На главную О Грузии Дороги Грузии Военно-Грузинская дорога
Военно-Грузинская дорога
Военно-Грузинская дорога — дорога из Владикавказа в Тбилиси, самая известная дорога в Грузии и одна из самых знаменитых дорог на территории бывшей Российской империи, тем более, что знаменитых дорог там вообще было немного. Я расскажу о её современном состоянии, а так же об истории, основываясь на книге И. Арджеванидзе "Военно-Грузинская дорога" (Тбилиси, 1954), купленной мною за 5 лари на Площади Свободы.
 
В двух словах: ВГД — это дорога, ведущая из Моздока во Владикавказ, затем через Балту и Ларс идущая в Дарьяльское ущелье, где на пересекает две таможни. Далее она проходит Степанцминду, поднимается на Крестовый перевал, проходит Гудаури, спускается серпантином вниз, проходит Млету, Квешети и Пасанаури и идет далее на Мцхету и Тбилиси.
История
Считается, что дорога эта существовала уже в далёкой древности. Подробное описание этого пути еще в I веке до нашей эры дает греческий географ Страбон. В очерке об Иберии он отмечает, что эта горная дорога очень трудна и опасна, так как путешественник должен взбираться а вершины по узким тропам, на которых не могут разойтись даже два человека и дорогу замыкает неприступная стена. Стену с воротами упоминает и Плиний в "Historia naturalis". Он же упоминает замок на горе, который прикрывал ущелье от кочевников. В хрониках упоминается грузинский царь Мириан, который во II веке до нашей эры что-то тут укреплял. Современный художник представил себе этот замок и Дарьяльские ворота вот таким образом:
 
Замок Тамары
 
Замок в Дарьяльском ущелье существует до настоящего дня в руинированном состоянии. Считается, что именно про него писал Лермонтов: "В глубокой теснине Дарьяла, Где роется Терек во мгле, Высокая башня стояла, Чернея на черной скале".
 
В V веке царь Вахтанг Горгасал проходил тут с армией войной на северных соседей — аланов или гуннов. 
 
В 1769 — 1770 годах дорогу впервые, с большими трудностями, прошла российская армия генерала Тотлебена: туда и обратно. В XVIII веке дорога проходилась только ногами. Товары с юга транспортировали на лошадях до Степанцминды, там расфасовывали в тюки весом 200 — 240 фунтов, нагружали на носильщиков-грузин, которые несли товар до Дарьяли, там передавали тагаурским осетинам, которые относили товар в Чми и там уже перегружали на лошадей.
 
После 1784 вдоль дороги начали строить укрепления. Например, в Балте было приказано иметь две мортиры, чтобы в случае конфликта бомбить осетинские поселения. В 1804 году Павел Цицианов предложил присвоить дороге Моздок-Тбилиси название "Александров путь". Однако, постройка и содержание до 1811 года была возложена на военное ведомство, отчего дорога постепенно стала называться "Военно-Грузинской".
 
В 1818 году по дороге проехал Грибоедов, затем Кюхельберер, а в 1829 году — Пушкин.
 
13 августа 1832 года произошла глобальная катастрофа: с Девдоракского ледника обрушилась громадная масса льда, которая на 2 километра завалила Терек примерно в районе Гвилетского моста. Высота завала составила 100 метров. За 8 часов Терек образовал в долине озеро, а затем завал прорвало и вода устремилась вниз по ущелью, смывая на пути всё. Этим обвалом был вынесен валун, известный как "Ермоловский камень". Этот момент истории обессмертил Пушкин в стихотворении "Обвал":
 
Оттоль сорвался раз обвал
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И ерека могучий вал
Остановил. 
 
В 1827 году по дороге открылось почтовое сообщение. В 1837 году были планы провести дорогу по Гудамакарскому ущелью через Квенатский перевал, но в 1847 году проект отменили. Вскоре случилась Крымская война, которая вскрыла проблему коммуникаций в империи. Было приказано срочно заняться дорогами.
 
С 1855 по 1859 год строился участок Млета-Душети, а с 1857 начали строить Млетский серпантин. Работами руководил инженер Болеслав Статковский, знаменитый тем, что ввёл в русский язык слово "сель". Содействие власти обеспечивал генерал-лейтенант Григол Орбелиани.
 
Торжественное открытие состоялось 30 августа 1862 года: ленточку перерезал лично Орбелиани. Первым по спуску прошел эскадрон кавалерии.
 
Гудаурский серпантин
 
По всей дороге тогда были установлены почтовые станции (наприер, в Казбеги), а во Владикавказе и Тбилиси построены большие гостинницы. В 1913 году дорога была подробно описана в путеводителе Москвича.
 

Уже к 1914 году состояние дороги ухудшилось, а затем (1918) по горам пролегла граница и дорогу почти перестали использовать. В 11921 году во время вторжения Красной Армии один её отряд пытался прорваться через Крестовый перевал. Но не смог.

 

В 20-е годы дорога снова стала популярной. Летом 1928 года по ней проехали в Грузию Ильф и Петров, что отразилось в романе "12 стульев". 

 

Около 1984 года произошло нечто важное: открылась трасса Транскам, которая сразу отвлекла на себя весь поток грузовых машин. По этой причине ВГД полностью перестали ремонтировать. Теперь по ней ходили только экскурсионные автобусы.

 

С 1992 года дорога снова перекрылась границей, которая то открывалась то закрывалась. Асфальт постепенно портился, инфраструктура вымирала. Перелом произошёл в августе 2008 года. Россия признала независимость Южной Осетии, что сделало невозможным функционирование Транскама. Когда в 2012 году открыли Ларс, поток фур устремился по Военно-Грузинской, отчего она стала покрываться кафешками и шашлычными. Война подняла экономику дороги, но сказалась на эстетике: начали образовываться колонны фур у границе и в Гудаури.

 

В 2014 году произошёл уникальный катаклизм: двойное обрушение Девдоракского ледника. В мае рухнул сам ледник, уничтожив участок дороги около погранперехода, а в августе масса грязи и камня образовала мощный сель, который смыл только что восстановленную дорогу. Оба раза дорогу закрывали нам месяц.
В наше время

Сейчас есть два способа прохождения Военно-Грузинской дороги. Классический — с севера на юг, как Пушкин. В публицистике он считается самым правильным. Но экскурсии из Тбилиси подразумевают проезд с юга на север, так что этот вариант тоже надо описать. Пришлось сделать два отдельных текста.

 

* Военно-грузинская дорога с юга на север

* Военно-грузинская дорога с севера на юг

 

 

трассы Грузии
 Трансаджарская Местийская
Нижнесванская
 военно-грузинскаяТелавская
Транскам
Тушетская
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.038426160812378 сек.