Монастырь Чкондиди (ჭყონდიდი) — старинный мегрельский монастырь около города Мартвили. Первый и главный монастырь в Самегрело — при том, что в Самегрело вообще монастырямей не много. Был построен ещё при абхазских царях как царская усыпальница, и позже использовался для тех же целей князьями Самегрело. Монастырь стал как бы градообразующим для города Мартвили. Исторически это был один из самых уважаемых монастырей Грузии, но всё его величие - как бы в сознании, а сам монастырь невелик - там два храма и башня.
История
Основание монастыря относят к концу VII века. Название происходит от мегрельского слова "чкони" (ჭყონი) — дуб. То есть, это "Большой дуб" — Чкони-Диди. Первый храм был построен именно в ту эпоху и представлял собой популярный в те годы тетраконх. Возможно, это был последний тетраконх той эпохи, построеный уже после Джвари и Атенского Сиона.
Неизвестно, на что он был похож первоначально и как перенес арабское нашествие 736 года. Основной храм монастыря был перестроен абхазским царем Георгием II (929-960). Сейчас видно, что при перестройке сохранили фундамент и пытались воспроизвести стилистику храмов типа Джвари. Жаль, что мы не знаем, как выглядел первый храм и не может понять,что оставили, а что поменяли при перестройке.
Георгий II перенёс в храм мощи святых и основал мартвильскую епархию. (Иногда пишут, что храм построил Леон III) В хронике Леонтия Мровели про Георгия сказано: "Он устроил и управил все дела в отечестве и царстве своем возвёл храм в Чкондиди, образовал епископат и украсил его мощами многих мучеников." Возможно, первоначальный храм был разрушен арабами, а Георгий его как бы восстановил.
Основание Чкондидской (Мартвильской) епархии - эпохальное событие в истории Западной Грузии. Церковь Абхазского царства в то время подчинялось Кнстантинополю, но мартвильскую епархию Горгий основал без его санкции - это считается первым примером независимой политики Абхазской церкви. Абхазский католикос появится в истории только в 1005 году, а окончательно оформится только в XIII веке.
Впоследствии собор стал культурно-образовательным центром наподобие Гелатского монастыря и здесь было написано много всего литературного, а так же много всего переведено.
При Давиде Строителе и царице Тамаре чкондидский епископ был одной из главных фигур в государстве. Например, Гиорги Чкондидели был одним из главных советников Давида Строителя, а Антоний Чкондидели - министром царицы Тамары.
В конце XVIII века большую известность получил чкондидский епископ Антоний, причисленный позже к святым. (13 октября — день Св. Антония Чкондидели.)
Когда к власти в Мегрелии пришла династия Чиковани (1700), собор стал фамильной усыпальницей князей Дадиани. В 1903 году в монастыре был похоронен Николай Дадиани, последний князь Самегрело.
В советское время монастырь закрыт, а с 1998 года снова открыт.
Что там есть
Монастырь находится на горе, на которуюиз центра Мартвили ведет 100 метров дороги. В 2017 году ожила канатка.
Дорога выводит на парковку, где есть кафешечка и "Чайный дом". Продаёт этот дом в основном пакетированный чай. И разливает его со всякими травяными добавками. От парковки начинается лестница к монастырю. По пути, сбоку от лестницы, есть туалет.
Самое крупное и заметное на территории монастыря - это кафедральный собор Успения Богородицы, который часто в литературе называется Мартвильский Собор. Подобно Успенскому собору в Ананури он Успенский, но не Сионский.
Это весьма впечатляющее строение, если принять во внимание время его построения — середину X века. Это первый крупный собор на территории Грузии. Примерно в те же годы построят собор в Ошки, чуть позже построят храм в Кумурдо, а через полстолетия — храм Баграти в Кутаиси. Серия монументальных грузинских храмов начинается именно с мартвильского собора. Его очертания несколько грубоваты. Гораздо грубее, чем джвариобразные храмы, по типу которых он был построен изначально. Может быть, архитекторы ещё не умели работать с большими обьемами.
