Вахтанг V Картлийский (
ვახტანგ V) —
князь Мухранский (1629—1658) и царь Картлийского царства (1658—1675), который едва не стал царём Имеретинского царства. Он провёл детство в семье изгнанников, затем стал князем, а позже, в силу своей лояльности, был усыновлён царём
Ростомом и сделан его наследником. Предполагалось, что он духовно близок грузинской элите Ирана и будет отстаивать интересы шиитского ислама и Ирана, но Вахтанг осторожно уклонился от этой миссии. Он подавлял антииранские восстания, но при этом позволял грузинской церкви немного ожить. Вахтанг — сложный и нетипичный персонаж грузинской истории, который почти забыт ввиду отсутствия героических свершений.
Детство
Вахтанг родился в 1618 году в семье мухранского князя Теймураза I и его жены из рода Сидамони. Князья жили тогда или в
Ксанской крепости или где-то поблизости. Прошло всего несколько лет с
карательных походов шаха Аббаса, но княжество Мухрани от них не пострадало.
Страна находилась без царя и без управления, а в 1623 году, когда Вахтангу было 5 лет, его отец Теймураз был избран временным регентом Картлийского царства. В 1624 году
Гиоргий Саакадзе и царь
Теймураз Кахетинский разгромили персидскую армию в Марткопском сражении, а ещё через год произошло второе сражение, Мерабдинское, в котором князь князь Теймураз погиб.
Князем мухранским стал его брат Кайхосро. Вахтангу было пока 7 лет.
Власть в стране в те годы принадлежала дуумвирату Саакадзе и
эриставу Зурабу, а Кайхосро был союзником Саакадзе. Уже в 1626 году началась гражданская война между Саакадзе и Зурабом, в которой Саакадзе проиграл. Он бежал в Имеретию со всей семьёй. Кайхосро Мухранский с семьёй бежал вместе с ним.
Так в возрасте 8 лет Вахтанг оказался при дворе имеретинского царя Гиоргия III, который задумывал использовать Саакадзе и его союзников для покорения Мегрелии, но планы эти не осуществились. Саакадзе и Кайхосро ушли в Турцию. Вахтанг остался в Имеретии. Это спасло ему жизнь: в 1629 году и Саакадзе и Кайхосро будут убиты турками.
Так в первые 11 лет своей жизни Вахтанг стал свидетелем многих исторических событий и успел увидеть много знаменитых людей. При этом его клан утратил всю свою собственность, и история князей мухранских вполне могла на этом и закончиться.
Но история сделала внезапный поворот: царь Симон II поссорился с Зурабом, и, вероятно, ради обретения союзника, разрешил Вахтангу вернуться в Картли. Иногда пишут, что ему вернули Мухрани, хотя вроде бы Давид Кахетинский удерживал его за собой до 1648 года.
Чуть позже Зураб убил царя Симона, а
Теймураз Кахетинский убил Зураба и стал царём Картли, и Вахтанг оказался в сложном положении: Теймураз был его врагом. Неизвестно, где он жил и как именно, но явно в опале и на подозрении. Теймураз не любил союзников Саакадзе.
Князь Мухранский
Прошло года три. В 1633 году иранские власти решили поставить правителем Грузии своего проверенного надёжного человека, из иранской грузинской общины, но царского происхождения. Им стал
Ростом-хан (внук царя Луарсаба I), которого отправили в Картли вместе с иранской армией, которой командовал сепахсалар (главнокомандующий Ирана) Ростом Саакадзе. Для Вахтанга это был счастливый поворот событий. Он первым (может и единственным) из всех князей поехал встречать Ростома, и застал его в Хунани (где-то неподалёку от современного
Рустави).
Общепризнанно, что Вахтанг в тот момент не владел княжеством Мухрани, но по какой-то причине визит этого 15-летнего подростка имел большие последствия. Князья Бараташвили последовали его примеру. Царь Теймураз собирался сопротивляться вторжению, но визит Вахтанга изменил всё. «И из-за такого положения Теймураз не смог противостать персам и ушел в Имерети».
Ростом стал царём Грузии, в Вахтанг стал его ближайшим союзником, хотя и неизвестно, вернули ли ему Мухрани сразу, или чуть позже.
