Монастырь Квирике и Ивлиты, больше известный в Сванетии как Лагурка (ლაგურკა) — храм в общине Кала с многочисленными пристройками, единственный формальный монастырь в Сванетии, хотя на практике монахов там нет. Издавна, как минимум с XVIII века, считается самым священным местом в Сванетии, куда сваны приходили по особо важным случаям. 28 июля проходит храмовый праздник Квирикаоба.
О прошлом этого храма мы почти ничего не знаем. Он был построен ориентировочно в X веке, то есть, примерно одновременно со всеми остальными сванскими храмами. Похоже на то, что изначально на этом месте был построен только храм, облицованый известняком, а гораздо позже появились все остальные строения. Около 1111 года он был расписан.
Когда в июле 1853 года Сванетию посетил первый европеец, полковник Иван Бартоломей, он намеревался в первую очередь посетить это место. 28 июля «я улегся спать, в приятной надежде увидеть на другой день монастырь св. Квирики, где, по дошедшим и до
Вахуштия изустным сведениям, хранилось 166 икон, вероятно в окладах и с надписями». Утром 29 июля он поднялся в монастырь и внимательно осмотрел его.
«Монастырь Св. Квирики, почитающийся едва ли не первой святыней Вольной Сванетии, далеко не представляет великолепных размеров сооруженных в Грузии храмов времён Тамары. Он заключается в одной маленькой церкви без купола, с небольшою башней. Церковь сложена из грубо-отёсанного камня и окружена полуразвалившеюся, зубчатой и довольно высокой каменной оградой; вокруг нее, в низеньких каменных кельях, похожих на казематы, жили когда-то монахи, а ныне поочередно помещаются деканосы, стерегущие эту уединённую обитель».
Как мы видим, в то время монахи были далёким воспоминанием, а около храма дежурили только сторожа. Эти сторожа были там ещё в 1929 года, и попали в объектив журналиста Филда.
Бартоломей посетил монастырь и ему показали все собранные там предметы. В 1864 году монастырь посещал историк Бакрадзе, и тоже осмотрел и описал его. Но уже в 1874 году путешественника И. Стоянова сюда не пустили. «Так как нам на пути предстоял знаменитый монастырь Свв. Квирика и Ивлиты, самый важный церковный памятник Сванетии, то мы попытались было попросить на завтра разрешения пойти туда у какого-то старика, счастливого обладателя ключа от монастырских запоров. В своем наивном неведении я и не подозревал, что мне никогда не увидать внутренности этого монастыря, что впереди меня предшествует ужасный слух и что скорее грешнику войти в царствие небесное или вельблюду в ушко иголки, чем мирному туристу в монастырскую ограду сванетской святыни».
Десять лет спустя, в 1885 году, некие Иванюков и Коваленский снова столкнулись с таким запретом:
«Разные церкви, в глазах сванетов, имеют различное значение по их важности, или, выражаясь точнее, разные церкви внушают сванетам неодинаковый страх. Нарушение присяги, данной в одной церкви, грозит небесной карой лишь в виде неурожая, града; за нарушение присяги в другой церкви неминуемо следует смерть. Самая страшная церковь главное святилище сванетов, есть Шальян (т.е. Лагурка), находящаяся в кальском обществе. В ней присягают по важнейшим преступлениям; «присягнувший неправильно будет поражен смертью в тот же год». Узнав о существующей у сванетов уверенности, что, вслед за посещением чужестранцами Шальяна, население постигают небесные кары, мы решили не входить в эту церковь».
Современность
Строения монастыря находятся на крутой горе над рекой Ингури, на высоте чуть выше, чем 1850 метров от уровня моря. Иногда навигаторы показывают 1887 метров. Если сравнить с фотографиями 1929 года, то видно, что изменился только лес. Деревья вокруг храма стали выше и со стороны его стало хуже видно.
Монастырь стоит на скалах, и подойти к нему можно только по узкой тропе с левой стороны. Со стороны леса построена каменная стена, которая вроде бы предназначена для обороны, но она не перекрывает тропу, которая огибает эту стену. Ворот в этом месте нет и ничего не говорит о том, что они были.
Обогнув стену, тропа приводит к каменному домику со сквозными воротами. Здесь уже есть деревянная дверь, которая обычно не заперта.
Если пройти в эти ворота, то дальше будет что-то вроде двора. Сразу впереди небольшая башня и слева от неё запертый дом.
Оттуда можно подняться выше на горку, где стоит уже сам храм. Это обычная зальная церковь с двускатной крышей, построенная из обтёсанного известняка. И это единственное такое здание на всей территории, остальное сложено из плитняка. Вероятно, всё, кроме храма, построено в более поздние эпохи. Даже колокольня построена грубее, чем типовая сванская башня.
К северу от храма сделан навес, где стоит длинный стол. Рядом находится самое удивительное: советские стальные сейфы, внутри которых сложена посуда. Трудно даже представить, кто и как затащил на эту гору такую тяжесть.
Весь монастырь в целом интересен тем, что он такой единственный на всю Сванетию. При этом он очень напоминает пшавские святилища вроде Лашарис-Джвари. Там тоже есть домики со столами и каменная колокольня. Вероятно, в лучшие годы Сванетии это была обычная церковь, но в эпоху упадка христианства религия выродилась в эзотерику, месту приписали потусторонние свойства издесь стали совершаться полуязыческие ритуалы вроде пшавских. И случилось это явно потому, что храм стоял не в селе, среди домов, а в стороне в лесу. В языческом понимании мира должно быть так, чтобы всё священное пряталось и не было на виду у всех.
Таким образом, это не столько единственный монастырь на всю Сванетию, сколько единственное святилище восточно-кавказского типа на всю Сванетию. Здесь даже есть что-то вроде священного леса, где запрещается рубить дрова. Возникает мысль, что Сванетия в XVI веке начала попадать под северокавказское культурное влияние, но весьма медленно, и полноценное святилище образовалось только одно.
Тропа на монастырь
Полковник Бартоломей писал, что поднимался к монастырю около двух часов, и тут он явно что-то путает, потому что тропа имеет длину около 600 метров, и набор высоты чуть больше 100, и проходится за 15 или 20 минут. И если в те годы она шла как-то инаяе, то всё равно двум часам там взяться неоткуда.
Сейчас храм не охраняют вооружённые люди, и сам лес тоже не охраняется. Сложно сказать, сохранился ли его священный статус, но на всякий случай надо помнить, что там много чего не положено делать.
И ещё с тропы хорошо видно ущелье реки Ингури, сёла Хе и Вичнаши.
Долина Ингури и село Вичнаши