Монастырь Тимотесубани
Монастырь Тимотесубани (ტიმოთესუბანი), формально Тимотесубанский Богородичный Монастырь (ტიმოთესუბნის ღვთისმშობლის სახელობის მონასტერი) — православный монастырь Боржомско-Бакурианской епархии Грузинской церкви, который находится в одном из боковых ответвлений ущелья реки Гуджаретисцкали в 19 километрах от центра Боржоми. Знаменит Успенским собором с фресками и несколько запутанной историей.
 
 
Успенский собор в Тимотесубани
История
История этого монастыря выглядит несколько странно. Обычно пишут, что Успенский собор заложен в 1195 году по инициативе князя и полководца Шалвы Ахалцихского. Если это так, то он приказал его строить в год сражения при Шамкоре, в котором участвовал. Достроили собор в 1215 году, так что в 2015 даже было торжественно отмечено 800-летие.
 
В 1226 году Шалва погиб в хорезмийском плену и вроде бы был именно тут похоронен. В соборе есть надпись от его имени.
 
Всё это не сходится с тем, что мы видим на месте: а видим мы каменный портик явно эпохи Золотого Века, который пристроен к собору, который выглядит как типовой серийный храм XVI века, построенный быстро и дёшево. Можно предположить, что рассуждения при Шалву — фантазии историков, но в пользу этого факта говорят фрески, которые очень уверенно датируются XIII веком. Трудно предположить, что искусствоведы спутали фрески двух разных эпох. Но ещё труднее предположить, что в эпоху Тамары стали строить кирпичный храм. При каменном портике.
 
Может быть, кирпич лишь внешняя поздняя облицовка старинного каменного храма? Но нет, он кирпичный и изнутри и снаружи. Тимотесубани — храм-диссонанс, его элементы можно в равной степени притянуть за уши и к XIII и к XVI веку. В любом случае он будет очень значительным исключением из всех законов грузинской архитектуры.
Современность
Итак, заходим в монастырь. Уже с первого шага мы видим нечто совершенно необычное. Вход на территорию монастыря ведёт через длинный кирпичный туннель с арками в стиле иранской готики. Таких сооружений нет в Грузии почти нигде. (Или вообще негде). Это сильно напоминает иранскую архитектуру XVI века, но так же напоминает и ещё кое-что. А именно «Сельджукский портал». Так оформляли входы в мечеть в Румском султанате. Это упрощённая, дешёвая форма сельджукского портала, но это она. И это странным образом подтверждает датировку храма началом XIII века: один из ранних таких порталов появился в 1223 году. Правда, потом такие штуки строили и монголы. 
 
Ворота монастыря
Монастырь ТимотесубаниВорота ТимотесубаниВорота Тимотесубани
сзадив фасада
внутри
 
Тимотесубани не похож ни на что грузинское, но это может объясняться именно тем, что вопреки всем традициям он построен в сельджукском стиле. Например, христианскими архитекторами из Малой Азии, которые уже набили руку на иранско-византийской эклектике.
 
Далее мы видим сам храм.
 
В интернете храм называют «восхитительным памятником», из чего следует, что существуют люди, способные восхищаться плоской кирпичной стеной. Реальность строго противоположна: он аскетичен, минималистичен, почти лишён классических украшений эпохи Золотого Века, и только его портик вполне себе похож на портики XIII века. Этот портик рушит всю теорию о XIII веке. Можно предположить, что впавший в бедность князь Шалва решился строить максимально дёшево, из кирпича, но почему-то именно портик решил строить дорого и красиво. То есть, для портика нашёлся камень и каменщики, а для собора не нашлось. Более того, портиков при соборе два. И один из них кирпичный. Почему?
 
Тимотесубани
портик
Здесь мы видим типовые циркулярные арки, строго полукруглые, как и было принято в XIII веке. Тогда уже началось влияние готики и арки стали немного заострять, но в этом портике они ещё сделаны полукругами. Зато в самом храме они резко килевидные. Странно видеть в одном здании две разные технологии.
 
Храм в Тимотесубани
портик изнутри
И ещё одна странность. Обычно портики строились примерно по линии купола и нартекса. То есть, портик был продолжением южного рукава креста. Но здесь его сдвинули немного к западу. Стало непропорционально и некрасиво. Сложно поверить в то, что так было задумано изначально.
 
Чтобы тимотесубанский портик окончательно и безповоротно стал рекордсменом среди странных портиков, кто-то придумал написать на его восточной стене длинное стихотворение на русском языке. Оно сейчас уже плохо читается, но кое-что разобрать можно.

Тимотесубани
стихотворение
Теперь посмотрим на собор с восточной стороны. В XIII веке восточная стена чаще всего бывала плоская, с двумя продольными нишами и резным крестов вв ерхней части. Так мы видим в Гударехи, Цугругашени и даже в Кинцвиси. Здесь же сделаны очень примитивные гранёные кирпичные апсиды. Это странно. Не невероятно, но странно.
 
Успенский храм в Тимотесубани
Вид с юго-востока
И купол. Он выглядит вот так:
 
Тимотесубани
купол снаружи
 
Тут надо обратить снимание на вставки из глазури. Необычная деталь для той эпохи.
 
На все приведённые аргументы против XIII века можно найти контраргументы. В XIII веке в Грузии таки строили из кирпича. Храм Кинцвиси, например. Но это исключение. В Армении есть храм Киранц, тоже XIII века и тоже из кирпича, и о нём искусствоведы пишут, как о белой вороне: мол, странно это, но бывало, и вот в Грузии есть Кинцвиси и Тимотесубани, они тоже кирпичные, и это наверное сельджукское влияние. Глазурь в Киранце тоже есть, и как раз их считают признаком сельджукского влияния. Про странный портал мы уже говорили.
 