Около 1638 года против царя Ростома сложился заговор. В нём участвовали арагвский эристав Заал, Иотам Амилахвари, Нодар Цицишвили, Гиоргий Гочашвили и даже каталикос Евдемос. Они позвали
Теймураза Кахетинского, чтобы вернуть ему Картлийское царство. Заговор раскрылся, царь Ростом напал на Нодара Цицишвили, разбил его и загнал в
Верейскую крепость, которую тоже захватил. Теймураз пошёл на перехват, и мог бы застать Ростома врасплох, но Вахтанг предупредил его и Ростом отступил в
Горийскую крепость. Тогда Теймураз повернул назад в Кахетию, но Вахтанг догнал его и нанём ему ощутимый урон.
Каталикоса Евдемоса казнили за участие в заговоре. Грузинская церковь уже была у Ростома на подозрении, а заговор католикоса всё усугубил. Ростом начал закручивать гайки. Наступило 20-летие мягкого гонения на церковь.
Где-то в 1640-е годы Вахтанг женился на женщине по имени Родам, дочери Каплана Орбелиани. В 1647 году у них родился сын Арчил.
В 1648 году
царь Ростом начал войну с Кахетией: Вахтангу поручили армию, которую он повёл на Тианети вместе с Заалом эриставом, который к тому времени перешёл на сторону Ростома. Где-то около
Тианети они разбили кахетинскую армию, и в то же время около Сигнахи погиб Давид, который иногда считается князем Мухранским. С этого момента Мухрани перешло к Вахтангу уже явно.
В 1651 году родился его сын
Гиоргий, будущий царь Картли.
Так как у царя Ростома не было детей, то он усыновил своего родственника Луарсаба, но в 1653 году тот погиб на охоте, и возможно, что не случайно. Был ещё один родственник, но он почувствовал, что его тоже могут убить, и отказался. Ростому пришлось искать кого-то более смелого. И он выбрал Вахтанга. Тот был ему не самым близким родственником, но всё же имел царское происхождение и был надёжным человеком.
Пасардан Горгиджанидзе, советник Ростома и будущий автор хроники, поехал в Иран согласовывать назначение. В 1653 году Вахтанг сам отправился в Иран. Он стал первым из мухранских князей, совершившим такое дальнее путешествие. В Исфахане он принял ислам, принял имя Шахнаваз-хан, встретился с шахом Аббасом II, и получил официальное утверждение. (В российских посольских отчётах он потом упоминался как «тифлиской хан Шанавас»)
Вахтанга интегрировали в структуру грузинской элиты Ирана: он был назначен губернаторм Исфахана и Гиляна. Когда он вернулся в Грузию, Ростом передал ему управление государственными делами и назначил главнокомандующим грузинской армией.
В 1658 году царь Ростом задумал войну с Имеретией, но ввиду болезни поручил её ведение Вахтангу. Вахтанг, вместе с армией арагвского эристава Заала, вступил в Имерети, но был разбит в сражении. Это привело к разногласиям с Заалом, а потом и к прямому конфликту, который затянулся надолго. А между тем Ростому становилось всё хуже и надо было принимать меры по передаче власти. Вахтанг отправил в Иран гонца с просьбой о содействии.
17 ноября 1658 года
Ростом умер. Персидский отряд, вызванный Вахтангом из Ирана, успел взять под охрану царскую казну и царицу, и позволил Вахтангу без помех принять власть.
Так случился второй неожиданный поворот в его жизни: он стал царём.
Царь Катли
Первые дни у власти были тревожными. Эристав Заал попытался захватить Тбилиси, подошёл с армией к городу, но не рискнул идти на штурм и отступил к
Душети. Посланцы шаха тоже не сразу признали Вахтанга царём. Но 1 января 1659 года окончательное решение было принято. Вахтанга признали, и даже организовали его коронацию в
Светицховели по всем христианским канонам. Теперь он был «Вахтанг V, царь царей, владетель абхазов, картвелов, ранцев, кахетинцев и армян, Ширваншах и Шахиншах, всего востока и севера».
