На главную Армения Монастырь Татев
Монастырь Татев
Монастырь Татев (Տաթևի վանք) — армянский монастырь, который строился в разные годы с начала X века по конец XIII, расположенный на скалах над каньоном реки Воротан. Считается крупнейшей достопримечательностью Армении, а его фотографии стали символом армянской исторической архитектуры. Посещение Татева стало основным, а иногда и единственным мотивом посещения Южной Армении. Татев пережил несколько фаз истории: одна завершилась в 1931 году, когда землетрясение разрушило несколько строений. Вторая завершилась в 2010-2017 годах, когда прошла реставрация, заметно изменившая внешний вид монастыря. Сейчас Татев интересен не столько сам по себе, сколько окружающей его местностью: каньоном, пейзажами и гестхаузами.
 
Классический вид на Татев с юга. Этот кадр настолько популярен, что иногда им иллюстрируют статьи по истории Грузии или Тбилиси. Некоторые убеждены, что здесь изображена крепость Нарикала.
Название 
Обычно в Закавказье у монастыря есть официальное название и неформальное прозвище. В случае с Татевом официальное название нигде не упоминается. Теоретически, это должен быть Монастырь Петра и Павла, соответственно главному храму. Но в литературе, и даже в церковных документах он называется по неформальному прозвищу. Происхождение этого прозвища утратилось полностью. По самой убедительной версии оно произошло от  имени Святого Евстафия. По-армянски имя святого Եվստաթեոս (ЕВСТАТЕОС), а монастырь Տաթևի (ТАТЕВИ). И в обоих случаях первая буква Т — это обычное «t», а второе Т — скорее «th», которая введена в алфавит для аналога греческой Фиты. Соответственно, по названию храм символический брат грузинского храма Эртацминда, в названии которого ещё сложнее уловить имя Евстафия, потому что Эстате превратилось в Эрта.
 
Согласно народной этимологии, название происходит от словосочетания  «Дал крылья», что было обыграно при постройке канатки, которая получила название «Татеви тевер» - Крылья Татева.
 
У азербайджанцев есть своя этимология. ЭВ в тюркских языках обозначает «дом», а ТАТ понимается или как производное от народа татов, или как диалектное слово со значением «большой». Но это тоже сильно пахнет народной этимологией.   
История
Монастырь нахродится на территории области Сюник, которая во все эпохи была полунезависимой (или совсем независимой) частью Армении и управлялась князьями из рода Сюни. Ещё в тот независимый период, фактически ещё в годы арабской оккупации, на територии монастыря появилось первое строение: Храм Григория Просвятителя. Он был построен где-то после 836 года. Формально это ещё эпоха «Тёмных веков», когда не строили почти ничего, и храм того времени очень интересен как явление, но он не сохранился.
 
В 875 году князья Сюни участвовали в привидении к власти царя Ашота I, и тем самым поучаствовали в создании Анийского царства. Чуть позже они сами признали над собой власть этого царства, так что Сюник стал княжеством. Около 892 года князем Сюника стал некий Ашот, о котором известно очень мало. Именно он в 895 году начал строить храм Петра и Павла, чем фактически основал Татевский монастырь. Когда он был достроен, царь Смбат I приезжал на его освящение. Теперь храмов было два: Большой Петропавловский и старый храм Св. Григория с южной стороны.

Ашот строил храм сразу как главный храм Сюника и как кафедральный храм Сюникской епархии. Тут важно понимать, что это не столько памятник армянский вообще, сколько памятник южной Армении, поэтому он изначально мог быть не похож на храмы центральной и северной Армении. Это как бы отдельная маленькая цивилизация. 
 
Так же важно понимать, что это было начало новой эпохи, когда Закавказье (и Византия) выходили из затяжного двухсотлетнего кризиса. Экономика была на подъёме, поэтому изыскать средства на такое  большое строительство смог даже Сюник. Сложнее понять, где искали архитекторов. В любом случае, это были начинающие архитекторы, которые не имели за спиной никакой традиции и могли смело экспериментировать. Видимо этим и объясняется несколько нетривиальная архитектура Петропавловского собора.
 
В 987 году Сюник откололся от Анийского царства и стал совсем независимой сущностью. Татев остался его главным религиозным центром. Через 60 лет в Закавказье пришли сельджуки, но Сюник они обошли стороной и он продолжил существовать. В 1072 году (лет через 10 после разгрома Анийского царства) правителем Сюника стал Сенекерим, который официально именовал себя царём. Более того, в одном документе он называет себя «царём Армении, пребывающим в Сюнике», из чего следует, что он считал своё государство правопреемником Анийского царства. И вот этот Сенекерим в 1080-е годы построил третью церковь комплекса, Сурб-Аствацацин. 
 
