Царица Тамара

Царица Тамара – культовая фигура в грузинской истории. По рейтингу популярности она обгоняет и Давида Строителя и Вахтанга Горгосала. За пределами Грузии ходят различные мифы о её личной жизни, а в самой Грузии ей приписывается строительство многочисленных храмов и крепостей. Во всяком случае, «замок царицы Тамары» или «мост царицы Тамары» можно встретить много где. Удивительно, что при такой глобальной исторической значимости в истории её жизни много неизвестного. Например, не известен точно год рождения, год смерти, неизвестен год знаменитой битвы при Басиани. Есть и другие странности.

 

Памятник Тамаре в Ахалцихе, 1999 год.

Имя

Тамара получила не вполне обычное для Грузии тех лет еврейское имя, означающее «финиковая пальма». Библейская Тамара, известная в синодальном переводе как Фамарь, была хананеянкой, которую праотец Иуда выдал замуж за своего старшего сына, потом за среднего, а потом она обманом вступила с ним в связь и родила Фареса, прямыми потомками которого были царь Давид, Соломон, Христос, и грузинская династия Багратионов. Тамара – первое женское имя в геналогии Христа, и её считают матерью-основательницей всего роды Иуды (иудеев).

 

Вероятно, царь назвал дочь именем Тамары для того, чтобы подчеркнуть происходение династии от библейской Тамары.

 

Само имя библейской Тамары претерпело в истории ряд изменений. Евреи писали его через букву «тав», которая читалась или как Т или как английское th. Греки при переводе Библии передали имя не через обычное Т, а через букву «тета», которая тоже читалась как Т, но в поздней античности стала читаться Ф. В древнерусской Библии Тамара писалась через «фиту», как Феофил, Феодор и Теология, а поскольку до XII века все слоги должны были оканчиваться на гласный, то к имени прицепилась буква «ерь» (краткое И) и получилась ФАМАРЬ. В армянском и грузинском языках была своя буква для передачи греческой «теты», и она читалась не совсем как Т, но очень близко. Странно, что в русском языке при ликвидации фиты Фамарь стала писаться через Ф, а не через Т, как произошло со словом «теология». Саму же Тамару в России ещё в середине XIX века писали то как ФАМАРЬ, то как ТАМАРЬ, иногда в одном и том же тексте.

 

В истории британского флота известны семь кораблей под именем HMS Tamar (первый спущен на воду в 1758 году), но они названы не в честь царицы или Фамари, а в честь реки Tamar (Теймар). И сама река тоже названа не в честь царицы.

Ранние годы

Она родилась в 1160 или в 1166 году. Её отцом был царь Георгий III, а матерью – дочь царя Алании. По  случаю рождения дочери царь построил храм Рождества Богородицы, известный впоследствии как церковь Дидубийской Богоматери.

 

Ей было 10 или 13 лет, когда Грузию посетил беглый родственник императора, Андроник Комнин. В 1177 году Русудан, младшая сестра Тамары, вышла замуж за Мануила, сына Андроника.

 

Первые исторические события, которые она увидела в своей жизни – это мятеж 1177 года.


В 1177 году против царя Георгия восстал клан Орбели(ани), базировавшийся тогда в крепости Лори. Князь Иване Орбели нашел Демну (Дмитрия), сына Давида, сына царя Деметре I, и начал войну за завоевание царского трона.  На помощь царю прищла армия ширваншаха Ахситана, который был (по одной из версий) женат на сестре Тамары.  Эта война была проиграна, сам Иване погиб, а клан Орбели изгнан. Демна был ослеплён, а позже погиб в тюрьме. Существует забавная альтернативная версия событий, согласно которой Демна выжил, скрылся, влюбился в Тамару, назвал себя Шота из Рустави (Руставели) и посвятил Тамаре известную свою поэму.

Итак, мятеж был подавлен, но ситуация оставалась нестабильной и царь, не имеющий сыновей-наследников, решил заранее короновать свою дочь. Таким образом, в 1178 году Тамара была официально коронована в Уплисцихе. Отчего именно здесь – непонятно.
 
(Автор писал этот текст в 2010 году и уже не помнит, откуда взял, что Тамару короновали в Уплисцихе. Некоторые утверждают, что это неверно и такой коронации в Уплисцихе не было.)
 
К этому же году (1180) относят и фреску в монастыре Вардзия, где изображена Тамара с отцом. Это хронологически первое изображение царицы из трех существующих.
 
