Ованаванк (Հովհաննավանք) — небольшой монастырский комплекс, из трёх строений и внешней стены, который находится примерно в 5 километрах к северу от
города Аштарак на высоком берегу реки Касах. Большой храм построен в начале XIII века, маленький примерно в V веке. Монастырь расположен примерно в 25 километрах от Еревана, близко от основных трасс, поэтому посещается часто.
История
Первым сооружением на территории монастыря стала небольшая прямоугольная церковь, которую иногда называют базиликой, но она не имеет столбов и стоило бы назвать её зальной церковью. Она датирована V веком. Основной храм (Святого Карапета) начали строить в 1216 году, когда царём Грузии был Гиоргий Лаши, князем Армении Иване Мхаргрдзели, а областью Арагацотн распоряжался его вассал Ваче I Вачутян. Эта стройка началась в тот же самой год, когда на юге Армении начали строить собор монастыря Гандзасар. Ованаванк и Гандзасар — близнецы-братья, но оба, похоже, копируют
монастырь Аричаванк, который точно такой же, но построен был раньше, в 1201 году. Годом ранее (1215) Ваче начал строить храм в
монастыре Сагмосаванк, такой же по форме, но без зонтичного купола.
В 1250 году, то есть уже при монголах, к собору был пристроен гавит. Тот купол на колоннах, что мы видим сейчас, появился ещё позже, в 1274 году.
К началу ХХ века храм выглядел несколько запущено и совсем утратил зонтичный купол. Выглядел он так:
В 1918 году сильное землетрясение повредило купол и южную стену храма. Всю советскую эпоху он простоял в руинах. В 1978 году он выглядет вот так:
И только около 1990 года прошла реставрация. Ещ1 до обрушения было сделано несколько фотографий, что очень помогло восстановлению. И храм принял современный вид.
Современность
Ованаванк во многом напоминает соседний Сагмосаванк, но он сложнее и интереснее. Лучше всего он смотрится с солнечной южной стороны, хотя эта сторона сильнее всего пострадала от землетрясения.
Южный фасад храма Святого Карапета чем-то напоминает оформение восточных фасадов, поэтому есть случаи, когда люди принимают эту сторону за восточную. Мы видим, что некоторые блоки побитые: это оригинальные блоки XIII века. Ближе к центру и наверх блоки равнее, это вставки советского времени. Интересно, как восстановили оформление окна, из оригинальных камней, или из новых.
Самое интересное во внешнем оформлении Ованаванка, это восточная сторона его главного храма. К сожалению, храм придвинут к самому краю скалы, что не позволяет рассмотреть фасад с расстояния. И фотографировать его тоже сложно. На фотографии ниже, сделанной в неудачное время, можно кое-что рассмотреть:
Мы видим здесь то, что инога называют «Самтависским фасадом»: набор из двух ниш, креста, окна и двух ромбов. Такой набор впервые появился на грузинском
соборе Самтависи, потом попал на другие грузинские храмы, потом появился на соборе
монастыря Ахтала в северной Армении, и уже совершенно непонятным и загадочным образом попал на Ованаванк. Возможно, князья Вачутяны часто посещали Грузию. Сложно сказать, как возникали такие заимствования.
Притча о десяти девах
Притча о десяти девах (арм. таси куйсери аррак) — это история из 25-й главы Евангелия от Матфея. Там ученики спрашивают Христа, как будет выглядеть конец света. Он предлагает аналогию: однажды десять дев пришли с лампами на свадьбу и стали ждать, когад придёт сам жених. Пять из них имели запас масла, а пять не имели. жених задерживался, и все заснули. Когда жених пришёл, то оказалось, что у пяти дев масло уже заканивается, а первые пять своим маслом делиться не стали. Пять ушли искать масло, а когда вернулись, двери дома уже были заперты.
Эта притча имеет очень много толкований. Жених — это явно Христос, а его приход — это Второе пришествие. Пока девы его ждали, они заснули, то есть, умерли. С его приходом они воскресли, но оказалось, что для встречи с Богом некоторым из них чего-то не хватает. Например, праведности, чистоты, или какого-то другого ресурса. И это что-то такое, что нельзя взять в долг. Но после Второго пришествия уже не будет времени на подготовку, поэтому в Царство Небесное их не пустили.
Это притча о том, что к встрече с Богом можно оказаться не готовым. Тут недостаточно веры, нужен ещё какой-то ресурс. И вполне можно оказаться у закрытой двери.
Во Франции и Германии очень любили этот сюжет, и часто размещали его на фасадах соборов. Он есть даже на Соборе Парижской Богоматери. Тем самым прямо давалось понять, что вход в собор — это некая аллюзия на вход к Богу. На барельефах девы с маслом изображаются слева, а девы без масла справа, при этом между девами и Христом изображается дверь. На барельефе Ованаванка тоже есть какая-то линия, отделяющая Христа от дев без масла.
Сюжет явно пришёл сюда из Европы, вероятно, через армянское Киликийское царство. Лет за 20 до постройки Ованаванка через Киликию проходили армии немецких крестоносцев, а в 1198 году Левон II, киликийский царь, признал себя вассалом Папы римского и германского императора. Вероятно, именно из Германии пришла идея с девами, и через Киликию как-то проникла на территорию Грузинского царства, где о ней узнали Вачутяны.
Часто упоминается, что девы на Ованаванке изображены с бородами. Этому приводится несколько объяснений, но все довольно сомнительные. В любом случае, это мелкая деталь, за которой едва ли стоит что-то стоящее.
Как найти
Ованаванк расположен на восточной окраине села Оганаван, в 1600 метрах севернее храма в селе Карби и примерно в 5 километрах от центра
города Аштарак. Сюда можно придти как из Аштарака, так и от монастыря Сагмосаванк. В село ходят автобусы из Еревана, но редко. Проще доехать маршруткой из Аштарака. В 2600 метрах на запад, за селом Уши, находятся руины монастыря Святого Саркиса.
Координаты: 40°20'21"N 44°23'18"E