Квартал Шардени, он же в прошлом
Тёмные ряды — квартал тбилисского Старого города между
Майданом,
Сионским собором и
улицей Леселидзе. Чаще упоминается только улица Жана Шардена (შარდენის ქუჩა), но по сути весь квартал представляет собой единое целое: скопление баров, кальянных и ночных клубов. Квартал считается отдельной достопримечательностью города, сюда водят экскурсии, про него принято эмоционально рассказывать, хотя по сути это просто квартал дорогих и не очень атмосферных кафешек, рассчитанных в основном на турков и саудитов.
История
Участок между
Майданом и Сионским собором когда-то был продолжением Майдана: всё это пространство было занято узкими улицами, которые были застроены лавками и мастерскими. Кто бывал в Старом Городе Иерусалима или в городах Морокко, тот хорошо знает, как это бывает. Улицы были затянуты сверху тканью для спасения от солнца и дождей, поэтому здесь всегда был полумрак. Так родилось название "Тёмные ряды". Кроме того, каждая улица получила название по доминирующей торговле: Железная, Хлопковая, и так далее. До ХХ века квартал занимал территорию современного Сионского сквера, начало улицы Леселидзе и еще большой кусок речного берега. Так что он был раза в два больше, чем сейчас.
В 1850 году Темные ряды посетил сын Николая I, Александр — будущий император. Он посетил устроенный армянами банкет в здании
караван-сарая Арцруни, а заодно прошёлся по прилегающим улицам.
В 1887 году Евгений Марков описывал их весьма поэтично:
Глубоким Востоком пахнуло на меня, когда я вступил под низкие своды длинных Тёмных рядов. Это первообраз наших гостиных рядов московского Китай-города, Нижнего и проч. старых городов. Тут холя завсегдатаям азиатского базара!.. Прохладно как в могиле, ниоткуда не зайдет палящий зной солнца. А между тем всевозможные лавки, ситцы и бакалеи, и те же сытые армянские торговцы, с поджатыми под себя ногами, в безмолвном ожидании сидят на прилавках, с хищническим огнем в черных глазах, сурово опустив свои крепкие и длинные как клювы носы, точь-в-точь будто рассевшиеся по степным курганам коршуны, подстерегающие добычу… Вся эта древнеазиатская обстановка, эти одежды Библии и «Тысячи одной ночи», эти тесные и таинственные переходы — напоминают воображению давно забытые впечатления детства, когда, бывало, с поэтическим ужасом вчитывался и вслушивался в похождения какого-нибудь Али-бабы и 40 разбойников…
Немного современности внёс олигарх Манташев, который в 1903 заказал архитектору Саркисяну построить вплотную к караван-сараю Арцруни здание, известное сейчас как Манташевские ряды. Саркисян считается "отцом грузинской архитектуры" и во всяком случае, отцом грузинского модерна, так что модерн Манташевских рядов — один из ранних в Тбилиси. Но в целом азиатская экзотика квартала сохранилась.
Первый удар по этой экзотике нанёс Берия, который снёс часть квартала во имя расширения
улицы Леселидзе. Вероятно, именно тогда возник Сионский сквер. Где-то в то же время снесли еще один квартел на краю
Майдана и заодно большой кусок берега рядом с современным метехским мостом. "Тёмные ряды" уменьшились до двух улиц. Постепенно советская система придушила частную торговлю и квартал вымер. В 1981 году его реконструировали, полностью поменяв его имидж. СССР в те годы уже старался догнать Европу, поэтому квартал сделали отровком буржуазной жизни, застроив его кафешечками. Кажется, именно тогда улицу переименовали в честь французского путешественника Жака Шардена.
В 1984 году Манташевские ряды пару раз мелькнули в фильме "Покаяние":
В 1990-е годы это был почти единственный на весь город приличный квартал с кое-какими элементами гламура. Деньги тогда были только у детей чиновников, и тратить их можно было только тут. Автору этого текста довелось общаться с человеком, который был молодёжной элитой в те годы. По его словам, это было царство шампанского, коньяка и проституток, и дети чиновников тут жили почти с утра и до вечера.
Революция Роз положила этому конец, превратив элиту в безработных. Но кафешки выжили.
