апдейт от 3 ноября 2021
Ванский археологический музей-заповедник основан в 1985 году на территории Ванского городища — того самого места, где академик Отар Лорткипанидзе раскопал древний колхидский город. Здесь можно посмотреть на добытые археологами предметы, которые выставлены в корпусе музея, а так же можно прогуляться по территории собственно городища. Это будет интересно археологам или поклонникам древних цивилизаций, но едва ли впечатлит человека случайного. Музей открылся после реконструкции осенью 2020 года и теперь входит в десятку самых качественных музеев страны. Однако всё сделано так, что в музее трудно ориентироваться без предварительной подготовки.
История
Древняя Колхида представляла собой огромное малярийное болото, а люди селились вокруг болота, в предгорьях, на холмиках на краю болота. Может быть, на каждой горке было по городку. От тех городов уцелел только Кутаиси. Варцихе превратился в едва заметные руины, а соседний в Вани раскопали только в ХХ веке.
Этот город существовал где-то в районе Х века и далее, хотя самый древний датированный предмет относится к VIII веку до нашей эры. Слои периода 600—350 годов самые богатые находками. Это, видимо, эпоха расцвета поселения. С IV века город начал сильно меняться. Лордкипанидзе связывал это с миграциями восточногрузинского населения. Город этой эпохи (IV, III, II века) имеет одну странность. На территории городища было построено множество храмов и алтарей, но не обнаружено ни одного явно светского сооружения, равно как и следов нехрамовой жизни. Отсюда Лорткипанидзе сделал вывод, что Вани стал не просто городом, а храмовым центром, своего рода городом-святилищем. На этом основании он предположил, что это и есть упомянутое Страбоном колхидское «святилище Левкотеи». Некторое подтверждение теории существования святилище некой богине женского рода было найдено в виде надписи на воротах Вани: «Молю тебя, владычица».
Город-святилище был разрушен в I веке до нашей эры. Упомянутое Страбоном святилище Левкотеи было разрушено боспорским царем Фарнаком в 49 году до наей эры, а чуть позже — Митридатом Пергамским. Возможно, разрушение святилища Левкотеи и разрушение Ванского городища — одно и то же событие.
Потом город пропал почти на 2000 лет. В XVII веке сюда переселилась из Сванетии семья Ахвледиани, и холм получил название "Ахвледианская гора". Уже в то время тут время от времени находили золотые предметы. В 1847—1848 годах по Грузии путешествовал французский историк, академик Марий Броссэ, автор первой на французском языке «Истории Грузии». Во время пребывания в Кутаиси ему подарили найденную в одном из погребений на холме Ахвледианов статуэтку. В 1876 году в тифлисской газете «Дроеба» писали так: «Каждый раз после дождя ливень сносит к ахвледиановым дворам то разные золотые украшения, то золотые цепочки, то монеты и кто знает еще какие предметы». По сообщению другой газеты, «местные жители тайком друг от друга продают древние предметы. Одни из них продал золотую чашу, другой — золотое сито. Кто-то приобрел здесь золотые перстни, в том числе с альмандиновым камнем, на котором было вырезано изображение прекрасного женского лица... Много старого добра должно быть здесь. Кто знает, сколько ценных памятников истории найдено, но утеряно из-за невежества их обладателей, а кто может знать, что еще хранится в недрах этого удивительного холма».
Где-то в первой половине ХХ века здесь бывал академик Эквтиме Такаишвили и исследовал некоторые участки холма. С 1947 года на территории городища начались правильно организованные раскопки, но серьёзные обороты дело приняло только в 1966. Годам к 70-м ими руководил профессир Отар Лорткипанидзе, который со времнем стал главным специалистом по античной Колхиде.
В 1984 году Вани посетил путешественник-реконструктор Тим Северин, который воспроизвёл путешествие на деревянной галере "Арго" из Греции в Колхиду. Он поднялся вверх по Риони от моря практически до самого Вани, где его встретил Лорткипанидзе и показал раскопки. Позже в книге Тим Северин упомянул об этом моменте так:
«Поскольку продвижение "Арго" замедлялось с каждым часом, по мере того, как скорость течения возрастала, Отар Лордкипанидзе послал за мной. Он пообещал, что грузинские друзья присмотрят за «Арго» и доставят его в Вани, а тем временем Отар покажет мне археологические раскопки, которые он ведет в этих местах. Подобная экскурсия поможет мне понять связи Грузии с античной Грецией и подбросит ключи к тому, почему легенда о золотом руне дожила до наших дней».
