Пантеон (
პანთეონი) – захоронение грузинских писателей, поэтов и драматургов вокруг храма Святого Давида Гареджийского на
горе Мтацминда. Одно из самых известных мест в
Тбилиси и самое статусное кладбище в Грузии. Здесь можно увидеть, как менялись традиции оформления могил в Грузии за полторы сотни лет.
В
VI веке в этом месте была пещера, в которой поселился Давид Гареджийский – один из
ассирийских отцов. Он жил в этой пещере практически всё время, и спускался в город только по четвергам. Одно время существовала почитаемая в народе «тропа Святого Давида». Вероятно, что это современная улица Бесики.
Пещера долгое время была просто святым местом, а в XIX веке здесь построили храм. В 1829 году около храма похоронили Александра Грибоедова, а в 1857 году рядом появилась могила его вдовы, Нины Чавчавадзе-Грибоедовой. Долгое время это были единственные могилы известных людей на этом кладбище. Интересно было бы выявить, кто стал следующим. Сейчас хронологически следующий за Грибоедовыми захороненный – это князь Дмитрий Кипиани.
Это очень интересная могила: Кипиани был похоронен в 1887 году и, вероятно, с него началась мода на захоронение около Грибоедова. Если и были более ранние могилы, то они уже исчезли. Бюст Кипиани выполнен довольно примитивно. В Грузии ещё не сложилась скульптурная школа, её основатель в 1887 году ещё только учился рисовать. Но постамент бюста уже оформлен грузинскими орнаментами: и это в 1887 году, самый разгар эпохи русификации, когда такие вещи не приветствовались. Это очень ранний пример грузинского неоклассического орнамента.
Немного позже был похоронен князь Давид Эристави, потомок Ксанских эриставов, надгробие которого стилистически напоминает предыдущее. Эти две могилы сейчас самые ранние в Пантеоне, они отражают фазу его зарождения. Мотивы захоронения Эристави очень понятны: он первым издал "Горе от ума", сам ставил эту пьесу и писал статьи о Грибоедове.
Эпохальным стало захоронение здесь Ильи Чавчавадзе в 1907 году. Якоб Николадзе стал уже опытным скульптором, и создал действительно произведение искусства. Так зарождалась не только культура захоронений, но и грузинская скульптура вообще.
В 1929 году это место было официально объявлено Пантеоном. В этом году писатель Александр Цагарели стал первым на том кладбище с новым статусом. Позже здесь хоронили революционеров и партийных вождей (Махарадзе и Цхакая), а потом и артистов. Позже коммунистов перезахоронили в другие, менее священные места. Некоторые полагают, что и артистов хоронить в таком месте не стоит, но традиция уже устоялась.
Что имеем сегодня
Сейчас на территории Пантеона можно увидеть ту самую пещеру отца Давида – над ней построена церковь Иверской иконы Богоматери. Рядом стоит храм Святого Отца Давида – самый крупный храм с апсидой в сторону города. Чуть южнее – Преображенский храм, похожий на колокольню. Все здания кирпичные.
Около храмов можно найти три святых источника.
На территории Пантеона сейчас имеется 48 захоронений, справа и слева от храма Давида. Если подниматься к храму по лестнице, то первым делом видна могила Грибоедова и его жены Нино Чавчавадзе.
Если повернуть вправо от храма, то первая же могила – историка Симона Джанашия, в честь которого назван
Национальный музей Грузии.
Правее Джанашия находится могила академика Николая Брдзенишвили 1965 года. В 1950 году он вместе с Джанашиа писал «Историю Грузии». Это близкое соседство двух академиков было нарушено в 2021 году, когда 31 марта умер от ковида певец и фольклорист Анзор Эркомаишвили. Его похоронили как раз между академиками:
Следующая за Брдзенишвили могила самая новая, здесь похоронен Резо Габриадзе (все знают, кто это), который умер 6 июня 2021 года. Осенью могила выглядела так:
Вторая линия захоронений отдана артистам. Это Акакий Хорава (-1972, играл
Саакадзе в одноимённом фильме), артист балета Вахтанг Чабукиани (-1992), Михаил Чаурели и Верико Анджапаридзе, Ушанги Чхеидзе (-1953) с поднятыми руками, и Серго Закариадзе ("отец солдата").
