Нокалакеви (ნოქალაქევი) — заброшенный город в северной части сенакского района. Прекратил существование в 736 году, во время нашествия арабского полководца Мервана. До этого был столицей Эгрисского царства и административным центром при греках, которые называли его Археополис (ἀρχαῖος πόλις). Город существовал ещё в языческую эпоху, и даже раньше. На территории найдена керамика бронзового века, так что здесь находился один из многочисленных городов древней Колхиды. Есть версия, что поселение здесь существовало ещё около XIII века до н.э. и именно оно в понимании греков было столицей Колхиды, в которую аргонавты ездили за золотым руном.
Для Грузии Археополис — что-то вроде Трои, только поэм о городе не сложено.
Этимология
"Нокалакеви" - мегрельское слово. Корень слова — "кала", означает "город". Форма "Но-...-еви" означает место, где что-то было. То есть, "Нокалакеви" — это место, где раньше был город. В грузинском языке этому слову соответствует "Накалакари" с тем же значением. По тому же принципу построены названия "Ноджихеви" и Натахтари (Тахта — трон). Небольшой поселок около развалин сейчас называется "Джиха" — это мегрельский вариант грузинского "цихе" — крепость.
История
Крепость и город могли находиться на этом месте с очень давних времён, но мы не знаем, что там происходило и кто там жил. Примерно в 130-е годы появляется царство Лизика или Эргриси, столицей которого и был Археополис. Сейчас можно видеть фундамент дворца V века — в нём мог жить царь Губаз I (456—466), который когда-то ездил в Рим, общался с Даниилом Столпником, и на которого вроде бы совершил поход иберийский царь Вахтанг Горгасал. А взятии Горгасалом этой крепости мы ничего не знаем, но такое могло быть. Губаз быз христианином, хотя в Эгриси того времени не было государственного культа.
В 523 году царь Цат I объявляет христианство государственным культом в Эгриси. Наверное, это произошло именно здесь, в столице царства.
При Губазе II (541—555) началась Большая Эгрисская война: в 542 году персы вторглись в Эгриси. Известно, что они три раза осаждали Археополис, и взяли его в 554 году. Эта война сделала Эгриси немного более независимой от Византии, и царство протянуло ещё лет 150. В 735 году армия Мервана Глухого разорила Эгриси и превратило Археополис в руины. На этом его история завершилась. Лет через 100 цари Абхазии присвоили этот регион, но существовали город в эту эпоху, мы не знаем.
В XIX веке один российский чиновник описал Археополис так: Одну из красивейших местностей Одиши образует правый берег Тихура; вдоль него идет ряд покрытых виноградниками холмов, у подножия которых построили свои усадьбы батониш-вилебовы, и близь одной из них находятся развалины города Эа, упоминаемого еще Геродотом; впоследствии тот же город Страбон называл Археополисом. Теперь же руины эти зовутся по-грузински Накалакеви, что значит по-русски городище — остатки древнего города. Рука археолога не коснулась еще до этой седой старины и будущим здесь раскопкам, по всем вероятием, предстоит такая же богатая жатва, как и на горе Митридата в Керчи; покуда же внимание туриста останавливается тут на хорошо сохранившемся храме времен Юстиниана во имя 40 мучеников, расписанном превосходными фресками, и с потайным ходом из цитадели на реку, со сводами из громадных кусков тесного камня, кладка которых красноречиво говорит об отдаленной древности.
В 2016 году Археополис попал в число 54-х грузинских памятников, чьи макеты установлены в кобулетском Парке миниатюр:
В том же 2016 году, перед парламентскими выборами, министерство культуры решило выделить 6 миллионов долларов на реконструкцию крепости. Года три там всё было перекопано, но в 2021 вроде бы уже стало красиво.
Что имеем сейчас
Если ехать с юга, из Сенаки, то уже с моста через Техуру видны слева руины этого города. Чуть дальше будет археологический музей совмещённый с кассой, и кафешка с магазином напротив. Первым делом стоит зайти в музей. Во-первых, там же продают билеты (3 лари), во-вторых сам музей симпатичен, там собрана кое-какая керамика. При входе висит большая карта-схема Археополиса, которую полезно немного поизучать. Музей работает с 10 до 17, по понедельникам у них выходной.
С билетом идем в сторону чек-пойнта, и затем к воротам. С этой стороны город выглядит наиболее эффектно. Тут имеется хорошо сохранившийся кусок стены с воротами. Стена и ворота – явно очень поздние.
Уже в воротах бросается в глаза первая странность фортификации – тут три стены. Сначала мы видим остатки стен, сложенных из больших темных каменных блоков, затем, метра через три, высокая стена из светлого камня, за ней через метр – ещё одна стена из небольших темных камней.
Первая стена предположительно византийская. Она строилась очень серьезно, ресурсами всего края. Блоки вырубались где-то в карьерах и доставлялись на место. Стена толстая, башни квадратные, очень серьезные. Прослеживается имперский размах.
