VII - VIII века
Итак, в VII век Грузия вошла в виде Иберии, превращённой в полузависимую провинцию Ирана и Эгриси, которая была зависима (от Византии) полностью. В таком состоянии страна просуществовала лет 200 и окончательно развалилась на куски к концу этого срока. В первые годы VII века Грузия оказалась на линии фронта между двумя ожесточенно воюющими государствами – Византией и Ираном. А в середине века  VII пришли арабы и началась совершенно новая эпоха в истории страны. Сразу обращу внимание, что это двухсотлетие в истории страны малособытийно и не весьма интересно.
Отказ от монофизитства 
Почти сто лет, с 505 до 610 года Грузиинская церковь была монофизитской, и по догматике ничем не отличалась от армянской. Когда в 595 году умер католикос Барталоме, грузины попросли армян прислать им епископа - что характеризует отношения между двумя странами в те годы. Из Двина был прислан Кирион, который стал католикосом под именем Кирион I. Он в юности учился в Византии, что, возможно, сказалось на его мировоззрении. Кирион совершил эпохальное - признал Халкидонский собор. Это вызвало беспокойство армянской церкви и последовала интенсивная переписка с армянским католикосом. В 609 году в Двине собрался собор армянской церкви ("III-й двинский"), который официально постановил  прервать общение с грузинской церковью и не допускать грузин до причастия. Так Грузия вернулась в православие.
 
Стефаноз I   (590-627), сын курапалата Гургена, оказался иранофилом и стал активно дружить с персами. Оставаясь христианином, он все же решил отказаться от православия и перевести страну обратно в монофизитство, которому персы симпатизировали. Эта попытка почти удалась, но потом церковь решила от этой идеи отказаться. Странно, что именно в такой период разброда и шатания около Мцхеты был построен знаменитый храм Джвари, и имя Стефаноза до сих пор фигурирует на одном из его барельефов.
 
 Стефаноз
Монета с портретом Стефаноза и его именем
При Стефанозе началось то, что однажды было названо Первой Мировой Войной: враги убили императора Маврикия, на престол взошёл Фока, и тогда персы азорвали все соглашения и пошли войной на Византию - мстить за Маврикия. Иранско-Византийская граница между Тбилиси и Мцхетой престала существовать. Исчезла и византийская Иберия. Иран занял всё.
 
На фоне таких событий православие могло бы исчезнуть в Иберии окончательно, но греки переломили ситуацию. Император Ираклий совершил поход в Лазику, и около 627 - 628 года вошел в Иберию. Его союзники хазары прорвались через Дербент и вошли в Иберию с востока. Обе армии осадили Тбилиси. Осада затянулась на несколько месяцев, и в итоге город пал. Что с ним стало – неизвестно. Прямым следствием стало окончательное вымирание монофизитства. А кроме того, именно в эти годы в Тбилиси был построен кафедральный Сионский Собор, в ту пору больше похожий на Джвари.

Царь Стефаноз был схвачен и казнён, вместо него назначили курапалатом Адарнесе, сына царя Бакура III-го. Строительство продолжалось: лет через 10-20 будет построен храм по образцу Джвари - Атенский Сион и храм нового типа - Цромский собор.
Цромский собор
Цромский собор
 
Появление арабов 
В 637 году Адарнасе умирает, и курапалатом становится его сын Стефаноз. Он был грекофил, как и его отец, и тоже ничем не отличился, но при нём случилось нечто важное: изменился ход истории.

До сего момента Иберия балансировала между персами и греками, между христианами и зороастрийцами, и вдруг появились арабы-мусульмане. Персия исчезла, Византия резко ослабла. Появилась новая большая проблема – мусульмане.

В 640 году арабский полководец Ийад б. Гайм взял Амид (Диярбакыр), а в 641 прошелся по окрестностям Битлиса. Однако, только в 653 году Хабиб б. Маслама захватил Двин, потом Нахичевань, затем двинулся от Двина на Грузию (ал-Джузран). Достигнув Тбилиси, Хабиб заключил с городом договор. Отдельно были заключены договоры с князьями Кахети, Триалети, Самцхети, Шавшети и Кларджети.

Отчего-то это событие иногда относят к периоду правления Стефаноза, хотя он умер в 650 и договор составлялся уже при его сыне Адарнасе(II). Чуть позже, в 681 году, он присоединился к антиарабскому восстанию, был убит, и вместо него арабы передали Иберию Гураму II-му, из династии Гурамидов.  Но и он в 689 году поддержал греков (Юстиниана II) в походе на арабов. Потом умер в 693 году и ему наследовал его сын Гурам III.
 
 Храмы Джвари и Атенский Сион стали своего рода памятником той переходной эпохи.

