VI век в Грузии

VI век фактически начался в 502 году, когда в Уджарме умер Вахтанг Горгасал. Этим событием завершилась грузинская античность и началось грустное раннее средневековье. Мало что известно нам об этой эпохе. Государство почти исчезло, остались только личности.

 

Все первые годы века шли незначительные и неудачные войны с Персией. В итоге в 514 или в 523 году персы ликвидировали в стране царскую власть и стали назначать наместников -  марзпанов. Ещё раньше, в 510 году, персами была ликвидирована царская власть в Кавказской Албании.

 

Всё столетие Иберия оставалась пассивным наблюдателем происходящих вокруг событий. Зато  кое-что происходило в религиозной жизни. Монофизитство продолжало распространяться и завоёвывать континент. Объединённый церковный собор (1-й Двинский) стран Закавказья в 506 году признал  монофизитство единственным истинным учением.  При этом существует странное свидетельство Прокопия Кесарийского (-565), который написал, что иберы  «соблюдают правила христианской церкви лучше всех, кого мы знаем». Иверия останется монофизитской почти на 100 лет - до 610 года.  

 

Непосредственно после Вахтанга царем стал Дачи, или Дарчил, или Арчил. Годы его правления неизвестны – что само по себе характеризует невнятность этого периода истории. Первое время он партизанил в лесах Гомборского хребта, используя Уджарму в качестве временной резиденции. Когда стало поспокойнее, он вернулся на равнины. Дачи выполнил волю отца и перенес столицу из Мцхеты в Тбилиси. Видимо, именно он построил первые стены  города. Хроника «Обращение Грузии» говорит так:

 

И после него царствовал Дачи Уджармели, и католикосом был Самовел. При нем люди начали селиться в Тбилиси и выстроили [церковь] Святой Марии, и католикосом был Петр.

 

Церковь Святой Марии – это существующий до сего дня храм Анчисхати, самый древний храм в Тбилиси.

 

 Анчисхати

Координаты: 41°41'43"N   44°48'24"E 



Этот храм - символ эпохи. Он построен примерно после 530 года, одновременно с Цандрипшской базиликой. В это время происходила общепланетарная катсотрофа: в 535 году началось катострофическое извержение вулкана Кракатау в Индонезии и вулкана Ллопанго в Мезоамерике. Прокопий Кесарийский зафиксировал в 536 году необычно холодное и бледное солнце, которое вообще не грело. Извержения вызвали похолодание (малый античный ледниковый период), неурожаи и социальные катаклизмы. Вероятно именно тогда погиб американский мегаполис Теотиуакан. 

 

Вероятно, и по Иберии прокатились холода и голодовки. Хотя на фоне персидской оккупации это казалось не особенно страшно. 

 

А персы продолжали наступление на Запад. Заняв Иберию, они нацелились на Эгриси. Византия спешно начала укреплять эту область. В 532 году на морском берегу была построена крепость Петра (сейчас Цихисдзири), где разместился византийский гарнизон и штаб управления войсками в Эгриси. В 542 году персы вторглись в Эгриси и захватили Петру. Последовало несколько войн и кратких перемирий, столица Эгриси, город Археополис, выдержала две осады и после третьей, в 554 году пала. Эта война известна как Большая Эгрисская Война (ეგრისის დიდი ომი, Эгрисис Диди Оми).

 

Где-то к этому же периоду иногда относят возведение загадочной Келасурской стены в Абхазии, хотя это миф практически от начала и до конца.

 

В итоге в 562 году Иран заключил с Византией 50-летний мир.

Ассирийские отцы

См. Ассирийские отцы

 

В период условного правления царя Фарсмана VI (542-557) в Грузию из Антиохии прибыла группа монахов, которые вошли в историю под именем Ассирийских отцов. Иногда их называют «сирийскими отцами». Это были Иоанн (Известный как Иоанн Зедазенский) и его ученики. Они поселились на Зедазенской горе и основали там монастырь Зедазени. Иоанн Зедазенский  был похоронен в этом же монастыре и над его могилой позже возвели храм Иоанна Крестителя. Его ученик Шио (-559) основал Шио-Мгвимский монастырь западнее Мцхеты. Первый храм монастыря возвели уже после его смерти, в 560 - 580 годах.

 

Другой ученик, Давид, сперва жил в Тбилиси на горе Мтацминда, где сейчас находится Пантеон.  Потом ушел в Гареджи и основал там знаменитый Давид-Гареджийский монастырь.

 

Ученик Иессей пришёл в Цилкани (в Мухранской долине), основал там Цилканский храм и был рукоположен в епископы. Так Цилкани стало одним из центров христианства в регионе.

 

Антоний Марткопский ушёл в восточную часть страны, поселился там в горах и позже основал Марткопский монастырь, где сейчас и похоронен.

 

Это все происходило фактически под иранской оккупацией, на фоне постоянных конфликтов с зороастрийцами. Например, Або, основатель монастыря Некреси, в результате был уведёен в Мцхету и там казнён. Тело его увезли в Самтависи, а затем перезахоронили в городе Мцхета, в соборе Самтавро.

