Нижнесванская трасса
Нижнесванская трасса — она же трасса Лентехи—Ушгули, или Южносванская трасса. Это дорога, которая начинается в городе Лентехи и ведёт на восток, через сёла Нижней Сванетии, берегом реки Цхенисцкали, затем поднимается на перевал Загар и оттуда спускается в села общины Ушгули. Это один из коротких путей на Верхнюю Сванетию, но он же — самый трудный. Многие автомобилисты и велосипедисты по незнанию пользуются ей и потом жалеют об этом.
 
Строго формально это трасса შ15, до повортоа на Зесхо, где она превращается в трассу შ7, но эта информация практического смысла не имеет.
 
 Трасса Лентехи - Ушгули
Историческое значение
В наше время основном дорогой в Сванетию является трасса Зугдиди-Местия, но она построена только в 1930-е годы, а пока её не было, в Дальнюю Сванетию было принято добираться через Нижнюю. Например, академик Марий Броссе успел посетить только Нижнюю Сванетию, пройдя какое-то расстояние по Нижнесванской трассе. Дальше он не добрался.
 
В 1853 году археолог и писатель Иван Алексеевич Бартоломей совершил первое научное путешествие в Сванетию: он ехал через Лентехи, потом по Нижнесванской трассе до села Чвелпи, откуда ушёл на Латпарский перевал. В 1929 году художник Лансере пришел в Нижнюю Сванетию из Ланжанурского ущелья, и тоже пошёл через Латпарский перевал. Как мы видим, все путешественники до 1930-х годов шли в Сванетию так или иначе по Нижнесванской трассе. Можно предположить, что верхние сваны во все эпохи спускались в цивилизацию так же: через Латпари в Чвелпи и далее на Лентехи или Ланджанурское ущелье.
 
Мало кто ходил вверх по ущелью, к самым истокам Цхенисцкали. Первым это сделал, кажется, биолог Густав Радде летом 1864 года. Таким образом, ему принадлежит первое научное описание дороги, но он пишет в основном про растения.
 
В 1885 году один путешественник, следуя из Чвелпи в Лентехи, оставил такое описание дороги:
 
«мы ... ехали по удобной, высеченной в скале, тропе, вплоть до селения Лентехи. Все время, на расстоянии 18-ти верст, ущелье поражает своей красотой. Трудно найти природу, в которой было бы более приложимо употребительное у немцев выражение: «hoch romantish». Оба берега ущелья состоят из высоких, живописных скал, укрытых густым сосновым и лиственным лесом. Красноватый цвет обнаженной иногда скалы чрезвычайно эффектно выдвигался на темнозеленом фоне богатой растительности. Внизу ущелье наполнено самой разнообразной, оранжерейной флорой; деревья и камни обвиты плющем. С высоты скал падает несколько водопадов. Стальная вода быстро бегущей Цхенисцхали шумит и серебрится, разбиваясь о камни. Ущелье извивается, и ближайшие пейзажи меняются непрерывно. За пол-версты до Лентехи ущелье разом расширилось и перешло в долину».
Современность
Чем интересна эта трасса. В первую очередь это короткий и нетривиальный путь из Кутаиси в Верхнюю Сванетию. Если у вас есть хороший внедорожник, то осмыслено пробираться в Сванетию именно так — особенно если вы джипер-экстримал. Далее, это единственный путь к альплагерю Зесхо, состояние которого пока не изучено, но когда-то он был знаменит и посещаем. Далее, по этой дороге можно подобраться к горе Айлама, котора весьма знаменита у альпинистов. Наконец, эта трасса полезна тем, кто хочет посмотреть забытые миром храмы Нижней Сванетии — их там несколько штук, некоторые VIII и IX веков. 
 
В советское время это была вполне серьёзная трасса, которую почти всю заасфальтировали. С тех пор на картах её рисуют как нормальную дорогу. Так же она нарисована и на навигаторах, и очень часто навигаоры советуют ехать из Кутаиси на Ушгули именно по ней. Это совет неверен! Нижнесвансая трасса в настоящее время (2023) заасфальтирована не вся, и на участке у Загарского перевала могут быть проблемы.
 