Стоит обратить внимание, что памятники сталинского времени строгие, каноничные, но в эпоху Хрущёва начинается разгул фантазии и эстетической вседозволенности. Могила Закариадзе (с маской и виноградом) хороший тому пример. Или могила Ладо Гудиашвили в третьей линии могил, как бы за спиной от Джанашиа. Художник, современник
Пиросмани, он умер поздно, в 1980 году, и надгробие его весьма экзотично.
Вместо бюста или барельефа здесь копия капители собора
Болнисский Сион, треснувшая поперёк, и из трещины произрастает элемент орнамента собора.
Если пройти до задней стены, то там будет эффектное надгробие Ильи Чавчавадзе (1837—1907). Появление этой могилы явно изменило статус кладбища, а само надгробие стало интересной фазой развития грузинской орнаменталистики. Это уже не рядовое надгробие неизвестного автора, это произведение искусства, которое явно как-то повлияло на изобразительную культуру своего времени. Этот мемориал создавался в Париже (где Николадзе тогда учился), а установили здесь его только в 1913 году.
А вот его жена, Ольга Гурамишвили-Чавчавадзе, получила самую простую каменную плиту, которая видна чуть правее.
Правее от Чавчавадзе находится довольно большое надгробие Эквтиме Такаишвили, человека, который когда-то создавал грузинское искусствоведение, потом вывез в Париж грузинское золото, а потом вернул его в Советский Союз. Умер почти одновременно со Сталиным.
Правее Такаишвили находится часовня с пещерой Святого Давида, а за часовней находится очень интересное захоронение: это Яков Гогебашвили, создатель первой грамматики грузинского языка, известной как «Дэда эна» (Родная речь). Эта грамматика начинается с знаменитой ныне фразу "вот фиалка". Как можно видеть, надгробие выполнено в виде раскрытой книги с надписью "Дэда эна" справа и с фиалкой выше. Гогебашвили умер в 1912, но в Пантеон был перенесён только в 1940 году, на столетие рождения.
Правее в этом кадре видно зеленоватое надгробие диссидента Мераба Костава.
Примерно напротив Костава – большое черное надгробие его соратника по диссидентству, первого президента Грузии Звиада Гамсахурдия. Погибший в 1993 в мегрельском селе Дзвели-Хибула, похороненный в Грозном, он был перезахоронен сюда в самом начале эпохи Саакашвили.
Наверное, мало кто обратит внимание на не очень выразительное надгробие слева от Гамсахурдия. Белая тумба с гербом — это надгробие Кайхосро Чолокашвили (1888—1930), кавалерийского генерала, отличившегося в армянской войне, и во время войны 1921 года, и особенно во время восстания 1924 года. Перезахоронен в Пантеон в 2005 году.
В одном ряду с Гамсахурдией стоит обратить внимание на могилу скульптора Якова Николадзе, того самого, что создавал надгробие для Чавчавадзе. Он умер в 1951 году. Бюст явно работы какого-то грамотного скульптора, но автора пока найти не удалось.
Наконец, в дальнем правом конце кладбища мы видим серую стену с именами. На неё можно даже не обратить внимания. Но это кенотаф, мемориал бесследно пропавшим в годы репрессий 1937 года. Здесь упомянуты Дмитрий Шеварднадзе, Сандро Ахметели, Тициан Табидзе, и множество иных имён.
Памятник жертвам репрессий
Левее храма Давида надгробия не столь эффектные, но очень интересные по сути. Самое дельнее – захоронение Екатерины Геладзе, матери Сталина. Рядом по странной логике мироздания – великий человек, поэт Важа Пшавела.
За могилой Важа Пшавелы, в дальнем углу, можно увидеть оригинальное надгробие поэта Акакия Церетели (1840— 1915). Фамилии нет, на черном камне написано просто имя — "აკაკი". Чуть правее этой могилы мной было обнаружено нечто загадочное — плита с именем Нико Пиросмани:
Самой могилы нет, ее местонахождение вообще неизвестно, а плита — вот, стоит. Очень странно.
