Цанаретская Долина. Сейчас - просто "Долина". Вдалеке - Степанцминда.
Начнём с того, что некогда в верховьях Терека, там, где сейчас
ущелье Трусо и долина Хэви, жил народ под названием
цанары. Соседи иногда звали их «санары». Это были стопроцентные горцы. Может быть вайнахи. Во всяком случае, современные чеченцы называют их своими предками. Цанары сумели прославиться на весь античный мир, а позже и на половину арабского востока, поэтому сейчас стали гордостью всего Кавказа. О них любят торжественно рассказывать и чеченцы и ингуши и дагестанцы и вообще все.
Цанарам повезло с географией, через их земли проходила единственная караванная тропа, известная сейчас как Военно-Грузинская дорога. По ней возили товары из Рима и Ирана, по ней проходили армии. Пошлины с этой дороги наверняка были основной цанарской экономики. Возможно, повлияла и политика. Цанары обороняли Дарьяльское ущелье – те ворота, через которые кочевники Севера могли вторгаться в Закавказье, создавая проблемы Римской Империи и Сасанидскому Ирану. Есть мнение, что обе империи выдавали цанарам приличные деньги за то, чтобы они не пропускали никого постороннего. Иными словами, Цанары вошли в НАТО того времени и им было хорошо.
Цанары обитали как минимум в окрестностях современной
Степанцминды и в Трусовском ущелье. Весьма вероятно, им принадлежали окрестности
Гудаури и вся область Мтиулети. Когда в
V веке царь Вахтанг Горгасал отправился в поход на гуннов, он сначала пришёл в
Тианети, где к нему присоединились «все цари кавкасианов», при которых была армия в 50 000 человек. Это явно были цанары. Может быть, с союзниками. И Тианети было или их городом, или же пограничным с ними местом. Мы так же видим, что у них не было единого правителя.
50 000 человек – колоссальная цифра, даже если это преувеличение. Весь современный Казбегский район – 4 000 человек. Душетский – 25 000. А тут 50 тыщ одних только мужчин призывного возраста.
И вот, если цанары «брали деньги у Сороса», то они отработали их честно: за всю античность кочевники с севера ни разу не прошли в Закавказье.
Соседями цанаров с запада были жители региона
Двалети - двалы. Возможно, двалы уже тогда владели Трусовским ущельем, но могли жить и западнее ущелья, за Трусовским перевалом. Может быть даже земли двалов тоже относились к Цанарети - этоо мы уже не узнаем. Двалы занимались тем же, чем и цанары - сторожили проход через Кавказ, а именно Кассарское ущелье реки Ардон. И тоже делали это успешно.
В VII веке арабы уничтожили Иран и почти завоевали Византию. Им стоило бы договориться с цанарами, но они этого не сделали и произошло закономерное – хазары перешли Кавказ и прошлись по халифату рейдом. Арабы ответили карательной экспедицией – походом Мевана Глухого в 735 году. К цанарам Мерван не зашёл, но они с тех пор вели себя смирно и платили дань.
Через 10 лет Мерван стал халифом, и это сразу привело к бунтам по всему халифату. Цанары воспользовались моментом и около 754 года прекратили выплату дани. Мерван к тому моменту умер и уже новый халиф поручил правителю Армении карательный рейд. Рейд прошёл успешно (детали неизвестны) и цанары снова стали послушными.
Но всего лет на 10.
В то время правители Кахетии подчинялись правителям Картли, а те – арабам. В 787 году армия цанаров прошла в Кахетию, и при её содействии местный правитель Григол отказался подчиняться картлийским царям и их арабским хозяевам. Вероятно, цанары шли на Жинвали, а оттуда на Тианети, центр Кахетии тех времен.
Григол стал самостоятельным правителем Кахетии с титулом «корикоз». Это несколько искаженное греческое «хорепископ». Известно, что правители цанаров в то время называли себя точно так же. Можно сказать, что цанары навели в Кахетии свои порядки. Редчайший случай, когда горское общество влияет на равнинное, а не наоборот.
Григол умер в 827 году. После его смерти к власти пришёл гардабанский клан Донаури и цанарское влияние завершилось. Но сорок лет цанарского величия произвели сильное впечатление на окружающих. С этого времени арабские летописцы начинают путать цанаров с кахетинцами. В их понимании Цанарети – это все, что севернее Тбилиси и до Дарьяла.
Так же очень похоже на то, что клан Донаури распространил свою власть и на земли цанаров. Во всяком случае, с этого момента слово «Цанарети» постепенно уходит из оборота.
В 853 году арабы провели ещё один карательный рейд. В планы входило и принуждение цанаров к миру. Армия Буги Аль-Кабира сожгла
Тбилиси, разбила армию абхазского царя, а потом пошла вверх по Арагви. Цанары встретили ее в Чарталети, договорились с арабами и дали им заложников. Буга пошёл дальше на земли осетин. Тогда цанары решили пожертвовать заложниками, напали на арабов и вроде бы их разбили. Пишут, что погибло 16 000 цанаров.
В хрониках прямо не упоминаются цанары, они тут названы «гардабанцами». Так называли тогда клан Донаури и всех его подданных, то есть, кахетинцев с цанарами. Но физически цанары в этом деле явно участвовали.
Арабы отметили и ещё удивительное. Ввязавшись в войну с арабами, цанары (или кахетинцы?) послали посольства ко всем соседям, и в частности к «сахибу ас-сакалиба». Так называли не то волжских булгар, не то славян. В любом случае, это получается первая в истории Грузии попытка договориться с «большим северным братом».
Это было последнее великое, что совершили цанары. Место их расселения - верховья Терека – одно время назывались
Цанаретис Хэви (Цанарская долина). Потом для краткости стали эту землю называть просто Хэви. Сами же Цанары превратились в «мохэвели». Постепенно они перешли на чистый грузинский язык и грузинскую культуру.
Арабский учёный Аль-Масуди в 920-е годы написал строки, которые с тех пор кто только не цитировал:
…между приграничной областью Тбилиси и уже упомянутой крепостью «Аланские ворота» лежит царство Санария (Цанар), царь которого называется корискус (хорэпископос), что является обычным титулом здешних царей… Они христиане. В этой стране они господствуют над многими народами.
К сожалению, в этом пассаже Масуди описывает банальную Кахетию.
Похоже, что от цанаров не осталось ничего материального. Даже каменные башни в Трусо, в
Паншети и
ущелье Хада наверняка возникли позднее.
Можно только предположить, что современные посёлки Казбегского района находятся точно там, где они стояли в цанарские времена. В Хэви не так много свободной земли, что б двигать сёла с места на место.
Мы не знаем, кто, когда и как крестил цанаров. В историю они вошли уже христианским народом.
Сейчас о цанарах не напоминает почти ничего. Разве что ресторан «Цанарети» в
селе Арша, с видами на аршинскую крепость, которая вполне могла быть построена цанарами.