 

Фаддей Стефанцминдский построил храм в Урбниси. Другие ученики (Иосиф Алавердский, Пир Бретский, Стефан Хирсовский, Исидор Самтавнельский, Микаэль Улумбалельский и Зенон Икалтойский) основали монастыри в других местах Грузии. Так началось грузинское монастырское движение.

 

Вероятно это были отзвуки расцвета монастырского движения в Византии при Юстиниане. 

Ликвидация грузинского царства

В 570-е годы прошло несколько небольших войн, в результате которых персы ушли из Западной Грузии.  В 575 году византийцы вторглись в Сванети и захватили местного проиранского князя. В 582 году шах Ормизд IV совершил поход в Эгриси и Сванети.

 

В  580 году в Иберии умирает Бакур III, и персы решают ликвидировать даже видимость царской власти. Потомки царя попрятались – кто в Кахети, кто на юге, в Джавахети. Среди них был человек, который вошел в историю, как Гурген I. Он был родственником Ваханга Горгасала и владел кое-чем в Кларджети. В 572 году он попробовал восстать против персов, но вынужден был бежать в Византию.

 

В 582 году императором Византии становится Маврикий, и за персов принимаются всерьёз. В 586 году персов разбивают в сражении при Салахоне, а в 591 заключается Ктесифонский мир, который оговоривает новую границу между Ираном и Византией в Закавказье. Византии достаётся вся Армения к западу от Еревана и большая часть Иберии - как минимум всё Боржомское ущелье и Горийская равнина до самой Мцхеты. Мцхета становится столицей византийской части Иберии, Тбилиси остаётся на иранской территории. Граница прошла где-то в районе современной Земо-Авчальской гидростанции.

 

На новоприобретённой территории греки создают Аванский католикосат (православный). На иранской территории остается Двинский католикосат (монофизитский). В эти годы в Армении строится Аванский собор, который породит целую эпоху в архитектуре Закавказья.

 

Очень интересный, хотя и не вполне ясный вопрос: вошла ли византийская часть Иберии (с Мцхетой) в состав Аванского католикосата? Именно в 591 году католикосом Картли стал Бартоломе. Может быть, визатийская часть страны таки стала частью Аванского католикосата, а Бартоломе управлял иранской частью. Этот вопрос важен, чтобы понять, кто именно построит храм Джвари через 10 лет.

 

Закавказье в 591 году
   Граница Византии и Ирана по Ктесифонскому миру. Тбилиси не обозначен - он около Мцхеты на иранской территории. Судя по этой карте, Мцхета относилась к аванскому католикосату.

 

 

Персы теряли позиции. Еще в 588 они ушли из Иберии, и грузинское население попросило императора Маврикия прислать им царя. Маврикий прислал Гургена, присвоив ему административное звание «куропалат» (κουροπαλάτη). В Грузии его называли эрисмтаваром. В итоге появилось то, что по-русски называют Картлийское Эрисмтаварство, а на английский это обычно переводят как Principate of Iberia.

 

Особенность тех лет - большое количество персов-зороастрийцев в Иберии, в частности - в Мцхете. Это наглядно видно по истории Святого Евстафия Мцхетского. Он был этническим персом по имени Бгробандав, переехал в Мцхету после 575 года, проникся христианской философией, а в 582 году католикос Самуил IV крестил его под именем Евстафия. Мцхетские персы выслали его в Тбилиси, к сатрапу Арванд-Гунабу, причем вместе с Евстафием уехало еще довольно много мцхетских персов-христиан. Их отправили в тюрьму на 6 месяцев, потом отпустили, а затем Евстафия снова арестовали и стали склонять к зороастризму. 29 июля 589 года Евстафий был обезглавлен по приказу сатрапа Бежан-Бузмила. Его тело было захорнено под престолом собора Светицховели, а 29 июля стало днем его поминовения.

 

Похоже, что Евстафий погиб в поледний год персидского присутствия, немного не дожив до прихода курапалата Гургена. Интересно, был он монофизитом или православным?

 

С приходом Гургена в Иберии установилась новая династия, которую некоторый причисляют к Багратионам, а некоторые – нет. Гургениды (Гуарамиды) правили страной до её распада в 786 году.

 

Так закончился грузинский VI век. Единственым видимым его следом сейчас является храм Анчисхати, храм Иоанна в Шио-Мгвимском монастыре и базилика в Цандрипше. И еще немножко недатированных храмов.

Дамы и господа!

Благодарю за посещение этого сайта. Если Вы сочли его полезным и хотите поддержать проект, то можете сделать это очень легко. Бронируя отель в любой точке планеты, просто перейдите на сайт BOOKING.COM через баннер справа. Автор сможет выпить лишнюю чашку кофе, и его мозг будет работать чуть эффективнее.

© travelgeorgia.ru 2010-2017
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.021857023239136 сек.