Тетраконх
Тетраконх - архитектурная конструкция, название которой переводится как "четыре раковины". Под термином "раковина" (κόγχη, конха) подразумевается закругление над апсидой храма. Этим термином называют конструкцию храма, который в плане представляет собой крест с закругленными концами. Тетраконхи пришли из Византии, и одно время были популярны в Грузии и Армении. Примером классического тетраконха является собор Ниноцминда в сагареджийском районе Грузии, вот он в плане:
 
Тетраконх 
 
Исторически первым в мире тетраконхом считается церковь Сан-Лоренцо-Маджоре в Милане. В Грузию этот тип храма пришёл значительно позже. Есть мнение,что языческие грузинские храмы напоминали поздние купольные. Они так же тяготели к кругу или к башенке. Потом пришло христианство и принесло свой собый тип храма - базилику. Так что в первые века христианства строили только базилики - например, Болнисский Сион, Анчисхати, Кацарети или храм в Урбниси. Причем в Армении в это время строили много и тоже только базилики.
 
Первый тетраконх появляется в Армении при странных обстоятельствах. Император Маврикий в конце VI века создаёт на подконтрольной ему части Армении (и Иберии) православный Аванский Католикосат, и ставит католикосом Иоанна Багаранского. Кафедра находилась в городе Аван, сейчас это окраина Еревана. Одновременно существовал монофизитский Двинский Католикосат. И вот католикос Иоанн начинает в 588 году строить Аванский собор, который стал первым в истории тетраконхом. Вот ниже его план. Он настолько необычен, что обсуждение заняло бы много места, так что пока оставим его без комментариев.
 
Аванский собор
 
Сейчас считается, что Аванский собор стал первым храмом такого типа и породил несколько модифицированных копий. Но кое-что копировать не стали. Например, не получила продолжения идея внешней плоской стены и идея круглых угловых комнат. От первого и второго отказались почти сразу.
 
Но параллельно появился еще один тип храма - тоже тетраконх, но вписанный в круг. Это могла быть сильная модификация Аванского собора, а может быть, имели место заимствования от существовавших в ту пору ротонд - их построили несколько штук в Армении и в Кавказской Албании. Может быть, это рудименты языческой архитектуры. В Грузии есть два представителя этого странного архитектурного типа: храм Дзвели Гавази и кафедральный собор Ниноцминда. Оба находятся в Кахетии и оба подозрительно близки к ротондам.

 

И уже после них сооружается классический и самый знаменитый грузинский храм - Джвари. Мода на такие храмы устоится и вскоре после Джвари будет построен Атенский Сион и Успенский собор в монастыре Чкондиди. В монастыре Старая Шуамта построят уменьшенную копию храма Джвари, а рядом - храм поменьше, уже классический тетраконх без угловых камер.

 

Манглисский собор тоже будет тетраконхом, но потом его немного переделают.

 

Был ещё и третий тип тетраконхов, самый загадочный, о котором уже мало что известно. В литературе их иногда называют "Круглыми храмами". Это тетраконхи, вписанные в круг. От них сейчас сохранились только фундаменты: это Сурб-Сион в крепости Гарни и еще один фундамент в монастыре Мармашен. Вроде бы аналогичный был где-то в Грузии около села Квеши, но он пока не найден и не изучен.

 

В Абхазии произошла ещё одна странность. В села Дранда в VI веке был построен Драндский собор, который внешне очень напоминал тетраконх. Он крестово-купольный, без опорных столбов, но его апсиды не имеют закруглений.  

 
И только около 630 года архитектура сделает следующий шаг и появится первый купольный храм нететраконх - Цромский собор. Тут сразу обращает на себя внимание тот факт, что тетраконхи массово строили в эпоху монофизитства, а на храмы типа цромского перешли сразу после отказа от монофизитства. Никто пока не доказал связи между этими двумя явлениями.
 
В Армении тетраконхи тоже были известны, хотя и не очень понятно, с какого времени. Из армянских особенно прославился Звартноц, построенный около 662 года. 
 
В X веке Грузия переживает второй этам увлечения тетраконхами. В это время сооружается знаменитый собор Бана. Тогда же в Кахетии строят изящный тетраконх Кветера. В то же время перестраивают Успенский Собор в монастыре Чкондиди, который в итоге изменился внешне, но сохранил панироку тетраконха.
 
В середине века появится еще один тип храма, который часто называют тетраконхом, хотя он скорее является "триконхом". Это крестовый храм, одна апсида которого вытянута и не имеет закругления. Вроде бы первым стал собор в Ошки. Классическим примером триконха так же стал храм Св. Георгия в монастыре Алаверди.
 
Алаверди стал едва ли не последним. После него мода на такие конструкции постепенно прошла.
 
Ну и напоследок несколько схем тетраконхов:
 
ateni.gif
Атенский Сион
 
Успенский собор в Чкондиди
Успенский собор в Чкондиди  (Мартвильский собор)
 
kve.jpg
Кветера
 
Джвари, план
Джвари
А вот ниже для сравнения схема армянского храма Святой Рипсиме, построенного в 618 году. Обратите внимание, насколько этот храм похож на Джвари:
 
 Св. Рипсиме, план
 
Можно было бы предположить, что армяне копировали построенный на 10 лет раньше Джвари, но все же датировка Джвари несколько условна и не стоит на неё полагаться. Церковного раскола с Арменией ещё не произошло, так что в строительстве вполне могли участвовать одни и те же мастера.
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.038877010345459 сек.