Нико Пиросмани
Нико Пиросмани (Николай Пиросманишвили) — известнейший грузинский художник-самоучка конца XIX — начала ХХ века, работавший в стиле примитивизма. Человек, которого при жизни почти не замечали и на которого обратили внимание лишь за три года до смерти, который создал почти 2000 картин, росписей и вывесок, работая практически за бесплатно и умер в неизвестности, и которого полвека спустя выставляли от Парижа до Нью-Йорка. Его жизнь — печальная и отчасти трагичная история, которую в России знают в основном по песне «Миллион алых роз», хотя не все в курсе, что «грузинский художник» из песни — это именно Пиросмани.
 
В Грузии много всего связано с этим именем, поэтому полезно иметь представление о жизни этого человека. Для этого я и пишу этот небольшой текст.
 
 Нико Пиросмани
 Пиросмани смотрит выступление Маргариты. ("Пиросмани", фильм 1969 года)
Ранние годы
Нико Пиросмани родился в селе Мирзаани, около Сигнахи. Его отцом был садовник Аслан Пиросманишвили, а матерью Текле Токликашвили из соседнего села Земо-Мачхаани. Фамилия Пиросманишвили была в те времена известная и многочисленная, и говорят, что и сейчас их много в Мирзаани. Впоследствии она станет у художника чем-то вроде псевдонима. Его будут звать Пиросман, Пиросмани, Пиросмана, и иногда по имени — Никала. В историю он войдёт как «Пиросмани».
 
День его рождения не известен. Годом рождения условно считается 1862. У него был старший брат Георгий и две сестры. Отец умер в 1870, брат — ещё раньше. Пиросмани прожил в Мирзаани все первые 8 лет своей жизни до смерти отца, после чего был отправлен в Тбилиси. С тех пор он появлялся в Мирзаани только изредка. Почти ничего не сохранилось в селе с тех времен, разве что мирзаанский храм явно стоял в те годы на своём месте.
Храм в Мирзаани
Храм в Мирзаани
 
С 1870 по 1890 год в биографии Пиросмани огромный пробел. Согласно Паустовскому, в эти годы Пиросмани жил в Тбилиси и работал слугой у хорошей семьи. Эта версия многое объясняет — например, общее знакомство с живописью, и тот снобизм, которым Пиросмани отличался в среднем возрасте. Где-то в эти годы он перестал носить крестьянскую одежду и перешел на европейскую.
 
Мы знаем, что он жил в Тбилиси, изредка посещая своё село, но подробностей не знаем никаких. 20 лет неизвестности. В 1890 году он становится тормозным кондуктором на железной дороге. Сохранилась расписка от 1 апреля 1890 года о получении должностной инструкции. Пиросмани отработал кондуктором около четырех лет, посетив за это время нескоторые города Грузии и Азербайджана. Хорошего кондуктора из него так и не вышло, и 30 декабря 1893 года Пиросмани был уволен с выходным пособием в 45 рублей. Считается, что именно эти годы навели его на мысль о создании картины «Поезд», которую иногда называют «Кахетинский поезд».
 
Пиросмани. Поезд.
 
У Константина Паустовского приводится еще одна версия тех событий: Пиросмани, по его словам, нарисовал первую свою картину: портрет начальник железной дороги и его жены. Портрет был несколько странен, начальник разозлился и выгнал Пиросмани со службы. Но это, видимо, миф.
 
Есть одно странное совпадение. Пока Пиросмани служил на железной дороге, туда же в 1891 году пришел работать российский бродяга Пешков. С 1891 по 1892 он проработал в Тбилиси в железнодорожных ремонтных мастерских. Здесь Эгнате Ниношвили сказал ему: «Напиши то, что ты так хорошо рассказываешь». Пешков стал писать и появился рассказ «Макар Чудра», а Пешков стал Максимом Горьким. Ни один режиссер еще не додумался снять сцену, где бы Горький закручивал гайки на паровозе в присутствии Пиросмани.
 
Где-то в те же годы, вероятно в 1880-е, Пиросмани накопил денег и построил в Мирзаани небольшой дом, который сохранился до наших дней.
Дом Пиросмани

Дом Пиросмани в Мирзаани

 
Первые картины
После железной дороги Пиросмани несколько лет торговал молоком. Своего магазина у него сначала не было, а был просто стол. Неизвестно точно где он торговал — или на Верейском спуске (где сейчас отель «Редиссон») или на Майдане. А может быть, менял места. Этот момент важен для его биографии — именно тогда он начал писать картины. Первыми такими были, видимо, рисунки на стене его лавки. Остались воспоминания его компаньона Димитра Алугишвили и его жены. Одним из первых портретов был именно портрет Алугишвили («Был я чёрным и выглядел страшно. Дети пугались, пришлось сжечь»). Жена Алугишвили потом вспоминала, что он часто рисовал обнаженных женщин. Интересно, что эта тема потом прошла у Пиросмани полностью и в его поздних картинах эротика совершенно отсутствует.
 
