Верхний собор Рождества Спасителя (ზემო ბეთლემის მაცხოვრის შობის ტაძარი, в армянской традиции — храм Богородицы Вифлиемской), он же Земо Бетлеми или Петхаинская церковь — грузинский храм в Тбилиси на склоне Сололакского хребта, по своей сущности — копия базилики Рождества Спасителя в городе Вифлееме. Долгое время был армянским храмом, и теперь его принадлежность является предметом сложных дискуссий. Находится на популярной пешеходной тропе, поэтому часто попадает в поле зрения туристов.
Фото неизвестного автора
История
В грузинской среде принято думать, что первый храм на это месте появился в V веке, и построил его царь
Вахтанг Горгасал, и что тут была похоронена его мать Сагдухт. Житие Вахтанга об этом ничего не говорит, что позволяет высказывать сомнения в этой версии. Грузинская академическая наука к этой версии тоже относится настороженно. Но привязка к Вахтангу — не миф 90-х, а реальное предание, зафиксированное как минимум в 1844 году в официальных административных документах.
Судьба того первого храма нам уже не известна. Около 1500 года на его месте неким армянином Тер-Григором был построен храм Богоматери (Сурб-Аствацацин). Для постройки из Палестины привезли немного вифлеемской земли, и храм стал стоять как бы на вифлеемской земле и получил название "вифлеемский". Эта армянская версия не согласуется с грузинской версией, по которой храм был грузинским до нашествия шаха Аббаса (1615), и только потом её передали армянам ввиду того, что Аббас разрушил прочие их храмы. Возможно, это как-то связано с той историей, когда Аббас отдал мусульманам квартал от
Майдана до бань, вместе с
храмом Сурб-Геворк и ещё одним.
В 1673 году француз жан Шарден упоминает её как армянскую, третью по статусу после Паша-Ванка (Ванкского собора?), и храма Сурб-Ншан.
Строили его в несколько этапов и верхняя часть появилась поздно, но в начале XVIII века его частично перестроили. В 1740-е годы прошла ещё одна реконструкция по распоряжению
Гиви Амилахвари, который в ту пору был главным по Тбилиси (хотя возможно, это произошло в 1753 году). В 1884 году прошла ещё одна реконструкция, в ходе которой поменяли купол.
В имперские времена храм был армянским, но был очень популярен и в грузинской среде, особенно среди женщин. Неплохое предствление о внешнем виде храма в то время даёт картина Григорий Гагарина "Паломничество женщин к храму Петхаин", где видна лестница, колокольня, и даже "храм огнепоклонников" с круглым куполом за колокольней.
Советская власть его закрыла. В 1994 году храм передали грузинской церкви. В армянской среде ходят слухи, что с храма сняли армянский крест, убрали хачкар, который где-то там стоял, уничтожили какие-то армянские фрески. Со временем вокруг принадлежности храма разгорелись такие же споры, что и вокруг
Норашена. С той только разницей, что Бетлеми остаётся действующим.
Современность
Так как храм стоит высоко на склоне горы, то он бросается в глаза всем, кто смотрит на Старый Город с какой-нибудь смотровой площадки — например, с
Метехской скалы или с ресторана "Флоуэерс". Выше его располагается только храм Святого Николая в крепости Нарикала. Кроме того, выше храма на хребте стоит памятник Матери-Грузии, от которого начинается спуск вниз, к самой Бетлемской церкви, и потом по Петхаинской лестнице на улицу Асатиани. Это популярный пеший маршрут. Кроме того, с южной стороны храма есть площадка-садик, которая тоже по сути смотровая площадка, и с неё хорошо видно Старый Город. Тут есть фонтанчик с водой, цветы, фруктовые деревья и скамеечки, и не так много народу, за что это место любят все, кто знает о его существовании.
Вид на храм из садика зимой
Из этого же садика можно пройти к "храму огнепоклонников" и на улицу Гоми. Когда закончится реставрация площади Гудиашвили и прилегающих улиц, посещаемость этой части города повысится и храм будет ещё более на виду и на слуху.
К сожалению, храмы
XVI века очень аскетичны и минималистичны. Это довольно типовая крестово-купольная церковь с удлиннённым западным нефом. Храмы той эпохи часто клали из кирпича, но этот построен из камня.
На стенах нет какой-то особенной резьбы или украшений. Интересен разве что купол, сложенный из каменных плит. Это редкость для Тбилиси.
У барабана купола есть свои странности. Их не видно снизу, но в 2015 году проходила реставрация и к куполу можно было подняться по лесам. В барабан вмурована плита с длинным армянским текстом. Известно, что в своё время была найденна вмурованная в стену плита, которая ранее была частью
храма Святого Карапета в Авлабаре. Возможно, это та самая.
Внутренний вид храма тоже довольно типовой. Видны поздние полуготичные арки и подкупольные паруса с евангелистами, которые (паруса) тоже слегка заострённые. Армяне любили такого типа паруса.
Если у храма и были какие-то армянские фрески, то они не сохранились. Сейчас все фрески в храме новые, и довольно симпатичные. Ничего гениального там не нарисовано, но выглядит необычно. В храме плохое освещение — только из окон барабана, и Сололакский хребет часто заслоняет солнце, поэтому в храме всегда полумрак. Когда-то в южной стене находились большие окна, но сейчас они заложены кирпичом. Здесь темнее, чем в любой другой церкви Тбилиси. Это формирует особенную мистическую атмосферу. Фактически ради этих фресок и стоит посещать Бетлемскую церковь.
В прошлые эпохи у храма была ещё лестница с крыльцом с южной стороны, и что-то вроде балкона на уровне южного входа. В неведомые эпохи это всё обрушилось, поэтому сейчас южным входом не пользуются. Если у государства дойдут руки восстановить лестницу, то храм станет сразу интереснее и посещаемее.
Храмы с похожими названиями
Храм чуть западнее и ниже по склону называется Нижней Бетлемской Церковью, формально это грузинский Рождественский храм. В Грузии существует ещё
Бетлемская пещера, которая иногда называется Бетлемским монастырём. Находится высоко в горах и без альпснаряжения недоступна. Так же иногда Бетлемскую церковь путают с
монастырем Бетания в лесах неподалёку от Тбилиси.
Как найти
Как уже говорилось, к храму можно спуститься от статуи Матери-Грузии (если найдёте начало спуска), или из лабиринтов квартала Клдисубани с улицы Гоми, или снизу, со стороны сквера Гудиашвили и улицы Асатиани. Это там, где дом № 14 по Асатиани.