В XII и XIII веках Армения была отвоёвана у мусульман и оказалась в границах Грузинского царства как Княжество Закаридов, а Сюник вошёл в подданство этого княжества и формально стал тоже частью грузинского царства как область Сивниэти. Но Сюник был так далеко от Тбилиси, что грузинское культурное влияние тут не сказалось вообще никак. 
 
В 1139 году произошло крупное Гянджийское землетрясение, из-за которого рухнул храм Григория Просвятителя. Рухнул и купол Петропавловского собора. Ещё 130 лет храм простоял без купола. В таком виде его могла бы видеть царица Тамара, если бы ей вздумалось посетить Сюник.  

При монголах в середине XIII века армянское государство Закаридов фактически перестало быть частью грузинского царства. В 1274 году на Петропавловском соборе восстановили купол. 
 
В 1295 году на руинах храма Св. Григория был построен новый. Он достаточно скромный, и у него уже модный в ту эпоху сельджукский портал
 
В 1373 году, когода Закаридская Армения доживала свои последние дни, в Татеве по какой-то удивительной причине открылся университет. Он стал самым большим университетом в Армении того времени. В 1390 году здесь поселился грузинский армянин (родом из Тмогви) Григор Татеваци, при котором университет переживал годы расцвета. Григор умер здесь в 1410 году и его гробница по сей день существует у южной стены собора. На годы присутствия Григора пришлись и нашествия Тимура на Закавказье, но Тимур обошёл стороной эти края. Надо признать, что на фоне всеобщего упадка и разрухи в Закавказье того времени татевский университет был совершенно невероятным островком цивилизации. Но, похоже, что он держался на энтузиазме одного человека, и почти сразу после смерти Григора пришёл в упадок.
 
Татеву повезло с сельджуками, повезло и с Тимуром. Но при наследниках Тимура везение кончилось: в 1434 году Шах-Рух, сын Тимура, пошёл войной на Искандера, султана государства Кара-Коюнлу. Утверждается, что во время этого похода Шах-Рух сжёг Татев.   
 
После этого 400 лет монастырь простоял заброшенным. Когда в XVII веке был разрушен монастырь Аранц, его монахи переселились в Воротанский каньон, под Татевом, и построили там монастырь Татеви Мец Анапат. Странно, что они не воспользовались строениями самого Татева.
 
Позже монастырь стал популярен у местных тюрков-скотоводов. Он считался неким особенным «местом силы» и они приходили сюда совершать полуязыческие ритуалы.
 
В 1921 году, во время армянского восстания против Красной Армии, в Татеве прошёл съезд, объявивший о создании Армянской горской республики. Она просуществовала с апреля по июль и была уничтожена большевиками. Татев вполне могли разрушить как символ сопротивления, но и тут, как в случае с сельджуками, беда прошла стороной.
 
Вечером 27 апреля 1931 года Зангезуское землетрясение силой 6,5 баллов тряхнуло Зангезурские горы. Оно произошло примерно по тем же геологическим причинам, что и Гянджинское землетрясение 1139 года. Оно разрушило от 10 до 250 деревень (точно не известно), а так же город Сисиан и монастырь Татев. У Татева рухнул купол (снова) и колокольня.  
 
Татев после 1931 года
Лет 40 монастырь простоял в полуразрушенном виде. Только в 1970-е годы его начали восстанавливать. Именно в это время был построен купол, восстановлена облицовка, крыша, верхняя часть портика и кое-что ещё. Как часто бывает, реставрация частично убила ауру архаики. Но это было ещё не всё. В 2008 году был выдвинут новый проект, частью которого стала канатная дорога «Крылья Татева», запущенная в 2010 году. По плану предполагается создать в монастыре гостиницу, трапезную, помещения для обучения, а так же, судя по эскизам проекта, построить фонтан, засадить всё деревьями и отгрохать огромную башню, раза в полтора выше собора. Видно, что у какого-то чиновника разыгралось воображение. 
Современность
Татев в наше время  это довольно большой Петропавловский собор (Сурб Погос-Петрос) и несколько строений вокруг. Собор не только самая большая часть комплекса, но и самая старая. Как было сказано выше, это эксперимент времён начала Второй Архитектурной эпохи. От прежней эпохи (VII века) ему в наследство достались полукруглые козырьки над окнами и даже над восточными нишами, хотя в последнем случае они не несут никакого практического смысла и сделаны просто для красоты — признак того, что архитектор пытался воспроизвести что-то из прошлого. 
Сурб Погос-Петрос 
 
В плане это почти типовой для своей эпохи храм: у него четыре угловые камеры, как и в главном храме Гегарда и Ахпата. Но в тех храмах купол опирается прямо на эти камеры, а здесь решили увеличить размеры храма, вытянув его в длину, и тем самым куполу стало не на что опираться. Во имя размеров пришлось пойти на эксперимент и построить два порных столба. Армянская архитектура отказалась от них ещё в VII веке, но тут или забыли, почему отказались, или решили рискнуть. Эксперимент вышел так себе: купол оказался великоват и не выдержал землетрясений 1139 и 1931 годов.  
  
