На главную Тбилиси Исани Авлабарская типография
Авлабарская типография

Авлабарская типография — это музей, который появился в 1937 году и стал чем-то вроде филиала горийского музея Сталина. Этот музей был создан на том месте, где в 1904—1906 годах большевики печатали газеты и листовки. В постсоветское время музей пришёл в упадок и часть его мебели и экспозиции пропала. Недавно он был реанимирован силами грузинской компартии и стал штабом этой партии. В настоящее время пользуется популярностью у китайских туристов. Посещение этого места — возможность увидеть интересный исторический памятник и пообщаться с самыми настоящими грузинскими коммунистами. Тем и уникально.

 

История

У типографии три отдельных истории: досоветская, советская и постсоветская.

 

Всё началось в первые годы ХХ века, когда Ленин и его партия решили поставить на поток издание газет и журналов. Для этого нужна была типография, и одну из них создал в городе Баку человек по имени Ладо Кецховели. Та типография снабжала нелегальной литературой всю Российскую империю. В 1903 году на средства от концерта Коммисаржевской был закуплен в Германии печатный станок.

 

В марте 1902 года в Тифлисе был создан Кавказский союзный комитет РСДРП, который заняолся организацией подпольной работы. Уже имелась небольшая типография в квартале Чугурети, но требовалось что-то покрупнее. Решено было создать новую типографию. Создателем её стал подпольщик стал Михаил Бочоридзе. Он заполучил для партии участок, принадлежавший Давиду Ростомашвили. В управу подали запрос на разрешение построить дом с подвалом трехметровой глубины.

 

В сентябре 1903 г. тифлисская городская управа дала разрешение на строительство жилого дома на Каспской улице, N 4, на Авлабаре. Получив это разрешение, подпольщики начали строить дом, но с двойным подвалом, общей глубиной в 7 метров.

Миха Бочоридзе

 

Далее была создана сложная туннельная система. Около дома прорыли две шахты колодцев. Один колодец был глубиной 14 метров. В нижней его части начинался туннель во второй колодец, засыпанный в верхней части. Поднявшись 10 метров вверх по второму колодцу, человек попадал в туннель, ведущий собственно в подвал.

 

Схема типографии

В самом доме жила тётка Бочоридзе, Бабе Лашадзе-Бочоридзе, которая вела наблюдение за улицей и в случае чего давала звонок в подвал. Тут же в дома была кухня, которая обеспечивала едой сотрудников типографии.

 

В 1904 году из Баку доставили тот самый печатный станок, купленный на средства от концерта. 5 января Сталин бежал из сибирской ссылки, в феврале прибыл в Батуми, а оттуда в Тифлис. С весны 1904 года типографией руководил именно он и он же писал статьи для газет.

 

За три года здесь было напечатано огромное количество газет. В основном "Пролетариатис Брдзола" (პროლეტარიატის ბრძოლა) на русском, грузинском и армянском языках. Именно эта типография и её газеты стали орудием организации революции 1905 года.

 

В 1906 году партия приказала прикрыть типографию. В том же году кто-то из посвящённых в тайну донёс в жандармерию. Агенты большевиков в жандармерии, в свою очередь, предупредили типографию. На момент визита жандармов в доме и подвале уже никого не было. Жандармерия конфисковала всё, что нашла, а само здание не то подожгли, не то взорвали. На том первая история и кончилась.

 

В 1937 году началась вторая фаза истории. Подвал типографии расчистили, здание отстроили заново, добавили музейный корпус и все это стало музеем. Причем не просто музеем, а фактически музеем Сталина. Едва ли не главным музеем в Тбилиси. Говорят, что в лучшие годы сюда приходило по 800 человек в день. Выстраивались очереди, как в мавзолей. Записывались за месяцы. Музей стал филиалом института марксизма-ленинизма.

 

В 1990 году институт закрыли, после чего фактически закрылся и музей. Он был настолько явным символом сосетской власти, что в первые постсоветские годы его почти уничтожили. Грунтовые воды постепенно проникли в подвал и затопили его на 2 метра. Под водой оказался и тот самый печатный станок.  

 

Где-то в недавнее время началась новая фаза в истории музея. В нем поселилась грузинская Компартия. Воду выкачали. Кое-что восстановили. Но здание всё равно требует ремонта, а на это нужны деньги. Их запрашивали у Китая, но пока безуспешно.

Современность

Авлабарская типография в наше время — это уникальное явление, которое трудно как-то формально определить. У нее нет часов работы, нет билетов, нет формальных экскурсоводов. Здесь почти постоянно живет кто-нибудь из руководства партии, и этот человек проводит экскурсии для всех желающих. Внастоящее время это Жиули Сикмашвили, зампред партии.

