Гелати или Гелатский монастырь (გელაოი) — самый известный монастырь Западной Грузии, формально относится к Ткибульскому муниципалитету, хотя часто пишут, что он находится в Кутаиси. Монастырь относится к Кутаисско-Гаэнатской епархии, а его храм — кафедральный храм этой епархии. Гелати построен на высоком прохладном месте, от него хороший вид на округу и на далекие Рача-Лечхумские горы. В общих словах монастырь — это большой храм Рождества Богородицы XII века, и еще два храма XIII века. Рядом звонница, Академия, несколько хозяйственных построек и две арки ворот. Все обнесено стеной, вход бесплатен.
Гелати в 2010 году. Звонница в тот год была в ремонте. Домики вдалеке, левее храма - это уже Кутаиси.
Название
В Грузии монастыри обычно называют по месту их нахождения, или по имени основателя. Гелати — случай особый. Точного значения слова "гелати" не знает никто. По наиболее убедительной версии это слово происходит от греческого γενέθλια (генфлия — Рождение), так как главный храм собора посвящен Рождеству Богородицы. От этого слова образовалось раннее название монастыря — Гаэнати. Впоследствии Гаэнати вышло из употребления, но оно осталось в названии епархии — она до сих пор Гаэнатская.
История
В 1104 году царь Давид Строитель захватил Кахетинское царство. Сельджукские правители Гянджи вторглись в Кахетию восстановить справедливость, и были разбиты в сражении при Эрцухи. В память присоединения Кахетии и Эрцухской битвы Давид решил основать монастырь, и в 1006 году приказал начать строительство на горах над столицей (Кутаиси). Первым и основным зданием стал Собор Рождества Пресвятой Богородицы, который строили до 1125 года. Таким образом, этот монастырь, и особенно его собор, стал символом грузинского Золотого века, а вернее, символом начала новой фазы этого века.
При монастыре была основана Академия, здание которой недавно отреставрировали. В итоге возник комплекс: Собор, шатёр над родником, здание Академии, трапезная, дом настоятеля и кельи. Все это было обнесено стеной. Дополнительно было построено второе кольцо стен, которое уже не существует. В те годы вокруг монастыря были построены даже специальные места для отшельников. Осталось ли от них что-то, мы уже не знаем.
Именно при Давиде в монастырь была перенесена Хахульская икона Божьей Матери. Сейчас её можно видеть в музее искусств в Тбилиси. Давид умер в 1125 году и был похоронен в воротах монастыря. Его сын, царь Димитрий, достроил западный придел храма (через который сейчас входят в собор), расписал его фресками, а потом построил южный придел.
Около 1200 года, уже при царице Тамаре, в Гелати был построен храм Святого Николая Чудотворца, очень небольшой, но зачем-то поднятый вверх на целый этаж, так что под храмом можно свободно ходить.
В 1293 году в соборе монастыря был похоронен царь Давид Нарини (в юго-восточном приделе).
.
Позже был построен и третий храм — в честь Георгия Победоносца. Этот храм странен. На нем нет датировочных надписей и в документах его постройка не упоминается. Предполагается середина XIII века, хотя это только версия. У храма нет никаких явных элементов, которые помогли бы идентифицировать эпоху.
Помимо этих трёх храмов существует ещё колокольня. С её датировкой как раз все просто. Такие колокольни в больших количествах строили в самом конце XIII века и в начале последующего. Колокольню построили над родником, где до этого стоял каменный шатер. Ещё недавно у неё был унылый купол из кровельного железа, но в 2010 году его разобрали и перестроили, выложив глазурованной плиткой.
Звонница
В XIV веке монастырь был частично разрушен монголами, в XV веке восстановлен.
В 1510 году турки совершили первый разведывательный рейд на Грузию. Они дошли до Кутаиси, порушили его, а затем зашли в Гелати. Во время этого набега сильно пострадали фрески монастыря. Имеретинский царь Баграт III (1510—1565) приложил усилия к восстановлению фресок. В храме Рождества фрески сделаны между 1561 и 1578 годами (ибо на них изображена вторая жена царя Гиоргия II), а в храме Святого Гиоргия — после 1578 года (там Гиоргий упомянут в надписи с третьей женой).
С 1557 по 1578 Абхазским (западногрузинским) католикосом был Евдемон I (Чхетидзе). Именно при нём прекратила существовать православная церковь на территории Абхазии. Население региона почти полностью ушло в язычество, поэтому храмы были забыты и оставлены. Евдемон покинул Пицунду (резиденцию католикоса с XIII века) и переселился в Гелати. Ему была передана церковь Великомученика Гиоргия, которая стала кафедральным собором всего западногрузинского католикосата. Видимо, в эти же годы была привезена главная реликвия Абхазии — икона Бичвинтской Богоматери. Сейчас она вроде бы должна храниться в тбилиском музее искусств, но что-то её там не видно.
В 1994 включено в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Современность
Сейчас на территории монастыря можно видеть три храма, выстроенные в одну линию с востока на запад. Во внешней стене есть ворота с востока и с юга. Восточные — основные, а южные скорее мемориальные, там могила царя Давида. Войдя в восточные ворота, вы видите впереди колокольню, сразу слева — храм Георгия, за ним Рождественский собор, и в конце храм Николая. А теперь по порядку.