 
VIII век начался с того, что в 705 (или 706) году арабы ликвидировали албанскую династию Михранидов и тем самым поставили точку в истории Кавказской Албании. Михраниды полуформально просуществовали еще лет сто, после чего исчезли совсем. В настоящее время из албанских племен выжили удины, которые населяют село Зинобиани в Кварельском районе Кахетии.
Нашествие Мервана
В 736 году произошло крупное событие - арабское нашествия Мервана б. Мухамада. Мерван с 732 по 734 год был наместником Армении и Азербайджана, и воевал с хазарами. В 730 году хазары совершили опустошительный набег на халифат. Они прошли через Дарьяльское ущелье, Грузию, Шеки, и дошли до Ардебиля, где разгромили арабскую армию. Хазар возглавлял тот самый вождь Булан, который чуть позже обратит всю Хазарию в иудаизм. 
 
Не очень понятно, участвовала Грузия в этом походе, или только помогала, или избрала нейтралитет.  Мерван решил, что грузины поддержали хазар, и поэтому решил их наказать. Армия Мервана прошлась по Грузии, разрушив почти все, что можно разрушить.

Пострадал Тбилиси. Разрушена была Мцхета. Армази был тоже разрушен и на этот раз уже окончательно. Неизвестно как пострадал Уплисцихе, а Урбниси был практически уничтожен. Адарнасе бежал на запад, в Эгриси. Арабы отправились его догонять.  Они вторглись в Аргвети, схватили мтаваров Давида и Констанина и замучали их, о чем существует сответствующее житие. На месте захоронения замученных мтаваров позже возник монастырь Моцамета, который можно назвать зримым следом того нашествия.

 Мощи Давида и Константина в Моцамете

В Эгриси Мерван так же разрушил почти все, в том числе Археополис, что и стало концом этого города. Затем он двинулся западнее, в Абхазию. Он разрушил Цхум (Сухуми), дошел до Анакопии, откуда повернули обратно и отправились на юг. В районе современного Артвина они разрушили крепость Ахиза. В 737 году арабы пришли снова, на этот раз транзитом – Мерван прошел вверх по Арагви и через Дарьяльское ущелье ушел воевать с хазарами. В 738 Мерван совершил еще один поход в Эгриси.

Итогом нашествия стало исчезновение нескольких крупных городов: Мцхета, Урбниси и Археополис. Предположительно, перестали быть городами Вашнари, Шорапани, Сканда и Вардцихе, хотя это не вполне очевидно. Выжили: Тбилиси, Уплисцихе, Дманиси, Уджарма, Рустави, Жалети и Телави.

И еще одно последствие: в Закавказье образовался Тбилисский Эмират. Столицей был Тбилиси, правителем – эмир из рода Шуабидов, а власть его распространялась изначально на всю Восточную Грузию.
 
Интересно, что Самшвилде не указан в списке уничтоженых городов. Более того, в этот трагический послепогромный период в Самшвилде начнут строить, и закончат к 777 году большой и сложный Сионский Собор. 
 
 Самшвилдский Сион
 Руины Сионского собора в Самшвилде
В эти годы кончалась для Грузии целая эпоха. Столетиями она находилась между Византией и Ираном, и вдруг пропали и Византия и Иран. Только через 700 лет Грузия снова окажется в аналогичном положении – между Турцией и Сефевидским Ираном.



Эрисмтавары Иберии просуществовали еще 50 лет и постепенно исчезли как политическое явление. Последний раз они упоминаются в 786 году, когда был убит Святой Або Тбилисский.
 
Святой Або интересен, как явление эпохи. Багдадский араб, он прибыл в Тбилиси в 775 году и начал вести теологические дискуссии с христианами. Постепенно он стал сам склоняться в христианство, а в 781 году, когда эрисмтавар Нерсе бежал в Хазарию, Або бежал вместе с ним, и там крестился. Через год он вернулся в Тбилиси и начал проповедовать христианство арабам. В 785 его бросили в тюрьму, и чуть позже (8 января 786) обезглавили, а тело сожгли на Метехской скале. Або был причислен к святым мученикам, в Тбилиси существует улица Або Тбилели в Старом Городе и храм под Метехской скалой.
С этого момента на территории Грузии образуется несколько отдельных государств: на западе Абхазия, на востоке Кахетия и Эретия, на юге – Тао-Кларджети. Принципиально поменялась вся география местности.
Абхазия
В начала VIII века Абхазию находилась под контролем Византии, ею управляли архонты и столицей была Анакопия. В 736 году сюда пришли арабы Мервана, но не смогли взять Анакопию и ушли. Архонт Леон подружился с беженцами из Картли, женился на одной из них и его потомки постепенно расширили владения на юг и восток.  В 778 году Абхазия объединится с Лазским царством. В 786 году архонт Леон II объявил себя царем абхазов, добился независимости и перенес столицу в Кутаиси.

