Сагмосаванк (Սաղմոսավանք) — монастырь к северу от Аштарака на высоком берегу реки Касах, заложенный в 1215 году, за год до закладки соседнего Ованаванка. Типичный монастырь «гандзасарского типа», пример поздней армянской архитектуры, «грузинского периода». Расположен близко к Еревану и добраться до него легко.
История
Существует легенда, что первый храм на этом месте поставил ещё Григорий Просвятитель, и здесь монахи учились псалмам, поэтому монастырь и получил такое название. Слово сагмос (Սաղմոս) означает «псалом».
Основная церковь комплекса называется Сурб-Сион. Она была заложена в 1215 году, когда царём Грузинского царства был Гиорги Лаши, князем Армении Иване Мхаргрдзели, а Арагацотн принадлежал князьям Вачутянам. Князь Ваче Вачутян распорядился построить этот храм, вероятно взяв за образец храм
монастыря Аричаванк, построенный в 1201 году. На следующий год он заложил однотипный
храм Ованаванк, и на другом конце Армении, в Карабахе, был заложен тогда же храм монастыря Гандзасар. В наше время все эти храмы называются храмами «гандзасарского типа». Сагмосаванк отличается только тем, что купол у него не зонтичный, а конический. А сходство с Ованаванком дополняется ещё и тем, что оба храма построены на скалах над каньоном реки Касах, так что на фотографиях их легко спутать.
Храм был достроен в 1221 году. Чуть позже к нему был пристроен
гавит. Точно не известно, когда это случилось, но так как строил всё тот же Ваче, а умер он в 1230 году (немного не дожив до монгольского нашествия), то зачит, гавит появился между 1221 и 1230 годами.
В 1235 году Курд, сын Ваче, построил к югу ещё один маленький храм Сурб-Аствацацин.
Наконец, в 1255 году кто-то из Вачутянов пристроил с юга книгохранилище. Это самая интересная часть монастыря, поскольку гражданских построек того времени в мире уцелело очень мало. В этом году Армения уже не подчинялась грузинскому царству, уже пришли монголы, уже готовился совместный поход на Бадад.
Современность
В наше время Сагмосаванк популярная достопримечательность (хотя ему уделяют внимания чуть меньше, чем Ованаванку), сюда приезжают и туристы и сами армяне. Здесь всё отремонтировано и наведена чистота, хотя стенда с информацией нет. Строения монастыря стоят на краю каньона, но не очень близко, так что восточный фасад можно рассмотреть с расстояния метров в 10. Всего здесь три крупных здания.
С точки зрения истории архитектуры самое интересное тут это вход в
гавит, то есть та часть всего комплекса, которая оказывается у вас прямо перед глазами, когда вы приближаетесь к Сагмосаванку. Этот вход оформлен порталом, который в искусствоведении называется «Сельджукский портал».
Это, наверное, самое известное заимствование из сельджукской архитектуры в армянской. Таких порталов очень много в Северной Армении на храмах XIII века.
Далее можно обойти монастырь вокруг, хотя ничего необычного там не будет. Даже восточная сторона всех строений довольно проста. Восточный фасад церкви оформлен двумя нишами, но не более того.
Если зайти в гавит, то там видно, что он четырёхстолпный, довольно типовой, без сложных архитектурных решений. Свод его оформлен довольно красиво.
Как часто бывает в армянских монастырях, гавит тут самая интересная часть всего комплекса.
Из гавита можно пройти в самую старую часть монастыря, в храм Сурб-Сион. Это тоже типовой храм гандзасарского типа. У него нет столбов, они как бы слились со стенами. Есть мнение, что так сделали, чтобы повысить сейсмоустойчивость сооружения. И похоже, что это себя оправдало: своды храма не рухнули, как это часто бывало у храмов со столбами. Но по этой же причине храм довольно тесный.
У храмов гандзасарского типа не два угловых помещения (пастофория), а четыре, и они имеют сильно вытянутую форму. К двум западным помещениям ведут каменные лестницы.
Из гавита можно пройти и на юг,в помещение книгохранилища. Это очень странное помещение. С виду оно чем-то напоминает храм, но это не храм. Главное отличие от храма – это его своды, которые сделаны по типу сводов гавитов. Авторы сначала возвели каменные арки, а потом пространство между ними заложили камнем.
С технологической точки зрения это уже почти готика. Если бы армяне успели осознать все возможности такой технологии, то могли бы построить и готический собор, но они не успели.
В помещении есть что-то вроде алтарной ниши, которая иногда завешена тканью. Видимо, книгохранилище используется для богослужений.
Левее алтарной ниши виден вход в маленькую церковь. Но она совсем крохотная и ничего необычного в себе не содержит.
Сагмосаванк на пару с Ованованком интересен тем, что его поставили прямо на краю каньона, и производит хорошее впечатление как и всё, построенное на краю чего-нибудь. От монастыря хорошо смотрится каньон реки Кесах.
Сагмосаванк нельзя назвать ярким достижением армянской архитектуры, но он интересен как частный проект князей Вачутянов. Несмотря на отсутствие огромных земельных владений они как-то изыскали ресурсы на несколько крупных архитектурных проектов, чем и интересны.
Как найти
В Сагмосаванк легко добраться, поскольку он находится всего в 1800 метрах от трассы Ереван-Спитак. Некоторая проблема в том, что поворот на оформлен ярким и внятным указателем. Если ехать на спитакской маршрутке и заранее попросить высадить у села Арташаван, то обычно маршрутка высаживает как раз на повороте. Дальше надо будет идти на восток, пройти Арташаван, подняться на небольшую горку, пройти село Сагмосаван и там дорога упрётся в монастырь. Ровно по середине дороги есть что-то вроде ресторана. Перед монастырём есть пространство под парковку. Обычно старички продают там какие-то мелочи.
Стоит помнить, что на северной окраине Арташавана есть кладбище, на котором стоит церковь Аменапркич примерно VII века. Между храмами по прямой 1500 метров, по дороге дольше. Можно за один визит посетить оба храма, а около Аменапркич есть стол и вода.
Координаты Сагмосаванка: 40°22'50"N 44°23'48"E