Ассирийские отцы
Ассирийские отцы (ასურელი მამები) — группа монахов-проповедников, которые пришли в Грузию в средине VI века. Они фактически основали и распространили монашество в Грузии, основали несколько монастырей и в каком-то смысле разделили историю грузинского христианства на "до" и "после". Про ассирийских отцов желательно кое-что знать, хотя тема эта довольно тёмная и в ней много загадок.
 
 Ассирийские отцы
 
Терминология
В русской литературе этих отцов называют то «ассирийскими», то «сирийскими». В Грузии устоялся первый вариант — асурули. В англоязычной литературе используется то Syrian Fathers, то Assyrian Fathers. Скорее всего, эти люди были именно сирийцами, хотя существует версия, что они были грузинами, которые изучали богословие в Сирии. Другой вариант их названия — каппадокийские. Есть версия, что жившая в Каппадокии Святая Нина тоже была ассирийкой, что несколько запутывает дело.
Мотивы
Идея проповеднической миссии в Грузии пришла в голову сперва Иоанну, известному впоследствии как Иоанн Зедазенийский. Считается, что Иоанна вдохновил на это Симеон Столпник. Однако, даты жизни Иоанна и Симеона Столпника не пересекаются, поэтому предполагается, что это был Симеон Столпник-Младший.
 
По одной из версий, эти монахи были монофизитами, которые во время гонений на монофизитство сбежали в Грузию,  которая на тот момент была еще монофизитской (с 506 года). Версия странноватая, поскольку не вяжется со всей грузинской историографией по этому вопросу.
 
Другая версия строго противоположна. Симеон Столпник, как известно, был убеждённым противником монофизитства и вдохновителем идеи созыва Халкидонского Собора. Симеон Столпник-Младший, возможно, унаследовал его мировоззрение и направил монахов в Грузию именно для того, чтобы они исправляли грузинское монофизитство.
 
Грузинские историки связывают приход ассирийцев с началом монофизитской пропаганды, которую начала в Закавказье Персия. Эта пропаганда началась в 540 году, за два года до вторжения персов в Западную Грузию и начала Большой Эгрисской войны, а ассирийцы пришли чуть позже, в 542 году, в первый год правление царя Фарсмана IV. Чуть позже, в 551—554 годах в Армении пройдут церковные соборы, решениями которых Армения окончателньо порвёт с православием, а в Грузии проповедь ассирийцев сделает своё дело и решения тех соборов здесь не признают.
 
Иными словами, это была идеологическая диверсия на фоне Эгрисской войны. 
Как оно было
Итак, монах Иоанн собрал 12 учеников, получил благословение Симеона Столпника (Младшего) и отправился с ними в Грузию. Есть мнение, что учеников было несколько больше, а цифра 12 утвердилась как более красивая. Так или иначе, но в историю вошли только 12.
 
В это самое время шла Византийско-персидская война, она же Большая Эгрисская. В 541 году персы взяли штурмом византийскую крепость Петра, после чего в боевых действиях возникла пауза. В 542 году продолжалось затишье, что, вероятно и позволило ассирийцам пробраться через оккупированную персами Лазику, перейти Сурамский хребет и проникнуть в Иберийское царство. Они могли пройти и через Армению, но там в те годы настроения были радикально антиправославные, так что маршрут был рискованный. Можно сказать, что оба маршрута были непростые, и ассирийцам наверняка пришлось собирать информацию и выбирать наиболее рациональный и безопасный путь.
 
Кроме персов и монофизитов, ассирийцев ожидали и иные неприятности: только что началась Юстинанова чума. Она будет стремительно распространяться в 542 и 543, и достигнет пика в 544 году.  
 
Они пришли в Мцхету, где их встретил царь Фарсман  (-557) и католикос Евлавий (-560). Католикос благословляет их поселиться на горе Зедазени, где раньше находилось языческое капище. Монахи построили на горе шалаши и поселились там все вместе, питаясь корешками и травой. Таким образом, современный Зедазенский монастырь интересен тем, что одно время здесь жили все 13 ассирийских отцов одновременно.
 
1. Иоанн Зедазенский (იოანე ზედაზნელი)
2. Давид Гареджийский (დავით გარეჯელი)
3. Абибос Некресский (აბიბოს ნეკრესელი)
4. Шио Мгвимский (შიო მღვიმელი)
5. Иосеб Алавердийский (იოსებ ალავერდელი) 
6. Антон Марткопский (ანტონ მარტყოფელი)
7. Тадеоз Степанцминдский (თადეოზ სტეფანწმინდელი)
8. Пирос Бретийский (პიროს ბრეთელი)
9. Исе (Иессей) Цилканский (ისე წილკნელი)
10. Стефан Хирсовский (სტეფანე ხირსელი)
11. Исидор Самтависский (ისიდორე სამთავნელი)
12. Микаэль Улумбоэльский (მიქაელ ულუმბოელი)
13. Зенон Икалтойский (ზენონ იყალთოელი)
 
Чуть позже монахи Авив и Исе были рукоположены в епископы, и с Иоанном осталось только 10. В какой-то момент Иоанну явилась Богоматерь и велела отправить учеников в разные концы страны для проповеди христианства. Отпуская учеников, Иоанн сказал: «Господь наш Иисус Христос прислал нас, дабы принести пользу этой стране и её жителям, ибо они есть новосаждения. Поэтому, подобно апостолам, нам следует разойтись в разные края и проповедовать Слово Божие».
 