Далее надо было решить, как поступить с Мариам Дадиани, вдовой царя Ростома. Иранцы могли забрать её в Исфахан в гарем шаха, но после переговоров ей разрешили остаться в Грузии, при условии, что она станет женой Вахтанга V. Свою первую жену, Родам, Вахтанг или отпустил, или перевёл на положение второй жены. Возможно, Вахтанг развёлся с первой женой, но сделал это незаметно.
Свадьба с Мариам прошла в феврале 1659 года.
В эти самые годы Кахетия находилась под прямым иранским управлением: ею распорядался Селим-хан из резиденции в
крепости Карагаджи. Шах поручил ему организовать переселение кочевых племён в Алазанскую долину, что привело к Бахтрионскому восстанию. Эристав Заал и Бидзина Чолокашвили напали на иранцев в Алаверди и Бахтриони и истребили всех. Это был 1659 или 1660 год. Явный акт неповиновения Ирану требовал от Вахтанга каких-то действий. Он договорился с племянниками Заала, и они сами его убили. Один из убийц, Отар, стал эриставом Арагвским. Его брат Эдишер стал главным судьёй Картли, умер через 10 лет и его могила многим известна в замке Ананури.
Салим-хана заменили на Муртузали-хана, но Вахушти пишет, что кахетинцы больше подчинялись царю Вахтангу, чем хану.
Церковные дела
С момента казни католикоса Евдемона христианская церковь в Картли оказалась в положении маргинального культа. Новый католикос Христофор II хорошо понимал своё положение и старался не злить власти. Храмы стояли разрушенные, как минимум
Анчисхати и Метехи, а
Сионский собор был сильно повреждён. Персидская культура с 30-х годов проникла в царский дворец, а из дворца в дворянский быт.
Христофор умер в том же 1660 году и католикосом стал Доментий III, сын Кайхосро (дяди Вахтанга). Как родственник царя он мог много себе позволить, и царица Мариам была на его стороне. Он поддержал Вахтанга в вялотекущем конфликте с оппозицией, но был категорически против иранской культуры и ислама. Мы не знаем, что думал Вахтанг по этому вопросу. Во всяком случае, он не мешал Доментию приводить в порядок церковные дела.
И Доментий начал вытаскивать церковь из бездны, в которую она скатывалась. Он построил храм в Мчадисджвари, восстановил
Урбнисский собор (1668), а к 1675 году восстановил
храм Анчисхати, для которого перенёс в Тбилиси икону Анчийского Спаса.
Вахушти Багратиони спустя 60 лет писал, что царь «вместе с каталикозом Доменти вновь ввёл исповедь и причащение». Вахушти приписывает инициативу именно Вахтангу, который, по его словам, «старался развращенную Ростомом веру вновь укрепить».
Удивительно, но Жак Шарден в 1670-х годах увидел в Тбилиси 6 грузинских храмов и 8 армянских, и ни одной мечети. Люди открыто ели свинину и пили вино, а муэдзина при попытке читать азан с крыши дома забросали камнями. Интересно, было ли так всегда, или только при католикосе Доментии.
Доментий стал самым деятельным из всех католикосов XVII века.
Вторжение в Имеретию
Похоже, что несмотря на неудачный поход 1658 года на Имеретию, Вахтанг продолжал думать в этом направлении. Весной 1660 года он снова собрал армию и подошёл к границам Имеретии, но тогда Бахтрионское восстание отвлекло его. К осени проблемы в Кахетии закончились, и Вахтанг снова придвинул армию к имеретинской границе. В это самое время в Имеретии умер царь Александр III и ничалась самая страшная эпоха в истории Имеретинского царства,
Междуцарствие.
Тогда, в 1660 году, ещё никто не осознавал масштабы кризиса. В сентябре царица Дареджан (дочь
Теймураза I Кахетинского) свергла царя Баграта V. Началась эпоха безвластия. Вахтанг перешёл Сурамский хребет, и его сразу встретили князья Церетели. Князь Мегрелии Вамек III вступил в союз с Вахтангом и они разделили Имеретию. Вахтанг забрал себе всё к востоку от реки Буджа, то есть примерно от современного
Зестафони. После этого он вернулся на восток. Но Вахтанг ещё не знал, что имеретинское Междуцарствие — это эпоха нестабильности и нелогичности. Вамек III внезапно и необъяснимо поменял планы, порвал все отношения с Вахтангом и захватил ту часть Имеретии, что досталась Вахтангу.