Храм святого Георгия
Храм Георгия Победоносца должен привлекать внимание в первую очередь, хотя бы как кафедральный собор Абхазской епархии. Мы ничего не знаем о его постройке, и даже версии строить сложно. Это очень странно, если учитывать, в каком важном месте он построен.
Большинство посетителей монастыря проходит мимо сразу к храму Рождества. А между тем Георгиевский храм тоже симпатичен и там очень неплохие фрески середины XVI века. Они сделаны тогда же, когда и фрески главного храма, и на них изображены те же самые лица: патриарх Евдемон, царь Баграт и его родственники. Причем эти фрески по стилю ещё более ориентальные, чем аналогичные в Рождественском соборе. Одежда многих персонажей гораздо более персидская на вид.
Западнее этого храма стоит основной Рождественский собор, о чём ниже, а за ним — нетривиальный храм Святого Николая. Это очень странное сооружение, причем исторически он был ещё необычнее: на уровне второго этажа шла деревянная галерея. На фотографиях ниже показан этот храм в 2010 году, а сейчас у него новый красивый купол.
Храм Святого Николая Чудотворца
|
|
|
| |
Почти вплотную к этому собору стоит здание Гелатской Академии. Оно открыто после реконструкции в 2014 году и сейчас туда можно свободно зайти и посмотреть, что там есть. Само здание построено в первые годы существования монастыря, где-то около 1106 года, а каменный портик — это уже начало XIV века, монгольская эпоха.
Храм Рождества Богородицы
Рождественский собор монастыря строился с 1106 по 1125 годы, хотя приделы достроены чуть позже. Он в основном сложен из камня, а поверху облицован известняковыми плитами. Такой известняк известен как эклар, и сейчас часто применяется при отделке во всем мире. Этот камень имеет белый цвет, но желтеет со временем. Мы видим собор бежевым, но в первые века своей жизни он был совершенно белый.
При внешней сложности собор имеет простую планировку. Он прямоугольный, с большой алтарной апсидой и двумя пастофориями по бокам. С запада пристроен небольшой привор (нартекс). Посетители обычно входят через центральый портал в этот притвор и видят справа каменный навес на столбах — это место захоронения первого имеретинского царя, Давида Нарини. Он был свидетелем монгольского нашествия, мог встречаться в Монголии с Алексадром Невским, а умер в тот год (1293), когда землетрясение уничтожило монастырь Вардзия.
Вокруг центрельного храма построены приделы: один храм с юга и два с севера. Ещё четыре комнаты проходные.
Хороших планов храма в интернете не обнаружено, пришлось рисовать его самостоятельно. Вот он:
Когда человек входит в собор, он обычно обращает внимание на алтарую часть храма и алтарную перегородку (канкели). Гелатская выглядит скромно, это очень несложная деревянная конструкция без всяких украшений. Не знаю, о чём думали её создатели, но у них получилась почти точная копия византийской алтарной перегородки, то есть простой деревянный брус на столбиках. В Грузии эта византийская мода почти не прижилась, хотя кое-где встречается, например в монастыре Убиса. Можно предполоджить, что это рудименты византийского влияния в Западной Грузии. Хотя это несколько сомнительно.
Интереснейшая часть собора — это его фрески и мозаики. Они делались в разные эпохи разными людьми. Часть фресок — первоначальная роспись 1125 года. Она сохранилась в нартексе (западном приделе), где можно увидеть сцены «Чудо Святой Евфимии на Халкидонском Соборе» и «Вознесение Креста». От того же времени сохранилась мозаика с изображением Богоматери Никопеи в алтарной апсиде. Нижняя половина этой мозаики не сохранилась и позже была заменена фреской.
Для справки: Богоматерь Никопея или Богоматерь Кириотисса - это композиция, созданная апостолом Лукой и изображающая Богородицу в рост с Младенцем, которого она держит перед собой на уровне груди. Знаменитую Сикстинскую Мадонну условно относят к этому типу икон.
Вторая по культурной важности фреска находится на северной стене, сразу слева от алтаря. Она состоит из двух уровней, на втором мы видим сцену Входа в Иерусалим, а на первом изображены фигуры царей. Крайняя справа фигура — это знаменитейшее изображение Давида Строителя. Его легко распознать по макету храма в руке. Это вроде бы единственное изображение этого царя, и то не прижизненное. Левее Давида видим фигуру епископа с белой бородой — это Евдемон, митрополит Абхазский. Над его головой надпись: «Католикос Абхазии Евдемон».
Левее, через небольшой промежуток - царь Баграт III Имеретинский и царица Елена. Еще левее их сын Гиоргий (царь Имеретии 1565 — 1585), за ним его сын Баграт (-1578) и жена Русудан Шервашидзе (-1578). Русудан - вторая жена Гиоргия, первая умерла в 1561 году, из чего следует, что фреска создана не ранее 1561 года. Весьма вероятно, что все персонажи кроме Давида фрески имеют портретное сходство с прототипами. Над каждой фигурой подписано имя.