В 2010 году музей выглядел прмиерно так:
В 2012 году было решено реконструировать музей, но после парламентских выборов осени того года этот проект встал, как и все остальные в Грузии. В 2017 году было объявлено о возобновлении проекта. Примерно в октябре пандемийного 2020 года он был открыт. Он стал вторым реконструированным в пандемию музеем после Болнисского археологического. Он стал эффектным, красивым, но не вполне продуманным логистически.
Музей
Современный ванский музей – это новое, красивое здание в несколько этажей с парковкой, смотровой площадкой, ресепшеном и кафешкой. Есть даже камера хранения. Инженеры и дизайнеры проявили себя с лучшей стороны, но забыли о понятии «юзерфрендли», поэтому тут многое приходится делать наугад.
Войдя в стеклянные двери, вы попадаете на ресепшен, где оплачиваете вход. Там вам подскажут, куда идти дальше, потому что без этого вы не сможете угадать направление. Нарисовать стрелочку «начало экспозиции» никто не догадался.
Чтобы понять дальнейшее, требуется пояснение. Обычно в музеях находки распределены по каким-то темам. Например, отдельно мезолит, отдельно неолит. Тут все находки примерно из одной эпохи, поэтому их разложили по времени обнаружения, от ранних к поздним. Хотя умнее было бы разложить их от самых старых к более молодым, в хронологическом порядке.
В итоге, первый зал музея – это ранние находки. Их поместили под красивые стеклянные коробочки. Тут находится самый знаменитый экспонат – статуэтка «Тамады».
Это был довольно рядовой оберег, историческая значимость которого столь ннезначительна, что профессор Лорткипанидзе даже не упомянает его в своих книгах о городище. Археологи не придали значения этой фигурке, зато за неё ухватились маркетологи. Ведь там присутствует рог, а это ассоциация на вино, а все вместе это бренд! И фигурка обрела новую жизнь. Её увеличили в человеческий рост и установили у сигнахского музея, потом поставили бронзовую версию на Сионской улице в Тбилиси, потом её же поместили на "Колхидский фонтан" в Кутаиси. Теперь эта фигурка "неопровержимо доказывает", что вино в Грузии пили уже в VII веке до нашей эры. Её даже назвали "тамада", что б аналогия была более явной. И не важно, что "тамадизм" — явление позднесредневековое, и что в древности не было традиции изображать бытовые сцены... Да кому какое дело. Зато ванский музей внезапно обрёл достопримечательность.
Затем вы попадаете во второй зал, оформленный в красных тонах. В нём заложена какая-то очень сложная идея, требующая комментариев. Затем следует круглый зал с стеклянными витринами, очень красивый и инстаграмный, но тоже с непонятной информационной нагрузкой.
И, наконец, основной зал первого этажа. Это находки Отара Лорткипанидзе 1970-х годов. По центру есть интересная схема ванского городища. Только вместо подписей там сделали какие-то экраны с кнопками, которые или не работают, или не известно, кто уполномочен эти кнопки нажимать.
Зал оформлен красиво. Он полутёмный, с подсветкой, предметы сложены в застекленные ниши и снабжены табличками на английском и грузинском. Проблема в том, что табличек много, и они не сгруппированы по темам. Усвоить весь объем информации из табличек тяжело, с делать это по частям нельзя ввиду отсутствия деления на смысловые части. Думается, что среднестатистический посетитель вообще не будет ничего читать, а ограничится фотографированием самых красивых предметов.
…
После первого этажа надо подниматься на второй. Это нигде не написано, поэтому или вам скажут, или вы должны знать это заранее. Второй этаж довольно интересен, в нём собраны в основном находки 2007 года. Тогда был раскопан тайник, где были спрятаны предметы из какого-то храма. Тут сразу много всего эффектного. Например, лампы со слоновьими головами.
Когда вы бродите по обеим этажам, надо держать в голове хронологию ванского городища. Сейчас выделяют как бы четыре эпохи его существования. Первая фаза – это примерно 800—600 гг. до н. э., когда селение было небольшим, и в основном деревянным. Это последние века существования Колхидского царства (которое было уничтожено киммерийцами около 720 года).
Вторая фаза: 600—350 гг. до н. э., то есть, эпоха от Гомера до Александра Македонского. В это время уже был построен греческий Фасис и появились первые колонисты. В это время (в VI веке) в Вани появляется первая греческая посуда. Наверняка эта керамика где-то в музее стоит, но явно не на виду.
