Ахпат (Հաղպատ) — знаменитый монастырь в одноименном селе недалеко от города Алаверди, самый эффектный монастырь в Северной Армении. Он чем-то похож на расположенный на расстоянии прямой видимости монастырь Санаин, но многим отличается, причём в лучшую сторону. С 1996 года включен в список наследия ЮНЕСКО.
История
Посление на месте монастыря существовало еще с самых древних эпох, а непосредственно монастырь основал между 929—953 годами царь Аббас Багратуни. В 976 царь Анийского царства Ашот III начал возводить храм Сурб Ншан, который был закончен к 991 году. Как раз в 978 году Ташир отделился от Анийского царства и получается, что храм начал строиться еще в Анийском царстве, а завершилось строительство уже в Таширском царстве. Падение Анйского царства в 1064 году привело к некоторому застою, так что первую сотню лет храм Сурб Ншан был единственной каменной постройкой монастыря. В 1118 году Ташир становится частью Грузинского царства и с этого момента начинается новая эпоха в истории монастыря: все основные постройки, которые мы видим в Ахпате, построены именно в "грузинский" период его истории, а частично даже и в "монгольский".
Что имеется сейчас
Сейчас Ахпатский монастырь - это несколько строений, стоящих практически вплотную друг к другу и образующих сложную композицию, в которой трудно ориентироваться. Здесь можно ходить очень долго, переходя из помещения в помещение. Если монастырь Санаин — это несколько зданий в одну линию, то здесь все хаотично. Кроме того, здесь нет никаких зарослей, поэтому все хорошо видно и легко фотографировать.
Если входить в монастырь по основной лесенке, то первым зданием по ходу движения будет небольшая церковь Святого Григора, весьма простая по конструкции, в виде базилики. За ней находится церковь Сурб Ншан с круглым куполом и громадный
гавит этой церкви, с башенкой на куполе. Этот гавит почти полностью закрывает Сурб Ншан.
Купол Сурб Ншан
Еще левее гавита стоит небольшая, купольная, весьма изящная церковь Сурб Аствацацин (Богоматери).
За этой церковью находится самое удивительное здание комплекса, так называемый "
гавит Амазаспа", названный по имени настоятеля храма и заказчика строения. С виду это сооружение примитивно и чем-то похоже на большой сарай, но при ближайшем рассмотрении должно вас удивить, если вы хоть как-то ориетируетесь в архитектуре. Я ориентируюсь слабо, но меня удивило.
Невероятны в первую очередь размеры этого сооружения — это здание имеет площадь 330 кв. м., то есть это самый большой гавит (притвор) в Армении. Он построен в 1257 году, уже в монгольскую эпоху, и можно только удивляться, как удалось соорудить такую конструкцию технологиями романской архитектуры. У романской архитектуры всегда была проблема с пространством, внутри романских храмов обычно тесно из-за толщины стен или опорных колонн. Здесь же сумели построить свод такой вот сложности, и этот свод выдержал несколько землетрясений, что уже совсем невероятно.
Гавит Амазаспа
Гавит — это как бы западная пристройка к храму, но гавит Амазаспа это вещь в себе. С восточной его стороны формально пристроено крохотное здание храма, но это именно храм пристроен к гавиту, а не наоборот. С внешней стороны на храме есть мемориальная доска в память пребывания в монастыре поэта Саят-Нова.
Между гавитом Амазаспа и церковью Сурб Ншан существует проход, через который можно проникнуть сразу много куда. Тут надо обратить внимание впервую очередь на совершенно нетривиальный хачкар. Как правило, армянкие хачкары — это в основном орнаменты. Но на этом изобразали сцену распятия с человеческими фигурами, что для Армении вообще редкость.
Этот самый хачкар
Если пройти еще дальше, то можно попасть в помещение, которое сильно напомнает марани - винохранилище. Это единственное место в северной Армении, где я видел марани.
Марани
Чуть в стороне и на возвышености находится колокольня. Она представляет собой в плане крест, который сведен в восьмиугольник, причем углы образуют ниши в совершенно мусульманском стиле. Эта колокольня построена в 1245 году, уже после сражения при Кёседаг и армянско-грузинско-монгольских походов на сельджуков, и можно предполагать, что построена на доходы от разграбления румского султаната. В этот самый год умерла царица Русудан, единственный сын которой потерялся в Карокоруме, и поиски наследника в итоге приведут к двоецарствию и распаду страны. Эпоха единой Грузии завершилась в год постройки этой колокольни и ее можно воспринимать как своего рода мемориал той эпохи.
Ахпатская колокольня
Фрески... Их почти нет. Армяне недолюбливали эту форму изобразительного искусства, однако в грузинскую эпоху некоторые стены были покрыты тонким слоем штукатурки — поверх резных надписей — и расписаны. За сохранностью не очень следили, поэтому практически все ахпатские фрески пропали. Лишь кое-где видны отдельные их признаки.
...
Говорят, что монастырь действующий, но я не заметил ни одного монаха и хозяйственных построек тоже не помню. Зато в храмах гнездятся ласточки — их тут ну очень много.
Ахпат |
| | | |
|
Хачкары | Свод гавита | Кресты | Хачкар | Гавит |
Загадочная история Саят-Новы
Армянский поэт Саят-Нова был придворным поэтом грузинского царя Ираклия II, который в итоге принудительно постриг его в монахи и сослал в Гилян. Причина ссылки до сих пор дискутируется. То ли царь так отреагировал на социально-политические взгляды поэта, то ли поэт неудачно влюбился в сестру царя, то ли не в сестру, но в какую-то женщину, влюбляться в которую было не положено.
В 1768 году у Саят-Нова умирает жена и его переводят в монастырь Ахпат. По другой версии, он ушел в монахи добровольно именно после смерти жены. Так или иначе, но примерно с 1768 по 1795 год Саят-Нова прожил в Ахпате, одновременно продолжая сочинять песни. В 1795 году он узнал о том, что персидская армия движется на Тбилиси, и отправился туда, чтобы эвакуировать детей в Моздок. Сам он остался в городе и погиб у
храма Сурб Геворк. Однако, существует альтернативная версия, согласно которой он умер все же в Ахпате. В Армении популярна именно вторая версия.
Инфаструктура
В селе Ахпат есть гест и вроде бы даже не один. По ценам едва ли дороже 5 000 драм. Прямо у парковки перед монастырем есть ресторанчик, где есть нормальная еда и можно как минимум выпить кофе з 250 драм на террасе с видами на ущелье. При ресторанчике есть гест, который берёт 6 000 драм с человека (с завтраком). На самой парковке скучающие бабушки торгуют сувенирами. На мой взгляд, при наличии своего транспорта сюда можно приехать из Тбилиси, провести тут одну ночь и вернуться обратно.
Попадание
Село Ахпат и монастырь находятся на плоскогорье высоко над рекой Дебед и ереванской трассой. Поворот на Ахпат находится всего в 3 километрах от центра
города Алаверди и в 9 киломерах от села Ахтала. Это менее 30 киломеров от грузинской границы. Поворот маркирован. От этого поворота надо проехать сначала пару киломеров пологого подъёма, а затем начинается крутой извилистый серпантин. Утомительно, но красиво.