Вахтанг снова собрал армию и встал в селении Али. Вамек двинулся навстречу в Сачхере. Но аристократия Имеретии поддержала Вахтанга, и Вамек отступил в Кутаиси. Но и там его положение было ненадёжным, и он оставил Кутаиси и стал искать помощи у князя Абхазии.
В 1661 году Вахтанг подошёл к
замку Сканда, где тогда жил Теймураз Кахетинский, давний враг Вахтанга. Он сказал, что готов сдать замок, если Вахтанг позволит ему уехать в Иран. Вахтанг согласился. Это был достаточно мягкий и гуманный финал давней вражды.
После этого Вахтанг занял крепости
Свери и Кацхи, вошёл в Кутаиси, а затем занял село Банза на границе Мегрелии. Оттуда он подошёл к
замку Чаквинджи, взял его, вошёл в Зугдиди, и под конец взял
крепость Рухи. В результате ему подчинилось всё, вплоть до
Абхазии. На несколько дней Грузия снова стала внешне единым государством.
Но видимо Вахтанг понял, что Имеретинское царство давно уже живёт своей отдельной жизнью, а эпоха единого царства давно уже прошла. Он не стал менять мироздание, а назначил имеретинским царём своего сына Арчила.
Но на это возразила Турция. Для всего исламского мира Вахтанг был иранским чиновником, а Турции не хотелось видеть иранских чиновников в Имеретии. Султан нажаловался шаху и шах попросил Арчила отказаться от Имеретии, пообещав за это выдать ему земельную компенсацию в Иране. Вахтанг отправил его в Исфахан в сопровождении Гиви Амилахвари Старшего, который был «зятем и преданным», и мужем дочери царя, Тамары. Это был 1663 год.
Война в Кахетии
В 1663 году в иранском Астрабаде умер
Теймураз I. Его внук Ираклий годом ранее приехал в горную часть Кахетии (в Тушети) и стал оттуда совершать вылазки. Вахтанг с армией пришёл в Кахетию, встретил армию Ираклия у села Уриатубани (сейчас Вазисубани) и разбил её. Ираклий отступил в сторону
Панкисского ущелья и скрылся в
крепости Торгва. Вахтанг осадил Торгву, и тогда Ираклий попросил отнестись к нему по-человечески, не захватывать его в плен и не обращать в ислам, а дать уйти. И Вахтанг отпустил его. Ираклий ушёл в Тушетию. Это был 1664 год; как раз вернулся из Ирана Арчил с Гиви Амилахвари. Шах распорядился сделать Арчила царём Кахетии. Именно Арчил построил в те годы царский дворец в Телави и церковь Кетеван Великомученицы рядом.
Ираклия в этом деле поддержали эриставы арагвские (Отар с братьями, убийцы Заала), за это у них отняли регион Эрцо-Тианети, но они дали клятву о своей непричастности и им всё вернули. Все они потом погибли странными смертями, и, как говорили, из-за ложной клятвы.
От тех лет сохранилась жертвенная грамота 1666 года
храму Эртацминда, которая начинается так: «
Волею и с помощию Божиею мы Иессеевы, Давидовы, Соломоновы, Багратонианы, царь царей государь и владетель Шах-Наваз, первородный и любезный сын наш владетель Георгий, владетель Леван, владетель Луарсаб и владетель Сулейман усердствовали и с охотою дерзнули поднести сию твердую и безусловную, на веки во все времена исполнимую грамоту — вам, доблестному и святому, седмерицею непобедимому и славному из мучеников чудотворцу, целителю всех недугов и великому стратигу Евстафию». Здесь мы видим, что Вахтанг жертвовал что-то храмам, но при этом называл себя Шахнавазом.