О нем сказано так: «А когда сей Леон сел царем и захватил весь Эгриси, не называл больше Эгриси, а называл Абхазети и разделил сего Эгриси, а уже Абхазети на восемь эриставств: 1-го посадил абхазским эриставом и дал ему Абхазети и Джикети вплоть до моря и Хазарской реки. 2-го посадил в Цхоми и дал земли за Эгриси, Анакопию вместе с аланами. 3-го посадил в Бедия и дал земли к востоку от Эгриси до [реки] Цхенисцкали. 4-го, так как к сему Леону примкнули жители к югу от реки Чорохи, доставшиеся Одзрахосу и отложились они от Одзрахоса эристава, нарек эту землю Гурией и посадил там эристава своего. 5-го посадил эриставом Рача-Лечхуми. 6-го посадил эриставом Сванети. 7-го посадил эриставом того же Шорапани, [земель] к востоку от Риони и Ханисцкали до Лихи и нарек эриставом всего Аргвети. 8-го посадил в Кутаиси [эриставом] Ваке, Окриба и земель к западу от Ханисцкали до Гурии и к западу от Риони до Цхенисцкали. Он же построил город и крепость Кутаиси и сделал его престольным городом царя абхазов, вторым после Анакопии. Надо предположить, что он же освободил от зависимости абхазского каталикоза с позволения же греков. Сей Леван навел порядок в Абхазети и управился со всем и после доброго царствования умер лета Христова 806, грузинского 26 и оставил сыновей Феодосия, Гиорги и Димитри».

Еще около двухсот лет царство постоянно расширялось, время от времени воюя с кахетинцами за центральную Картли.
Кахети
Территория Кахетии после 502 года была оккупирована персами, а после 650 она неизбежно должна была попасть под арабскую оккупацию. При этом кахетинцы продолжали формально подчиняться грузинским царям. Так продолжалось до 786 года. В этом году исчез из истории последний эрисмтавар Картли, Стефаноз. Мы по сей день не знаем, что стало причной исчезновения эрисмтаваров. Но Кахетия оказалась ничья и правитель Кахетии, Григол, объявил себя правителем Кахетии. Он принял титул "корикоз", что означало что-то вроде царского наместника. Это интересный момент: обретя фактическую независимость правители Кахетии не решились называться царями.
 
Григол занял всю область Кахети и Кухети (левобережье Куры), причём ликвидировал Кухети как название, после чего оно исчезает из истории.
 
Восточная половина Кахетии сразу же откололась и образовала царство Эрети. Кахетинское "царство" просуществовало примерно 200 лет, время от времени завоевывая Эрети. В лучшие годы оно занимало огромную территорию от реки Ксани на западе до реки Турьянчай на востоке. За этой рекой начиналось государство Ширваншахов, которое образовалось практически одновременно с кахетинским "корикозством". Столицей Кахетии до 1014 года был город Тианети.
 
Восьмой век по неизвестной причине стал периодом храмового строительства в этом краю. В это время построен и главный храм монастыря Икалто, и Квелацминда в Гурджаани, и еще некоторые известные храмы.
 
В 1010 году Баграт III завоевал Кахети, и оно временно вошло в состав единой Грузии, но затем снова отделилось и только Давид Строитель в 1104 вернул его обратно. Период с 1010 года по 1104 был в истории Кахетии ярким и оставил след в виде собора Алаверди.
Эрети
На дальнем востоке в 787 году возникло небольшое княжество (самтавро) Эрети, со столицей в городе Шеки. Это территория современного Лагодехского района и нескольких азербайджанских районов – Белоканского, Закаталинскиго и Шекинского. Возможно, к Эрети относился и Кварельский и Сигнахский районы.
 
В 893 году эретийский князь объявил себя царем. Однако, абхазско-кахетинская армия  (Квирике I Кахетинский и Константин III Абхазский) почти сразу завоевала Эрети и поделила его между собой. Это случилось около 915 года. Около 950 года Эрети временно попало под власть азербайджанской династии Саларидов, причем именно в этот период эретийцы решили перейти из монофизитства в православие.  После 1020 года кахетинцы окончательно завоевали Эрети, а в 1104 году Давид Строитель включил его в состав объединенной Грузии и превратил в эриставство.

И вот Эретийского царства уже сто лет, как не существует, но жители Лагодехского района о сих пор называют себя эретийцами.
 
Храм в Шеки (Азербайджан), построенный еще в V или VI веках.
Ширваншахи
Как мы видим, в VIII веке Абхазия, Кахетия и Армения постепенно освобождаются от арабов. То же самое произошло в Азербайджане. Арабский наместник этого региона в 861 году перестал подчиняться Багдаду, присвоил себе земли между Курой и Дербентом и объявил себя Ширваншахом. так в Азербайджане образовалось Государство Ширваншахов, которое просуществовало почти 600 лет.  Несколько столетий истории Грузии и Ширвана будут всячески переплетаться. Ширван будет хорошим соседом, с которым у Грузии постепенно сложатся стабильные дружественные отношения. Судьба обоих государств будет схожа: оба пострадают от монголов и оба практически погибнут в XVI веке от армий Сефевидов.
 

Дамы и господа!

Благодарю за посещение этого сайта. Если Вы сочли его полезным и хотите поддержать проект, то можете сделать это очень легко. Бронируя отель в любой точке планеты, просто перейдите на сайт BOOKING.COM через баннер справа. Автор сможет выпить лишнюю чашку кофе, и его мозг будет работать чуть эффективнее.

© travelgeorgia.ru 2010-2017
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.016600847244263 сек.