Третья фаза: 350—250 гг. до н. э. В это время город явно кто-то рушил и завоёвывал. Четвертая: 250 года до н. э. до 47 года до н. э. Город опять разрушали и завоёвывали. Во время этих двух фаз были в основном построены городские стены. Ну а потом город окончательно разрушили.
Уловить в предметах их соотнесение с конкретными эпохами практически невозможно. Тут пригодился бы хороший гид-античник, но таковых в природе немного, а существующие часто живут в своём особом мире и редко могут что-то внятно объяснить. Хотя случаются исключения. Даже сотрудники музея очень неплохо знают свою тему, но живут в другой вселенной и, например, к октябрю 2021 года не вписали часы работы музея на гугль-карты (то есть, они не сдеали этого за целый год!), и вообще не воспринимают эту проблему как проблему.
Посещать ванский музей сложно: он относится к своей особой эпохе (кавказской античности), причем к эпохе малоизученной (между Колхидским царством и царством Эгриси), других музеев такой тематики нет, и глубоко погружаться в эту тему мало кто способен. На уровне массового сознания ванский музей доказывает, что в богзнаеткакой древности тут пили вино, и всё. Когда-нибудь появится грамотный популяризатор науки и объяснит миру, как пользоваться этим музеем, но пока сотаётся ждать. (Автор этого сайта не античник, так что ничем помочь не может)
Городище
Помимо музея с предметами существует ещё и городище. Городище Вани (ვანის ნაქალაქარი) — это тот самый холм, на котором несколько столетий, предположительно с VIII по I векадо нашей эры существовал древний колхидский город-храм. Тот, кто ориентируется в эзотерической литературе, сразу догадается, что культовые центры не строились просто так и наверняка этот холм какой-то особенный. Сюда пока не додумались возить для медитаций, хотя для этого занятия тут все условия: тишина, атмосфера и готовые террасы.
Само городище довольно велико. Оно имеет вид эллипса и вытянуло с севера на восток примерно на 350 метров. Это как бы плоская вершина горы, которая полого поднимается к югу. Южная — самая высокая, самая главная в городе. Вход находится на северной стороне. Эта территория была обнесена стеной, но и снаружи, к востоку, мог быть ещё весьма большой пригород.
Если посмотреть прилагаемую ниже схему, то на ней видно, что на территории есть две смысловые точки: алтарь в южной части (сверху справа) и ворота в северной (снизу слева). Дорога, обозначенная на схеме, сейчас существет как обычная асфальтовая дорога.
Помимо этого чертежа существует еще и реконструкция, которую так же делательно поизучать для общего представления:
Казалось бы, логично пройти по территории городище снизу, от ворот, до верхнего алтаря. Но это не так просто. Треть территории городища относится к музею, туда можно попасть от здания музея по пешеходному мосту. Но это только треть. Вторая треть - это частные дома и огороды. наконец, последняя треть, это самая высокая, северная часть городища, она находится к югу от асфальтовой дороги, огорожена сеткой, но вход свободный. Нигде не написано, что туда можно забраться, поэтому мало кто знает про эту часть городища. Расскажем о них по очереди.
Северный сектор
Если вы перешли пешеходный мост и оказались на территории городища, то прямо перед вами будет некоторое количество фундаментов. каждая их группа снабжена прозрачным стендом, где нарисована схема участка и подписано, что это такое. Первым будет что-то вроде этого:
Прямо по курсу будет закрытое здание непонятной сущности, а справа, чуть выше по склону, виден заброшеный дом и ещё раскопанные фундаменты, почему-то без инфостенда. Это остатки крепостной стены.
В этом же месте есть самый загадочный объект на городище: это стул. Он держится на двух ножках, уходящих в грунт. Зачем он там нужен, неизвестно, хотя на егомонтаж были потрачены время, силы и деньги. Судя по схеме в музее, на этом участке были найдены самые древние находки. Может быть, это стул-мемориал.
Если пройти от стула метров 70 на юг, то там будет домик, где живёт секьюрити, а справа — так называемый «12-ступенчатый алтарь», сооружение II—I веков до нашей эры.
Он находится справа от асфальтовой дороги. Слева от дороги в кустах находится неведомая неподписанная квадратная руина, сложенная из гальки, а если пойти прямо по дороге, то она упрётся в решётку с воротами:
Это конец музейной части. Удивительно, что при всей важности городища для культуры и науки, его так и не окультурили всерьёз. Даже эту скромную треть, всего 100 на 100 метров. Можно было вурубить лишние кусты, выкосить колючки, выдрать сорняки, засеять всё газонной травой, проложить аккуратные дорожки. Но нет, выделенных 6-ти миллионов долларов на это не хватило. Поэтому северо-западная сторона этого участка вообще недоступна, там всё заросло непроходимыми колючками.