Если же поднять голову выше, то под самым сводом видна сцена Схождения Святого Духа на Апостолов. Там видим апостолов, языки пламени, и царя с белым платком и греческой надписью "Космос". Это персонифицированная вселенная, на которую сходит Святой Дух.
Ну и самая, наверное, интересная фреска храма — двойной портрет имеретинского царя Давида Нарини (-1293). На одном он изображён в царской одежде, на втором — в монашеской. Эту фреску обнаружить непросто. Для этого надо попасть в южный придел, который часто бывает закрыт, и оттуда пройти в юго-восточный придел, который так же бывает закрыт. Фреска будет справа от входа.
Давид Нарини
Остальных фресок и надписей великое множество, но это в основном классические библейские сюжеты. Существуют их многословные описания.
Отдельный интерес представляет северо-западный придел собора. Попадать в него надо из притвора через угловую комнату, что не всем приходит в голову, и двери там бывают закрыты. Упомянутый придел интересен росписями и уцелевшей алтарной перегородкой.
Это перегородка 3-го типа (из четырёх) и по этому признаку её можно датировать периодом до XVI века. Это вполне может быть XIV век. Видно, что в поздние эпохи к ней сверху приделали иконостас в российском стиле. Это вероятнее всего XIX век, но и конец XVIII века исключать нельзя. Тут мы видим тот редкий случай, когда алтарную перегородку не переделали в иконостас, а только частично изменили.
Гелатские ворота
Помимо храмов, в монастыре есть еще нечто, знаменитое едва ли не более храмов — его ворота. Их слава началась в тот год, когда царь Давид Строитель, согласно своему завещанию, был похоронен под их аркой. Это было своего рода проявление смирения: люди должны были входить в монастырь, наступая ногами на могильную плиту. Время внесло коррективы и эти ворота сейчас не являются проходными, превратившись фактически в мавзолей.Одно время проходная арка была даже заложена, что превращало ворота в мавзолей в полном смысле слова. Но советские реставраторы вернули воротам исторический облик.
Слева над могильной плитой висят железные ворота. Это вторая достопримечатльность монастыря — ворота города
Гянджа. Они были изготовлены в 1062 году по приказу гянджийского
эмира Шавура, при котором аланы перешли Кавказ и разорили Гянджу, что заставило султана окружать город стенами и строить ворота. В 1139 году Гянджа была разрушена землетрясением, чем воспользовался царь Деметре I (сын Давида Строителя), который захватил то, что осталось от гянджи, вывез ворота города и установил их здесь же, почти прямо над могилой отца. Половина куда-то пропала, а вторая осталась. Выглядит довольно скромно. Ворота грубо склепаны из металлических листов, на них выдавлена надпись арабским шрифтом.
Надпись в переводе на русския язык звучит так: Во имя Аллаха милостивого и милосердного! Наш великий Повелитель и Правитель Сеид Шавур I ибн Аль-Фазл – да сделает Аллах его правление долгим – приказал нам построить эти ворота с благословения Гази Абуль Фарадж Мухаммед ибн Абдуллы – дай Аллах и ему удачи. Работа кузнеца Ибрагима ибн Осман Энгавейха. Пятый, пятидесятый, четырехсотый год хиджры. (1063 год)
Захоронения
Давид Строитель основал монастырь и в нём же был похоронен. Это положило начало традиции хоронить здесь царей Грузии, а после распада Грузии — царей Имеретии. Из шести приделов храма Рождества один был отведен под захоронения - собственно, придел Всемилостивого Спаса. Эти могилы не сохранились, но считается, что там были как минимум три могилы. Согласно устному преданию, в приделе Андрея Первозванного была похоронена Царица Тамара.
В западном приделе был похоронен царь
Давид Нарини (1247-1293). Осталась фреска на стене придела, где он изображен вместе с женой.
Могила Давида Нарини
В 1510 году в соборе был похоронен Александр II, царь Имеретии. У его могилы (могу ошибаться) сейчас находится фреска, изображающая его и его жену. Фреска, возможно, сделана на полвека позже, после реставрации, которую затеял его сын.
Александр II
Здесь же в храме похоронены последние имеретинские цари Соломон I и Соломон II. Последний сначала был похоронен в Трабзоне и перезахоронен в Гелати только недавно.
Попадание
Монастырь находится чуть в стороне от трассы Кутаиси-Ткибули. Поворот имеет указатель. От трассы надо пройти по извилистой дороге километра три. Перед входом есть парковка и несколько киосков с сувенирами.
Что есть вокруг
Совсем рядом, в паре километров, находится чуть менее известный монастырь Моцамета. Чтобы туда попасть, надо вернуться на основную трассу (3 км.), пройти по ней несколько километров, повернуть влево и пройти еще пару километров. Есть и прямая тропа — говорят, там маркированные деревья. Придется перевалить через хребет, спуститься в глубокий красивый каньон, подняться на его другую сторону — и вы в Моцамета. Я встречал чешку, которая попробовала так пройти, но заблудилась в лесу и не дошла. А между тем прогулка обещает быть интересной.