 

Музей состоит из частей. Для начала это главный вход с вывеской и некогда очень пафосной красной плиткой на тротуаре. Именно к этим дверям в советское время выстраивались очереди.

Вывеска

 

Вход ведет в выставочную часть: там в основном фотографии, копии документов, чертеж типографии и зачем-то фотографии русских писателей. Это наверное наименее интересная часть всего комплекса.

 

Далее — сам дом и сарайчик с колодцем. 14-метровый колодец выглядит жутковато. Туда уже много лет никто не спускался. Лестницы вниз нет. Рабочие когда-то спускались по углублениям в стенках, но сейчас повторять такой спуск не хочется.

 

Колодец

Далее — сам дом, реконструкция 1937 года. Он имеет три уровня-жилые комнаты, жилой подвал и собственно подвал типографии. Прямо со двора есть вход в подвал. Там можно заглянуть в шахту, ведущую в типографию. Она использовалась для технических целей в стадии строительства, потом была замурована.

 

Ход в типографию

Из этого подвала в советское времясделали специальнуювинтовую лестницу, по которой можно попасть в типографию. Тут сразу ощущается перепад температур: в типографии резко холоднее. Лестница в верхней части имеет приличный вид, но на уровне затопления 90-х годов уже проржавела.

 

Типография. Довольно большой каменный каземат. Всоветское время тут стояли всякие шкафы и стенды, сейчас ничего нет, только тот самый немецкий печатный станок 1883 года производства, привезенный из Баку. Он около десяти лет пробыл под водой, поэтому выглядлит соответственно. Мало того, он вродебы не был конфискован в 1906, и 30 лет пролеал под завалами.Так что удивительно, что он вообще уцелел.

 

Печатный станок.

 

На стене — остатки звонка. Они тоже сохранились каким-то чудом.

 

Звонок

 

 И в дальней части каземата — ход к колодцу. Он уходит вниз на 10 метров и всев нем проржавело за десятилетие.

 

Колодец №2

 

Обычно впоследнюю очередь показывают верхний дом. Здесь жила хозяйка, которая обеспечивала безопасность. Здесь время от времени ночевал Сталин. Сейчас тут стоит кровать. е факт,что та самая, но как минимум в правильном месте.

Кровать Сталина

 Тут же кое-что, уцелевшее от прежней экспозиции: стулья, куски керамики и тд.

 

И все же самое интересное — это, наверное, штаб компартии, который находится тут же, в комнатке при выставочном здании. Тут висят знамена, вымпелы, портреты Маркса, Сталина и Ленина, и это всё не музей, а что-то действительно живое. Кажется, тут ничего не менялось с 80-х годов. Здесь вы как будто проваливатесь в глубокое прошлое - вам расскажут, как реакционные режимы захватили власть в республиках, как народ хочет голосовать за коммунистов и в итоге проголосует, и СССР снова появится на карте мира. Расскажут, как Грузией правит посол Америки и грузинская буржуазия. Такие разговоры вызывают непередаваемые ощущения. Это всё равно, что разговаривать с живым Юлием Цезарем. Это в сотни раз информативнее, чем посещать скучный музей Сталина в Гори.

 

Островок социализма

Музей бесплатен. Ему давно нужен ремонт, но государство на это денег не даёт, что, конечно, неправильно: такие заповедники надо поддерживать и охранять, как редких животных. За помощью обращались к Китаю, но переговоры так ни к чему и не пришли. Сейчас музей существует на пожертвования. Оставьте им что-нибудь.

Как найти

Формальный адрес: Каспская улица, дом 7.

 

Обозначен на maps.me как printing office.

 

Ближе всего метро "300 арагвинцев". Выходим из метро, идем влево мимо улицы Цинандали, и через 250 метров видим поворот налево — это Каспская улица. По ней надо идти верх метров 300. Музей будет по правой стороне. Не заметить его сложно.

 

 

музеи Грузии
муз. Абашидзе муз. Аджарии
Батумский арх.Болнисский
Боржомскиймуз. В. ПшавелыВанский арх.Воронцовский
ГорийскийГолубая галерея
Муз. ИскусствЗестафонскийКутаисскийКазбегскийКаспский
Мартвильский
муз. Маяковскогомуз. ПиросманиСигнахскиймуз. СталинаМузей СванетииТипографияТелавскиймуз. Ист. Тбилиси
ХонскийЦеретели
Цхалтубский
муз. ЧавчавадзеЧиатурскиймуз. Шёлкамуз. ШаликашвилиЭтнографии
Грузинский национальный музей имени Джанашиа (+ муз. оккупации)
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.041321992874146 сек.