Муниципалитет Лентехи — это официальное название района, который во все эпохи назывался Нижняя Сванетия (Квемо-Сванети). Здесь тоже живут сваны, но сюда дошла княжеская власть и иные элементы цивилизации. Здесь не так экзотично, как в Верхней Сванетии, поэтому и туристов здесь поменьше, практически нет.
По общему мнению достопримечательностей здесь нет, храмов мало, этнографии нет, ничего нет. Про Нижнюю Сванетию ничего не написано и не нарисовано. На туристической карте «Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети», которую выдают в Тбилиси, Лентехского района нет! Туристические фирмы про эту Сванетию ничего не рассказывают.
Знаменитых сванских башен в районе совсем мало.
Старинных храмов здесь несколько — с основной трассы есть указатели на них. Почти все храмы Нижней Сванетии покрыты белой штукатуркой, и выглядят не так архаично, как каменные храмы Верхней Сванетии. Они даже не похожи на обычные грузинские храмы, и больше смахивают на что-то российское.
В советские времена восточная часть района была весьма знаменита среди альпинистов из-засвоих гор: здесь существовали альплагеря Зесхо и Айлама, о которых много всего было написано. Сейчас лагерь Айлама превраился в руины, в Зесхо пришёл в упадок, но все еще функционирует. Он находится в дальнем восточном конце области и добираться сюда приходится по очень скверной дороге на своём транспорте.
Многих автомобилистов привлекает трасса Лентехи - Ушгули, которая кажется быстрым и легким путём в Сванетию, но на деле одолеть её могут только внедорожники. Восточная половина этой трассы подходит, однако, и для обычного легкового транспорта.
История
Примерно до времён царицы Тамары вся Сванетия была социально однородна, и различалась только климатом. Нижняя была теплее, и здесь можно было выращивать даже виноград (около села Лентехи). Но при Тамаре или чуть позже, в XIV веке, ущелье реки Цхенисцкали стали подчинять мегрельские князья Дадиани. К XV веку они окончательно утвердились в ущелье, и Нижняя Сванетия стала известна как Дадиановская Сванетия. На её территории образовались и мелкие, вассальные Дадиани, княжества: Гандапхадзе и Геловани.
С княжеской властью пришло влияние цивилизации, а остальная Сванетия осталась в изоляции от внешнего мира.
Веками Нижняя Сванетия была воротами в Верхнюю: по дороге из Лентехи на Латпарский перевал люди попадали в общину Кала Верхней Сванетии. По этой дороге сваны летом спускались на равнины на заработки и за товарами.
В 1853 году полковник Бартоломей первым проехал этим путём в Сванетию и открыл её для человечества. Его путешествие вызвало бурный интерес, и десятки путешественников посещали верхнюю сванетию, каждый раз проходя через Нижнюю, оставляя её описания. Здесь нечего было особо описывать, но путешественников было много, и кое-что о регионе они всё же рассказали. Одно из самых подробных описаний оставил в 1864 году биолог Густав Радде, который проехал тут всё от Лентехи до верховий Цхенисцкали.
Тогда сформировался целый культ Верхней Сванетии, но уже тогда началось пренебрежение нижней. Она была слишком обычной, слишком цивилизованной, слишком легкодоступной. В те дни от Кутаиси до Лентехи можно было добраться за два дня.
До 1866 года Нижняя Свванетия была частью княжества Мегрелия и управлялась князем, но потом княжество ликвидировали, и ущелье стало частью Лечхумского уезда со столицей в Лайлаши. В 1935 или 1937 году была проложена дорога из Зугдиди в Местию, и Нижняя Сванетия сразу перестала быть транзитным регионом. Эпоха её славы закончилась.
Современность
Дорога Лентехи-Ушгули многим кажется (по карте) симпатичной и интересной, и многим хочется проехать по ней в Верхнюю Сванетию, но, увы, состояние ее отвратительное и только серьезные внедорожники ее одолеют. Так что соблазнительный маршрут Кутаиси-Цагери-Лентехи-Местия - невозможен!
Понятно, что и гостиниц здесь нет ни в каком виде. Положительное следствие отсутствия туризма то, что регион живет не за счёт гостей, а за счёт чего-то ещё, поэтому к гостям относится спокойно.
Латпарская дорога
Эта дорога начинается в селе Чвелпи, поднимается на 1700 метров выше к Латпарскому перевалу и оттуда спускается в Дальнюю Сванетию. Ею пользовались веками, если не тысячелетиями, по ней попали в Верхнюю Сванетию все её первые исследователи (Бартоломей, Бакрадзе, Радде, Стоянов). К 1929 году она выглядела как гравийка, проходимая автомобилями. Сейчас примерно по линии дороги протянуты провода, и дорогу явно используют технические службы. По ней можно пройти в Сванетию пешком, чтобы увидеть исторический Латпарский перевал.
Нижнесванская трасса
Нижнесванская трасса (Лентехи-Ушгули) это гравийка, по которой попадают в Верхнюю Сванетию на джипах. Она проходит через перевал Загар, и когда-то была усложнённой альтернативой Латпарской дороге. По этой трассе можно проехать всю нижнюю сванетию в длину, чем она и интересно. По ней же раньше попадали в альпийский лагерь Зесхо.