Южный соктор
Для проникновения в секретный Южный сектор надо или спросить секьюрити, что б оно открыло ворота (на картинке выше), или выйти из музея на асфальтовую дорогу и подняться по ней наверх, огибая городище слева. Или справа, но это чуть длиннее. Сектор отгорожен от дороги колючей проволокой, но там есть калитка. Сразу справа будет фундамент под крышей:
За фундаментом видны ямы захоронений, но туда не пройти из-за колючей проволоки. От этого фундамента 50 метров тропы ведут к Верхнему алтарю. Это анправление вместе со стендом выглядит так:
И вот, наконец, Верхний алтарь, или «7-ступенчатый алтарь»:
«На вершине холма — высшей точке акрополя городища раскопками выявлены развалины прямоугольного в плане храма и связанного с ним семиступенчатого церемониального алтаря IV—III вв. до н.э., — писал Лорткипанидзе, — Алтарь воздвигнут у средней части 15-метровой стены монументального храма на расстоянии всего 0,50 м, длина его 4,5 м, ширина 2,80 м».Вероятно, это был главный храм города, раз уж его поставили на самом высоком месте.
Ступени алтаря описаны очень подробно: «Первая ступень, имевшая длину 2,85—2,87 м, состоит из шести не очень тщательно пригнанных квадров, ширина её (проступь) равняется 0,33 м. Ступенька сохранила следы специальной отметки архитектора в виде неглубокой короткой поперечной линии, по которой точно выверены остальные шесть ступеней. Их длина, согласно этой отметке, равняется 2,72—2,73 м. Эти размеры выдерживают вторая и третья ступени, но последующие дают разницу от 2 до 10 см. Высота ступеней 0,19 м, проступь в среднем 0,33 м, что почти полностью совпадает с наиболее распространенной единицей небольших мер греческой метрологии — аттико-эвбейским футом, равнявшимся 0,328 м. Число ступеней было нечетным, и это было определено канонически: вступление на верхнюю площадку правой ногой считалось добрым предзнаменованием. Не исключено, что число семь — количество ступеней предхрамового, церемониального алтаря — являлось священным. Как известно, семь считалось священной цифрой как Аполлона, так и Диониса».
Этот ступенчатый алтарь предназначался для сожжения частей жертвенных животных. Он обращён в сторону восхода солнца, но по странам света, как и сам храм, ориентирован не очень строго. Отклонение от оси север-юг достигает 20°. Точно такое отклонение имеет и храм, что может служить доказательством их одновременного строительства. «Местонахождение алтаря и храма несомненно говорит о большой важности почитаемого здесь божества. К сожалению, археологический материал не позволяет определить характер культа. Ступенчатые алтари в греческом мире появляются довольно рано, с VIII в. до н.э., и впоследствии становятся распространенным типом предхрамовых жертвенников. Аналогичные алтари раскопаны в Капуе (II в. до н.э.), на Делосе, в Пергаме (III в. до н.э.) и других местах. Семиступенчатый алтарь эллинистической эпохи раскопан в Приене».
Метрах в ста ниже по склону находится несколько могил, которые закрыты металлической крышей.
Ещё пару объектов южного сектора можно найти, если пройти вниз по дороге
Как работает
Адрес: ул. Вахтанга Горгасали, дом 7
Тел. (+995 432) 21602; (+995 032) 2998022
Часы работы: 11:00 – 16:00 кроме понедельника.
Стоимость: – 10 лари, студентам – 0,5 лари, школьникам — 0.5 лари, экскурсия с гидом для школьников – 10 лари, для грузинских жителей 25 лари, для русско-англоязычных туристов 45 лари. Заявлен некий эксклюзивный тур за 200 лари, но возможно, это скопировали ценник из тбилисского нацмузея. Так бывает.
Как добраться
Музей находится примерно в 600 метрах от центральной площади города Вани строго на запад. Самое простое – найти улицу Горгасали, которая начинается прямо от этой площади, и идти по ней, пока не обнаружится музей.Перед музеем асфальтовая дорога образует Т-образную развилку. Направо – музей, а налево – дорога через городище кюжному сектору.
Координаты: 42°5'7"N 42°30'17"E