Последние годы жизни
Эристав Отар с братьями продолжали создавать пробелмы. В какой-то момент они прямо обратились к персидскому шаху с предложением перейти в его прямое подчинение. Шах пошёл им навстречу, полагая, что будет полезно немного ослабить царя Вахтанга. Вахтанг ответил двойным вторжением: его армия вошла в Душети, а его сын Арчил из Кахетии вошёл с армией в Тианети. Отар с братьями попали в плен. Но их мать была из
рода Мухранских, поэтому Вахтанг не стал доводить дело до крайности и ограничился принятием извинений.
Где-то около 1670 года Вахтанг совершил поход в
Двалетию, как в те годы называли верховья Большой Лиахви. Его армия дошла до
Цхинвали, но двалы осознали масштабы надвигающейся неприятности и пошли на переговоры. До настоящей войны дело не дошло.
Ближе к концу жизни больше проблем доставляли Вахтангу собственные дети. В свои 50 лет Вахтангу было трудно их контролировать. После 1672 года царевичи Луарсаб и Арчил настроились захватить Имеретинское царство, которое уже 10 лет пребывало в анархии и казалось лёгкой добычей. Вахтанг был категорически против, но дети проявили упрямство. Вахтанг предупредил шаха, что возможные проблемы с Турцией будут не на его совести, и шах вызвал Вахтанга на переговоры.
Пришлось ехать. Сына Гиоргия царь оставил своим заместителем. Но проехал Вахтанг немного: где-то в окрестностях
Гянджи он заболел и вскоре умер. Это был 1675 год, когда завершили ремонт храма Анчисхати. В Иране воспринимали Вахтанга как статусного чиновника, поэтому его тело перевезли в Кум и похоронили в мавзолее для шахов и чиновников.
К тому времени у шаха возникли сомнения в надёжности династии Багратион-Мухранских, и он задумал передать власть в картлийском царстве Ираклию Кахетинскому. Наследнику Вахтанга, Гиоргию, пришлось срочно ехать в Исфахан и договариваться с шахом. После некоторых колебаний шах всё же признал Гиоргия наместником Картли, и тот стал царём как Гиоргий XI.
Дети
У Вахтанга от первой жены Родам Орбелиани было довольно много детей.
Тамара, замужем за Гиви Амилахвари Старшим.
Арчил (1647—1713)
Луарсаб (-1698), женат на Мариам, дочери арагвского эристава Реваза
Анна, замужем за шахом Аббасом II
Александр, (-1711)
Леван (-1709)
Соломон (-1703), женат на Тамаре, дочери ксанского эристава
дочь, замужем за сыном эристава Заала
Родам была дочерью Каплана Орбелиани, который умер в 1671 году. Брак приблизил клан Орбелиани к царю. Вахтанг Орбелиани, сын Каплана, одно время был при царе Вахтанге главным судьёй царства. Его сын Сулхан стал известен как Сулхан-Саба Орбелиани, кодификатор грузинского литературного языка и воспитанник царских сыновей в конце века.
Вахтанг V в истории
Вахтанг прожил интересную и необычную жизнь, успев побывать и беглецом, и князем, и царём нескольких государств. При нём Грузия не знала нашествий и крупных разорительных конфликтов. Некоторые князья проявляли сепаратизм, но он приводил их к покорности довольно быстро. Самое же главное: он развернул колесницу грузинской истории в немного ином направлении и не дал исламской культуре полностью вытеснить христианскую.
Это даже удивительно, потому что у него были все основания быть убеждённым шиитом и верным слугой Ирана. У него было слишком много врагов, а в союзниках только проиранские Саакадзе и сам шах. Обстоятельства толкали его в объятья Ирана, но он не поддался обстоятельствам.
Вахтанг был неплохим менеджером для своего времени. Но историки эпохи романтизма не любили успешных менеджеров, им были интересны герои с бурными страстями, пусть даже злодеи и неудачники. Поэтому Вахтанг не стал героем эпохи Романтизма. Советские историки проигнорировали его. Кажется, только
Вахушти Багратиони выдал ему позитивную характеристику: «А этот царь Вахтанг был мужественным, доблестным, красивым, испытанным в боях, отважным, избранным в рыцарских играх, умевшим слушать, умным в разговоре и размышлении, щедрым, жаловавшим вдов и сирот, гневным, справедливым и милостивым, счастливым и боголюбивым».