Относительно захоронений у храма Давида есть такой пассаж в воспоминаниях архимандрита Рафаила:
Около храма преподобного Давида было кладбище, где хоронили монахов. Затем незадолго до революции там стали хоронить "выдающихся деятелей": кладбище было названо пантеоном — зловещим "храмом всех богов". После революции, как бы в насмешку над святыней, около храма появились новые могилы революционеров —людей, бросивших вызов Богу, людей, одной из целей которых было уничтожение христианства. Поджигателей храмов хоронили около храма, как преступников около их жертвы. Затем место прежнего монастыря было буквально оккупировано певцами, артистами и танцорами — людьми, в большинстве своем чуждыми Церкви; они не ходили в храм при жизни, а теперь их почему-то принесли сюда, в чужой дом. Если прочитать надписи на могилах, то покажется, что у стен храма расположился театр. К тому же взор верующих оскорбляется изображением нагих тел на некоторых памятниках. В общем, люди культуры поступали с наследием преподобного Давида весьма некультурно. ... Слепые люди, думая воздать честь своим таким же слепым кумирам, принесли их к пещере святого Давида, не понимая, что только усугубляют мучения этих по большей части безбожных людей, что благодать - это огонь, который жжет дерзких и недостойных. Поэтому Дух Святой, сходящий с Небес во время Литургии, благословляет только немногие могилы, а опаляет тех, кто лежит на том месте, где несколько веков назад почивали кости подвижников. Лучше было бы для этих людей устроить кладбище подальше от святыни. Пусть их гробницы будут окружены заботой и памятью их учеников и почитателей; если они имеют заслуги перед народом, пусть будет им оказана гражданская честь, но в самом погребении их около храма звучат какие-то лживые ноты.
Как добраться
До Пантеона добраться легко. Если вы оказались на
проспекте Руставели около Парламента и
храма Кашвети, то там можете увидеть здание отеля Мариотт, напротив которого начинается улица Бесики. Это самый простой путь к Пантеону.
Вид на храм Давида с проспекта Руставели ночью.
Идем по Бесики вверх, минуем Грибоедова и Зубалашвилеби, пересекаем улицу Арсена, наблюдая справа ее лучшую часть, а слева – худшую. Затем плавным зигзагом улица выходит к скверу Бесики, где можно посмотреть статую Сулхан-Саба Орбелиани. Отсюда начинается прямая, ведущая наверх улица Мтацминда и храм уже виден. Идя по этой улице, мы пересекаем шоссе Чонкадзе и начинаем подниматься вверх на гору Мтацминда. Серпантин выводит нас прямо к храму.
Ниже схема захоронений, но старая, на ней не всё обозначено.
1. - Симон Джанашиа; 2. - Нико Брдзенишвили; 3. - Акакий Хорава; 4. - Вахтанг Чабукиани; 5. - Михаил Чаурели и Верико Анджапаридзе; 6. - Ушанги Чхеидзе; 7. - Серго Закариадзе; 8. - Ладо Гудиашвили; 9. - Дмитрий Кипиани; 10. - Соломон Додашвили; 11 - Васил Барнови; 12. - Илья Чавчавадзе; 13. - Ольга Чавчавадзе; 14. - Эквтиме Такаишвили; 15. - Нино Такаишвили; 16. - Мераб Костава; 17. - Яков Николадзе; 18. - Лео Киачели; 19. - Шалва Дадиани; 20. - Давид Эристави; 21. - Кайхосро Чолокашвили; 22. - Звиад Гамсахурдия; 23. - Закариа Чичинадзе; 24. - Симон Чиковани; 25. - Иосиф Гришашвили; 26. - Галактион Табидзе 27. - Георгий Леонидзе; 28. - Николоз Бараташвили; 29. - Нино Чавчавадзе-Грибоедова; 30 - Александр Грибоедов; 31. - Акакий Церетели 32. - Анастасия Церетели; 33. - Васо Абашидзе; 34. - Давид Клдиашвили; 35. - Вано Палиашвили; 36. - Илья Векуа; 37. - Нико Мусхелишвили; 38. - Екатерина Геладзе-Джугашвили; 39. - ..... 40. - Нико Николадзе; 41. - Важа Пшавела; 42. - Александр Цагарели; 43. - Мосэ Джанашвили;