Торговля молоком у Пиромани не заладилась. Видимо, уже в это время проявлялся его снобизм и асоциальность. Он не уважал свою работу, он плохо сходился с людьми, избегал коллективов и уже в те годы вёл себя так странно, что его даже побаивались. Однажды на приглашение на обед он ответил: «Почему ты меня приглашаешь, если в сердце не вынашиваешь какую-то хитрость?» 
 
Постепенно Пиросмани забросил работу и перешел на бродяжнический образ жизни.
Расцвет
Лучшие годы Пиросмани — это десятилетие примерно с 1895 по 1905 годы. Он бросил работу и перешел на образ жизни свободного художника. Художники часто живут за счет меценатов — в Тбилиси таковыми были духанщики. Они подкармливали музыкантов, певцов и художников. Именно для них Пиросмани начал рисовать картины. Рисовал он быстро и продавал их дешево. Лучшие работы уходили за 30 рублей, а те, что попроще — за рюмку водки.
 
Одним из его главных заказчиков был Бего Яксиев, который держал духан где-то около современного памятника Бараташвили. В этом духане Пиросманишвили прожил несколько лет и впоследствии написал картину "Кампания Бего". Есть версия, что человек в шляпе и с рыбой в руках — сам Пиросмани.
 
 Компания Бего
"Компания Бего", 1907 год.
 
Много времени Пиросмани провел у Титичева в духане «Эльдорадо» в Ортачальских садах. Это был даже не духан, а большой парк развлечений. Здесь Пиросмани создал свои лучшие картины — «Жирафа», «Красавиц Ортачала», «Дворника» и «Черного льва». Последний был написан для сына духанщика. Основная часть картин того периода потом вошла в коллекцию Зданевича, а сейчас находится в голубой галерее на Руставели.
 
Одно время жил он в духане "Рача" — только неизвестно, в той ли "Раче", что сейчас находится на улице Лермонтова.
 
Заработанного хватало на еду и краски. Жилье предоставлял духанщик. Хватало на то, чтобы изредка съездить в родное село Мирзаани или в другие города. Много лет спустя несколько его картин были найдены в Гори и ещё несколько — в Зестафони. Бывал ли ли Пиросмани в Сигнахи? Спорный вопрос. Картин его там вроде бы не найдено, хотя это крупнейший населенный пункт рядом с его селом.
 
Но больше не хватало ни на что.
 
Он нигде не жил долго, хотя ему и предлагали неплохие условия. Он переходил с места на место, в основном в районе тбилисского вокзала — в кварталах Дидубе, Чугурети и Кукия. Некоторое время он проживёт на Молоканской улице около вокзала (сейчас — улица Пиросмани).
 
Писал Пиросмани в основном красками хорошего качества, европейскими или российскими. В качестве основы использовал стены, доски, жестяный листы, а чаще всего — черные трактирные клеенки. Поэтому черный фон на картинах Пиросмани — это не краска, а собственный цвет клеенки. Наприер, знаменитый «Черный Лев» написан одной белой краской по черной клеенке. Странный выбор материала привел к тому, что картины Пиросмани хорошо сохранились — лучше, чем картины тех художников, что писали на холстах.
История с Маргаритой
В судьбе Пиросмани был переломный момент, и произошёл он в 1905 году. Этот момент — красивая и грустная история, известная как «миллон алых роз». В том году в Тбилиси приехала с гастролями французская актриса Маргарита де Севр. Она пела в развлекательных заведениях в Верейских садах, хотя есть альтернатиные верисии: Ортачальские сады и парк Муштаид. У Паустовского детально и художественно описано, как Пиросмани влюбился в актрису — факт широко известный и, видимо, исторический. Сама актриса так же исторический персонаж, сохранились афиши ее выступлений и даже фотография неизвестного года.
 
актриса Маргарита
 
Кроме этого остался портрет работы Пиросмани и фотография 1969 года. И вот согласно классической версии событий, Пиросмани непонятно как покупает миллион алых роз, и одним раним утром дарит Маргарите. В 2010 году журналисты подсчитали, что миллион роз — это стоимость 12-ти однокомнатных квартир в Москве. В подробной версии Паустовского упоминаются не розы, а вообще всякие разные цветы.
 