Купол интересен изнутри. Он держится на парусах, а не на тромпах. Впервые в Армении паруса применили в 640-х годах в храме Аручаванк, но это было единичное явление, и не факт, что технологию помнили. Фактически Тетавский храм — первое применение парусов в эпоху IX—XIII веков, или как минимум одно из первых. Ну или это последствия ремонта 1274 года. В любом случае, татевские паруса — это необычное и интересное явление, с которым хорошо бы детально разобраться.
 Паруса Татева
Купол Татева  дважды новодел. Сначала он был построен в 1274 году, когда армянская культура уже размывалась тюркской и медленно шла к упадку, а потом был уничтожен, и восстановлен в советское время. Именно поэтому он стилистически несимпатичный. 
 
Помимо купола-анахронизма, у собора есть и ещё одна странность: портик. В Армении такое случалось, но крайне редко, поэтому тоже не вписывается в стиль. Изначально это была колокольня в три яруса, но она погибла в 1931 году. Нижний ярус повредился, но был восстановлен. Получился портик с плоской крышей, который довольно сильно портит общий вид собора. Было бы разумнее снести остатки колокольни, ибо это в любом случае, что-то позднее. (Впрочем, не вполне понятно, когда она появилась). 
 
У собора есть одна особенность. Храмы принято ориентировать по линии восток-запад, но так как строители определяли стороны света по восходу или закату солнца, то и ориентировка всегда была неточной. В данном случае явно строили по точке заката, поэтому продольная линия храма довольно сильно отклоняется от линии восток-запад. Такие отклонения всегда радуют поклонников эзотерики, поскольку в их понимании, такое отклонение зашифровывает в себе какие-то магические цифры. Одни говоят, что такие храмы ориентированы на некий древний Северный Полюс, другие, что это «константа, заложенная в строении столба, указывает на азимут восхода Сириуса в момент завершения космопланетарного энергообмена».
  
Церковь Святого Григора. Это очень простая по конструкции церковь, пристроенная вплотную к южной стене основного собора. Это самое позднее строение в монастыре, 1295 года. Интересно разве что как элемент культуры эпохи Закаридской Армении. Это уже времена сильного сельджукского влияния, поэтому вход с запада оформлен типичным сельжукским порталом.
Портал храма Св. Григора
 
Церковь Сурб Аствацацин. Это был бы интересный памятник архитектуры, поскольку почти всё, что строили в XI веке, обычно чем-нибудь интересно, но в данном случае это довольно типовая купольная церковь, более чем на половину продукт советской реконструкции. 

Церковь Сурб-Аствацацин
... 
Столб Гавазан
У южной стены татевского собора стоит каменный столб по имени Гавазан (Գավազան), построенный одновременно с собором, около 905 года. В целом ничего удивительного, если знать, что в Армении был свой особый культ каменных столбов, менгиров или вишапов. Но у этого конкретного была особенность: по какой-то причине он раньше раскачивался. В народе говорили, что он таким образом предупреждал о землетрясениях или о вражеском нашествии.
 
Но 1990-е годы породили моду на эзотерику и уфологию. Сейчас татевскому столбу уделяется внимания больше, чем всему остальному монастырю. Если порыться на помойках вроде "дзена", то там можно найти много всего забавного про этот столб. Он построен в помощью внеземных технологий, это точка отсчёта времени, это связь с Орионом, это антенна, «он является наиточнейшим астрономическим инструментом, когда-либо созданным человечеством», здесь «была зафиксирована серия сигналов (в двоичной системе) неизвестного происхождения».
 
Всё это проповедовал единственный на всю Армению альтернативщик Вазген Геворгян, но делал это довольно успешно, и его рассуждения попали даже на новостной сайт Спутник-Армения. Некой сибирской астрономессе приписывается комментарий к теориям Геворгяна:  «Действительно, наивысшее положение относительно небесного экватора Орион занимает 10-11 августа 2012 г. Следующий раз – через 26 000 лет! Качающийся столб - удивительное сооружение! Какое инженерное решение! А какая резьба по камню и символика! И как передано вращение Земли (небесной сферы)». 
 
Так же возникла теория, что область Сюник получила название от слова СЮН, означающего стеллу, и, разумеется, не какую-нибудь вообще, а именно татевскую. В науке, правда, такая версия особо не рассматривалась.
 