Вся трасса от Лентехи до Ушгули — это около 55 километров. Из них первые 10 километров ведут от Лентехи до моста у села Сакдари. Село довольно большое, и в нём есть старинный храм, но с трассы село плохо видно. В 2023 году дорога у села подмыта рекой и восстанавливается.
 
От Сакдари до села Чвелпи ещё 12 километров хорошего асфальта в две полосы. Дорога идёт через сёла Чвелиери, Текали и Леушери. Это обычные невзрачные сёла без храмов и башен, но в них есть маркеты. Хотя бы один на село.
 
В Чвелпи налево и наверх уходит сложная серпантинистая дорога на Латпарский перевал, которая до 1939 года была главной дорогой в Верхнюю Сванетию. 
 
Далее ещё 14 километров до села Меле через сёла Сасаши, Лемзагори и Ахалшени. Состояние участка на 2023 год не проверено, но похоже, что и там асфальт.
 
За Меле находится село Махаши.Далее неуточнённая с 2018 года инфа:
 
От Махаши трасса идёт еще километров шесть и на этом участке выглядит скверно. Здесь она больше похожа на заброшеную лесную дорогу. Это грунтовка, при этом волнистая. Здесь невозможно разогнаться быстрее 20 км-ч. Паркетники тут могут застревать. Справа-слева только кусты. Через 6 километров дорога поворачивает круто на север вдоль реки Зесхо. Здесь она еще немного ухудшается. Маршрутки тут не ходят, прорваться автостопом можно, но очень непросто.
 
 Нижнесванская трасса
Нижнесванская трасса
Нижнесванская трасса
Нижнесванская трасса
Нижнесванская трасса

 

После поворота на Зесхо трасса становился сложнее, но и интересне. Через 3 километра после поворота справа видим село Цана, внезапный островок цивилизации. Тут есть почти новый храм и даже гестхауз, что совсем удивительно. Так что если у вас случились какие-то проблемы — тяните до Цаны.

 

Нижнесванская трасса

 

Ещё километра три — и вы приблизились к подъёму а перевал Загар. Внизу, перед подъёмом, находится село Корулдаши, с виду необитаемое. У трассы с левой стороны есть железистый источник, а ближе к реке — загадочные руины. Иногда их называют развалинами альплагеря "Айлама", а иногда — развалинами фабрики по обогащению мышьяка. Сами мышьяковые шахты находятся справа, высоко на горе, и попасть труда проблематично. 

 

От руин хорошо видно треуольную вершину горы Цурунгал (4249,6 м.) и зубчатую ряду горы Айлама (4547 м.).

 

Сванские горы
Гряда горы Айлама

 

От Корулдаши начинается утомительный серпантин на перевал. В этом районе даже некоторые внедорожники начинают цеплять днищем торчащие скалы. Это, наверное, самый сложный участок всей дороги. В одном месте дорога пресекает русло реки, здесь даже Делика проходит только в облегченном состоянии. Самое же неприятое, что это русло в какой-то момент может стать совершенно непроходимым — после сильного дождя или в случае селя.

 

Нижнесванская трасса

 

Апдейт от 2023 года: участок через русло всё ещё остаётся трудным, но были случаи, когда его проходили даже паркетники. Тут как повезёт.

 

И вот наконец, одолев серпатин, вы оказываетесь на перевале Загар, на высоте 2623 метра. Отсюда не очень хорошо видно Верхнюю Сванетию, зато неплохо просматривается Айлама и окрестности. Дорога на самом перевале относительно неплохая.

 

Перевал Загар

 

 Далее вниз ещё примерно километров 7 — и вы попадаете в  Ушгули со всеми его благами цивилизации.

 

 

трассы Грузии
 Трансаджарская Местийская
Нижнесванская
 военно-грузинскаяТелавская
Транскам
Тушетская
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.040641069412231 сек.