Музей этнграфии под открытым небом — большой музей в Тбилиси на окраине квартала Ваке, на северном склоне горы Мтацминда, который посвящён архитектуре и бытовой культуре (последней в меньшей степени) Западной Грузии и отчасти Восточной Грузии. Здесь можно увидеть каменные и деревянные домики, зайти в них, послушать сотрудников-этнографов, выпить кофе, а если знать некоторые секреты музея, то можно соприкоснуться и с ними. Музей этот больше напоминает парк, и даже при равнодушии к деревенской архитектуре здесь можно просто гулять с пользой для здоровья. Иногда в музее устраиваются общественные мероприятия.
История
Музей создал Гиоргий Спиридонович Читая, потийский мегрел, который учился в Тифлисе, Санкт-Петербурге и Кёнигсберге, с 1918 по 1921 год был председателем городского совета Поти, был членом партии социал-демократов, но после наступления советской власти ушёл в науку и создал грузинскую этнографию. 27 апреля 1966 года он основал Этнографический музей, куда долго свозил деревенские домики, и в итоге 17 июля 1976 года был открыт этот самый музей. В экспедициях Читая участвовал, как ни странно, и тот самый Зураб Церетели, который ещё ничего не ваял, а работал (с 1958 года) в Институте истории, археологии и этнографии. Читая умер в 1986 году, и что-то подсказывает, что с его смертью весь проект встал. Участки, выделенные для домиков пшавов, хевсуров, тушинцев и хевцев так и не дождались своих домиков. Печально то, что если в 1960-е он ещё мог сохранить какой-то пшавский домик, то теперь цивилизация поглотила всё.
Как мы видим, Читая ушёл из политики в этнографию и стал основателем полезного музея, а Церетели ушёл из этнографии в политику и основал только музей себя самого на Руставели.
Современность
Территория музея — это довольно большой кусок земли на северном склоне горы Мтацминда. Это участок неправильной формы, который в самом длинном месте вытянулся на 850 метров. Но реальный музей занимает примерно четвёртую часть этого пятна. Ещё четверть находится на бесконечной реконструкции, а половина просто не успела появиться.
Видно, что мегрел Читая начал с Мегрелии, продолжил Гурией и Имеретией, потом вспомнил про такое недоразумение, как Восточная Грузия и привёз пару домов из Самцхе, один из Картли и один (один!!) из Кахетии. До домиков горцев его руки так и не дошли. Так что готовьтесь увидеть в основном Мегрелию и Гурию.
Вот официальная схема музея (север внизу):
Зелёное — это Мегрелия, Гурия и Имеретия, и закрытые участки Аджарии и Рачи. Оранжевое — Самцхе-Джавахети, Кахетия (наверху), Картли и Сионская базилика с археологической зоной. Серое — горцы, котоырм не досталось. Желтенькое — зона для общественных мероприятий (фестивалей и мастерклассов). Как видите, справа Запад, слева Восток, наверху Сванетия, всё логично. Правда, запад оказался на востоке, а восток на западе участка, но что поделать, такой уж достался склон.
Таким образом, когда вы вошли в музей, перед вами будет две дороги. Или налево, мимо мегрельского и гурийского участка, или направо, зигзагом, к участку Картли-Месхети и далее к археологическому участку. Левое направление как бы основное и парадное, правое же многие вообще не замечают.
При каждом домике обычно есть свой «домовой». Это что-то вроде гида. Иногда они весьма информативны.
Сектор Западной Грузии
Западный сектор начинается слева от входа двумя мегрельскими участками. Тут надо помнить, что на Западе жили почти хуторами, разбрасывая строения по большой территории. Поэтому тут не просто дом, а участок, на котором может быть сразу много домиков. Кроме того, на Западе тепло, влажно и много леса. Поэтому дома все деревянные, часто на сваях — для удобства жизни на болотистой почве — и стены у них тонкие, в одну доску, иногда со щелями.