Что важно: во всей Армении только Татев удостоился такого внимания псевдонауки. 
Инфраструктура
Монастырь Татев и село Татев представляют собой небольшой островок цивилизации посреди горной глуши. Рядом с монастырём находится станция канатной дороги, рядом парковка и туалет, напротив через дорогу есть магазинчик, а чуть сбоку находится отличная кафешечка, с вайфаем, краслами, террасой, и вообще всем необходимым для жизни. Выше, в селе Татев, есть 10 или 15 гестхаузов. С утра к монастырю прибегают торговцы сувенирами и днём там уже всё забито лавками.
 
Около монастыря есть две официальные зоня для бесплатного кемпинга. Но ночевать в этих местах неуютно. Утро тут не даёт никаких особых кадров, а если случиться ветер и сырость, то будет совсем невесело. По этой причине есть некий смысл в том, чтобы спуститься ночевать в Воротанский каньон. 
Воротанский каньон
Река Воротан зарождается в горах около Джермука, фактически в Азербайджане, вытекая из высокогорного озера Залхангёль. Оттуда Воротан стекает вниз и заполняет Спандяранское водохранилище, высота которого примерно 2000 метров от уровня моря, потом вытекает из него, протекает мимо Сисиана (ок. 1550 метров), и за Сисианом начинает формировать каньон. Прямо под Татевом река протекает на высоте 970 метров от уровня моря, при этом сам Татев стоит на 1500 метрах, стало быть, разница высот составляет примерно 530 метров. Через 12 километров он уходит в Азербайджан, где впадает в Акеран и потом в Аракс. Азербайджанцы зовут эту реку Базарчай. Когда-то было одноимённое поселение, ныне затопленное Спандарянским водохранилищем.
 
Сейчас над Воротанским каньоном протянута канатная дорога. Обычная трасса пересекает его по мосту, рядом с которым есть несколько пещер. Там же около моста есть руины неведомой церкви. От моста вниз по реке ведёт тропа к монастырб Анапат, до которого примерно 900 метров. там красиво, хотя и немного замусорено. При желании там можно найти место под палатку. Вода в Воротане пригодна для приготовления еды. От Анапатского монастыря начинается длинный серпантин наверх, к Татеву. Или же можно уйти по канону вниз, и там через 7 километров выйти к дороге Байцраван-Шинуайр и подняться наверх по серппантину в село Шинуайр. От моста вверх по реке троп нет и местность кажется вообще непроходимой.
 
Если пройти от села Татев на север, там через 3 километра тропы есть гора высотой 1757 метров, которую каньон огибает с севера и с востока. Там можно сверху увидеть сразу большой его участок.
 
В каньоне комфортно: летом там тень и вода, в холодные сезоны там безветрие. Это самое удобное место для дикой стоянки во всём регионе.  
Монастырь Татеви Мец Анапат
... 
Канатная дорога 
... 
Татев в Азербайджанской идеологии 
Азербайджанцам свойственно воспринимать Армению как некоторое недоразумение, и вписывать все исторические явления в систему азербайджанской культуры. Существует маргинальная версия, согласно которой Татев — памятник албанской истории и культуры. Видимо, в данном случае понятие "Кавказская Албания" расширяют и во времени и в пространстве. При этом по одной версии албанская государственность погибла в VIII веке и возродилась в XII веке (как Хаченское княжество), и Татев построен как раз в промежутке, в момент её отсутствия, но по другой версии, Сюникское княжество  это тоже нечто албанское. Но это версия маргинальная, наукой пока не принятая. В азербайджанской википедии присутствует перевод статьи из английской википедии, без всяких упоминаний Албании.
Как добраться 

Татев бывает непросто найти на карте: искать надо к югу от города Горис и чуть к западу. От центра Еревана до Татева 252 километра, хотя иногда пишут про 270 или 275. Дорога идёт через Ехегнадзор и Сисиан, а перед горисом сворачивает вправо, мдёт по высокогорной равнине, подходит к Воротанскому каньону и долго в него спускается, а потом так же долго поднимается. Если вы решили начать изучение местности с каньона и монастыря Татеви Мец Анапат, то лучше остановиться внизу, в каньоне, у моста. Там тише, спокойнее, и симпатичнее. Уже потом можно подниматься наверх.

 

После 2020 года стали строить ещё одну дорогу, которая идёт в обход Сисиана, и выходит напрямую в село Татев. Но она пока в процессе создания. 

 

 монастыри Армении
АванАгарцинАйраванкАпаран
АракелоцАруч
Аричаванк
Ахпат
Ахтала
Гарни
ГаянэГегардГошаванк
Ереруйк
Звартноц
Кечарис
КиранцКобайр
МастараМакараванкМармашенНораванк
НорварагаванкОванаванкОдзун
Птгнаванк
Рипсиме
Сагмосаванк
СрвегСеванаванк
Сенаин
 ТалинТатев
Хневанк
Хор-Вирап
Эчмиадзин
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.038851022720337 сек.