Около портрета есть надпись шрифтом асомтаврули:

 

Надпись в Вардзии

 

Расшифровывается так: "Царь царей всего востока, дочь Георгия, Тамар, которая да долгоденствует". Из этого текста следует, что портрет прижизненный. Датировка портрета 1180-м годом несколько спорная. Велики шансы, что это все же 1184 год.

 
Второе изображение сейчас находится в монастыре Кинцвиси в Карельском районе, хотя оно датировано самыми последними годами жизни Тамары:
 
Царица Тамара
 
Третье изображение находится в труднодоступном монастыре Бетания в ущелье реки Вера около Тбилиси. В середине XIX века его зарисовал художник Гагарин:
 
фреска в Бетании
 
 
Шесть лет Тамара была соправительницей своего отца, а после его смерти в 1184 году была повторно коронована – на этот раз в Гелати. Золотая чеканная икона Святого Георгия, которая использовалась при коронации, сохранилась по сей день и хранится в Верхней Сванетии, в общине Латали, хотя и не афишируется.
Тамара и парламентаризм
В первый же год её правления произошло нечто невероятное. Суть в следующем. Традиционно при царе существовало что-то вроде Государственного Совета — это называлось "дарбази". Там царь совещался с князьями, крупными чиновниками и прочими влиятельными лицами. И вот у одного такого чиновника (министра и казначея двора) возникла альтернативная политическая программа. Она была необычна. В те годы альтернативные программы сводились к тому, чтобы оттеснить царя и посадить на его место кого-то другого — обычные дворцовые интриги и мятежи. Но этот чиновник предложил нечто иное — он решил, что кроме "Дарбази" неплохо было бы иметь и ещё один руководящий орган — он назвал его "Карави". Там должны были собираться различные народны депутаты. Иными словами, было предложено создать ни что иное, как обычный британский парламент. При том, что в самой Англии таковой появится лет через сто.
 
Чиновника звали Кутлу-Арслан, он был тюрком-кипчаком, потомком тех самых кипчаков (половцев), которых переселил в Грузию Давид Строитель. Он не был наследственным аристократом, не был царским родственником, не имел земельных владений. Едва ли у него был какой-то корыстный интерес. Но откуда у полустепного жителя такие нестандартные политические планы?
 
Парламентаризм Англии складывался логично и естественно. Короли злоупотребляли налогами, но в минуты слабости обещали не злоупотреблять. Потом минута слабости проходила, и они злоупотребляли снова. Надо было придумать что-то, не позволяющее им так поступать. В Грузии же о злоупотреблении налогами мы ничего не знаем. Едва ли был там и городской класс со своими политическими интересами. Просто невероятно, что концепция парламентаризма зародилась в такой неподходящей среде.
 
Тамара и её сторонники восприняли происходящее примерно как бунт и покушение на царские права. Кутлу-Арслан был схвачен. В ответ произошло нечто странное: его сторонники стали протестовать. Это не был рядовой мятеж князей — это было что-то иное. Тамара пошла на переговоры. Кутлу-Арслана отпустили, но его идея была отброшена и забыта. Хронисты того времени тоже не понимали принципа парламентаризма и восприняли идею как бунт и мятеж — поэтому в агиографии победа Томары выглядит как победа светлых сил над темными. Эта оценка потом незаметно перекочевала в историю, и по сей день популярная литература рисует Кутлу-Арслана черными красками и приписывает ему всякие злодейсие слова.
 
Тамара наверняка не знала, что была в полушаге от создания первого в истории планеты парламента. Через 80 лет Симон де Монфор более удачно реализует этот проект в Англии. Так яркая фигура царицы Тамары омрачилась образом могильщика грузинской демократии.
Гибель Комниных
Тамара ещё только осваивалась в новой роли царицы, когда в Константинополе погибла династия Комниных. Андроник Комнин, которого Тамара могла видеть в Тбилиси в 1170-х годах, стал императором в 1182 году. Он правил недолго: в 1185 году его свергли и прилюдно замучили в центре Константинополя. Погиб и его сын Мануил, но уцелела его жена, Русудан, и её дети: Алексей и Давид. До сих пор не вполне понятно, почему их не уничтожили. Дальнейшая жизнь Русудан и её детей остаётся предметом предположений. В 1185 году Алексею было всего 4 года. Условно считается, что они бежали в Грузию, где прожили ещё примерно 20 лет, выучив грузинский до уровня родного языка. 
 