По району
Лентехи (ლენტეხი) — административный центр района, небольшой городок с неизвестным науке количеством населения. Имеется два храма (современных), музей и минеральный источник. Никакой индустрии, чистый воздух, недалеко ледники и прямая дорога на Верхнюю Сванетию. Подробнее про Лентехи >>>
Булеши (ბულეში) — крохотное село на северном, правом, берегу реки, в 9,5 километрах от города Лентехи по прямой. Когда-то в селе находился замок князей Гандапхадзе, которым принадлежали все прилегающие посёлки. Сейчас от замка осталась только полуразрушенная башня. Ещё в июне 1876 года, когда село посещал И. А. Стоянов, замок был обитаем и в нём жили князья:
«Мы сидели на пригорке, с которого открыта была вся усадьба князя Гордопхадзе и деревушки Чолурского общества. Главное здание, через ворота которого, увенчанные двумя старинными башнями, мы въехали, весьма старой каменной постройки. Четвероугольные башни с бойницами наверху — общий тип всех сванетских построек. Теперь в этих двух башнях никто уже не живет: единственные их обитательницы — ласточки, вьющие там себе гнезда. Некогда, по словам хозяина, это были сторожевые башни, с верху которых его предки господствовали над всею окрестностью».
Чвелпи (ჭველფი) — село общины Чолури, почти самое восточное в общине. Здесь начинается дорога на Латпарский перевал, до которого надо подняться на 1700 метров высоты. До 1935 года это была главная дорога в Вольную Сванетию. В наше время этой дорого пользуются только техники, обслуживающие линию электропередачи и редкие пешие походники.
Лешхети или Лашхети — в XIX веке так называлась община к востоку от общины Чолури. Многие путешественники упоминают лешхети как населённый пункт. Например, некоторые видели его при спуска с Латпарского перевала. Сейчас такого села нет и общины тоже нет, но есть Лешхетская церковь в селе Лашкараши. Вероятно, словом лешхети называли скопление сёл около современного Жахундери.
Луджи (ლუჯი) — очень маленькое село сразк к востоку от Чвелпи. В селе есть крохотный храм, и больше ничего. Странно, что и биолог Густав Радде в 1864 году, и А. И. Стоянов в 1876 году, оба проехали тут и обу апоминают замок Лиджи («уединённый замок Лиджи»), но никто из них не упоминает села, как будто его не было. Теперь всё наолорот: замок исчез, а село появилось.
Мазаши (მაზაში) —это крохотное село километрах в восьми перед Лентехи. Долгое время это село было знаменито камнем со следами мула, на котором, по легенде, Христос ехал в Сванетию. путешественник 1885 года, упоминает камень так:
«Здесь, в деревне Мазаше, лежит по дороге камень, на котором видны как бы следы копыта мула. С этим камнем у дадьяновских сванетов связана следующая легенда. Ехал на муле Иисус Христос в Сванетию. Но, прибыв к месту, где две отвесные скалы образуют узкий проход, испугался трудности пути и вернулся назад. Нам сообщали, что сванеты весьма сожалеют о случившемся; они полагают, что жили бы гораздо лучше, если бы Христос доехал до Сванетии».
Сакдари (საყდარი) —первое село общины Чолури (если ехать с запада на восток). Название переводится как "собор", и в селе действительно есть собор Святого Гиоргия, предположительно XII века постройки. У него неплохо сохранились фрески, что нечасто бывает в этих краях.
Лентехи (ლენტეხი) Ахалшени (ახალშენი) Бабили (ბაბილი) Бавари (ბავარი) Булеши (ბულეში) Гвимбрала (გვიმბრალა) Гоби (გობი) Гулида (გულიდა) Джахундери (ზახუნდერი) Дураши (დურაში) Зесхо (ზესხო) Кариши (ყარიში) Кахура (კახურა) Кведреши (ყვედრეში) Корулдаши (ყორულდაში) Лагарваши (ლაღარვაში) Лампалаши (ლამფალაში) Ласкадура (ლასკიდურა) Лекосанди (ლეკოსანდი) Лемзагори (ლემზაგორი) Лесема (ლესემა) Леушери (ლეუშერი) Луджи (ლუჯი) Мазаши (მაზაში) Мами (მამი) Мананаури (მანანაური) Маргвиши (მარგვიში) Махаши (მახაში) Мебеци (მებეცი) Меле (მელე) Мелура (მელურა) Муцди (მუწდი) Нагомари (ნაგომარი) Нанари (ნანარი) Нацули (ნაცული) Паки (ფაყი) Панага (ფანაგა) Рцхмелури (რცხმელური) Сакдари (საყდარი) Сасаши (სასაში) Твиби (ტვიბი) Текали (თეკალი) Хачеши (ხაჩეში) Хелди (ხელდი) Хериа (ხერია) Хопури (ხოფური) Цана (ცანა) Цанаши (ცანაში) Циплакакиа (წიფლაკაკია) Цхумалди (ცხუმალდი) Чвелиери (ჭველიერი) Чвелпи (ჭველფი) Чихареши (ჩიხარეში) Чукули (ჩუკული) Шкеди (შკედი) Штвили (შტვილი)