Тбилисский фуникулёр (თბილისის ფუნიკულიორი) — транспортное средство, позволяющее подняться на
гору Мтацминда к ресторану,
Пантеону и к Мтацминдскому парку. Считается важной исторической и культурной достопримечательностью города. Фуникулёры как инженерное сооружение сейчас редкость: в России их осталось два, на Украине ещё два, в Литве ещё два. В России тбилисский фуникулёр знаменит уже тем, что на нём виртуально проехался Остап Бендер (в обе стороны).
Нижняя станция (дизайн 2012 года)
Что такое фуникулёр
Фуникулёр — это два вагончика, которые ездят по рельсам. Канатная дорога (которых в Тбилиси две) не является фуникулёром никак. Это важно понимать, потому что их постоянно путают. В современном языке имеется некий хаос терминологии из-за того, что кроме фуникулёра (рельсового) есть еще фунитель и фунилор, которые имеют вид кабинок. Сам фуникулёр считается частным случаем канатной дороги и даже само название происходит от слова "канат". В это не надо вдумываться, просто запомните, что фуникулёр - это вагончик на Мтацминду.
История
История у тбилисского фуникулёра большая и интересная. Этот вид транспорта появился в середине XIX века, почти одновременно с паровозами. Первые фуникулёры работали как раз на паровой тяге. Мировую славу тогда завоевал фуникулёр на Везувий, который был построен в 1880 году. В 1900 году тбилисское городское управление заказало бельгийской фирме проект такого же фуникулера. По договору бельгийцы могли эксплуатировать его 45 лет, после чего всё переходило в собственность города. Практически одновременно такие же проекты появились в Киеве и Одессе. Одесса обогнала всех и запустила фуникулёр 8 июня 1902 года, киевский запустился 20 мая 1905 года, а тбилиский начали строить в 1903 и открыли 30 декабря в 1905 года.
Это произошло почти сразу после того, как художник
Пиросмани подарил Маргарите миллион алых роз. Чуть позже он нарисоваи и сам фуникулёр.
Нижняя станция того первого фуникулёра выглядела как-то так:
Обратите внимание, что у этого вагончика нет окон и в теории из него можно было вывалиться. Именно это чуть не сделал Остап Бендер, когда напился на отобранные у Кислярского деньги.
Фуникулёр дал мощный толчок развитию ресторанного бизнеса на Мтацминде и поднял цену на недвижимость в районе горы. Он почти сразу стал достопримечательностью города, что отразилось как минимум в романе Ильфа и Петрова. Советская власть сначала ничего не поменяла в истории этого места (кроме того, что отобрала его у бельгийцев), но уже при Хрущёве обе станции были перестроены в мрачные бетонные модернистские здания.
В 1990-е годы вся инфраструктура горы Мтацминды постепенно вымерла. Сдохла канатка, пришёл в запустение ресторан, а в 2000 году оборвался трос у фуникулёра: в тот день едва не погибло 20 туристов. В истории фуникулёров этот год вошёл под названием «Чёрный 2000-й», в том году произошли все известные миру фуникулёрные катастрофы: в Тбилиси и в Австрии, и ещё две аварии меньшего масштаба в Киеве и Одессе.
Работа фуникулера встала на 12 лет. Когда к власти пришло правительство Саакашвили, была сразу же сделана попытка реанимировать фуникулёр. За дело взялась фирма «Магти», которая решила подчеркнуть, что Мтацминда - это что-то детское и фуникулёр тожедолжен быть с детским дизайном. Так бетонная советская жуть была закрыта не менее жуткойсиней ромашкой:
Вагончики стали разноцветные, красный и синий (лет через 10 это стало бы интересной аллюзией на две основные партии). Выглядели онине особо эстетично. Прошло уже много лет, но те старые вагончики ещё живы и лежат на окраине мтацминдского парка:
Вроде бы тот фуникулёр 2004 года даже не успел заработать. Или успел, но работал недолго. И снова всё заглохло.
И только в 2012 году, в последний год
эпохи Саакашвили, у мэрии дошли руки до фуникулёра. Советскую станцию снесли и построили новое здание, вернув первоначальный дизайн. Восстановили ресторан на горе. Запустили новые вагончики. Обновлённый фуникулёр был открыт в декабре 2012 года, уже после выборов. Он стал таким же символом уходящей эпохи, как и
тбилисский каньон, открытый мэрией двумя месяцами раньше.
Современность
Идея фуникулёра состоит в том, что два вагончика как бы подвешены на один трос и уравновешивают друг друга, так что энергия тратится только для компенсации веса пассажиров. Это интересная энергосберегающая система, которая в XIX веке позволяла паровому двигателю затаскивать вагончики на склоны любой крутизны. Минус тут только в пропускной способности: вагончиков всего два, и их не может быть больше. Производный минус: вагончики должны заполняться по возможности одновременно. На практике это означает, что вагончик довольно долго стоит на своей станции.
Все фуникулёры этого мира различаются, в частности, числом рельс — их 4, 3 или 2. У тбилиссского — 2.