Между тем Византия слабела. Новый император Исаак Ангел переживал одну неудачу за другой. В 1195 году его свергнут, а попытка вернуть власть при помощи крестоносцев приведёт к Завоеванию Константинополя. Тамара наверняка должна была ощутить, что живёт в очень нестабильную эпоху.
Правление
Даже после коронации некоторая неопределённость в её положении оставалась – не всем было привычно видеть царём женщину. По этой причине было решено первым делом выдать её замуж.
 
Пока решались эти семейные дела, произошло ещё нечто знаменитое: по распоряжению Тамары был перестроен пещерный Успенский Храм (основанный её отцом), к нему добавили дополнительные помещения — так возник пещерный монастырь Вардзия. Он будет строиться в несколько этапов, из них первый — в те самые 1184 и 1185 годы. Тогда же были созданы и фрески, так что если вам доведётся там побывать, представьте себе, как художники по ходу работы обсуждали последне новости о браке Тамары.
Первый и второй брак
Мужем отчего-то был выбран некий Юрий, живущий в степях северного Кавказа. Считается, что он был сыном Андрея Боголюбского, убитого в 1174 году, хотя это вообще-то не доказано. Юрий однозначно был русский и православный, и его пригласили в Грузию в 1185 году – в том самом году, когда князь Игорь ходил на половцев.

Так произошел первый грузинско-российский контакт, если не считать сражение с русскими дружинами на Куре в 1174 году (тем более, что историчность его не доказана). Этому контакту свойственны все признаки последующих: непонятно откуда взявшаяся переоценка и затем разочарование.
 
Юрий в Грузии не прижился. Его брак с Тамарой длился 2,5 года. Пишут, что он был склонен к пьянству и насилию. Возможно, это все происходило во дворце Гегути под Кутаиси – этот новопостроенный дворец был тогда основной царской резиденцией.
Гегути
гегутский дворец
 
Так вот, мы не знаем деталей и альтернативных версий. Итог был печальный: было решено развести Тамару с Юрием и выселить его в Византию. Развод в то время был шагом совсем крайним. Похоже, что все действительно зашло слишком далеко. Интересно, что инициатором развода была царица Русудан, которая в своё время поддержала кандидатуру Юрия.
 
Это случилось в 1187 году. Почти сразу был найден второй муж. Выбор также был странен – на этот раз выбрали осетинского князя Давида, из рода осетинских Багратионов. Вроде бы он давно уже жил в Грузии и воспитывался царицей Русудан. Пишут, что Тамара была с ним слегка знакома.
 
Происхождение Давида — вопрос интересный. Если усомниться в его багратионовском происхождении, то из этого следует вывод, что с 1213 года в Грузии правила осетинская династия. Однако, в грузинской традиции он считается потомком царя Гиоргия I. Второй женой царя Гиоргия была Алде из Алании, у них был сын Дмитрий, у Дмитрия сын — Давид, у Давида сын — Атон, у Атона — Джандерон. Этот Джандерон и был отцом Давида Сослана. Алания того времени была большим православным государством, имевшим хорошие отношения с Грузией. 
 
Местом венчания отчего-то было выбрано Дидубе, церемония проходила в том самом храме, который Гиоргий III построил в честь рождения дочери. Дидубийская церковь не сохранилась, но в XIX веке на её месте построили новую, и её сейчас можно найти в Тбилиси на проспекте Церетели. Некоторые хроники упоминают еще и Дидубийский дворец.
 
Из Дидубе они переехали в Тбилиси.  

В 1191 году взбунтовались имеретинцы и сваны. Восставшие вызвали из Византии Юрия и предложили ему отбить трон. Юрий с войском дошёл до Кутаиси, занял царский дворец Гегути и был там коронован. Ему удалось склонить на свою сторону почти всю Западную Грузию и совершить несколько походов на восток до самого Гори. Об этих событиях подробно рассказывает хроника "История и восхваление..."
 
Но дальнейших успехов не последовало – царские войска разбили восставших, и Юрий бежал обратно в Византию. С тех пор о нём ничего не известно. Штаб-квартирой царицы в той войне был дворец Начармагеви, который находился чуть севернее Гори, около современного села Каралети. Кажется, от него уже ничего не осталось.
 
В том же 1191 году у Тамары родился первый сын – Георгий (впоследствии Георгий IV). В 1193 родится дочь Русудан, которая доживет до нашествия монголов и не сумеет грамотно им противостоять. Как распределялась власть между мужем и женой – не очень понятно. Во всяком случае, власть Тамары была первична. Даже её титул звучал как мепе (царь), хотя по правилам того времени ее правильно было бы звать дедопали.
 
