Описание Бларамберга

В 1835 году офицер росийского генштаба Иоганн Бларамберг составил "Топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа", где присутсивует следующий раздел про хевсуров:

 

 *   *   *

 

Земли хевсуров расположены в самых высокогорных долинах и на двух склонах Кавказских гор. К северу от них находятся племена мычкизов, к востоку - лезгино-аварские племена и тушины, на западе - гудомакары и на юге - пшавы и тушины. Протяженность их территории с севера на юг - 50 верст, с востока на запад, вдоль центральной части Кавказского хребта - 40 верст, что составляет общую площадь около 2000 квадратных верст.

 

Поскольку Хевсуретия расположена в самой возвышенной части этого района Кавказа, там есть лишь небольшие родники и верхняя часть Аргуна, называемого здесь Ардоти, и Арагви-Хевсури; зато там встречается бесчисленное множество безымянных потоков, стекающих со склонов Кавказа и представляющих собой настоящие водные каскады.

 

Ячмень и чеснок - единственные культуры, произрастающие у хевсуров; ячмень дает весьма скудный урожай: лишь четыре зерна на одно посеянное из-за сурового климата. Леса в этом районе нет совсем, даже кустарники являются редкостью. Все богатство жителей — стада коз и баранов, доставляющие людям питание и одежду, излишки продуктов скотоводства хевсуры обменивают на соль, зерно и оружие.

 

Из вышесказанного следует, что хевсуры очень бедны, суровость климата и скудность почвы, вероятно, влияют на характер жителей, и они гораздо более дики и склонны к разбою, чем их соседи пшавы и тушины.

 

В общем, нужно заметить, что эти народы становятся добрее и цивилизованнее по мере удаления от высокогорных и бесплодных долин Кавказа.

 

В частной жизни хевсуры сдержанны, чтят традиции гостеприимства, но их мужчины очень ленивы и оставляют женщинам все хлопоты по домашнему хозяйству. Женщины-хевсурки очень трудолюбивы, они занимаются земледелием, присматривают за животными, которых в холодное время года содержат вблизи жилища.

 

Одежда хевсуров похожа на грузинскую, во всяком случае они частично скопировали типы одежды других горцев, и, поскольку они враждуют со всеми своими соседями, они очень хорошо вооружены. Их оружие — это винтовки, пистолеты, сабли, кинжалы, а некоторые хевсуры до сих пор носят еще и щиты для отражения сабельных ударов; кое у кого есть кольчуги и шлемы, закрывающие не только теменную часть головы, но затылок и часть лица.

 

Их жилища похожи на грузинские сакли, они имеют четырехугольную форму, плоскую крышу, а у некоторых домов по бокам пристроены пирамидальные усеченные башни. В некоторых селениях есть также каменные постройки, которые служат общим убежищем жителям в случае нападения.

 

Хевсуры говорят на диалекте грузинского языка, смешанного до такой степени с разными идиомами Кавказа, что понять их можно лишь с большим трудом. Хотя еще находят большое количество развалин древних церквей и следы христианства во взглядах хевсуров, но все-таки сейчас они не имеют о христианстве почти никакого представления. Они — идолопоклонники и полны разнообразных предубеждений и суеверий.

 

Церковь в деревне Хамар, в которой находится Лашари-Джуари (блестящий крест), до сих пор является настоящим центром и суеверий, и веры в чудеса. Хевсуры и пшавы слепо верят в дух, называемый Гомари, который им покровительствует. Это верование, смешанное с большим количеством суеверий и поклонением предметам, которые кажутся им необычными, породило среди них большое число фанатиков, которые называют себя верховными жрецами (протопопами) и очень почитаемы народом: это они хранят святые места, к которым никто, кроме них самих, не осмеливается подойти. В праздничные дни верховные жрецы достают святые символы церквей (большей частью превратившихся в руины) и показывают их народу, который остается на почтительном расстоянии от них, затем они призывают милость своего святого, а народ приносит жертвы, представляющие собой ячменный хлеб и баранов, которые, как и следовало ожидать, попадают в руки священнослужителей. Лашари-Джуари — наиболее почитаемый крест, которому приносят больше всего жертв. Уверяют, что число баранов, приносимых ему в жертву, ежегодно доходит до 2 тысяч голов. Можно сказать, что эти верховные жрецы управляют народом по своей воле, они поддерживают в нем ужасающее невежество и самые отвратительные суеверия; иногда они в качестве оракулов предсказывают гнев своих идолов, чтобы получить новые многочисленные жертвы для смягчения их ярости. Именно эти жрецы поддерживают в народе фанатизм и противятся всем мерам, которые желательно предпринять, чтобы зажечь там факел цивилизации.

 

Население Хевсуретии доходит до 650 семей, расселенных в 31 небольшом поселении, самое большое из которых насчитывает чуть больше 50 дворов. Вот перечень их поселений:

 

1. Моумова - 16 дворов

2. Датуили - 14 дворов

3. Ачахи - 8 дворов

4. Гвалети - 9 дворов

5. Чердили - 20 дворов

6. Укан-Ахо - 17 дворов

7. Барис-Ахо - 18 дворов

8. Харнаули - 16 дворов

9. Рошкиони - 31 двор

10. Ликоки - 44 двора

11. Гули - 36 дворов

12. Затечигели - 26 дворов

13. Гудани - 26 дворов

14. Укана-Ходо - 52 двора

15. Кмости - 28 дворов

16. Цинхадо - 6 дворов

17. Иситхи - 4 двора

18. Бло - 24 двора

19. Бацалинго - 26 дворов

20. Атобети - 7 дворов

21.Хахматы - 28 дворов

22. Лебаш-Кари - 9 дворов

23. Чормешава - 10 дворов

24. Чия - 23 двора

25. Кистани - 26 дворов

26. Муцо - 18 дворов

27. Гуро - 22 двора

28. Шатиль - 32 двора (это главное поселение Хевсуретии)

29. Ардоти - 22 двора (стоит на левом берегу реки Ардоти, или Аргуна)

30. Хахабо - 18 дворов (это поселение расположено вдоль берега речушки с тем же названием; эта речка впадает в Ардоти с левой стороны; между поселениями Хахабо и Шатиль находится хребет Бак-Лама)

31. Хамар - 32 двора

 

Среди этого хевсурского населения проживают и кистины, их насчитывается до 60 семей, эти люди прижились в этом районе уже давно.

 

Горы этой части Кавказа богаты рудными жилами разнообразных металлов, во всяком случае признаки этого заметны во многих местах. На правом берегу Ардоти (Аргуна), близ селения Муцо, есть медные месторождения. В окрестностях Шатиля и в местечке под названием Сахаровани, близ селения Чия, нашли месторождения серебряных руд, которые местные жители из-за невежества и полного отсутствия леса не могут разрабатывать. Их подозрительность и свирепость до сих пор мешают нам воспользоваться этими природными богатствами, и мы сможем этого добиться, лишь полностью захватив Хевсуретию.

 

Сообщение между поселениями там очень затруднено, и экспедиции, которые предпринимались в том направлении несколько раз, не увенчивались полным успехом из-за нехватки еды, что заставляло отряды покидать эти дикие места.

Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.039212942123413 сек.