Широкий жест мало чем помог художнику: актриса уехала из Тбилиси с кем-то другим. Считается, что именно после  отъезда актрисы Пиросмани нарисовал ее портрет. Некоторые элементы этого портрета наводят на мысль, что это отчасти карикатура и написан он в виде мести, хотя не все искусствоведы с этим согласны.
 
актриса Маргарита
 
Так появилась одна из самых известных работ Пиросмани. Сама история стала известна благодаря Паустовскому, а уже позже на это сюжет написали песню "Миллион алых роз" (на мотив латышской песни «Подарила Ма́риня девочке жизнь»), которую в 1983 году впервые спела Пугачева, и песня сразу завоевала бешеную популярность. О происхождении сюжета тогда мало кто знал.
 
История с Маргаритой в последние годы стала своего рода культурным брендом и отдельной новеллой вошла в фильм "Любовь с акцентом" 2011 года производства.
 
 
Деградация
Есть мнение, что история с Маргаритой поломала жизнь Пиросмани. Он переходит на совершенно бродяжнический образ жизни, ночует по подвалам и будкам, рисует за рюмку водку или кусок хлеба. Очень часто в тот период (1905 — 1910) он живет у Бего Яксиева, но иногда пропадает неизвестно где. Его уже знали в Тбилиси, его картинами были завешаны все духаны, но сам художник превратился фактически в нищего.
 
А между тем за эти 5 лет внешний мир сильно изменился. В 1905 году в германии появилась группа художников «Мост». Эти люди решили изображать не внешнюю форму предметов, а их незримую сущность. Так родился экспрессионизм. Идея просочилась в Россию и в 1910 году появилась группа «Бубновый валет», от которой в 1912 году откололась группа «Ослиный хвост». В ней числился и тот самый Малевич. Лидером группы был Михаил Ларионов, который склонялся к примитивизму. Представление о Ларионове можно получить по вот такому портрету 1910 года:
 
Михаил Ларионов
 
Крупная выставка «хвоста» прошла в Москве в марте-апреле 1912 года. Волошин писал про неё: «...видишь живопись широкую, этюдную, часто талантливую, тенденциозно неряшливую, всегда случайную и долженствующую скрывать в себе насмешку над зрителем». На этой выставке 8 работ выставил Михаил Ле-Дантю и 4 Кирилл Зданевич. А Малевич целых 24. 
Признание
Вероятно, сразу после выставки Ле-Дантю и Зданевич поехали в Тифлис в гости к родственникам Зданевича. Летним вечером «когда угасал закат и силуэты синих и фиолетовых гор на желтом небе теряли свой цвет» они втроём (Зданевич был с братом) оказались на вокзальной площади и зашли в трактир «Варяг». Внутри они обнаружили множество картин Пиросмании, которые их удивили: Зданевич вспоминал, что Ле-Дантю сравнил Пиросмани с итальянским художником Джотто.  В ту пору в ходу был миф о Джотто, согласно которому он был пастухом, пас овец, и углём в пещере рисовал картины, которые позже заметили и оценили. Это сравнение укоренилось в культурологии.
 
(Сцена с посещнием «Варяга» вошла в фильм «Пиросмани», где находится почти в самом начале)
 
Ле-Дантю и Зданевич увидели то, что считали идеалом: искусство небуржуазное, неевропейское, неакадемическое, и при этом не эпатажное. Ле-Дантю приобрёл несколько картин художника и увёз их во Францию, где их след затерялся. Мы знаем, что 4 картины Пиросмани были выставлены на московской выставке «Мишень» в апреле-марте 1913 года. Там же выставлялись Ле-Дантю, Зданевич, Малевич, и другие. Это было первое присутствие картин Пиросмани на какой-либо выставке.
 
Кирилл же Зданевич (1892 — 1969) стал исследователем творчества Пиросмани и первым коллекционером. Впоследствии его коллекция была передана тбилисскому музею, перешла в Музей Искусств и вроде бы именно она выставлена сейчас (временно) в Голубой Галерее на Руставели. Зданевич же заказал Пиросмани свой портрет, который так же сохранился:
 
Пиросмани. Портрет Зданевича.
 