Вторая стена сложена явно из местного известняка. Ворота – несомненный новодел, это видно и по цементу и по бревну с внутренней стороны. Похоже на то, что стену построили мегрельские князья веке в XVII, а ворота облагородили уже в советское время.
А вот откуда взялась третья стена – совершенно непонятно.
Правым концом стена упирается в склон горы. Раньше она поднималась вверх по склону и стыковалась там с башней – башня ещё цела.
Пройдя ворота видим слева фундаменты неких зданий. Справа будет видна небольшая башня с воротами. Говорят, что это ворота во внутренний «царский» город.
За ними – храм Сорока Себастийских Мучеников, в котором сохранились фрагментами некоторые фрески. Почти везде пишут, что это VI век, но в современном состоянии это что-то позднее. Изнутри видно, что купол держится на парусах, и это значит, что как минимум этот купол сделан после VIII века. А если учесть, что он не плоский, то можно предположить и Х и XI века.
Столбов в храме нет, но он и не крестовый. Очень похоже на то, что это сначала была базилика, которую в поздние эпохи перестроили к купольный храм. Южный неф храма перестроен очень небрежно, со скосом крыши, и такое едва ли могло произойти до общего культурного упадка XV века.
В церкви сохранились фрески. Этот храм очень слабо описано в грузинской литературе, поэтому про него сложно сказать что-то определённое. Некоторые сайты датируют фрески VI веком, во что очень сложно поверить.
Храм сорока себастийских мучеников
|
| | | |
К югу от храма – фундамент большой базилики, которую принято датировать V веком.
Ещё дальше к югу — каменный прямоугольник. Эти руины считаются остатком дворца эгрисских царей IV века. В 2018 году над ними смонтировали крышу.
Со стороны реки тоже проходит стена, которая сохранилась только в нижней своей части. Там. Со стороны реки, есть пешеходный мост и еще один охраняемый вход на территорию. Перед мостом – фундамент бани. Очень похоже на античную баню в Цзалиси, и даже керамические диски в траве попадаются, как и в Цзалиси.
Чуть дальше по берегу находится самое интересное, на мой взгляд. Это крытый спуск к реке. Там в скале действительно прорублены ступени, сверху все крыто сводом и получилась широкая лестница, ведущая к самой воде. Там темно и скользко, зато у воды очень красиво. Техура вообще красивая река, чистая и голубая. Местные туристы любят фотографироваться на этой лестнице.
Итак, ворота, храм, лестница – это то, что находится на равнинной части и обычно посещается туристами. Но над всем этим на горе возвышается еще одна крепость, куда сейчас пробраться сложно – придется продираться через кустарник. Практика показала, что полезно иметь что-нибудь вроде мачете или большого ножа, иначе легко застрять в колючках. Эту часть крепости пока никто не окультурил и даже тропинок там не протоптано.
Внутри крепость тоже сильно заросла всеми видами растений. Со стороны реки там крутой скальный обрыв.
От крепости можно козьими тропами подняться еще выше. Там находятся остатки башни, которая стыковалась с нижней стеной. Здесь кончается территория охраняемой зоны и присутствует условное ограждение.
Но укрепления тянутся еще дальше вверх по склону, и их можно изучать безбилетно. Стена шла по всему хребту и остатки стены сейчас можно рассмотреть в зарослях. На самой вершине – еще одна башня. Это самая высокая точка хребта, дальше уже склон. Около этой верхней башни раньше были ворота, от которых вниз шел серпантин. Он еще просматривается местами, хотя и не весь. Имеется небольшой храм. В это место можно попасть прямо снизу, с трассы. Там есть поворот, маркированный значком «храм».
Вокруг
Итак, Археополис имеет охраняемую и неохраняемую часть. Помимо этого, существует ещё река Техура, которая течет здесь между высоких красивых известняковых скал. Если перейти по мосту на правый берег, то там начинается дорога, ведущая вверх по течению. По ней можно выйти к галечному пляжу. Если повезет, на пляже никого не будет и там можно полежать в тени с видами на скалы и башни. Но изредка там бывает людно и даже что-то вроде столика сколочено. Еще выше по реке за поворотом находится горячий источник – у самой реки.
Как добираться
Способ, как мне кажется, только один. Нокалакеви находится на трассе Сенаки-Мартвили, как раз посередине. Проще всего найти в Сенаки мартвильскую маршрутку. Ехать там недалеко. Крепость находится у самой трассы, пропустить ее сложно.
Выводы
На мой взгляд, в Нокалакеви-Архаополис имеет смысл приезжать надолго, на полдня или день. Есть здесь и симпатичные полянки под ночевку. За полдня вполне можно облазить и музейную часть развалин, и дикую часть в горах, и скалы и реку. Все условия для жизни здесь присутствуют.
Желательно, конечно, иметь кое-какие представления о Византии 6-7 веков и о византийской культуре вообще. Это добавляет эмоций.
В этом кадре видна хорошо сохранившаяся часть города, вроде как цитадель. В лучшие свои годы укрепления Археополиса существовали и на возвышенности к северо-востоку, и сам город был вытянут далеко в ту сторону.