Жан Шарден
Жан Шарден, именем которого названа улица, был французским путешественником, который совершил путешествие в Персию через Грузию. Он следовал через Стамбул, Крым и побережье Абхазии до Мегрелии, где в 1672 году застал Имеретинское царство в эпоху
Междуцарствия. Из-за хаоса в Имеретии он отправился в обход, проследовал через Аджарию и Ахалцихе в Боржомское ущелье, достиг Тбилиси, вернулся в Кутаиси в 1673 году, потом снова вернулся в Тбилиси, откуда через Ереван отправился в Исфахан. Шарден подробно и с отступлениями в историю описал все места, котрые увидел. Это были, наверное, первые подробные сведения о Грузии в Европе Нового Времени.
Современность
Эпоха Саакашвили мало что изменила в квартале Шардени. Кафешек стало чуть больше и гламур осовременился. Осталась суть: космополитичный гламур без большой фантазии.
Сейчас квартал выглядит вот как. В северной его части находится здание караван-сарая Арцруни, где поселился музей истории города. Он маркирует собой северную границы. Сразу к югу — здание Манташевских рядов. Между караван-сараем и рядами — узкая щель улицы, так же оформленная под ресторанный бизнес.
Начало Манташевских рядов — своего рода парадный вход в Шарденские переулки. Это место квартала фотографируют чаще всего. Тут же, на
Сионской улице, находится бронзовая статуя, известная как "Тамада". Это увеличенная копия находки в
Ванском городище, которая как бы напоминает, что в Закавказье вино пьют уже несколько тысячелетий. Тут принято делать групповые фотографии.
Манташевские ряды разделены на две части изогнутой Хлопковой улицей. Она начинается от
Сионской улицы в том месте, где стоит бронзовая фигурка по имени "Тамада". От этой же точки начинается улица Шардени. Хлопковая идёт по кривой 50 метров, потом круто заворачиват влево, к реке. Тут, на углу, находится знаменитый памятник Параджанову.
Памятник знаменит в узкой прослойке любителей Параджанова. Его создал в 2004 году Важа Микаберидзе по знаменитой фотографии Юрия Мечитова. Микаберидзе работал в Италии, и растворился бы в толпе себе подобных современных скульпторов, если бы не это внезапное творение, из-за которого мир узнал его фамилию. Позже он изваял
Пиросмани для его
дома-музея. Но славу ему принёс всё же прыгающий Параджанов.
Параджанов смотрит туда, где когда-то был так же квартал, но тут давно всё снесли и сейчас там что-то вроде площади, а рядом стеклянное здание ночного клуба "Эгоист". Клуб неплохой. Вход стоит всего 10 лари, и летом там очень красивые виды с верхнего этажа. Музыка приличная, пьяных нет. Людям обычно нравится.
От Параджанова мимо клуба уходит Железная улица. Тут находится кафе "Касабланка", кальянный бар "Маракеш", кафешка "Cafe Inn" и чуть дальше — ночной клуб с дверями в виде сейфа. И в конце на углу ресторан "Мейдани".
Улица Шардени идёт параллельно Хлопковой и кое-где соединяется с ней проулком. Эта улица более узкая, более камерная. Здесь находится винный магазин фирмы "Шуми" с дегустацией вина. "Шуми" неплохо делает Киндзмараули, можно пробовать.
Бары Шардени многочисленны, но в городе не знамениты. Даже гламурные тбилисские девушки на лабутенах и в офигительных штанах сюда не ходят. Предпочитают "Хангар-Бар" около Анчисхати или бар "Варшава" на
площади Свободы. Популярных ресторанов тут тоже нет, хотя в ресторан "Майдани" стоит зайти ради вечерней музыки. Он так же интересен своими подвальными интерьерами. В ресторане есть сквозной проход, позволяющий с Хлопковой улицы пройти к реке.
Ресторан "Майдани"
...
В Шардени надо приходить летом и обязательно ночью. Замой квартал пустеет, столики с улиц исчезают, движуха вымирает. Шардени после октября - бледный призрак себя летнего. Но и летом тут нечего делать по утрам: все пусто и сонно. Зато летними ночами тут творится содом и гоморра. Но, опять же, это грузинская содомигоморра, то есть, достаточно приличная. Проституции тут или нет, или она талантливо шифруется. Кстати, нет тут и стрип-клубов — ближайший чуть в стороне, на углу Туманяна и Леселидзе.
Отели вокруг
На весь квартал есть только один отель, зато неплохой — "
Sharden Villa". Но и он выходит фасадом на Леселидзе, а не внутрь квартала. Остальные отели — на Майдане и далее в сторону бань. Внутри квартала отелей нет, но оно и логично: ночами там весьма шумно.