказ. В 189 году произошло восстание иберийского дворянства, которое поддержали армяне и аланы. Амазасп погиб в бою, и третья династия Фарнавазидов кончилась. Войну Фарасмана с аланами можно условно назвать первым грузинско-осетинским столкновением в истории Закавказья.

 

Царём стал родственник Амазаспа по матери (сын брата матери) Рев из рода Аршакидов. В 216 году его сменил царь Ваче, который стал современником крупного исторического события: в 227 году персы разгромили парфян, создали Империю Сасанидов, и тем самым реанимировали царство, уничтоженное при Александре Македонском 550 лет назад. 

 

В 234 царём стал Бакур При нём соседняя Римская империя начала скатываться в так называемый Кризис III века. 50 лет, до 285 года, римляне воевали в основном друг с другом и теряли свои окраинные провинции. В 244 году умер император Гордиан, что позволило персам захватить часть Закавказья. Возможно, они захватывали Закавказье не за один поход, а постепенно. Война Персии с Римом шла все 250-е и 260-е годы. Персидская армия наступала в основном на Сирию, захватывая города на Евфрате и Антиохию. Мы ничего не знаем о походе на Иберию, но такой поход явно был. Одна из надписей шаха Шапура утверждает:

И я владею землями Персии, Парфии, Хузестана, Месана, Асурестана, Норд-Ардаширагана, Арбаестана, Адурбадагана, Армении, Иберии, Сегана (Колхиды?), Аррана, Баласагана, до Кавказских гор и ворот Алании. 

Это было первое иностранное завоевание в истории грузинского народа. Всего таких завоеваний было семь, считая российское. С иранцами пришёл зороастризм. Очень может быть, что именно в эти годы был построен зороастрийский храм в городе Некреси. И об этой важнейшей эпохе в истории Иберии мы не знаем вообще ничего.

 

В 265 году царём стал Мирдат II, из чего следует, что цари в Иберии ещё держались. Его сменил Аспарух I, которому повезло меньше: в 284 царь бежал в Аланию, а власть в Иберии перешла к лицу иранского происхождения, известному как царь Мириан.

 

Шестиколонный зал в Армази. Многие вышеперечисленные цари могли жить именно в этом помещении. Или как минимум устраивать там торжественные мероприятия.

Мириан

В истории иберийского III века много неясного и непроверенного. Все имена и датировки очень условны. Прекращение династии Фарнавазидов тоже труднообъяснимо. Известно, что иранский царь Шапур I вёл ожесточенные войны с Римом и несколько раз разбивал римскую армию — например, при Барбалиссе в 255 году. В 260 в плен к Шапуру попал император Валериан.  В 273 году Шапур умер, и в Иране к власти начали приходить сыновья и внуки Шапура. Правили они недолго и почти ничего исторического не совершили. В 276 году был казнён проповедник манихейства, пророк Мани, который считал себя преемником Иисуса, Зороастра и Будды одновременно.

 

Именно в такой смутной обстановке царём Иберии стал Мириан, которого часто называют сыном Шапура I. Это звучит убедительно, потому что сыновья Шапура (неопределённой численности) действительно в те годы стали царями различных частей мира. Однако, невнятности хронологии не позволяют что-либо доказать. Как именно Мириан стал царём, мы уже не знаем.

 

Имя Мириана так же читается как Мири, Мир, Мириани или, на персидском, Михр. Это персидское написание имени  божества Митра. Он считался сыном некоего мифического Хосро, поэтому порождённая им династия стала называться Хосроиды. Но его так же относят к династии Михранидов. Михраниды — большой и знаменитый парфянский род, который стал служить Сасанидам после крушения Парфии в 227 году. Михраниды дали Ирану несколько крупных полководцев. Михранидом был Бахрам Чобин, который сумел ненадолго стать шахом Ирана в 590 году. Одновременно с Мирианом стал царём Гогарены (сейчас Квемо-Картли) некий Михранид по имени Пероз. В VII веке Михраниды станут царями Кавказской Албании, чем и прославятся. Можно сказать, что с IV по VII век Михраниды были в Закавказье везде и правили всем.

 

Именно при царе Мириане произошло Крещение Грузии.

 

царь Мириан

царь Мириан и царица Нана на современной иконе в соборе Самтависи

 

Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.036221027374268 сек.