Воследствии Зданевич выпустит книгу «Нико Пиросманишвили». Его брат Илья  10 февраля 1913 года опубликовал статью «Художник-самородок» в газете «Закавказская речь», где был приведен список работ Пиросмани и указано, какая в каком духане находится. Там же было указано, что Пиросмани живет по адресу: Погреб Карданах, Молоканская улица дом 23. После этой статьи появилось еще несколько.
 
Зданевичи же устроили в мае 1916 года первую небольшую выставку работ Пиросмани у себя на квартире. Пиросмани был замечен «Обществом грузинских художников», которое основал Дмитрий Шеварднадзе — тот самый, которого в 1937 году расстреляют за несогласие с Берией относительно храма Метехи. Тогда же, в мае 1916, Пиросмани был приглашен на заседение общества, где молча просидел все время, глядя в одну точку, а в конце сказал:
  —Так вот, братья, знаете что, мы обязательно должны построить большой деревянный дом в сердце города, чтобы всем было близко, построим большой дом, чтобы собираться месте, купим большой самовар, будем пить чай и говорить об искусстве. Но вы этого не хотите, вы совсем о другом говорите. 
 
Эта фраза характеризует не только самого Пиросмани, но и культуру чаепитий, которая впоследствии вымерла в Грузии.
 
После того заседания Шеварднадзе сообразил сводить Пиросмани к фотографу и так появилась фотография художника, которая долгое время считалась единственной.
 
Нико Пиросмани
 
Признание ничего не поменяло в жизни Пиросмани. Его эскапизм прогрессировал — он не хотел ничьей помощи. "Обществом грузинских художников" сумело собрать 200 рублей и передать их ему через Ладо Гудиашвили. Потом собрали еще 300, но найти Пиросмани уже не могли.
 
В те последие годы — 1916, 1917 — Пиросмани жил в основном на Молоканской улице (сейч. улица Пиросмани). Его комната сохранилась и сейчас это часть музей. Это та самая комната, где Гудиашвили передавал ему 200 рублей.
 
Музей Пиросмани
 Так комната выглядит сейчас
В августе 1917 года Михаил Ле-Дантю был сброшен солдатами под поезд в Проскурове.
Смерть
Пиросмани умер  1918 году, когда ему было чуть меньше 60-ти лет. Обстоятельства этого события несколько туманны. Есть версия, что его нашли умершим от голода в подвале дома №29 по Молоканской улице. Однако, Тициан Табидзе сумел расспросить сапожника Арчила Майсурадзе, который был свидетелем последних дней Пиросмани. По его словам, Пиросмани в последние дни рисовал картины в духане Абашидзе около вокзала. Однажды, зайдя к нему в подвал (дома 29), Майсурадзе увидел, что Пиросмани лежит на полу и стонет. «Мне полохо. Три дня лежу здесь и не могу встать...» Майсурадзе вызвал фаэтон, и художника отвезли в больницу Арамянца.
 
Подвал Пиросмани
Тот самый подвал.
Дальнейшее неизвестно. Пиросмани исчез, и место его захорнения неизвестно. В Пантеоне на Мтацминде можно увидеть доску с датой смерти, но она лежит сама по себе, без могилы. От Пиросмани не осталось никаких вещей — не осталось даже красок. По слухам, он умер в ночь на вербное воскресение 1918 года — это единственная существующая датировка.
Последствия
Он умер в тот момент, когда его слава только рождалась. Через год, в 1919 году, Галактион Табидзе упомянет его в одном стихе, как кого-то известного.
 
Пиросмани умер, а его картины все еще были разбросаны по духанам Тбилиси и братья Зданевичи продолжали их собирать, несмотря на свое сложное материальное положение. Если верить Паустовскому, то еще в 1922 году он жил в гостинице, стены которой были завешаны «клеёнками» Пиросмани. О своей первой встрече с этими картинами Паустовский писал так:
Проснулся я, должно быть, очень рано. Резкое и сухое солнце косо лежало на противоположной стене. Я взглянул на эту стену и вскочил. Сердце у меня начало биться тяжело и быстро. Со стены смотрел мне прямо в глаза – тревожно, вопросительно и явно страдая, но не в силах рассказать об этом страдании – какой-то странный зверь – напряженный, как струна. Это был жираф. Простой жираф, которого Пиросман, очевидно, видел в старом тифлисском зверинце. Я отвернулся. Но я чувствовал, я знал, что жираф пристально смотрит на меня и знает все, что творится у меня на душе. Во всем доме было мертвенно тихо. Все еще спали. Я отвел глаза от жирафа, и мне тотчас же показалось, что он вышел из простой деревянной рамы, стоит рядом и ждет, чтобы я сказал что-то очень простое и важное, что должно расколдовать его, оживить и освободить от многолетней прикрепленности к этой сухой, пыльной клеенке.
 (Абзац весьма странный — знаменитый «Жираф» был создан и хранился в увеселительном саде «Эльдорадо» в Ортачала, где Паустовский едва ли мог ночевать.)
 