Именно при Тамаре, где-то после 1189 года, в Грузии появилась поэма «Витязь в тировой шкуре» (Вепхисткаосани), которую автор (Руставели) посвятил непосредственно Тамаре. Интересно, что в 1188 году неподалеку, в Шемахе, ширваншах Ахситан заказал поэту Низами поэму на схожий сюжет: «Лейли и Маджнун».  Так почти одновременно появились две знаменитейшие поэмы Закавказья.
 
Поэма «Витязь...» явно заказная. Она своеобразный манифест феминизма. В начале поэмы царь Ростеван жалуется, что у него нет сыновей, а только дочь, на что ему возражают, что женщина во главе государства – это совершенно естественно и нормально. Эта тема в поэме так часто педалируется, что видно, что даже на пятом году правления Тамары нормальность женщины на троне ещё надо было доказывать.
 
царица Тамара
Внешняя политика
Пока Тамара воевала с Юрием, в Азии погибало государство сельджукидов. В 1191 году Торгул III, последний султан-сельджукид, лишился власти, и султаном стал Кызыл-Арслан, атабег Азербайджана. Его убили в 1194 году и среди тюрков начались междоусобия. Победил некий Абу Бакр, который убил своего старшего брата, а младший, Амир Михран, бежал от него в Ширван и затем в Тбилиси. Он попросил помочь ему удержать Ширван, и царица Тамара согласилась. Грузинская армия двинулась на Ширван. Ей на помощь вроде бы пришла армия Ширваншахов.

Армия Абу Бакра укрепилась в городе Шамкоре. 1 июня 1195 года Давид Сослан предпринял двойной штурм Шамкора – одна часть армии атаковала ворота, вторая обошла город и напала на него с противоположной стороны. Так произошла знаменитай Шамкорская Битва, в которой Абу Бакр был разбит и отступил в Гянджу, которую тоже пришлось сдать. Давиду досталось в виде трофея знамя халифа, которое Тамара потом подарила Гелатскому монастырю для украшения иконы Хахульской Богоматери.

Шамкор отдали ширваншаху на условиях вассалитета, Амир Михрана объявили новым атабеком в Гяндже, но через год он был отравлен, и конфликт с Абу Бакром принял затяжной характер.

Через несколько лет началась война за Армению, вернее, за её южную часть. Северная область Сомхити вошла в состав Грузии еще в 1118 году. В центральной же Армении с X века укрепилась курдская династия Шаддадидов. Столицей их был город Двин, потом Ани.

В 1199 году на Ани двинулась грузинская армия под управлением братьев Мхаргрдзели (Захарии и Ивана). Настоящая их фамилия была Закаряны. Они выбили Шаддадидов из Ани, и образовали там вассальное княжество. Отсюда они начали понемногу отвоевывать другие армянские крепости. В 1201 году они заняли Бжни, а в 1203 отвоевали у мусульман Двин. Так армяне-Закаряны постепенно очистили от турков Армению, установив там армянское, но лояльное Тамаре правление.
 
Сельджуки забеспокоились. Румский султан Сулейманшах II начал готовить масштабную войну. Проблема была не столько в усилении Грузии, сколько в общей деградации и распаде сельджукских государств. Султан надеялся восстановить империю Великих Сельджуков. Первый конфликт с султаном случился еще в 1201 году, когда  Сулейманшах захватил владения эрзурумского малика, на тот момент – вассала Грузии.

Армия султана базировалась в Эрзуруме, грузинская – предположительно в Вардзии. Считается, что Тамара выступала перед армией с балкона Вардзии и оттуда же провожала еармию на войну. Турки вышли из Эрзурума и встали лагерем в долине Басиани, северо-восточнее Эрзурума. Давид Сослан сумел скрытно подойти к Басиани и внезапно атаковать лагерь султана. Несколько грузинских атак было отбито, но в итоге турки отступили, сам султан был ранен и бежал в Эрзурум.

Детали битвы при Басиани неизвестны.  Даже неизвестно, когда она произошла – в 1201 или 1204. Один исламский хронист относит ее к 598 году хиджры, который кончился в октябре 1202 года. Считается, что у султана было около 250 000 человек, у Давида – 90 000. Грузинская армия потеряла 2-5 тысяч человек, турецкая – вроде бы 180 000. Но все это очень приблизительно. Тем не менее, это была победа немыслимых масштабов, во многом напоминающая Дидгорскую битву. Героями дня стали три человека: Давид Сослан и братья Мхаргрдзели.