У ассирийцев было довольно много идеологических врагов. Им надо было как-то бороться с пережитками язычества, с монофизитской агитацией, и одновременно с персидским зороастризмом. Последний в те годы чувствовал себя весьма уверенно: в 555 году персидский полководец Мир-Мирой вернулся в Мцхету с фронтов Эгрисской войны, умер там, и был похоронен в зороастрийской дакме, то есть в каменной башне, куда складывали тела для их поедания птицами. 
 
Само христианство нуждалось в чистке и совершенствовании. Видимо, ассирийские отцы и создали грузинскую православную церковь в том виде, который мы знаем по последующей истории. Отдельный вопрос — как повлиял их приход на распространение монофизитства. Об этом можно только догадываться.

Ассирийские отцы
Ассирийские отцы глазами Церетели
Дальнейшая судьба ассирийских отцов выглядела так:
 
Давид Гареджийский долгое время жил в пещере на горе Мтацминда, где сейчас находится храм Отца Давида и тбилисский Пантеон. Позже он переселился в Гареджийскую пустыню и основал там монастырь Давид-Гареджи. (память 12 июня) На иконах иногда изображается с камнем в руке.
 
Або Некресский (он же Авив, Авивос или Абибос) отправился в Эрети, в крупный тогда город Некреси и основал на горе над городом монастырь, существующий до настоящего времени и известный как монастырь Некреси. Территория в то время контролировалась персами-зороастрийцами. Они пробовали обратить Або в зороастризм, а после неудачи забили его камнями. Тело Святого было захоронено в Самтависи, потом перезахоронено в Мцхете. (память 12 декабря)
 
Из всех ассирийских отцов только Або считается мучеником, поэтому на иконе распознается по кресту в руке.
 
Шио Мгвимский основал большую монастырскую общину, существующую по сей день в виде Шио-Мгвимского монастыря. Мощи Святого Шио были сожжены в советское время. На иконах часто изображается с дымящимся в руке ладаном.
 
Иосеб Алавердийский отправился в Кахетию и построил храм святого Георгия в Алавердской степи. Вокруг храма начал собираться народ и так появился монастырь Алаверди. Иосеб умер в 570 году и был похоронен в храме, на месте которого позже был построен современный Алавердийский собор. Могила Иосеба находится левее алтаря, у северной стены. (память 15 сентября)
Алаверди
Антон Марткопский известен тем, что принес с собой отпечаток эдесского Спаса Нерукотворного. Он поселился на марткопской горе около Тбилиси, где сейчас село Норио и Марткопский монастырь. Он основал храм Спаса Нерукотворного и 15 лет прожил на столпе по примеру Симеона Столпника. В этом же храме он и похоронен. (память 19 января) До настоящего времени частично сохранился столп (башня), на котором он жил. На иконах Антон всегда держит в руках икону Спаса.
 
Тадеос (Фаддей) Степанцминдский долгое время жил около Мцхета и основал монастырь у подножия горы Задазени. Потом он переселился в Урбниси и построил там храм Первомученика Стефана, существующий по сей день. Потом он основал ещё один храм имени Стефана на горе Цлеви у города Каспи, где и был похоронен.
 
Собор в Урбниси
Храм Первомученика Стефана
Пирос Бретийский основал монастырь (с храмом Св. Георгия) севернее современного города Гори, у села Брети, где и похоронен. (память 15 мая) В этом храме есть икона с изображением самого Пироса, а так же икона с изображением всех ассирийских отцов.
Монастырь в Брети
Храм Св. Георгия в Брети
Исе Цилканский  был одним из тех двух, кого избрали епископами. Его назначили на кафедру города Цилкани в Мухранской долине. Считается, что именно он чудесным образом создал канал, ведущий от реки Ксани к  селу Цилкани. Позже он проповедовал христианство осетинам и горцам. Похоронен в Цилканском соборе, где и находится сейчас его могила. (память 2 декабря) На иконе Исе изображается в епископской митре, но без креста (тем отличается от Або Некресского)
 Надгробие Исе Цилканского
Стефан Хирсовский отправился в Кахети (или Эрети?) где  основал монастырь Хирса с храмом Святого Первомученика Стефана. Сейчас его могила находится в левом приделе храма.
 
Храм Св.Стефана в Тибанни
 
Исидор Самтависский известен тем, что основал Самтависскую епархию, кафедральным храмом которой стал собор Самтависи. Там же Исидор был похоронен.
 
 
Микаэль Улумбоэльский проповедовал на территории современой Осетии и им был основан монастырь Улумбо, который сейчас находится недалеко от трассы Гоми-Сачхере в Хашурском районе. С трассы есть указатель. 
 
монастырь Улумбо
Зенон Икалтойский отправился проповедовать в кахетинские горы, затем основал монастырь Икалто, где и был похоронен. Могила находится в центральном храме монастыря, правее алтаря.
 
Сам Иоанн Зедазенийский оставался на горе Зедазени, где по его молитвам открылся источник. Получив откровение о близости смерти, он позвал Тадеоса Степанцминдского и велел похоронить себя тут же на горе. Около его могилы потом образовался Зедазенский монастырь.
 
Его смерть произошла между 557 и 560 годами. Итого хронологические рамки деятельности Иоанна — между 542 и 560 годами.
 
7 мая грузинская церковь отмечает общий день памяти всех ассирийских отцов.
 
assir2.jpg
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.040768146514893 сек.