Участки здесь огорожены настоящими деревенскими заборами, на воротах висит название дома и названо место, откуда его привезли. Первый, например, это дом из села Онтопо Абашского района.
Следующий за ним участок содержит дом побольше, и на нём написано "Дом этнографа". Похоже, что Гиоргий Читая один мегрельский домик выделил для себя. У этого дома красивая веранда, под которой растёт юкка.
За мегрельской секцией начинается секция гурийская, там стоит дом из села Ацана (чуть южнее Озургети). Гурийские дома похожи на мегрельские, но у них есть интересная деталь. Обычно они имеют четыре комнаты и один каменный камин по центру, на все комнаты. Здесь, в музее, представлен немного нетипичный дом: в нём только три комнаты. Соответственно и камин трёхсторонний.
От начала гурийской секции уходит дорога направо. Там по левой стороне дороги находится довольно большая имеретинская секция. Всё то, что через дорогу от гуриского участка - это участок домиков из района Сачхере. Это уже низкогорье, болот там нет, поэтому и свай нет. На участке два дома: крестьяне часто строили себе маленький бюджетный домик, а впоследствии, в более доходные эпохи, строили рядом дом побольше, а старый превращался в кухню.
Бюджетный дом - это 4 тонкие деревянные стены, земляной пол и камин по центру. Окон нет, дым выходил в небольшие отверстия и через щели между досками. Этот дом почти точная копия восточноевропейской "курной избы", с той разницей, что мы мало знаем о конструкции крыш в российском прошлом, а здесь видим обычную двускатную черепичную крышу. Но это субтропический вариант курной избы, в России крышы могли быть иные.
Внутри всё аскетично. Спальное место одно на весь дом, на нём спали ногами к огню, и здесь могло помещаться очень много народу.
Стоит обратить внимание, что в эпоху дорогого железа деревянные дома строили без гвоздей и вообще без металлических элементов. На штифтах и шипах.
Чуть дальше за сачхерским домом стоят ещё два. То есть, имеретинской секции повезло, тут целых три больших дома. За сачхерским стоит дом из села Хани около Багдати, а потом ещё один безымянный.
.........
Сектор Восточной Грузии
Если от главного входа идти направо, а потом налево, то дорога выйдет к некоему подобию театра, а вправо от театра ведёт дорога в сектор Восточной Грузии. Если вы уже видели домики Западной Грузии, то сразу поймёте, что восток и запад — это тут две разне планеты. На востоке после Х века мало дерева, а климат холоднее, поэтому тут все дома каменные. Здесь не строили деревянных домов со щелями, наоборот, их присыпали землёй почти по крышу для теплоизоляции. Восточногрузинский дом имеет обычно одну большую комнату с земляным полом. У дома плоская крыша, которая лежит на двух толстых балках. Эти балки опираются на два столба, которые в Грузии называют "дедабодзи". Они обычно украшались различными орнаментами.
Первый дом на вашем пути - это городской дом из Ахалцихе. Он небольшой, а один этаж. Двускатная крыша над ним современная, пусть она вас не смутит. В целом ничего особенно информативного.
Зато за ним, если обойти его справа, находится самый интересный, наверное, экспонят музея:месхетинский дом из села Чачкари Аспиндзского района. Это почти землянка. Она призвана выдерживать страшные месхетинские морозы. Некоторые такие дома имели тайные подземные выходы на случай нападения мусульман.
Можно заметить, что в этом доме два опорные столба (дедабодзи), но без украшений. Кое-где в Месхетии такие дома ещё можно видеть в их естественном состоянии. Но в них уже не живут.
Чуть ниже ещё один интересный экспонат: картлийский дом из города Каспи. Это единственный представитель региона Картли в этом музее. Он тоже каменный, но уже с небольшой терассой.
Как и в месхетинском дому, у него над очегом сложена деревянная крыша-конус. Дома с такой крышей назывались "дарбази".
Что важно: в доме нет печей и труб, только очаг по центру комнату и камин на террасе. Задняя стенка дома использована для размещения посуды.