Мхаргрдзели воспользовались ситуацией и в 1206 отвоевали Карс. Затем они двинулись к озеру Ван, но не смогли взять город Ахлат (1209). Около озера появились армии Айюбидов, и это затормозило дальнейшее продвижение. В том же году султан Ардебиля напал на Ани и устроил резню христианского населения. В ответ Мхаргрдзели совершили поход на Ардебиль и тщательно разорили этот город.
 
1204 год стал известен ещё и войной с горцами. В этом году взбунтовались пховцы — так в те времена называли хевсуров и пшавов. Царская армия поднялась вверх по Пшавской Арагви, подавила восстание, и разрушила пшавские башни. Именно тогда пшавам запретили строить башни навсегда. Больше их и не строили. По сей день Пшави — единственный грузинский горный регион без своих башен. 
 Создание Трапезундской империи
Свержение Комниных в 1185 году привело к вялотекущей войне династии Ангелов с некоторыми уцелевшими Комниными, и Тамара в этом конфликте была на стороне Комниных. Алексей Комнин, сын её сестры, жил то ли в Грузии, то ли в Трапезунде, и в 1201 году ему должно было исполниться 20 лет. И он решил отвоевать у Ангелов кусок империи. Велика вероятность, что Тамара содействовала ему в этом всеми средствами. Алексей набрал армию, и в 1204 году подошёл к Трапезунду. К этому моменту город Константинополь уже около 10 месяцев осаждался крестоносцами. И Трапезунд и Константинополь пали одновременно, в апреле 1204 года. Алексей основал Трапезундскую Империю и стал её первым императором.  

О сущности Трапезундской империи давно ведутся споры. Некотрые историки склонны рассматривать её появление как проявление местного лазского сепаратизма. Алексей Комнин вырос в Грузии, и по своим привычкам был ближе к Грузии, чем к греческому миру. Население империи было смесью понтийских греков и грузин (лазов). На карте мира как бы появилась ещё одна маленькая Грузия. Алексей расчитывал постепенно захватить все части бывшей Империи, но не смог, и его государство осталось маленьким и во многом полугрузинским. Оно просуществовало до 1461 года.
Смерть и погребение
Точный год смерти Тамары неизвестен, что несколько странно. Самой убедительной датой считается 1213 год, хотя есть аргументы за 1210 и за 1207. Известно, что Закария Мхаргрдзели умер в 1212 году, это подтверждается даже армянской хронологией. Хроника «История и восхваление венценосцев» утверждает, что Тамара была ещё жива и сама назначила ему преемника. После этого хроника описывает поход на Пхови и Дидоети. Это наводит на мысли, что именно 1213 год был годлом смерти Тамары.
 
Причиной смерти была некая болезнь, признаки которой Тамара ощутила, когда находилась в резиденции Начармагеви. Она переехала в Тбилиси, затем в замок Агарани, месторасположение которого сейчас неизвестно, но есть предположения, что Агарани — это Коджорская крепость в Дидгорском районе Тбилиси. Хроника ИВВ утверждает, что она умерла в Табахмеле.
 
В Агарани Тамара умерла. Тело было перенесено в Мцхету, затем в Гелати, где захоронено. Однако, неизвестно точное место захоронения, и археологические изыскания (предпринимались в 1920) не помогли. Отсюда зародились предположения о некой тайной могиле в Гелати или около. Существует версия, согласно которой тело царицы было перенесено в Палестину и захоронено в Иерусалиме.
Последствия

Личность царицы Тамар запечатлелась в памяти народа надолго, обросла мифами и легендами. Размножились замки, якобы ею построенные, и места, где она якобы похоронена. Например, в сванском селе Ушгули есть замок Чажаши, который считается её летней резиденцией. Впоследствии Тамара была канонизирована. За что именно — вопрос не вполне прояснённый. Несмотря на канонизацию, храмов Тамары практически нет, и каких-то древних икон с её изображением тоже. 

 

14 мая отмечается день царицы Тамары, который называется Тамароба. Сейчас он отмечается в основном в двух городах — в Ахалцихе и Тбилиси. В Тбилиси главное место праздника — храм Дидубийской Богоматри. В Ахалцихе в 1999 году ей воздвигли памятник.  Весной 2012 года появился страшноватого вида памятник в сванской Местии.

 

Неплохой грузинский художник Аполон Кутателадзе в 1970 году создал эпическое полотно «Марш Тамары», очень хороший образец грузинской советской живописи. 