Когда вы войдёте в ворота, вы сразу увидите его восточную стену. Обратите внимание, как она похожа на восточную стену Джвари: та же гранёная апсида, те же две ниши сбоку, всё такое же, но гораздо грубее.
Восточная стена
Кто не видал Джвари или забыл, сравните вот с этим.
Собор купольный, сам купол конический, он опирается на стены (а не на столбы), и весь собор имеет явно выраженную в плане форму креста, вернее, тетраконха. Это явно говорит о его древности, посольку после начала VII века тетраконхи в Грузии почти не строили. Надо понимать так, что при престройке сбора сохранили его изначальную планировку.
Интерьеры собора:
Помимо обычных храмовых росписей, в соборе есть портреты князей Чиковани. Эти князья владели областью Лечхуми, а с 1700 года Гиоргий Липартелиани стал князем всей Мегрелии. В северной апсиде собора есть портрет Георгия с женой Севдией. Напротив портрет его отца Кации с сыном Иесе (братом Гиоргия).
Тут стоит обратить внимание, насколько прижилась в Мегрелии турецкая культура к этому времени. Одежда князей почти совсем турецкая, а Гиоргий даже изображён в чалме.
Вот собор в плане (восток слева):
Интересно, что его план во многом напоминает храм Джвари или Атенский Сион, а вот пристройка с запада очень нехарактерна для Грузии, зато подозрительна похожа на армянский гавит (хотя похожа только внешне). Эта пристройка поздняя: видно, что еедовольно грубо прилепили к старому фасаду здания.
Тромпы или паруса?
Те, кто немного вчитался в историю грузинской архитектуры, то уже знает, что раз храм построен в Х веке, то в нём будут какие-то странности. И да, они есть. Мы знаем, что купол держится или на тромпах или на парусах. А тут что? Непонятно. Углы собора сведены в круг какими-то странными тройными арками. Это уже не тромп, но еще и не совсем парус. Видимо, архитекторы экспериментировали. Выглядит вот так:
Захоронения
Примерно с 1700 года этот монастырь был некрополем князей Дадиани-Чиковани. Сейчас в соборе множество могильных плит с их именами, из нихсамая заметная - черная плита Екатерины Дадиани.
Она была дочерью Александра Чавчавадзе и сестрой Нины Чавчавадзе-Грибоедовой. Одно время лично правила Мегрелией и лично командовала ополчением во время вторжения турецкой армии в 1855 году. Она умерла в 1882 году, на 16 лет пережив независимую Мегрелию. Белая плита справа — это её сын Николай, который в 1866 году отдал Мегрелию Российской империи. Он умер в 1903 и на его похоронах тогда собралась едва ли не вся страна.
Что есть около собора
Рядом, к северо-востоку, построена еще одна небольшая церковь, известная как храм Рождества или Чиквани. Это тоже X век.
К западу от собора находится высокая башня, которая использовалась монахами как "столп". Столпов вообще в Грузии немного. Известен такой только в Марткопском монастыре. Чкондидский построен в XI веке. Рядом с ним есть колокольня, вроде бы поздняя.
Территория монастыря приведена в приличный вид, окультурена и снабжена подсветкой. Там все чисто, аккуратно и под наблюдением. Ниже храма находится парковка, оттуда к храму ведет лестница. С территории монастыря хорошо видно город Мартвили и горы вдалеке. Сейчас Чкондиди — один из двух крупных монастырей Самегрело, из которых второй - хобский монастырь.
Попадание
Если вы попали в город Мартвили, то Чкондиди видно из любого места. В советское время даже был предусмотрен фуникулер наверх, что удивительно. Башня этого фуникулера хорошо видна в центре города на улице Тависуплеба. Если пойти от нее на восток, то первый же поворот направо ведет к монастырю. От поворота до монастыря еще 750 метров вверх на гору. Дорога эта одна, других нет.
До Кутаиси — 44 километра, до Сенаки — 33, до Зугдиди — 75. Ближайшие интересности — мартвильские каньоны и Нокалакеви.