Тбилисская опера или
Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили (თბილისის ზაქარია ფალიაშვილის სახელობის სახელმწიფო ოპერისა და ბალეტის თეატრი) - самое старое и самое известное театральное заведение в Тбилиси, с появлением которого в Грузии начала приживаться европейская театральная культура. Сейчас это один из самых знаменитых театров страны, с которым конкурирует разве что
театр Руставели. Так как опера долгое время была в ремонте, то её слава немного поугасла и эту славу отчасти перехватил кукольный театр Габриадзе. В оперу обязательно надо зайти, потому что Грузия - это не только
хинкали и хачапури.
История
Опера состоит из двух разных сущностей: людей и здания оперы. В случае с Тбилиси само здание и его история отчасти интереснее самих певцов. История этого здания в свою очередь распадается на две фазы: история первой оперы и история второй оперы.
Всё культурное строительство в Тбилиси началось при графе Воронцове. Именно ему пришло в голову построить в городе первое здание для театральных представлений в европейском мысле слова. Строить было решено на Эриванской площади - там, где сейчас
Площадь Свободы. Когда-то это было пустое пространство перед Коджорскими воротами, которое прорезал Сололакский овраг. Овраг довольно быстро засыпали, но место все равно пустовало и использовалось как торговая площадь. Проект театра был по тем временам слишком дорогим для городского бюджета, поэтому Воронцов додумался совместить бизнес с социалкой - он предложил купцу Гавриилу Ивановичу Тамамшеву построить караван-сарай, и выдал ему бесплатно землю на том условии, что при караван-сарае будет находится принадлежащий городу театр.
Строительство поручили итальянцу Джованни Скудиери, и в апреле 1847 года был заложен фундамент. Весной 1851 года театр был достроен. Он выходил западным фасадом на современный
проспект Руставели, южным - на Эриванскую площадь, восточным - на улицу Пушкина, а северным - на Пушкинский сквер.
В той своей версии он вмещал 700 зрителей. Люстра для главного зала была привезена по морю из Марселя. Оформлением интерьеров занимался Григорий Гагарин - автор фресок в
Сионском соборе. В итоге получился театр, который Александр Дюма назвал самым красивым из тех, что он видел. Руководить театром поручили Владимиру Соллогубу, который как раз приехал на Кавказ служить в МВД при Воронцове.
Фасад оперы со стороны улицы Пушкина. На заднем плане - Семинария.
12 апреля 1851 года театр впервые открылся и там провели бал-маскарад. Тем же летом откуда-то с Северного Кавказа пригласили оперную труппу итальянца Барбиери. Он приехал в Тбилиси 9 октября, а через месяц, 9 ноября 151 года, была дана премьера первой в Грузии оперы - "Лючия де Ламмемур" (Доницетти). Главная ария этой оперы сейчас хорошо всем знакома по фильму "5-й элемент".
Театр простоял лет 20. 11 октября 1874 года, во время оперы "Норма" театр неожиданно загорелся. Сгорело всё. И росписи Гагарина, и архивы, и декораци. Вообще всё. На этом и закончилась история первого здания тбилисской оперы. Само здание простояло ещё некоторое время, пока его не снёс Берия. Фундаменты и подземелья существуют до сих пор под колонной на площади Свободы. Сам Гавриил Тамамшев прожил ещё некоторое время, умер в неизвестном году и был похоронен за
храмом Норашен, что на
Леселидзе, и его надгробная плита существует там по сей день.
Это всё было как бы предисловие, а теперь пойдёт история собственно овременного здания оперы. В 1876 году провели конкурс на проект нового здания и в нём победил Виктор Шретер, который уже построил в Петербурге огромное количество частных зданий и существующий по сей день Мариинский театр. В Тифлисе Шретеру поручили построить здание в псевдомавританском стиле и он частично скопировал Фестивальный театр в Баварии. Года два ушло на согласование проекта и только в 1880 году В.К. Михаил Романов утвердил финальный проект - на этот раз на 1200 посадочных мест. В строительстве успел поучаствовать и местный немец Альберт Зальцман. Строительство шло медленно. В 1887 году Чайковский, заехав на месяц в Боржоми, написал письмо Александру III с просьбой поучаствовать деньгами в постройке театра. Это ускорило процесс и строительство, растянувшись на 16 лет, закончилось в итоге в 1896 году. 3 ноября в театре прошла первая опера - "Жизнь за царя".
Это новое здание простояло почти сто лет.
В апреле 1928 года сюда приходил с женой Булгаков, смотреть «Ревизора» в постановке труппы московского Малого Тетра. Жена сказала, что после Мейерхольда ей неинтересна такая постановка, и ушла. «Недалеко от нас в ложе сидела пожилая грузинка в национальном наряде: низкая шапочка надвинута на лоб, по бокам лица спускаются косы. Сзади к шапочке приколота прозрачная белая вуаль. Все в Тифлисе знали эту женщину – мать Сталина».