 

Марш Тамары

Сейчас картина выставлена в Музее изобразительных искусств. Позже Кутателадзе написал картину поменьше, «Охота Тамары».

 

В декабре 2010 года в Местии открылся аэропорт имени царицы Тамары.

История и восхваление венценосцев 

Очень много подробностей о жизни Тамары содержится в хронике, которая называется ისტორიანი და აზმანი შარავანდედთანი. Она сильно искажена переписчиками, но условно датируется 1222 годом. Автор утверждает, что видел всё своими глазами, и очень похоже, что он писал до монгольского нашествия. Эта хроника явно повлияла на последующий образ Тамары. Автор был светским человеком, но очень эмоциональным и неосторожным в высказываниях. Он доходит до того, что называет Тамару богоравной, сравнивает её с Девой Марией, село Табахмела (где родился её сын) называет Вифлеемом и тд. Смерть Тамары он объясняет тем, что Грузия и вообще весь мир были недостойны Тамары.

 

Вот так источником по истории Тамары стал текст восторженный до того, что нарушает богословские нормы.   

Двойники

В неизвестные времена в России прижился миф о том, что у Тамары были любовники, и она их убивала и бросала тела в Терек. Этот миф создал ореол славы вокруг Дарьяльского ущелья и "замка Тамары". Однако, это миф, и весьма поздний. Откуда он взялся — непонятно. Первые грузинские историческо-мифологические сюжеты стали известны в России из мемуаров Жака Шардена (-1713), однако Шарден никаких любовников Тамары не знает. Сюжет с любовниками впервые упоминает, кажется, французский путешественник Жан-Франсуа Гамба в своей книге 1826 года. Он пишет так:

 

Если можно верить преданиям старины, этот замок принадлежал в средние века княжне Дарье, взимавшей высокую дорожную пошлину со всех проезжавших и задерживавшей тех, которые ей нравились, для того, чтобы они разделили с ней ложе; она приказывала сбрасывать в Терек тех любовников, на которых, как ей казалось, у нее были причины жаловаться.

 

Пушкин явно читал Гамба и кратко упоминает уже «царицу», а не княжну Дарью:

 

Против Дариала на крутой скале видны развалины крепости. Предание гласит, что в ней скрывалась какая-то царица Дария, давшая имя свое ущелью: сказка. Дариал на древнем персидском языке значит ворота

 

И только Лермонтов в стихе «Тамара» (1841) прямым текстом описывает историю с Тамарой и любовниками. Откуда он взял этот сюжет, мы не знаем. Есть мнение, что это модификация истории о Тамаре Имеретинской, которая была женой картлийского царя Луарсаба I и была известна плохим характером.

 

Первый случай смешения двух цариц можно заметить в воспоминаниях некоего Морозова «За снежными вершинами» 1910 года.

 

Уздечка знаменитой царицы Тамары, век которой считается золотым веком Грузии и которой Руставелли посвятил свою поэму «Барсова кожа». Она подарила эту уздечку на память церкви во время своего посещенья.

— Это та самая царица Тамара, которую воспел Лермонтов в своем стихотворении: «В глубоком ущельи Дарьяла» и о которой выразился: «Прекрасна как ангел небесный, как демон коварна и зла»?

— Та самая — сказала одна из молодых барышень, — но только он неверно ее представил. Она была очень благочестива, насадила в Грузии христианство и причислена церковью к лику святых!

— Нет! — возразил отец Александр. — Эта Тамара жила в XII-м веке, а та называлась Тамара-Коварная и жила много позднее.

 

Растиражировал этот миф Маяковский, причем прямо ссылаясь на Лермонтова. Он дважды упоминает этот сюжет в поэме «Владикавказ-Тифлис» и в поэме «Тамара и Демон» (1924). В 1928 году сюжет попал в «Золотой телёнок». Неудивительно, что в России двух Тамар начали путать. Удивительнее то, что эта традиция просочилась в полунаучную литературу. Например, популярный российский псевдоисторик А. Б. Широкорад считает их одним лицом и выдаёт фразу типа: «А тем временем Тамара предавалась утехам. Возможно, Михаил Юрьевич перебрал, утверждая, что она ежедневно меняла любовников, а наутро "с плачем безгласное тело спешили они унести". Но основания у поэта явно были». И это в как бы серьёзной книге про как бы историю Грузии. 

 

Приложения.

 

История и восхваление венценосцев. Фрагмент (1185-1191) 

Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.038550138473511 сек.