Монастырь Сапара (საფარის მონასტერი), иногда так же пишется "Сафара" — монастырь в Ахалцихском районе Самцхе-Джавахети, в 10 километрах от центра города Ахалцихе. Существовал с X по XVII век, затем пережил турецкую оккупацию, а после присоединения Грузии к России был населён русскими монахами. В советское время монастырь был закрыт, а с недавних пор снова возрождён. Известен фресками XIV века. Помимо самого монастыря стоит обратить внимание на дорогу к нему — там красивые пейзажи и есть вкусная вода. Сапара — это самое интересное в окрестностях Ахалцихе и однозначно рекомендуется к посещению, хотя добираться туда самостоятельно не очень просто.
История
Первый храм на этом месте (Церковь Успения) был построен ещё в X веке при невыясненых обстоятельствах. Он сохранился по сей день и выглядит как простая зальная церковь с двускатной крышей из каменных плит. В XI веке в нём сделали красивую зеленоватую
алтарную перегородку, которая сейчас хранится с Тбилиси в музее.
Сам монастырь появился уже в
монгольскую эпоху, когда княжество Самцхе стало формально независимым от грузинских царей. С 1268 года им правил Саргис Джакели, который под конец жизни постригся в монахи под именем Саба. Его сын Бека правил с 1285 по 1306 год. Его владения простирались от
Хашури до Эрзурума, включая в себя Аджарию. Именно он основал монастырь, и его портрет сейчас можно видеть на южной стене храма.
Портрет Беки Джакели
Таким образом, храм Св. Сабы — это памятник архитектуры Южной Грузии (которых вообще мало) и одновременно редчайший памятник эпохи начала XIV века, которых единицы.
В 1625 году князь Джакели перешёл в мусульманство, из-за чего христианство превратилось из официального культа в маргинальный. У монастыря начались проблемы. В 1630 году картлийский царь Теймураз I переселил часть монахов в картлийское село Арадети (чуть западнее Гори). Вероятно, в этот момент монастырь и был заброшен.
Восстановили его только в 1892 году, но почти сразу же передали русским монахам, которые отремонтировали все храмы. Фрески Успенского храма были замазаны толстым слоем побелки, на крыше храма появился купол с луковицей, на соборе святого Сабы и на колокольне тоже появились луковицы. Это была эпоха активной русификации, грузинский архитектурный стиль особенно не уважался.
Что там есть
На территории монастыря находится несколько объектов. Самая старая постройка — это церковь Успения X века. Если зайдете внутрь, обратите внимание на несколько нетривиальные капители колонн. Алтарная перегородка, как уже было сказано, унесена в музей. У храма интересная каменная крыша, а особенности местности позволяют её рассмотреть с близкого расстояния.
Рядом стоит большой купольный храм XIII века, колокольня, в стороне
— хозяйственные постройки. Выше по склону находятся крепостные сооружения. Там хорошо сохранились три башни. Там же наверху тянется невысокая каменная стена. На склоне ниже крепости остались развалины непонятных сооружений и кельи, частично вырубленные в лавовой скале, частично сложенные из камня. Весь комплекс построен на склоне горы, чем отдаленно напоминает
Тирский монастырь примерно той же эпохи (XIII века).
Храм Святого Сабы самый большой, в него есть вход с северной и с западной стороны. Он построен в конце XIII века в честь святого, имя которого так же принял при постриге Саргис Джакели, отец Беки. Фрески в храме вроде бы поздние, но сохранились неплохо, несмотря на пребывание под турками. Мусульмане обычно затирали на фресках лица, но здесь этого нет, только у ангела при входе несколько царапин на лице. Возможно, сказался тот факт, что ахалцихские паши были потомками этого самого рода Джакели и оскорблять память предков никто не решился.
Около основного храма существует ещё два совсем маленьких. Что интересно, у всех построек монастыря крыша сделана из каменных плит. Из таких же плит сложен купол колокольни. Это нечастая для Грузии технология. Обычно крыли черепицей, которая со временем портилась и некоторые храмы в итоге крыты кровельным железом. А тут месхи постарались, не поленились сделать такие солидные плиты, и мы видим кровлю такой, какой она и была с самого начала. Проявился римский по сути принцип "строить на века".
Сама колокольня не очень выразительна, на ней нет резьбы, что очень контрастирует с храмом Св. Сабы, который наоборот, очень тщательно украшен.
В южной части комплекса находятся хозяйственые помещения и кельи монахов. Вход туда закрыт. В этой же стороне есть родник.
Дорога к монастырю
Дорога к Сапаре
— это отдельный интересный экспириенс. Если идти от центра
города Ахалцихе, то сначала надо пройти 2 километра но улице Руставели на восток, и там повернуть на дорогу к деревне Хрели, причём этот поворот никак не отмаркирован. Деревня начнётся почти сразу. Дорога идёт довольно круто вверх, поднимаясь на склон. Местность с виду скучноватая: обыкновенная сельская окраина. Но если пройти 2400 метров от края села, вы выходит к перевалу небольшого хребта и вот там начинаются красивые горы. С перевала видно весь
Ахалцихе и его окрестности.
За перевалом слева будет виден домик и развалины построек. Это считается селением Верхнее Хрели. Там есть родник с очень вкусной водой, а справа от трассы находится чистый красивый сосновый лес, где днём иногда школьники устраивают пикники, а ночью там вполне можно ночевать. Это наверное лучшая дикая ночёвка в окрестностях Ахалцихе.
От поселка до монастыря около 3 километров по ровной дороге, почти без подъёмов. С дороги видно долину Куры внизу, окраины Ахалцихе и село Минадзе. В былые времена надо было отслеживать правильные повороты, но по состоянию на 2018 год вся дорога заасфальтирована, надо просто идти по асфальту, никуда не сворачивая. До монастыря доедет без проблем любой паркетник.
Координаты: 41°36'8"N 43°1'51"E
Примечания
Добрый совет — не стоит приезжать в Сапару в выходные дни, особенно летом. В это время сюда съезжаются школьные экскурсии со всей страны, даже из Имеретии, так что бывает несколько людно.