И в этом доме классический, резной столб-дедабодзи:
Тут надо обатить внимание, что дом довольно большой, 7 или 8 метров по каждой стороне. Возможно, это не самый нищий дом, но всё же деревенский. В те века (XVII или XVIII) в России жили в деревянных пятистенках 3 на 3 метра, и такой дом был бы непозволительной роскошью.
И ещё важное: в этих домах земляные полы. Это объясняет, почему в Грузии до сих пор не принято снимать в доме обувь.
Если идти дальше за каспский дом, там будет археологическая секция. А чтобы увидеть кахетинский дом, надо подняться на дорогу выше по склону. Там прячется единственный крохотный кахетинский каменный домик из села Гиоргицминда.
Как можно видеть, внешне он ничем не отличается от каспского дома. те же самые два столба при входе. Внутри такой же столб-дедабодзи и тоже с резьбой:
И тоже задняя стенка с посудой. То есть, между Картли и Кахети тогда не было культурных различий даже на уровне вот таких базовых элементов жизни.
Сейчас дом смотрит на север, на квартал Сабуртало. На изначальном же месте, в селе Гиоргицминда, он стоял на южном склоне гор фасадом к солнцу.
41°42'9"N 44°44'31"E — координаты кахетинского дома на случай проблем с поисками.
Сектор археологии
Археологический сектор находится в дальнем западном углу, и при невнимательном посещении музея его легко пропустить. Там стоит Сионская базилика V века, собраны могильные плиты, нексколько каменных коней и абхазский дольмен.
Базилику случайно нашли в 1948 году около села Сиони Тианетского района. Она датирована V веком, то есть, эпохой зарождения грузинской архитектуры. Современник Болнисскиго Сиона и базилики Долочопи. Она короткая, с двумя парами столбов и гранёной апсидой, что вообще-то считается признаком западногрузинской архитектуры. Может, по этой причине некоторые историки сдвигают датировку на более поздние века.
У этого храма была двускатная крыша, покрывающая все три нефа. Это важная деталь, доказывающая, что такая же крыша у Болнисского Сиона не позднее изобретение, а была такой изначально.
Через дорогу от храма стоит дольмен из абхазского села Эшера. Такие дольмены существовали на дальнем западе Грузии, и почему-то не распространились дальше на восток. Разные археологи датировали их разными эпохами, примерно от 2400 до 1600 годов до нашей эры.
Сейчас «К ним едут медитировать, получать ответы из Космоса на самые сокровенные вопросы, чистить карму и сновидеть. Некоторые приезжают лечиться, считая, что стоит прижаться к дольмену больным местом, и исцеление начинается моментально. Общение с Местом Силы – дело очень личное. Кто-то едет загадать желание, кто-то ощутить воздействие особой энергии, некоторые ложатся спать прямо внутри дольмена, чтобы не мешать Вселенной своими внутренними диалогами». Жители Тбилиси имеют возможность получать ответы из космоса прямо в черте города, за 5 лари стоимости входного билета. Это удобно.
Музей в медиапространстве
Тбилисский этнографический музей весьма известная достопримечательность, и даже местные жители, обычно индиффирентные к музеям, изредка заходят сюда развлечь детей. Музей упомянут в большом количестве туристических сайтов и путеводителей, и тем более странно, что авторы этих сайтов сами музей не посещали. Когда-то давно тбилисский краевед Антон Грачёв сделал краткое описание музея и с тех пор этот текст все копируют, несмотря на некоторые ошибки. И даже воруют фотографии Грачёва.
Сама администрация музей настолько лишена фантазии, что даже биографию Гиоргия Читая для инфостенда перепечатала с википедии.
Формальные данные
Стоимость для взрослых — 5 лари (2021 год)
Стоимость для студентов и детей 0.5 лари
Часовой тур для школьников — 10 лари
Часовой взрослый тур на грузинском — 25 лари
Часовой тур на иностранном языке (включая русский) — 45 лари
Рабочие часы летом 10:00—18:00, зимой 10:00—17:00
Выходной — понедельник