Дом-Музей Важа Пшавелы — средних размеров музей в пшавском селе Чаргали — там, где родился и жил известный грузинский поэт Лука Разикашвили, он же Важа Пшавела. Музей состоит из бывшего жилого дома и выставочного корпуса. Все это находится примерно в 3 километрах от трассы Жинвали-Шатили. Этот музей логично посещать по пути в Шатили.
Важа Пшавела
Лука Разикашвили (Важа Пшавела) родился в этом селе в семье священника в 1861 году. Он учился в Телави на священника, потом в Гори на учителя, затем в Петербурге на юриста, а в 1884 году вернулся в Грузию, поселился в Чаргали и стал вести крестьянскую жизнь в духе Льва Толстого (который как раз в это время закончил все свои знаменитые романы и занялся духовными исканиями в деревнях). Он начал писать стихи, воспевающие древние народные нравы, которые он противопоставлял фальши цивилизации. Это как раз были годы зарождения идеологии примитивизма: Ван Гог уезжает на Мартинику в поисках первобытной простоты, первые картины пишет Нико Пиросмани. Но если Пиросмани старался быть европейцем и горожанином, то Важа Пшавела решил вести быт пшавского горца: пасти овец, охотиться на коз и жить в доме с каменным полом. Это все очень напоминало Льва Толстого, с той разницей, что Толстой был все же дворянином (несмотря на бесившие Горького заявления: "Я мужика знаю, я сам — мужик"), а Пшавела — настоящим крестьянином.
Фото Важа-Пшавелы перед его домом. Дом распознается по ромбу из досок, который можно видеть еще и сейчас.
Где-то в это время были написаны его знаменитые поэмы "Алуда Кетелаури" (1888), "Бахтриони" (1892) и "Хозяин и гость" (1893). Странно, что посвящены они были в основном истории хевсуров, а не пшавов.
Умер он в Тбилиси в 1915 году и похоронили его на Мтацминде в Пантеоне.
Музей
Этот музей был основан в 1961 году по случаю столетия рождения поэта. На левом берегу реки был построен огромный выставочный комплекс, а на правом берегу музеем стал сам небольшой домик. Все вместе получилось грандиозно и официозно, в некотором контрасте с самой жизнью поэта-отшельника. Грандиозность проекта особенно бросается в глаза на фоне безлюдья пшавских гор.
Как и во всех таких музеях выставочный комплекс наименее нитересен. Если вы прибыли на парковку перед музеем, то лучше всего сразу направиться по мосту через реку и за плетень на горку — к самому дому. За плетнем будет сидеть девушка, которая возьмет с вас 1 лари за входной билет. И тогда вы увидите сам дом.
Это маленький каменный дом, который состоит из трех частей, не считая навеса. Одна комната будет слева, другая справа, и между ними — немного пространства. В обеих комнатах камины. Левая напоминает мужскую половину: тут как минимум висит ружье. Может быть, именно с этим ружьем поэт ходил охотиться в горы, и именно его представлял себе, когда описывал перестрелку между Алудой Кетелаури и чеченцами. Все вместе скромно, аскетично, минималистично. Пол каменный и холодный.
Правая комната напоминает женскую часть: там висит устройство для взбивания масла, тут же всякая посуда. И тут же стоит самовар - намек на то, что в те годы культура чаепитий в Грузии была еще жива.
Рядом с домом находится небольшое хозяйственное сооружение, в котормо могли содержать скот:
В этом домике сейчас сложили сельскохозяйственные инструменты:
Слева же от дома сейчас находится неприметная могила сына поэта, Вахтанга Разикашвили.
Главный выставочный комплекс представлет собой громадное здание, внутри котороо несколько полутемных залов. В основном там фотографии Важа Пшавелы, картинки на сюжет его поэм и фотографии кинофильмов. Выглядит так:
Или вот так:
Как найти
Если ехать от Жинвали на Шатили, то с трассы будет указатель на Чаргали. В ту сорону надо проехать 3 километра и вы неизбежно попадаете на парковку перед музеем. Слева за рекой — дом, справа — выставочный комплекс. Всё предельно просто и понятно.
Техническая информация
Время работы: с 10:00 до 18:00
Выходной: Понедельник
Стоимость: 1 лари