И — да, были в Грузии XIII века готичные арки (как раз тогда и появились), пусть и не так резко готичные. Сильным напряжением веры можно заставить себя поверить в то, что это XIII век. Но...
 
Но несколько легче поверить в то, что собор изначально был каменный, но потом рухнул, и уцелел только портик. Почему-то портики обладали повышенной устойчивостью и выживали даже после обрушения основного здания (так это случилось, например, с храмом Метехи). И уже потом, в эпоху кирпичных технологий, к портику пристроили собор из кирпича. Собор мог быть разрушен ну хотя бы шахом Тамазом в 1553 году, когда он разрушил Зелёный монастырь неподалёку. И его восстановили сразу же (между 1553 и 1578) или позже, после 1633 года, когда в Грузии было много чего восстановлено.
 
Если так, то мог остаться какой-то кусок старого каменного храма. И такой кусок есть. Он находится в нижней части северной стены. Здесь мы видим участок каменной кладки высотой примерно в метр. И это не фундамент. 
 
Тимотесубани
участок каменной стены
Тут конечно можно предположить, что храм таки построен в XIII веке, но на остатках какого-то более старого храма.
 
И остаётся ещё один датирующий признак. Это фрески. Их уверенно датируют 1225 годом по аналогии с кинцвисскими и вообще по стилю. Они довольно известны, их много изучали и вероятность ошибки сомнительна. Откуда бы в храме XVI века фрески 1225 года?  Тут приходится отвечать, как Груздев Шарапову: «Вот! Вот вопрос. Вы же наповал меня бьёте этим вопросом». Ибо неоткуда им взяться.
 
Тимотесубани
западная стена
Есть конечно надежда, что когда-то явится великий фресковед и скорректирует датировку фресок. Передатировка храмов дело не новое. Совсем недавно передатировали Самшвилдский Сион и Гурджаанскую квелацминду. Так что бывает. Подождём.
 
Тимотесубани
купол
 
Пока же фрески Тимотесубани считаются крупной достопримечательностью региона Самцхе-Джавахети, где-то наравне с фресками монастыря Сапара. Известны они в основном «грандиозной композицией» сцены Страшного Суда. К сожалению, в храме часто бывает темно, фрески видно плохо, и без спецподготовки трудно понять, где же эта грандиозная композиция. Вероятно на западной стене.
 
Тимотесубани
Тимотесубани
Фрескам Тимотесубани посвящена целая книга Елены Приваловой 1980 года издания: Роспись Тимотесубани: исследования по истории грузинской средневековой монументальной живописи. При желании её можно поискать в тбилисской библиотеке.
 
 
И о погоде. Монастырь расположен на высоте 1200 метров над уровнем моря, поэтому здесь заметно холоднее, чем в Тбилиси, а зимой часто бывает снег. В зиму 2029-2020 был экстримально сильный мороз, -21, но такое случается раз в десятилетие. В целом ничего особенно страшного.
Тимотесубанский шкаф
В 2019 году кто-то из прихожан заметил в западном  притворе (но не в самом храме) деревянную конструкцию в виде шкафа. Эта новость просочилась в интернет в форме: «О ужас, монахи в древнем храме построили современный шкаф!». Дошло до патриархии и епископии, и те обещали разобраться и наказать. Но вот в феврале 2020 года он всё ещё на месте. Что в общем-то нормально, ибо делать шкафы в притворах никем не запрещается. Зато новостной всплеск превратил шкаф в медийный объект. Теперь он знаменит.
Тимотесубани vs Кинцвиси
Тимотесубани постоянно сравнивают с храмом монастыря Кинцвиси. Это однотипные храмы одной эпохи и оба кирпичные. Но они немного разные. Кинцвисский при всём своём кирпиче всё же больше похож на XIII век. У него типичная плоская восточная стена, у него типовые полуготичные арки, нет вставок из глазури и нет каменных пристроек.
 Как найти
На автовокзале города Боржоми есть городские зелёные автобусы, которые ходят прямо до села Тимотесубани. Стоит или 1,5 или 2 лари. На них прямо написано название посёлка. Можно уехать в Цагвери (маршруткой или хоть бы даже узкоколейкой), и там найти такси или попутную машину, хотя последних там очень мало. Можно и пешком пройти от Цагвери, там 4 километра красивой дороги. Можно начать с лестной тропы до минеральных родников, потом выйти к цагверской крепости, а потом идти до монастыря.
 
Координаты:  41°48'38"N   43°31'5"E
 

 

 

ХРАМЫ и МОНАСТЫРИ САМЦХЕ-ДЖАВАХЕТИ
Ацкури
Даба
Вардзия
Зарзма
Зелёный
В-Квабеби
Кумурдо
СапараТимотесубаниУде
Чуле
(мечеть)
 монастыри Грузии
АлавердиБетания  Бодбе
Гелати ГударехиДавид-ГареджиДжручи
Джумати
ДирбиЗарзма
ЗедазениЗелёный ИкалтоКватахевиКинцвисиКозифаМарткопиМгвимевиМоцаметаНекреси
НоджихевиРкониСаберееби
СамебаСамтавроСамцериси СапараТабакини
ТабориТимотесубани
Тири
УбисиПокаХоби
Цхракара
ЧкондидиШемокмедиШио-Мгвиме
Шуамта (Н)
Шуамта (С)
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.037167072296143 сек.