Тбилисский фуникулёр
|
| | | |
Нижняя станция
| вагончик | Середина
| Встреча вагончиков
|
Весь процесс выглядит так: вы приходите к нижней станции, проходите турникет, расплачиваясь пластикивой картой, и там заходите в вагончик. Он состоит из трёх секций, каждая по 8 человек. Интереснее всего находиться на нижней секции у заднего окна. Вагончик ходит с интервалом в 10 минут, но иногда бывают задержки. Ползти он будет неторопливо, медитативно, не более 2 метров в секунду. Так как длина пути 500 метров, то на весь путь уйдёт 250 секунд, что с учетом остановки дает 5 минут.
На середине пути находится развязка с промежуточной остановкой, здесь поднимающийся вагончик встречает спускающийся. Под этой остановкой проходит тропа с вершины к
Пантеону, по ней можно спуститься к Пантеону, чем многие и пользуются.
После остановки вагончик поднимается дальше и заезжает прямо в здание верхнего ресторана. Сразу, как вы выйдите из вагончика и стеклянного домика станции, слева будет один ресторан, а справа другой.
Фуникулёр и ресторан образуют очень удобную пару, поэтому в Тбилиси принято водить сюда впечатлительных девушек. Если у вас есть девушка, то смело везите ее на гору. Если вы познакомились с ней в Тбилиси, то будьте осторожны — не исключено, что это поездка будет далеко не первой в её биографии. Некоторых девушек возили туда раз по шесть.
И ещё. Почему-то почти по всем параметрам тбилисский фуникулёр совпадает с бакинским 1960-го года постройки. Разница только в отсутствии средней станции.
ВРЕМЯ РАБОТЫ: с 9:00 до 4:00. С полуночи до 4:00 цена возрастает на лари. Это не очень удобный график, поскольку не позволяет встретить на Мтацминде рассвет.
Фуникулёр в искусстве
Кажется, первым фуникулёр отобразил
Нико Пиросмани. Он узнаваемо изобразил и верхнюю станцию, и развязку, и нижнюю станцию и даже храм Давида. И даже рельеф Мтацминды можно узнать.
Чуть позже фуникулер ввели в культуру Ильф и Петров, которые в 1928 году опубликовали повесть "12 стульев". Там он упомянут дважды, в первый раз под именем «канатной железной дороги»:
Мурлыча какую-то чепуху о застое в бараночно-бубличном деле, Кислярский посадил страшных знакомцев в экипаж с посеребренными спицами и подножкой и повез их к горе Давида. На вершину этой ресторанной горы поднялись по канатной железной дороге. Тифлис в тысячах огней медленно уползал в преисподнюю. Заговорщики поднимались прямо к звездам.
Так в Тбилиси появились два "бендеровских" места: отель "Ориант" и фуникулёр. Но "Ориант" потом сгорел, а фуникулёр остался. Позже он мелькнёт в унылых рассказах некоего Каменецкого.
Цены и альтернативы
Фуникулёр — не вполне дешевый транспорт. Он стоит 2 лари, иногда 3 (после полуночи). Если вы в городе впервые, то вам придётся купить пластиковую карту, заплатив ещё 2 лари. Обычная пластиковая карта для метро-автобусов-канаток сюда не подходит! Получается, что фуникулер вдвое дороже канатки в парке Рике и в 4 раза дороже городского автобуса. Дороже фуникулёра получается только такси, которое может захотеть 10 лари. В ковидные годы цена подскочила до 8 лари в одну сторону.
При желании этот же путь можно одолеть пешком — подняться по улице к Пантеону, там пройти по тропе к средней станции и далее наверх по тропе же до ресторана. Но это имеет смысл только если вы собираетесь накачать ноги перед походом в горы.
Фуникулёр и экскурсии
Основная функция фуникулёра — возить людей к ресторану, поэтому гид там практически не нужен. Но тбилисские турфирмы иногда включают его в программу экскурсий. Конкретно
наши сититуры туда не водят, или делают это по особому запросу. Фуникулёр трудно вписать в программу. И главное незачем. Лучше всего придти туда самостоятельно вечером.
Как добраться
У фуникулёра есть минус: к его нижней станции нелегко добраться. Там мимо проходит какая-то маршрутка, но искать её в городе сложно. Подниматься пешком в гору до улицы Чонкадзе бывает нелегко. (В общем-то по этой причине мы и вычеркнули его из сититура) Остаётся такси. Существует еще автобус №124, который может завезти вас прямо на Мтацминду, и оттуда вы можете фуникулёрно спуститься вниз, но спуск — не самое эффектное применение фуникулёра. Спускаться лучше пешком, там есть красивая дорожка.
Если же вы всё же решили подниматься к станции ногами от
проспекта Руставели, то помните: она находится строго за зданием парламента. Можно идти по улице левее парламента (по Читадзе) или правее. Левая дорога хотя бы прямая. От
проспекта Руставели до нижней станции по улице Читадзе — 725 метров. И 60 метров перепад по высоте.