На главную Треккинги Треккинг Коджори - Мтацминда
Треккинг Коджори - Мтацминда
Треккинг Коджори - Мтацминда — небольшой и недолгий пеший маршрут от села Коджори (1350 м.) до парка на горе Мтацминда (700 м.). Занимает полдня, не требует никаких специальных знаний. До начала маршрута легко добраться на автобусе, а заканчивается он прямо в городе. В хорошую погоду позволяет увидеть гору Казбек и кавказский хребет. На маршруте есть пищевая точка. Профессиональные треккеры считают этот маршрут уж слишком банальным и лайтовым, но если вы в Грузии впервые и хотите понять, как ходится по грузинским горам, то это идеальный тестовый треккинг.

Коджорский треккинг
Стенд и указатель около монастыря Удзо. На маршруте таких много, но некоторые уже сломаны.
Попадание
Маршрут начинается на главной площади села Коджори. Из центра города, конкретно от Площади свободы, туда всегда ходит автобус №10, который в 2022 году переименовался в №380. Его легко найти на остановке на улице Леонидзе. Ходит не очень часто, примерно раз в час. Этот автобус поднимает вас на Сололакский хребет, потом везётчерез сёла Шиндиси и Табахмела, потом через сосновый лес, и привозит в село Коджори. Тут надо выйти на площади у маркера. (Это тут:  41°39'48"N   44°42'25"E) Ориентироваться можно по навигатору или по подсказкам пассажиров. Вся дорога занимает примерно полчаса.

Вы оказались на территории Дидгорского района, который когда-то был частью Мцхетского района, но в 2006 его приписали к Тбилиси.

В маркете на площади можно запастись сухариками и водой, если очень надо. Но там чуть дальше будет родник, так что острой необходимости в покупной воде нет.

Однако, важно помнить, что на всех 10 километрах вода будет только в начале, посередине и в конце. Сомнительная вода будет ещё в паре мест, но на неё лучше не рассчитывать.

Если у вас в запасе есть лишняя пара часов, то можно пробежаться до Коджорской крепости.

Место, где вы оказались, является стартовой точкой сразу трёх треккингов: Мтацминдского, Асуретского и ещё одного, на Вашловани.
Треккинг
Прямо от маркета начинается улица на север и немноо в горку, к монастырю Удзо. В её начале даже есть схема. Улица идёт метров 400 просто как улица, затем превращаетсяв красивую лесную дорогу через лиственный лес. Справа внизу мелькнёт ресторан. Чуть дальше слева у дороги будет хиленько капающий родник. Это первая и последняя вода на ближайшие 5 километров.

Коджорский лес

Ещё метров 400, и вы выходите к парковке у монастыря Удзо. Он современный и ничем особо не интересен.

Монастырь Удзо
Дорога идёт дальше и немного вверх и выводит на полянку среди сосен. Вы достигли высшей точки маршрута, тут чуть выше, чем 1400 метров. Вы на одной из двух вершин Коджорской горы, которую хорошо видно из Тбилиси.

Виды там бывают примерно такие:
Коджорская гора

Здесь можно для настроения вспомнить Андрея Белого:

Вечером поднялись на Удзо. Сидели долго над склоном к Военно-Грузинской дороге. На закате из дымного воздуха вдруг четко сгустился Казбек... влево от него прочертились гребни Хребта... Направо возникли зубцы Дагестана... Но это был конец... спущенный занавес. Явилось» же совсем другое. Мы склонили головы набок, припав головой к земле. «Преображение» началось. Вещество претворялось по мере того, как взгляд падал все более и более вкось. «Прах земной», оторый мы видим после изгнанья из рая, становился струением странно стеклянным... И возникала «иная» земля. Овраги уже не «оваги», не черные рытвины... а лилово-вишневая колоннада... Клочки реющих пашен на серо-бурых откосах - уже драгоценное золото мягких свесов изумрудно-агатовой ткани... Все вместе - прозрачно стеклянно струится... за гранью отлетающей вниз из-под нас бездны: ближних земель. И сливается в целый город иль храм! Сердце бьется усиленно: «Ведь это же возвращение в рай...» Ведь глаза твои чудом склоненья осей входят в новую землю. Взгляд, точно омытый живою водой - уходит все глубже, все дальше. И только головокружение за ставляет вновь поднять голову: прямо. И все рассыпается в «прах». (Если ничего не поняли, не переживайте, символизм не обязан быть понятным)

Отсюда вы идёте 3 километра ровно прямо и вниз. Вокруг сосенки, виды ны половину Грузии, и в целом красиво.

Тропа Коджори-Мтацминда

В какой-то момент тропа выйдет к домику, вокруг которого в разные стороны ведут автомобильные колеи. В этот момент слева от вас, метрах в 150-ти, находится Цавкисское озеро, но оно довольно неприглядно. Домик надо обойти справа и двигаться строго по прямой, никуда не уклоняясь. Через 200 метров тропа выведет к територии размером примерно 80 на 180 метров, которая огорожена сеткой. Это водокачка (41°41'9"N  44°43'44"E). Туда за сетку можно войти, но с противоположной стороны выхода нет, так что надо как-то обойти этй сетку справа.

Идём дальше, и через 700 метров вы оказываетесь на высоте 1050 метров у ресторана «Lost Hut». Это примерно точно середина всего маршрута. Вы прошли 5300 метров от коджорской площади.

Ресторан «Lost Hut»
Этот ресторан очень хорош как пищевая точка, хотя цены здесь чуть выше средних по стране. Но и готовят хорошо, и интерьеры очен грамотные. Что удивительно, даже вино в ассортименте приличное. Это такой маленький островок цивилизации в глухих лесах Дидгорского района.

Продолжаем. За рестораном слева будет смотровая площадка со столиком и местом под костёр.

Смотровая площадка
Потом дорога ныряет вниз, огибает справа небольшую горку и уходит влево. Там ращвилка, и если пойти направо, то вы попадаете в село Окрокана, где асфальтовая дорога. Это быстрый способ уйти с маршрута. Ещё через километр будет ещё одна развилка, там влево вниз уходит дорога на Черепашье озеро и Этнографический музей.

А вот дальше будет выбор. Или уклониться влево вниз и лесом выйти почти к метро «Руставели», или идти прямее, и в итоге выйти к запертым воротам. Эти ворота весьма условны, их можно смело перелезать. За ними задворки парка Мтацминда, а затем и сам парк.

Тропа Коджори-Мтацминда

Всё, конец. Можно дождаться мтацминдского автобуса и уехать в город, можно спуститься по тропе через Пантеон, можно поискать хитрые тропы в сторону метро «Руставели».
Выводы
На этом маршруте всё интересное в начале пути: коджорские леса, виды и воздух. Вторая половина (после ресторана) проще и менее информативная. Но это и правильно: всё хорошее вы воспринимаете свежим мозгом.

В хорошую погоду там прекрасно даже зимой, даже в январе. Летом могут быть проблемы с солнцем. Если вы недавно в Грузии,  то это вам хороший шанс протестировать себя на переносимость солнца.