В 1960 году театральный художник Серго Кобуладзе (известный иллюстрациями к "Витязю в тигровой шкуре") создал занавес для театрального зала. Этот занавес очень быстро стал знаменит и стал чем-то вроде символа театра, а изображеный на занавесе человек с лирой стал впоследствии логотипом этого заведения.
9 мая 1973 года на здание обрашился новый пожар. Здание уцелело, но погибли многие декорации и тот самый знаменитый занавес. Только в 1978 году театр удалось восстановить, но занавес тогда так и не вернули к жизни.
В декабре 1991 года театр оказался в зоне боев за парламент, однако не сгорел и не сильно пострадал. Театральная жизнь, однако, замерла. Долгое время оперы ставились в других помещениях - например, в театре Грибоедова. Наконец, фонд Иванишвили выделил 40 миллионов долларов на реконструкцию, несколько лет опера простояла в ремонте и 30 января 2016 года произошло эпохальное событие: театр открылся. Более того, после 42-х лет забвения был восстановлен тот самый культовый занавес работы Кобуладзе. Говорят, что прежний выглядел немного иначе, но в целом всё равно похоже.
Современность
Сейчас в этом здании ставят оперы и балеты. То и другое проходит сезонами. Например, летом обычно ничего нет, сезон начинается примерно с сентября. Установилась традиция начинать сезон оперой "Абессалом и Этери". Как правило опера проходит два раза. Но бывают и отклонения.
Репертуарт театра вывешивается на сайте и известен обычно на пару месяцев вперёд. Например, в феврале 2017 года идут только балеты, зато в марте 6 раз подряд пойдёт опера "Аида".
Современное здание имеет главный вход с проспекта Руставели. Он открыт только в часы опер, в остальное время туда не пускают. Справа за углом находятся билетные кассы. С фасада вывешиваются афиши, а с левой стороны стоит памятник Захария Палиашвили.
Внутри, помимо основного зала, не так много всего. Справа от входа внизу - гардеробы, где-то там же, внизу, прячется буфет. В 2016 году там не было ничего вообще. Кроме гардероба, буфета и лестниц есть еще большие, ориентального вида залы, которые никак не используются. Кое-где стоят оперные костюмы - возможно, временая инсталляция.
Тбилисская опера |
| |
| |
гардероб
| буфет | коридоры
| звукооператор
|
Теперь о главном зале. Здесь внизу есть Партер (самые дорогие места) и Амфитеатр - за партером, подешевле и чуть более тесные. В Партер и Амфитеатр попадают через основной вход. Кроме этого есть 4 ряда ярусов. Ярусы сильно дешевле партера, при этом дешевеют снизу вверх. На последнем ярусе находиться дёшево, но не интересно. Для попадания на ярусы существует хитрая система боковых лестниц. По незнанию можно и заблудиться.
..
Все внутренности театра можно изучить в формате экскурсии, но она стоит приличных денег (около 25 лари) и на нее ещё надо суметь попасть.
Места и цены
Тбилисская опера - удивительно доступное развлечение. Она рассчитана на весьма узкую прослойку интеллигенции, так что свободных мест всегда много. Стоимость билетов обычно от 10 до 50 лари.
Самый дорогой - партер, он бывает примерно по 35 - 45 лари. За ним находится "амфитеатр". Он дешевле, но гораздо хуже - хотя бы потому, что там тесно. Выгоднее всего кажутся нижние ярусы - они стоят около 20 лари. Оттуда все отлично видно, и там много свободного места. Верхние ярусы дешевле, но там не интересно.
Пара слов о Захарии Палиашвили
Захарий Палиашвили - первый и главный грузинский композитор, который создал всего три оперы, но с оперного Олимпа Грузии его так никто и не спихнул. Основная заслуга этого человека состоит в том, что он создал грузинскую оперу как явление. Если русскую оперу сделал Михаил Глинка (поставив в 1936 году первую в истории русскую оперу "Жизнь за царя"), то в Грузию идея национальной оперы пришла очень поздно. Вероятно, этому мешала политика русификации, которая проводилась в регионе с 1881 года. Палиашвили учился в московской консерватории, в рузию вернулся в 1903 году и долгое время занимался малоизвестным тогда явлением - грузинской музыкальной культурой. То есть, просто ездил по деревням и записывал народные мелодии. Итогом стала его опера "Абессалом и Этери", которую можно назвать визитной карточкой грузинской оперы. Каждый новый сезон в тбилисском оперном театре начинается именно с этого произведения.
Портрет Палиашвили в вестибюле тбилисской оперы
Эта опера появилась в 1919 году, уже в годы независимости, а в 1923 году Палиашвили поставил оперу "Даиси", которая стала первой грузинской советской оперой. Ария "Я люблю вино" бешено популярна в Грузии по сей день. В 1928 году появилась опера "Латавра", которая, впрочем, не достигла уровня первых двух.
Палиашвили умер в 1933 году и был похоронен в сквере при тбилисской опере. В 1937 году опере присвоили имя "...имени Палиашвили". Громадная статуя около здания оперы - это именно он.