В 1960 году открылся музей Пиросмани в селе Мирзаани и одновременно его филиал в Тбилиси — музей Пиросмани на Молоканской улице, в доме, где он умер.
 
Годом его славы стал 1969. В этом году выставку Пиросмани открыли в Лувре - и открыл ее лично министр культуры Франции. Пишут, что на ту выставку пришла та самая Маргарита, и ее даже успели сфотографировать для истории.
 
В том же году киностудия «Грузия-Фильм» сняла киноленту «Нико Пиросмани». Фильм вышел неплохой, хотя несколько медитативный. И актер не очень похож на Пиросмани, особенно в молодости.
 
После этого было еще множество выстаков во всех странах мира вплоть до Японии. Многочисленые афиши этих выставок сейчас можно видеть в музее Пиросмани в Мирзаани.
 
В 1981 году появилось полусухое вино «Пиросмани».
 
В 2011 году в Грузии сняли, а в 2012 году выпустили в прокат фильм "Любовь с акцентом", где показаны картины Пиросмани из сигнахского музея и тбилисской Голубой галереи. На сюжет "миллиона алых роз" снята целая новелла этого фильма, причем портрет Маргариты показан сразу в двух новеллах (и в двух музеях).
 
Сейчас в Грузии картины Пиросмани можно увидеть в трех основных местах: в Музее Исскуств (времено выставлено Голубой Галерее в Тбилиси. Там самое известное.), в Сигнахском краеведческом музее и в музее в селе Мирзаани. За пределами Грузии довольно много картин Пиросмани разбросано по музеям Москвы.
Как воспринимать Пиросмани
Работы Пиросмани у некоторых вызывают восторги, а некоторых непонимание. Он действительно не умел рисовать, не знал анатомии, не изучал технику живописи. Его манера называется "примитивизм", и вот тут полезно знать, что это такое.
 
В конце XIX века Европа переживала научно-техническую революцию и одновременно развивалось отторжение технического прогресса. Ожил древний, античных времен, миф о том, что в прошлом люди жили в естественной простоте и были счастливы. Европа познакомилась с культурой Азии и Африки и внезапно решила, что это вот примитивное творчество и есть идеальная естественная простота. В 1892 году французский художник Гоген оставляет Париж и сбегает от цивилизации на Таити, чтобы жить на природе, среди простоты и свободной любви. В 1893 Франция обращает внимание на художника Анри Руссо, который так же призывал учиться только у природы.
 
Тут все понятно, Париж был центром цивилизации и усталось от нее начиналась именно в нём. Но в те же годы — около 1894 — начинает рисовать Пиросмани. Трудно предположить, что он устал от цивилизации, или что он внимательно следил за культурной жизнью Парижа. Пиросмани в принципе не был врагом цивилизации (а его заказчики-духанщики — тем более). Он вполне мог уйти в горы и жить сельским хозяйством — как поэт Важа Пшавела — но он принципиально не желал быть крестьянином и всем своим поведением давал понять, что он — городской человек. Он не учился рисовать, но при этом хотел рисовать — и рисовал. В его живописи не было идеологического мессаджа, как у Гогена и Руссо. Получается, что он не копировал Гогена, а просто рисовал — а получалось, как у Гогена. Его жанр не заимствован от кого-то, а создался сам собой, естественно. Таким образом он стал не последователем примитивизма, а его основателем, а рождение нового жанра в таком глухом углу, как Грузия — это странно и почти невероятно.
 
Помимо своей воли Пиросмани как бы доказал правильность логики примитивистов — они считали, что истинное искусство рождается вне цивилизации, и вот оно и родилось в Закавказье. Может быть именно поэтому Пиросмани стал так популярен у художников ХХ века.
 

Дамы и господа!

Благодарю за посещение этого сайта. Если Вы сочли его полезным и хотите поддержать проект, то можете сделать это очень легко. Бронируя отель в любой точке планеты, просто перейдите на сайт BOOKING.COM через баннер справа. Автор сможет выпить лишнюю чашку кофе, и его мозг будет работать чуть эффективнее.

© travelgeorgia.ru 2010-2020
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.026756048202515 сек.